Циолковского оставляли на второй год. Эдисона в школе считали «безмозглым тупицей». Билл Гейтс учился на «удовлетворительно». Правда ли, что троечники — будущие гении и миллиардеры?
Начну сразу с примеров, которые часто приводятся в доказательство «теории троечников».
7 гениев бизнеса и науки, которые плохо учились в школьном возрасте
1. Константин Циолковский. Отец русской космонавтики, гениальный ученый-универсал
Циолковский. Источник фото — открытый. Обработка — моя, специально для блога
В Калуге его считали «простым городским чудаком». Рано потерял слух, но не страдал от этого и сам находил для себя развлечения: читал книги, мастерил, ставил опыты. В школьном возрасте считался неуспевающим: его даже оставляли на второй год. Потом родители решили отправить сына в Москву поступать в училище, но он остановился на самообразовании: выбрал в качестве учителя философа Николая Федорова. А все деньги, присланные из дома, тратил на книги и материалы для опытов. Питался только черным хлебом. И успешно сдал экзамен на учителя.
Стал ученым, опубликовал 148 работ (плюс 600 неопубликованных рукописей). Занимался философскими и теоретическими вопросами по освоению космоса. В частности, рассчитал достижение ракетой космической скорости, думал о создании искусственного спутника, писал научно-фантастические произведения и многое другое.
2. Уинстон Черчилль. Премьер-министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе, знаменитый политик, журналист, писатель, художник, почетный член Британской академии
Черчилль. Источник — открытый. Обработка — моя, специально для блога
Трудно поверить, что такой разносторонне развитый человек учился в школе просто отвратительно и был худшим по поведению в классе. В 11 лет он даже провалился на экзаменах. И постоянно получал от учителей за свое озорство и неуспеваемость.
Черчилль, который в итоге стал одним из величайших британцев, в школе считался глупым. Его даже не допустили до престижных занятий по латыни и греческому языку.
К 13-летнему возрасту он научился приспосабливаться к школьной системе и «дорос» до троечника.
Одна из знаменитых цитат Черчилля: «У школы нет ничего общего с образованием».
3. Дмитрий Менделеев. Великий химик, ученый-энциклопедист, воздухоплаватель, геолог, изобретатель периодического закона для классификации химических элементов
Менделеев. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
Был семнадцатым ребенком в семье и в гимназии учился неважно. Часто получал «тройки», противился зубрежке. Позже признавался, что сохранил отвращение к классической школе на всю жизнь.
На первом курсе Педагогического института получил «двойки» по всем предметам, кроме математики. Однако вскоре стал преуспевать в учебе.
Система химических элементов — только малая часть достижений этого гениального ученого. Он был автором первого русского учебника «Органическая химия», сделал много открытий в разных сферах науки. По его инициативе в Санкт-Петербурге была учреждена Главная палата мер и весов (сейчас это — Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии имени Менделеева).
4. Билл Гейтс. Один из создателей Microsoft, второй в рейтинге богатейших людей мира в списке Forbes
Гейтс. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
Школьная программа казалась Биллу неинтересной, и он не считал нужным тратить время на «бесполезные знания и навыки». Гейтс срывал уроки и был известен своими странными выходками. Родители всячески пытались поощрять сына на хорошую учебу, в том числе обещали платить за каждую «пятерку» по 25 центов. Но это не помогло: за год Билл заработал только 5 долларов. Все изменилось, когда в школу привезли первый компьютер.
В итоге вчерашний троечник стал основателем компании Microsoft, одним из богатейших людей в мире и участником компьютерной революции.
5. Стив Джобс. Основатель Apple
Джобс. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
Еще один компьютерный гений, который в детстве был причиной частых огорчений для родителей. «Двойки» он хватал по всем предметам, школьные занятия считал формальностью, плохо вел себя на уроках. Окончил школу, получив только 2.65 GPA (преимущественно «тройки»).
При этом Стив Джобс неоднократно демонстрировал свое интеллектуальное превосходство. Стал легендой еще при жизни, отличался прогрессивными взглядами и острым умом.
6. Альберт Эйнштейн. Лауреат Нобелевской премии по физике, физик-теоретик
Эйнштейн. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
В школе был в числе отстающих, причем особенно сильно «не успевал» именно по физике и математике. Много спорил с учителями, получал «лебедей». А на выпускных экзаменах заработал «двойку» по французскому.
Все это не помешало ему впоследствии получить Нобелевскую премию по физике и создать теорию относительности.
7. Дональд Трамп. Президент США, миллионер
Трамп. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
Про него иногда даже шутят: «Из двоечника — в президенты». Дональд учился настолько плохо и вел себя настолько вызывающе, что отец был вынужден перевести сына в школу-интернат при военной академии. На отметках это не отразилось, но поведение будущего президента заметно улучшилось.
***
И еще не один десяток примеров, среди которых есть Цукерберг, Эйнштейн, Тесла, Королев и многие другие.
Миф о троечниках
Школа… Фото из личного архива, 2021
Нередко в интернете можно встретить рассуждения в стиле:
Стив Джобс учился плохо, а стал миллиардером.
Цукерберг бросил Гарвард — кому вообще нужно образование.
Гениям вроде Эйнштейна просто не место в школе.
Подспудно таким образом люди оправдывают собственное нежелание учиться или неуспеваемость своих детей.
Если копнуть глубже, то во всех примерах выше речь шла о незаурядных личностях. В силу разных обстоятельств они не хотели/не могли встроиться в стандартные образовательные рамки.
Например, Циолковскому изначально мешало почти полное отсутствие слуха. Другие не могли получать с детства полноценное образование по причине бедности или необходимости работать (как, например, юный Чехов). И, наконец, третьи просто чересчур быстро усваивали новую информацию или интересовались узким выбором предметов, поэтому в школе было неинтересно. Однако практически все отлично учились в высших учебных заведениях или, по крайней мере, были гениями в своей специальности.
Учеба. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Миф о том, что троечник успешнее отличника, активно муссируется уже не первый десяток лет. И это объяснимо:
✔ Процент троечников гораздо выше, чем отличников с академической успеваемостью
И это — нормально. Иначе программа стала бы еще сложнее. Школа ориентирована на среднестатистического ученика. То есть как раз-таки на троечника, который при определенных усилиях может стать хорошистом, а при нежелании учиться — двоечником.
Дальше подключаем простую математику. Если троечников существенно больше, то сколько среди них в количественном измерении успешных людей? Логично, что показатель будет выше, чем среди отличников. Ведь их и так немного.
✔ Приводятся примеры известных личностей как оправдание для своей лени/нежелания учиться
Это — подмена понятий. Тот же Бальзак учился плохо по причине тяжелого детства, когда его оторвали от кормилицы и отправили в интернат. Оноре был выраженным интровертом с сильным внутренним миром, из которого он не хотел выходить.
Для Менделеева школьная программа была слишком простой, поэтому он в полной мере проявил себя в учебе позднее, когда добрался до интересных для себя предметов.
Ньютон рос болезненным, поэтому пропускал много занятий и очень плохо учился. Однако после того, как его избил одноклассник, решил нанести ответный удар. Физически Ньютон не смог бы победить соперника, поэтому решил взять умом и быстро превзошел.
Все известные «троечники» и «двоечники» не относились и не относятся к людям, которые не способны учиться или не могут освоить образовательную программу.
Небольшая стопочка моих учебников по английскому (для детей). Фото из личного архива, 2020
Развенчивание мифа
Лучше всего будут говорить факты.
✅ 84% богатейших людей мира имеют высшее образование
Это особенно актуально для тех мифотворцев, которые подрывают институт образования.
✅ «Уважайте отличников: они — ваши будущие руководители». Билл Гейтс
Как?! И это говорит Билл Гейтс?😁 Да, тот самый, который в детские годы учился из рук вон плохо. Но стоило только в школе появиться компьютеру, как мальчика словно подменили.
✅ Невозможно добиться успеха, не получив образования
Пусть даже это будет самообразование. В любом случае без базовых знаний по той же физике, химии, биологии, алгебре, геометрии невозможно основать инновационную компанию.
Конечно, предпринимателем можно считать и владельца закусочной. Но если говорить о мировом вкладе в науку и бизнес, то «шашлычная» — не тот уровень, который можно приводить в пример.
В интернете есть много совершенно поверхностных «мемчиков» из серии: «Вот еще один день, когда мне не пригодились интегралы«. Неужели кто-то действительно не понимает, что высшая математика — это не для практического применения? Она развивает логическое мышление. Иначе тогда нужно останавливаться на сложении двузначных чисел.
Выпускники. Фото с бесплатного фотостока Pixabay
✅ Среди успешных и гениальных людей есть немало и таких, кто всегда был отличником.
Навскидку: Михаил Ломоносов, Илон Маск, Юрий Гагарин, Павел Дуров, Мария Кюри, Натали Портман, Алексей Ягудин, Максим Галкин.
И даже те, кто был приведен выше в качестве «троечников», потом учились отлично уже по специальности.
✅ Для достижения успеха нужны развитые soft skills (гибкие навыки), эрудированность и увлеченность
Эти качества могут быть как у «троечника по убеждению» (т.е. того, кто не хочет учиться сознательно, потому что не интересно/слишком легко), и у «отличника».
15 навыков, которые нужны любому современному человеку
Что действительно мешает отличникам
Рискну даже выложить свое фото)) Из личного архива, 2015
Конечно, у отличников есть свои недостатки. Обычно таких людей считают занудами/ботаниками/странными/сложными. Большинство отличников еще и явные интроверты, что еще больше отделяет их от общества и иногда делает изгоями в классе. Однако это не всегда так.
Справедливости ради перечислю те минусы, которые в реальности мешают отличникам добиваться желаемой высоты:
- Перфекционизм. Либо идеально, либо никак. Вредное свойство, которое тормозит и долго не дает вырваться вперед. Лечится разрешением быть иногда «кое-какером«.
- Страх ошибки. Еще одна причина, по которой часто троечников считают более успешными: мол, они не боятся ошибаться и поэтому добиваются результата. На самом же деле мы видим только верхушку айсберга: тех успешных людей, которые не совершили фатальных ошибок, похоронивших все их старания. Это, конечно, не означает, что надо панически бояться ошибок. Но и относиться к ним стоит разумно: прогнозируя и подготавливая результат. А не просто бездумно идти, спотыкаясь на каждом шагу и гордясь этим.
Теперь о том, что ошибочно приписывается отличникам:
Друзь. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
❌ Шаблонность мышления
Если бы отличники на самом деле мыслили стандартно, то они бы не смогли успешно учиться. Как раз-таки умение выходить за рамки помогает находить решение и изворачиваться даже тогда, когда не знаком с темой глубоко.
Посмотрите на Александра Друзя. Можно ли сказать, что он мыслит стереотипно? А ведь он — классический образец отличника.
Невозможно обладать энциклопедическими знаниями и быть эрудированным при шаблонном мышлении. Узость мышления как раз больше свойственна двоечникам.
❌ Зацикленность на учебе
Одна из отличительных черт отличника (милая тавтология) — любознательность и тяга к знаниям. Это может быть непонятно людям, которые пользуются готовым материалом.
Еще Сократ сказал легендарное: «Я знаю, что ничего не знаю». Жажда познания — в основе жизни. А в наше время это стало еще актуальнее. Можно почитать про LLL — lifelong learning (обучение длиною в жизнь/непрерывное обучение). Это — концепция, которая сейчас особенно востребована на рынке труда. Конечно, при условии, если вы хотите расти, а не оставаться на месте.
❌ Ничего другое в жизни отличникам не интересно, кроме учебы
И снова мимо. Тяга к знаниям — это не только учебники. Черпать новое можно из каждого мгновения жизни. И чем она насыщеннее, тем отличнику интереснее.
❌ Боятся нарушать правила
А вот это в целом верно. И это — серьезное препятствие, с которым отличникам приходится бороться, преодолевая себя.
«Добью» статистикой
Таки добью) Фото с бесплатного фотостока Pixabay
Для тех, кто любит просто цифры и факты.
✔ В Топ-10 богатейших бизнесменов России (на 2016) по версии Forbes входят 2 золотых медалиста:
- Владимир Потанин (совладелец «Норильского никеля»).
- Михаил Прохоров (владелец группы «Онэксим»).
Это — долларовые миллиардеры.
✔ В этом же Топ-10 абсолютное большинство бизнесменов учились очень хорошо.
- Например, Михаил Фридман (владелец «Альфа-групп»), который в 2016 находился на второй строчке, не стал золотым медалистом только из-за того, что окончил школу с одной четверкой.
В Топ-10 только один троечник — Герман Хай, совладелец «Альфа-групп». Но «тройки» он хватал только в школе и то по причине увлечения спортом — занимался боксом. Позднее он «взялся за ум» и поступил в МИСиС.
✔ Далеко не все отличники — зануды.
Яркие примеры:
- Риз Уизерпун. С раннего детства обожала читать, не расставалась с книгами, окончила школу с медалью. Поступила в Стэндфордский университет, где изучала литературу и языки. Все это не мешает ей вживаться в роль легкомысленной блондинки в кино.
Риз. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
- Николай Басков. Человек, который любит подурачиться и поддерживать имидж «натурального блондина». Между прочим, окончил школу с золотой медалью. И это несмотря на то, что семья часто переезжала. Помимо школы смешливый Коля еще и ходил в бассейн, пел в школьном ансамбле, освоил игру на баяне, завершил обучение в музыкальной школе.
- Брэд Питт. Красавчик, который только кажется легкомысленным. Брэд был очень прилежным учеником, успешно совмещал отличную учебу со спортом. Все давалось ему на удивление легко.
Питт. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога)
- Ольга Бузова. «Как? Как можно включать ее в этот список?!» — я уже слышу бурю негодования и возмущенных возгласов. Однако смело включаю. Ольга тоже очень естественно играет роль «дурочки», хотя в старших классах была сильнейшей ученицей и продемонстрировала незаурядные интеллектуальные способности. Она далеко не глупа, мягко говоря.
Здесь можно было бы рассказать еще о Дэвиде Духовны или, например, о Филиппе Киркорове. Они отлично развенчивают мифы об отличниках-занудах.
✔ Еще несколько выдающих отличников, оставшихся в истории
- Моцарт. Редкий случай, когда вундеркинд не разочаровал родителей и во взрослом возрасте.
Моцарт. Источник — открытый, обработка — моя (специально для блога) м
- Бернерс-Ли. Его называют праотцом Интернета. Прилежно учился с детства, стал разработчиком информационных технологий. Входит в сотню признанных гениев современности и отличается невероятной скромностью.
- Блез Паскаль. Уже в 10-летнем возрасте доказал Евклидову теорему, хотя отец противился обучать сына математике, пока тот не освоит языки. В 11 лет написал «Трактат о звуках», в 14 доработал научные труды математиков и механиков. Всю свою жизнь занимался наукой. Вошел в историю как основатель математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии.
- Гете. Знал 5 языков уже к 13 годам, интересовался философией, медициной и анатомией. Стал известен как поэт и мыслитель.
- Александр Грибоедов. Еще один гений с детства. В 6 лет владел тремя языками, в 11 поступил в Московский университет и с отличием окончил сначала словесное отделение, потом нравственно-политическое и физико-математическое. Писал не только прозу, но и был талантливым композитором.
И таких примеров — множество. К счастью (хотя, может, для кого-то и к сожалению), нет причин избегать учебы, если хочется достичь высот: науке, искусстве, бизнесе или даже просто в своем мире.
Вы все еще не хотите учиться? Тогда я иду к вам! Шучу))