Открытое письмо рыбаков Севера

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО РЫБАКОВ СЕВЕРА
Министерству Российской Федерации
по развитию Дальнего Востока и Арктики

На ваше письмо от 12.04.2021 №09-18/4607 по поручению рыбопромышленников Севера направляю следующую информацию.

Отраслевые организации Северного рыбохозяйственного бассейна (Мурманская область, Архангельская область, Республика Карелия, Ненецкий автономный округ), консолидировано не поддерживают использование в рыбном хозяйстве какого-либо «механизма квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в обмен на инвестиции в производство рефрижераторных контейнеров» на основании следующего.

  1. Рыбная продукция, предназначенная для внутреннего рынка Российской Федерации, производимая на судах, осуществляющих рыболовство в морях Атлантического океана, регулярно доставляется в российские морские порты, в том числе в порты Северного рыбохозяйственного бассейна (далее – СРХБ). Для перевозок данной продукции на судах рыбопромыслового флота рефрижераторные контейнеры не применяются. Доставка рыбной продукции из морских портов СРХБ на внутренний рынок обеспечивается преимущественно рефрижераторным автотранспортом (далее – грузовой автотранспорт). Транспортировка грузов осуществляется на любые расстояния с соблюдением требований к процессам хранения, перевозки, реализации пищевой рыбной продукции, предусмотренных Техническим регламентом Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016). Использование грузового автотранспорта, ежедневно доставляющего продовольственные товары из центральной части России на север страны, является экономически наиболее эффективной моделью организации перевозок рыбной продукции из морских портов Севера в любой регион страны.
  2. Часть судовой экспортной рыбной продукции, изготавливаемой из уловов водных биоресурсов, добываемых (вылавливаемых) в морях Атлантического океана за географической границей Баренцева моря, перегружается на транспортно-рефрижераторные суда в море. Далее этот груз транспортируется в иностранные порты. Учитывая используемые в морском рыболовстве типы судов, технические ограничениясудовых грузовых устройств, непредсказуемые погодные условия при проведении в море погрузо-разгрузочных работ, использовать рефрижераторные контейнеры в принципе невозможно.
  3. Доставка рыбной продукции с береговых рыбоперерабатывающих заводов СРХБ в страны Европы осуществляется с использованием грузового автотранспорта — это быстрее и дешевле, чем морским или железнодорожным транспортом. В данном случае рефрижераторные контейнеры не нужны. На Севере рефрижераторные контейнеры используют для транспортировки менее 1,0% от ежегодного объема всей производимой рыбной продукции на СРХБ. В частности, береговые рыбоперерабатывающие заводы и часть рыбодобывающих организаций отправляют контейнеры с экспортной продукции (не для стран Европы) в порт Санкт-Петербург для их дальнейшей погрузки на крупнотоннажные суда-контейнеровозы. Проблем с наличием рефрижераторных контейнеров на северо-западе Российской Федерации нет.
  4. В рамках отраслевой инвестиционной программы с пользователями водных биоресурсов СРХБ заключено 45 договоров на закрепление инвестиционных квот за объектами нового строительства, которые относятся к основным производственным фондам рыбного хозяйства. Из них: 34 договора на предоставление квот под строительство рыболовных и краболовных судов и 11 договоров на предоставление квот под строительство рыбоперерабатывающих заводов. Кроме этого, по результатам проведенной Росрыболовством в 2020 году заявочной кампании отобраны проекты по строительству еще 3-х объектов инвестиций – судов рыбопромыслового флота. Общий объем инвестиций, привлекаемых в рыбную отрасль Севера, составляет более 100 млрд рублей. Организации, участвующие в инвестиционном строительстве, изначально рассчитывали бизнес-планы, исходя из объемов продаж своей рыбной и море- продукции, и наличия у них для этого достаточных объемов квот на добычу (вылов) различных видов водных биоресурсов. Какое-либо изъятие части квот под контейнеры или еще под что-то неизбежно нанесет финансовый ущерб этим организациям и создаст финансовые риски для завершения строительства указанных выше инвестиционных объектов. Такой же результат будет в случае, если эти организации будут вынуждены (чтобы не потерять часть квот) финансировать строительство рефрижераторных контейнеров (которые на самом деле не нужны на СРХБ).
  5. Стимулирование пользователей водными биоресурсами инвестиционными квотами под производство рефрижераторных контейнеров неизбежно приведет к последствию втягивания этих организаций в непрофильный вид экономической деятельности. Содержание на своем балансе «инвестиционных контейнеров» (в собственности под «контейнерные квоты»), осуществление или контроль операционной деятельности с контейнерами, затраты на их ремонт и обслуживание и т.д., не имеет никакого отношения к повышению эффективности рыбной отрасли. Скорее наоборот.
  6. Рефрижераторный контейнер – это не средство производства в рыбном хозяйстве, а вид специализированной многооборотной тары, используемой контейнерными операторами для обеспечения перевозок различных грузов. Это совершенно другая отрасль экономики.
  7. Производство рефрижераторных контейнеров, железнодорожные и автомобильные перевозки, транспортно-логистические услуги являются отдельными видами бизнеса — они не относятся к виду экономической деятельности «рыболовство». Субъекты этих видов экономической деятельности не являются пользователями водных биологических ресурсов, не осуществляют рыболовство и не имеют рыбопромысловых судов. Инвестиционная раздача квот непрофильным вне-отраслевым организациям неизбежно стимулирует в рыбной отрасли появление «квотных рантье».

Таким образом обращаем внимание Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на то, что на Северном рыбохозяйственном бассейне нет проблем с рефрижераторными контейнерами.

В целом позиция рыбопромышленников Севера следующая:

__________________________________________________________________

изменение законодательства о рыболовстве в целях использования в рыбной отрасли какого-либо «механизма квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в обмен на инвестиции в производство рефрижераторных контейнеров» нанесет экономический ущерб рыбному хозяйству (понятие «рыбное хозяйство» установлено Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от 20.12.2004 N 166-ФЗ).

Это неизбежно негативно отразится в ценах на рыбную продукцию на внутреннем рынке.

__________________________________________________________________

Во исполнение данных Правительству Российской Федерации Президентом В.В.Путиным поручений по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса (19.12.2016 Пр-2489, п.1г) государственная поддержка производства на территории Российской Федерации рефрижераторных контейнеров должна реализовываться в рамках программы поддержки транспортного машиностроения.

Просим учесть изложенную выше позицию рыбопромышленников Севера при принятии государственных решений по указанному вопросу.

Председатель правления НКО «Межрегиональная ассоциация прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна»

19 апреля 2021 года, г. Мурманск
В.В. Балашов.