Принято считать, что основными составляющими войны являются воинское искусство, стратегия и тактика боя, воля и моральный дух воинов. Действительно, правильное сочетание этих элементов, определение приоритетов — залог победы.
Однако поднимемся выше, до философского осмысления войны и сопоставим этот уровень с нравственностью, как высшим критерием правомерности, справедливости и оправданности войны. Война — это битва государств, столкновение их идеологий, экономического и военного потенциала. Только в этом сочетании можно понять, почему одни победили, а другие проиграли.
Война и мир — неустойчивые понятия, в любой момент они могут поменяться местами. Для этого достаточно самого незначительного повода.
Исторически, сдерживать человеческую агрессию, необузданный нрав и животное начало человека были призваны «Кодексы чести» (Кодекс чести самурая, Рыцарский кодекс, гуманитарные законы войны и другие нравственные нормы). Но вероломство сильного противника легко преодолевало эти шаткие барьеры.
Особенно кровопролитной была Великая Отечественная война. С точки зрения военно-технической составляющей, силы и средства фашистской Германии, опирающейся на мощь покоренной Европы, в начальной стадии, были не сопоставимы с возможностями Советской Армии. Поэтому кровавое колесо докатилось до Москвы.
Немецкой злобе Советская Армия противопоставила беспримерную отвагу, единство фронта и тыла, волю и целеустремленность. Такого массового героизма на знала ни одна армия мира. Подвиг Матросова повторили около 500 героев, а воздушный таран Гастелло стал символом непоколебимости для многих летчиков, защищающих мирное небо. Символично, что экипаж самолета Гастелло был интернациональным: украинец, немец, русский и белорус — сам Гастелло. Но еще больше война породила безымянных героев, имя которых неизвестно, а подвиг их бессмертен.
Именно под Москвой родилась крылатая фраза Василия Клочкова: «Велика Россия, но отступать некуда — позади Москва». Москва стала последним рубежом отступления. Битва под Москвой сокрушила надежды гитлеровцев на близкую победу и вселила уверенность в ряды наших воинов. Она стала залогом будущих побед, общим итогом которых стал поверженный Рейхстаг. Битва под Москвой — олицетворение величия духа и всеобщей уверенности в Победе.
И. Сталин по радио обратился к народу по-христиански, со словами: «Братья и сестры». Эти дружеские, теплые слова сблизили власть и народ, укрепили доверие между ними. На отеческий призыв откликнулся весь народ. Произошел поворот к национальным истокам и ценностям. Власть почувствовала и поддержала эти перемены. На волне военных успехов был учрежден Орден Суворова (июль 1942 г.), Орден Кутузова (июль 1942 г.), Орден Александра Невского (июль 1942 г.), другие ордена, названные именами великих русских полководцев.
Произошло и духовное переосмысление войны. В сентябре 1943 г. восстановлено патриаршество как дань православной традиции. Был проведен Архиерейский собор Русской православной церкви (сентябрь 1943 г.). Неслучайно, перелом в Великой Отечественной войне начался с конца 1942 года, закрепленный Сталинградской и Курской битвами. После чего стратегическая инициатива полностью перешла в руки Советской Армии.
Политически мотивировала Победу советская идеология, в лице ее лучших представителей — коммунистов и комсомольцев, которые шли вперед и вели за собой других. Они имели единственную привилегию — погибнуть первыми.
Но всеобщим вдохновителем Победы были любовь и преданность Родине, ставшей для всех Священной державой и высшей ценностью. В этой борьбе вечное возвысилось на мирским, а личное уступило место всеобщему. Все были готовы «положить душу свою за други своя». Состояние такого подъема и единодушия образно показал В. Высоцкий: «Здесь нет ни одной персональной судьбы/ Все судьбы в единую слиты/. Лозунг: «Родина — Мать зовет!» был записан в сердце каждого воина и понимался ими буквально. Зовет, значит надо идти вперед и биться до конца.
Большую роль сыграла традиция. В Советском Союзе еще сохранялись глубоко укорененные христианские ценности. Религия и политика, государство и церковь выполняли общую функцию — вдохновляли народ, вселяли уверенность в Победе. Освободительная война — это гражданская молитва, священнодействие, литургия духа.
Военные традиции в России имеют большую историю. Вспомним суворовскую Науку побеждать и его военную этику: «Сам погибай, а товарища выручай». Эта этическая максима стала символом военного братства.
Даже обиженные на советскую власть (раскулаченные, бывшие дворяне, царские офицеры), в большинстве своем, защищали единое Отечество, с которым связывали свою судьбу. Часть белой иммиграция, — по словам Павла Судоплатова, — была на службе Советов и повернулась к ним лицом.
«Война мобилизует весь потенциал нации, раскрывает самое сокровенное, до предела обнажает чувства. В своей низшей точке, война открывает дверь порокам и грехам…» (С. Франк), она же возносит и стимулирует добродетели (отвагу, преданность Родине, самопожертвование).
Меч победы ковало государство, основой которого была советская идеология, патриотизм, социалистический образ жизни. Важную роль сыграла историческая преемственность. Сохранилась глубоко укоренившаяся в общественном сознании традиция, архетипы русской жизни (соборность, патернализм, духоцентризм), ставшие залогом Победы.
Для Советского Союза война с фашизмом не случайно названа Отечественной. Отечество — высшее и священное понятие. Без натяжки можно сказать, что битва под Москвой внесла сакральный перелом в конечный исход войны. Духовные закономерности оказалась сильнее физических. Восторжествовала Правда войны, которая всегда на стороне высшей справедливости, противодействующей мировому злу.
Нападение фашистской Германии и ее сателлитов на СССР — не гримаса истории, а закономерный итог развития потребительской цивилизации, основанной на силе и лжи. Россия всегда стояла на пути темных сил, стремящихся к мировой гегемонии, поэтому и стала объектом нападок и посягательств.
Война отделяет зерна от плевел. Здесь нет полутонов и двусмысленностей: ты или свой или чужой, с нами или против нас. Антонимом слова «Отечество» являются «заграница», «чужбина», т. е., чужое. А приставка «от» имеет и обратный, противоположный смысл: «отречься», «отделиться», «оттолкнуть». Эти негативные качества олицетворяет «Пятая колонна» — Троянский конь государственности. Давно замечено, что внутренний враг опаснее внешнего, поскольку в любой момент может открыть ворота врагу и действовать совместно с ним.
В этой связи, В.И. Ленин предупреждал: «Прежде чем объединиться, и для того, чтобы объединиться, мы должны сначала решительно и определенно размежеваться». Необходимо формировать здоровое ядро национально-ориентированных граждан. Страна не добрая фея, чтобы всем угождать.
Сегодня над Москвой (и всей страной) снова сгустились тучи. Новой, угрожающей силой стал либерал-фашизм, идеологическое и финансовое обеспечение которого осуществляет транснациональный капитал. Сомкнули свои усилия все ненавистники Россия, Острием атаки и плацдармом нападения стала предавшая Русский мир Украина. Но украинский фронт тактический, а не стратегический рубеж в глобальной политической игре.
Надо признать, что уроки битвы под Москвой и всей военной компании нами до конца не усвоены. Пора расстаться с иллюзией о создания климата доверия с экзистенциальным противником. Еще с древних времен обман противника, введение его в заблуждение, был главным инструментом военной стратегии.
Применительно к нашим условиям фикцией оказались обещания Запада не продвигать НАТО к границам России, Минские соглашения, которые со стороны Украины, изначально никто не собирался исполнять. Результатом политического легкомыслия стало накачка Украины оружием, тактическая и военная подготовка к войне с Россией. Замедление темпов проведения СВО во многом объясняется хорошей вооруженностью Украины, технологизацией боевых действий.
Нуждается в кардинальном изменении национальная и военная доктрина. Страна должна перейти от политики умиротворения противника, если не сказать, низкопоклонства перед ним, к активному противодействию и наступлению. У России своя историческая миссия — освобождение человечества от мирового зла. Инструментами такой политики должны стать политическая мудрость, твердая воля и глубокая убежденность в своей правоте. Пока же — ложь Запада побеждает нашу правоту.
Сегодняшняя же Россия расплачивается за свою неуверенность, политическую недальновидность и государственный пацифизм, которые только провоцируют агрессора со стороны Запада.
Вызов брошен, но не принят. Россия, в ее нынешнем состоянии, не готова противостоять нарастающему натиску. Капитализм не может быть ни орудием Победы, ни механизмом развития. Национального суверенитета, подлинной независимости мы можем достигнуть только после разминирования России от заложенных по всему полю снарядов капитализма. Без национализации основных средств производства и мобилизации всех ресурсов победить коллективного врага невозможно.
Россия — страна-цивилизация, у нее собственный исторический путь. Ближе всего к этому направлению обновленный социализм, доказавший свою историческое преимущество.