Патриотизм от сердца или за деньги?  Где вы истинные патриоты России?

       Вопросы агитации и пропаганды в постсоветской России, находятся в ведении далеко не патриотов,  господ которые их используют в своих корыстных целях,   зачастую против народа России.  Понимают ли это высшие должностные лица государства? Думается понимают, правда не все. Грабёж страны  и вывоз капитала за границу это подтверждает. Игры в ельцинскую демократию дорого обходится россиянам, которые за такую демократию расплачиваються здоровьем, а многие жизнью. Притом истребляется  цвет нации, но об этом стараются не говорить, а многое запретили в законодательном порядке. Зато вольность в толковании происходящего к таких агрессивно настроенных  господ как Соловьёв, Куликов, Шейнин, Скобеева, Симонян, Мардан и другие. Так, по данным СМИ  ведущих ток-шоу «60 минут» на «России 1» Евгений Попов и Ольга Скабеева получают примерно по 12,8 миллиона рублей каждый. В издании подсчитали, что это доходы 150 пенсионеров на двоих. Их заработки складываются из двух источников: выплат от телеканала «Россия», а также его головного госхолдинга ВГТРК. В разы больше зарабатывает их коллега Владимир Соловьев. Его официальный годовой доход составляет 52,6 миллиона руб. (как у 310 пенсионеров вместе взятых). В эту сумму включены поступления от «Радио России» за эфиры, телеканала «Россия» за передачи и личной фирмы Соловьева «СВ Консалтинг». В тройку вошли главный редактор канала RT Маргарита Симоньян и ее супруг, ведущий НТВ Тигран Кеосаян. По данным The Insider, официальная зарплата Симоньян в МИА «Россия сегодня» составляет 20,4 миллиона рублей, в АНО «ТВ-Новости» (юрлицо RT) — 16 миллионов. В общей сложности их доход оценён в 156 миллионов рублей. При этом ведущий Первого канала Артем Шейнин получал в год почти 100 миллионов рублей (как 587 пенсионеров вместе взятых). Большинству зрителей он известен по шоу «Время покажет» и т.д.  Невольно возникает вопрос в России патриотизм от сердца, или за большие деньги. В советское время люди понимали и знали, что патриотом не рождаются, а их воспитывают. Кого воспитывает гнилая идеология вчерашних разрушителей страны, а ныне одевших мантию патриотов, наподобие Фурсенко, Шойгу, Кириенко, Медынского, Голиковой, Собянина, Скворцовой,   иже с ними.

    Как известно ныне Латвия  активно выступаю против россиян, а в целом славян. Из=за сказанной правды  подвергается унижению и Народный артист СССР  Раймонд Паулс который сказал правду, что «главными убийцами в 1917 – 1918 годах были латыши и евреи, а не русские». Маэстро ответил на обвинения в свой адрес в том, что он «продался русским» и является предателем латышского народа. Он  прямо-таки огорошил местных националистов.  Выдающийся латвийский композитор Раймонд Паулс, заявив, что главными «убийцами» в 1917-1918 годах были отнюдь не русские, а латыши. Так он прокомментировал газете Neatkarīgā обвинения в свой адрес в том, что он «продался русским» и является предателем латышского народа. «Я немного изучал то, что происходило в 1917 и 1918 годах, – сказал маэстро. – Кто был главными убийцами? Наши соотечественники. Что они творили на Украине? Кто сформировал весь этот чекистский аппарат? В основном наши и евреи, хотя они и были потом сами ликвидированы. Кто отстаивал ту революцию? И кто служил в охране Кремля? Латышские стрелки..». Как видим, по словам маэстро, евреи активно истребляли славян, прежде всего русских и украинцев, так оно и в н в постсоветское время.  По словам  Коломойского, то,  что происходит на Украине организовали евреи.  (Справка: В 1985 году Раймонду Паулсу было присвоено звание Народного артиста СССР. Он стал одним из организаторов знаменитых телевизионных конкурсов эстрадной песни в Юрмале в 1986-1989 годах. В 1988 году композитор стал председателем Государственного комитета Латвии по культуре, а после того, как Латвия вышла из состава СССР, он занял пост министра культуры республики)..Поэтому, диву даешься  с какой неприязнью  говорит о нашем советском прошлом  д.и.н. В.А. Никонов, который был работником  ЦК КПСС, а его дед В. Молотов вместе с В. Лениным и И. Сталиным создавали Советскую власть и СССР. Теперь наследники Никонова и потомки Молотова работают  не  на социализм, а капитализм в США.

        К сожалению   никого из властей не беспокоит то, что эти господа, особенно Соловьёв  постоянно   разжигают ненависть между славянскими народами, хвастает, что он еврей, гражданин города Алабама США,  и что настало время  нанести ядерные удары по Украине и Запалу —  дойти до Лиссабона. Это явная провокация,  которая даёт основание западным политикам оправдывать перед своими избирателями  немалые расходы на войну против России, а также готовиться к широкомасштабной войне. Об этом говорят открыто. К сожалению многие офицеры и генералитет, с которыми Соловьёв постоянно встречается в районах СВО  разглагольствуют о происходящем. А может это второй Рихард  Зорге работающий в чьих – то интересах? О том что Запад серьёзно готовиться к войне с Россией  свидетельствуют   широкомасштабные учения  и заявления политиков и военных.  По ТВ постоянно ведётся агитация вступать в СВО и называется сумма контрактника – 200 и более тысяч рублей.  Среди рядовых граждан,  а также пенсионеров  ранее получивших   на службе инвалидность , а теперь игнорируемых в получении тех или иных льгот и госпитализации —  это воспринимается    по — разному. Почему? Суть в том, что патриотизм не продаётся и не покупается, он есть или его нет. В высоком патриотизме   убедились в годы борьбы с фашизмом. Так было повсеместно. Патриотами были и становились люди разных национальностей и вероисповедания, как молодёжь, так и пожилые.   Нет слов,  были и предатели, но их оказалось  ничтожное меньшинство, теперь всё наоборот. Почему?  Это результаты разложения общества ельцинистами. Люди не воспринимают фальшь и обман, которые царят в постсоветском обществе.

         С  началом фашистской агрессии советские граждане не бежали за рубеж, как в феврале  2022г., а шли в военные комиссариаты.  Притом патриотизм проявляли все, в том числе работники речного флота.  В это трудное время   речники, как и весь советский народ, встали на защиту  Родины. Каждому советскому человеку пришлось нести свою ношу, чувствуя  ответственности за судьбу страны. Над СССР  нависла смертельная опасность. Поэтому весь народ встал на защиту  Родины, среди них были  военные и гражданские  речники.  По телефонной связи  был отдан  приказ капитанам речных судов на Днепре, Припяти, Свири, Неве, Оке: «Немедленно прекратить рейсы и следовать на судоремонтные заводы». Этим судам через несколько дней предстояло стать канонерскими лодками, тральщиками и сторожевыми кораблями речных военных флотилий. В первые же недели войны на фронт добровольно ушли тысячи речников, порой уходили  семьями. В воинский строй  и пять братьев Буренковых – грузчики Горьковского порта.

             Тысячи телеграмм приходили от речников, находящимся в рейсе. «Готовы выступить на защиту Родины», — заявила команда парохода «Советский Север» Нижне-Иртышского пароходства. «Считаем себя  мобилизованными!» — такое решение принял экипаж парохода Камского речного пароходства. Из коллектива Средне-Волжского пароходства добровольно ушли на фронт около 500 чел., с Верхневолжского завода более 400 чел., столько же – с небольшой пристани Тобольск на Иртыше. В ряды Красной Армии и Военно-Морского флота влилось больше половины коммунистов Ленинградского речного порта. Из 1920 комсомольцев Северо-Западного бассейна к 1 августа 1941 г. надели военную форму 900 человек.

            Распределительным центром перевозимых людей и грузов, двигавшихся по речным путям в Поволжье  и Приуралье стал  город Горький. Но если идущие потоки с Верхней Волги здесь подвергались переформированию, то окские суда, как правило, полностью разгружались. Интенсивность перевозок была такова, что в отдельные дни превышала в 15 раз обычных людских перевозок.   Верхняя Волга являлась одним из важных путей эвакуации,  уже 14 октября 1941г.  фашистские войска заняли г. Калинин. Немцы  надеялись захватить  плавучие средства однако  обнаружили  только старые, негодные к эксплуатации суда. Только из пристани г. Калинина было отправлено 100 тыс. чел. и 60 тыс. тонн разных грузов, включая заводское оборудование. Другой крупный поток эвакуированных, двигался на Волгу по Оке из Москвы. Эвакуация из столицы началась в июле 1941г. Эвакуации подлежали  старики, женщины, дети, больные, а также вывозились учреждения и организации, пребывание которых в Москве, не вызывалось необходимостью.  

             Тревожная обстановка, сложившаяся на подступах к Москве и глубоко волновала речников. Они выражали защитникам столицы искреннюю признательность за их героические усилия в борьбе с врагом. Перевозки по Подмосковным рекам осуществлялись днем и ночью. Активно работали специалисты спасательных станций и постов.  Ушедших на фронт мужчин  заменили юноши и девушки из речных династий. Молодёжь одновременно овладевала необходимыми речными профессиями (моториста, судоводителя, судомеханика, водолаза, связиста). Готовясь к отправке на фронт, изучала материально-техническую часть вооружения. С призывом к девушкам Карелии идти работать на суда обратилась рулевой парохода «К. Маркс» Рая Власова. Капитанами речных судов стали З. Савченко в Нижне — Амурском пароходстве, В. Карагаполова в Нижне — Иртышском пароходстве, А. Караваева и М. Попова в Волжском речном пароходстве и другие.

            На речной транспорт  пришло много  молодёжи. Это были преимущественно подростки, не достигшие 18 лет. Энергия, инициатива, боевой задор в работе помогали им успешно овладевать профессиональным мастерством, справляться с заданиями. На переполненных пассажирами судах команда старалась позаботиться о каждом человеке. По мере возможности обеспечивали эвакуированных питанием и водой, заботились о больных. Из-за большого потока эвакуируемого население  приходилось в разы превышать допустимые нормы перевозки, что безусловно было небезопасно. Так, речники волжского теплохода «Парижская коммуна» при вместимости судна в пятьсот пассажиров брали на борт в 6-7 раз больше. Внимание, чуткость и забота, которую проявляли речники в ходе перевозок,  улучшали настроение, уменьшали горечь которую испытывали люди оставившие родные места и нажитое имущество. 

           На многих судах  были сформированы семейные экипажи. Так, на пароходе «Ваня-коммунист» работала семья Тумановых: отец Иван Куприянович – механик, его жена Зинаида Ивановна и сын Виктор – кочегары, дочь Валентина – масленщик. На барже «Апшерон» пароходства «Волготанкер» у шкипера С.П. Шурупова работали жена и трое их детей. Подростком, после окончания 8 класса,  пришел матросом на теплоход «Уралнефть» Владимир Пермяков. Капитаном теплохода был его отец Василий Ильич. «Как обычно — вспоминал Владимир Пермяков, — встречали мы отца всей семьёй, когда теплоход «Уралнефть» пришел в Астрахань».  После объятий отец объявил: «В следующий рейс пойдем всей семьёй. Мать начнет работать матросом, Володя  будет зачислен на судно на штатную  должность матроса. Ведь на судне не хватает трети команды». В условиях военного времени подобная практика привлечения на работу близких себя оправдала. Семейные команды как правило работали добросовестно, с огоньком.

           Юноши и девушки, пришедшие на суда, спасательные станции и посты быстро овладевали флотскими профессиями. Они работали по 12 часов в сутки, включая ночные вахты и блестяще справлялись с возложенными обязанностями. По указанию руководства и с помощью активистов для улучшения обслуживания эвакуируемого населения на пристанях выделялись дополнительные дебаркадеры, открывались медпункты, агитпункты, пункты питания, буфеты. Здесь важная роль отводилась молодежи работающей на спасательных постах и речном флоте.      В первые месяцы основная нагрузка легла на Московско-Окское пароходство  начальник В.Н. Карпов, на Волгу суда могли прийти только одним путем – по Москве – реке и Оке. Многочисленные трудности возникали из-за недостаточной пропускной способности устаревшей москворецкой системы. Не хватало флота, а суда пароходства канала Москва – Волга  из-за их большой осадки использовали  на 60% грузоподъёмности.

               С началом войны характер производственной деятельности судоремонтных предприятий резко изменился. Коллективы заводов успешно и в короткие сроки осваивали оборонные заказы. В разных регионах страны на судоремонтных  и судостроительных заводах строили катера, спасательные лодки, плавучие и обычные мины, шлюпки и другое для  военного  флота  имущество. Важная роль отводилась предприятиям и организациям, подчиненным ОСВОД, они готовили специалистов – водолазов, спасателей на водах, механиков, мотористов  и других. Эти организации внесли непосильный вклад в победу. Корпуса мин, ручные гранаты, детали для снарядов «Катюш» различные запасные части для техники и вооружения изготовлял заводы «Теплоход», имени Молотова, Городецкий механический завод и другие.

          Большую помощь в обеспечении безопасного плавания сыграли партизаны Подмосковья. В октябре 1941г. в Москве был сформирован истребительный мотострелковый полк, который насчитывал 1900 чел. В него были включены истребительные батальоны ряда районов столицы и Подмосковья, сотрудники Управления НКВД Москвы и Московской области. Партизанские отряды истребили в оккупированных районах Подмосковья 17 тыс. солдат и офицеров группы армий «Центр», предназначенных для штурма Москвы. Ими  уничтожено 6 штабов, 6 самолетов, 64 танка и бронемашины, 100 орудий, около 900 грузовых машин,  пустили под откос 5 поездов, освободили 47 населенных пунктов(3). Партизаны наводили страх на врага, подрывали их моральный дух, нарушали коммуникации, линии связи,  препятствовали проникновению  вражеских лазутчиков в  наш тыл. Все это помогало речникам в доставке грузов в непосредственной близости от вражеских позиций.   Всё это свидетельствовало о высоком моральном духе и патриотизме  нашего народа,  было важным фактором, движущим  для разгрома немецко – фашистских войск  Невольно приходят на память стихи поэта В.А. Жуковского

                                        О родина святая,

                                        Какое сердце не дрожит,

                                        Тебя благословляя?.

       Доя нынешних правителей и депутатов Родина там, где их миллиардные сбережения. Вот почему многие покинули страну, а остальные мечтают об этом. Притом,  убегают на Кубу, Никарагуа, Венесуэлу, Китай, КНДР, а в США, Англию, Францию, Германию, Италию и другие,  так «ненавистные»  им страны.

     Советское правительство высоко оценило работу речников-судоремонтников по выполнению оборонных заказов, наградив их орденами и медалями СССР. Среди награждённых были: Я.Л. Левин – главный инженер завода имени Бутякова, М.И. Кузьмин – директор завода имени Молотова, А.М. Воробьев – директор завода имени Парижской коммуны, А.А. Курочкин – директор Городецкого механического завода. Начальник Главного штаба Военно-Морского Флота Н.Д. Сергеев пишет: «…в пополнении флотилии значительная роль принадлежит речникам. Только речной флот страны в годы войны передал около тысячи судов для переоборудования их под боевые корабли и вспомогательные суда… Команды этих судов, как правило, комплектовались из речников… А капитаны речных судов становились подчас их военными командирами и показывали незаурядные воинские способности, образцы мужества и героизма!».

             Благодаря напряжённой  работе речного флота были спасены многие человеческие жизни. Речные суда не только перевозили раненых, но и использовались как госпитальные суда. Прямо на судах оказывалась медицинская помощь больным и раненым. Суть в том, что продвижение эвакуационных эшелонов задерживалась  из-за недостаточной согласованности  в работе транспортников. Нередко эшелоны отправлялись без указания конечного пункта назначения, потом переадресовывались, что  вносило дополнительные трудности. Отдельные эвакопункты не  справлялись с таким огромным потоком людей.

             Речники оказывали большую помощь в эвакуации раненых бойцов Красной Армии. Лучшие пассажирские суда были переоборудованы в госпитальные и санитарные суда. Сотни девушек речного транспорта прошли курсы медсестёр и добровольцами ушли на фронт. На военный лад пришлось перестраиваться и путейцам. Во всех бассейнах европейской части страны было отключено ночное освещение навигационной обстановки. Наиболее уязвимыми оказались гидросооружения. Речники применяли много способов дезориентации фашистских летчиков. Так, на гидроузле Труд — коммуна в Подмосковье был создан ложный шлюз. Особенно тяжело приходилось при плавании по малонаселённым районам, где возникали трудности с продуктами питания. Были случаи, когда выдавалось 400 граммов хлеба на трое суток пути,  многие эвакуированные болели, а оказать квалифицированную помощь было некому.  И все же, в  обстановке военного времени осуществлена коренная перестройка всей работы пароходств, портов и заводов на военный лад, полностью подчинив деятельность речного транспорта интересам фронта и  защиты Отечества.

         Начало  войны застало в пути, в пределах бассейна, сотни гружёных судов Днепро — Двинского пароходства в зоне боевых действий оказавшихся под непосредственным ударом врага.  Часть судов Днепровского и Днепро — Двинского пароходств была  передана Днепровской военной флотилии и переоборудована  в боевые корабли, а многие пассажирские пароходы приспособлены под плавучие госпитали. Остальной флот был нацелен  на воинские и эвакуационные перевозки.  В середине июля бои развернулись в среднем течении Припяти и Березины.  Руководство Днепро — Двинского пароходств решило вывести флот с правых притоков и верховьев Днепра вниз в районы Киева и Днепропетровска. На речных судах эвакуировалось население, вывозились различные  народнохозяйственные грузы и  имущество. С начала августа центр транспортной работы пароходства переместился на р. Сож. Между Лоевом и Веткой были организованы воинские переправы, войск и вооружения на участке Гомель-Пропойск.

       Трудные  задачи в начальный период войны пришлось решать коллективу Днепровского пароходства. Суда пароходства широко использовались для перевозки воинских  грузов. Население и грузы вывозились главным образом в Днепропетровский и Запорожский  порты, а  оттуда  — на восток по железным дорогам.  В июле флот пароходства эвакуировал 129 тыс., т. зерна, сахара, металла и других ценных грузов. Для буксировки сухогрузных барж использовались и пассажирские пароходы. Много усилий приложили речники Днепра для осуществления перевозок находившихся в баржах  десятков тысяч тонн нефтепродуктов.

           По указанию ЦК КП (б) Украины, обкомов партии и военного командования Днепровское пароходство организовало многочисленные переправы через крупные водные рубежи. Летом 1941г. на переправах работало почти половина транспортных судов. На Днепре наиболее крупные воинские переправы, обслужившиеся речным флотом, находились в Днепропетровске и на участке Херсон-Антоновка. Подошедший к Днепропетровску противник начал обстреливать из орудий и миномётов мосты, причалы, суда. Активные действия днепровского флота продолжались в районе Запорожья. Чтобы преградить врагу путь на левый берег Днепра, в ночь с 18 на 19 августа по указанию военного командования были взорваны плотина Днепрогэс и железнодорожный мост ниже плотины. Однако, заняв остров Хортицу, противник получил возможность держать под обстрелом улицы Запорожья и железнодорожную станцию, препятствуя тем самым эвакуации ценнейшего оборудования предприятий.

С 25 августа началась подготовка к  высадке подразделений 274-й стрелковой дивизии 12-й армии на о. Хортицу.  Десант перебрасывался на катерах, газоходах, моторных и весельных лодках. Орудия и танкетки доставлялись на баржах. В десанте также участвовали военные и гражданские моряки — речники, работники спасательных станций и постов ВОСВОД.  Суда прорывались к о. Хортица сквозь заградительный огонь. Многие из них получили сильные повреждения, но оставались на своих местах. Освобождение о. Хортица было первой крупной наступательной боевой операцией, в которой непосредственно участвовал  речной флот. Эта операция позволила успешно закончить эвакуацию оборудования и имущества промышленных предприятий.

         Из всего днепровского флота была спасена небольшая группа судов. В середине июля Государственный Комитет Обороны предложил для  перевозок нефти на Дону перебросить с Днепра наливные баржи с буксирами. В эту группу судов вошли три колёсных буксира – «Кузбасс»,  «Кренкель» и «Мануильский», два газохода и 25 наливных барж. Возглавил экспедицию капитан-наставник Черноморского пароходства  Г.В. Баглай. В  Херсоне речные суда  подготовили к плаванию морем, 6 и 8 августа они вышли в путь. В районе узкого выхода из Днепровско — Бугского лимана  подорвались на вражеских минах и затонули пять барж, ещё одна погибла от бомбардировки. Остальные суда  через десять дней  достигли Ростова-на-Дону. При отходе войск с левобережья Днепра флот приходилось затапливать,  суда демонтировались, снятые детали отправляли в тыл или зарывали в землю. Почти все основное оборудование и материалы судостроительных и судоремонтных заводов Днепровского бассейна удалось эвакуировать в глуб страны. Несмотря на трудности речники, проявляя самоотверженность и находчивость, справлялись со своими  задачами

     Работу Днепровского флота высоко оценило руководство  Южного фронта. В  направленном в феврале 1942г. в Управление военных сообщений Красной Армии донесении говорилось: «Водный транспорт имел огромное значение в воинских перевозках летне-осеннего периода 1941г….  С этой задачей работники речного транспорта на реках Днестр,  Южный Буг и Днепр полностью справились. Под обстрелом вражеских миномётов и артиллерии снимались последние прикрытия с правого берега и перебрасывались на левый. Большая часть материальной части армий на реках Южный Буг и Днепр была перевезена  флотом речного транспорта». Опыт речников-днепровцев  в значительной мере был использован в период последующих боёв под Москвой, на Дону и Волге.

           В 1941-1942г. речные суда  эвакуировали из Ленинграда, Москвы и других приречных городов свыше 2,5 млн. человек, вывезли около 1,5 млн. тон различных грузов, переправили через водные рубежи белее 2 млн. голов скота и десятки тысяч автомашин, повозок, тракторов и другой техники колхозов, совхозов, МТС. Роль речников, и прежде всего пароходств европейской части страны, была немалой в воинских перевозках. Пароходства, понимая значение этих перевозок, делали всё возможное, чтобы осуществить их в срок и полностью.    Речники внесли огромный вклад не только в ходе перевозки эвакуированных  и грузов из районов, где наступал противник, но и обеспечивали эвакуацию и переправу  отступающих и наступающих войск. Вместе с ними рука об руку трудились водолазы, спасатели ОСВОДа.  Как писал А.Н. Толстой: «Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь»(7).

              О напряжении в их работе можно судить, в частности, по таким данным: из 3261 тыс. тон горючего и смазочных материалов, израсходованных Красной Армией в 1943г. 1200 тыс. тон было доставлено речными судами по Волге на нефтебазы Главнефтеснаба. В целом же в силу географического положения водных  путей и отсутствия межбассейновых сообщений удельный вес воинских грузов в общих перевозках не превышал 11 процентов и был примерно в два с лишним раза меньше, чем на железнодорожном  транспорте. Он был довольно высоким в тех пароходствах, водные пути которых непосредственно  примыкали к фронтовой зоне или становились  рубежом обороны.  Немало речников погибло в годы ожесточенных сражений на подступах и в ходе защиты столицы. Речной флот принимал участие в  войне не только как составная  часть транспортной системы страны. Сотни лучших его судов после переоборудования на судоремонтных заводах пароходств были переданы Военно — морскому флоту, в состав военных флотилий, большей частью с экипажами. В ряде случаев эти суда составили основное ядро вновь сформированных флотилий.

         В ходе войны речной флот понес огромные потери – пятую часть своего состава: 1092 самоходных судов общей мощностью 140,4 тысяч л.с., 2608 грузовых несамоходных судов общей грузоподъемностью 1106 тысяч тонн, 62 земснаряда и 692 других судов. Из 18 искусственных водных путей 13 были разрушены или повреждены. Лежали в развалинах 479 пристаней и пристанских пунктов, 89 судостроительных и судоремонтных заводов, мастерских и верфей. Большие потери существенно сказались на объемах перевозок- в 1945 году они составили 36,1 млн. тонн. В 1944-1945гг. пароходства перевезли все предъявленные им нефтегрузы и лес в плотах. Несмотря на временную потерю ряда бассейнов и прекращение транзитного движения по водным путям северо-запада, а затем и по Волге, использование внутренних резервов речного флота позволяло в течении двух лет поддерживать перевозки на довольно высоком уровне. В 1943 году они соответствовали среднему уровню грузооборота всех видов транспорта. Довоенного уровня грузооборота речники достигли только в 1949 году.   

           Работники речного транспорта оказались подготовленными к тяжелым испытаниям войны, выдержали их вместе с другими тружениками тыла, сделали все для победы над врагом. Этому свидетельствует беспримерный подвиг Девятова М.П. – участника движения сопротивления, совершившего с группой советских военнопленных дерзкий побег из немецкого концентрационного лагеря на захваченном вражеском бомбардировщике «Хейнкель-111».    Как отмечал участник битвы под Москвой, дважды Герой Социалистического Труда В.И. Долгих: «Наш многонациональный народ явил невиданную доселе стойкость, отвагу и готовность до конца отстаивать свою свободу и независимость. Ценой невероятных усилий и немалых жертв он спас свою Родину и весь остальной мир от нацистского рабства. О подвигах фронтовиков самоотверженности тружеников тыла, великих терпениях жен и матерей будут помнить потомки. Тщетны усилия тех, кто пытается сегодня исказить правду о Великой Отечественной войне, принизить героизм советских людей и решающий вклад СССР в Победу!»(8). Это в полной мере касается  речного флота.

      За мужество и героизм 117 речникам присвоены звания Героя Советского Союза, 15 стали полными кавалерами ордена Славы. За время войны 8460 работников речного транспорта награждены орденами и медалями СССР.  24 июня 1945 года в историческом параде Победы в Москве на Красной площади прошли пять речников Героев Советского Союза: М.И. Буденков, К.М. Кабанов, И.С. Малов, Н.М. Скоморохов, М.А. Соколов. В честь многих  речников – Героев Советского Союза названы улицы, школы, суда флота. «Всё, что сделано  во имя Родины, достойно памяти и уважения. То, что сделано ценой жизни,- священно. Об этом забывать нельзя», — писал Нарком речного флота З.А. Шашков(9).

                   Так напряжённо трудились речники  в ходе защиты СССР —  России. Они честно и до конца выполнили свой долг перед Родиной.  С тех пор прошло 70 лет, выросли внуки, правнуки, но память должна хранить картину величественных дел, старшего поколения, трудового подвига свершенного  речниками, в ходе этой кровопролитной войны. Мы говорили о трудолюбивом  и добросовестном отношении к труду в годы войны. Это был труд на общее благо, труд который во многом способствовал разгрому врага, защите нашей столицы в годы нашествия фашизма. Эти качества следует прививать и нынешнему поколению молодежи, которая должна продолжать эстафету старшего поколения речников. Быть честными  перед собой, обществом, Родиной. Говоря о честности, мы имеем в виду и принципиальность,  порядочность,   верность Родине, труд на благо страны и ее народа.

           Сколько бы не прошло времени с тех драматических и  героических лет, события 1941-1945 года, трудные месяцы борьбы  навсегда останутся в памяти нашего народа. Трудовые свершения народа,  эвакуация в глубь страны были и останутся в памяти как  подвиг, в котором значительный вклад  речников, тружеников тыла. Враг был остановлен  на подступах к Москве, это стало возможным благодаря мужеству и стойкости наших воинов, сухопутных, воздушных и морских сил, речников, тружеников тыла, всего нашего народа. Победа над фашизмом  — это наше общее достояние – России, Украины, Белоруссии, всех народов СССР. Это  достояние в постсоветское  время пытаются отнять и опоганить. Есть силы на Западе и в России, которые хотят предать забвению и отнять нашу  Победу.  Сейчас как никогда актуальны слова известного антифашиста Ю. Фучика: «Люди, будьте бдительны!».

         В обращении И.В. Сталина к народу по случаю Дня Победы сказано: « Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряженный труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, — не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за свое существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией. Отныне над Европой будет развиваться великое знамя свободы народов и мира между народами»(10). В нелёгкой победе есть значительный вклад речников Советского Союза. Прошло десятки  лет с начала Московской, ленинградской, Сталинградской, Орловско – Курской и других битв. Уже нет той страны, которую защищали в годы Великой Отечественной войны, нет  большинства тружеников – речников, кто трудился во имя нашей Победы. Однако память моряков и  речников СССР — России  должна жить в веках. Главная задача установление мира и  дружбы, как было в советские времена. Недругам хватит дурить народ. Славянские народы  должны осознать, что их сознательно истребляют. Сначала русских и украинцев, а потом остальных.

 Член Президиума ЦС РУСО, писатель и журналист    

                                                  В.А. Попович

 4.2.24г..