Отклик Льва Сорникова на статью Аристарта  Ковалёва

«Социализм и социал-реформизм». Раздел первый.

Прежде, чем ставить вопрос о том, что социализм наследует от капитализма, надо дать отвечающее требованиям диалектики определение понятия «социализм». Кроме того, необходимо сообщить, о том, кто совершает этот переход (в какой стране) и о конкретных условиях в этой стране в это время. Истина конкретна.

С 1919 года, когда на съезде РКП(б) Ленин заявил, что «мы не знаем, что такое социализм» настолько точно, чтобы вставить его определение в научный документ (Программу партии), прошло 104 года. То есть нет возможности сформулировать определение, отвечающее требования диалектики, сущностное, а не описательное. Но в Программе КПРФ мы имеем именно описательное, качественное, определение и нечто невнятное о коммунизме.

— КПРФ рассматривает социализм как свободное от эксплуатации человека человеком общество, базирующееся на общественной собственности и распределяющее жизненные блага по количеству, качеству и результатам труда. Это общество высокой производительности труда и эффективности производства, достигаемых на основе научного планирования и управления, применения наукоёмких и ресурсосберегающих технологий. Это общество подлинного народовластия и развитой духовной культуры, стимулирующее творческую активность личности и самоуправление трудящихся. Человек станет главной целью и фактором общественного развития.

По мере развития социализма закладываются и вызревают необходимые предпосылки для становления коммунизма — исторического будущего человечества. Он будет характеризоваться несоизмеримо более высоким, чем при социализме, уровнем общественных отношений, представлять собой бесклассовую ассоциацию, где свободное развитие каждого является условием свободного развития всех

Начнём с конца. Коммунизм трактуется как историческое будущее человечества. Но кто его человечеству гарантировал? Оно, увы, также смертно, как и каждый из нас, и по разным причинам. У Маркса коммунизм трактуется совершенно однозначно как переходный период развития общества из предыстории в эпоху положительного гуманизма, не опосредованного необходимостью уничтожения частной собственности. Социализм рассматривается как первая фаза коммунизма. То есть у него та же цель — уничтожение частной собственности, но с помощью диктатуры пролетариата. «Полный социализм» (Ленин) – это бесклассовое общество, следовательно, нет классового подавления внутри страны, нет и диктатуры пролетариата. Руководящей силой общества, определяющей дальнейшее развитие, остается государство трудящихся, руководствующееся учением Маркса-Ленина, умело его применяющее при сознательной поддержке всего взрослого населения.

О чем идет речь у А.А Ковалев? Неясно.

 Далее фраза в Программе КПРФ «по мере развития социализма закладываются и вызревают необходимые предпосылки для становления коммунизма…» наводит на мысль об автоматизме перехода от социализма к коммунизму в силу каких-то объективных, эволюционных, законов развития общества. О роли правящей м-л партии как нового, вполне сознающего свою миссию, субъекта истории ни в Программе КПРФ, ни в других материалах партии ни слова.

И еще одна мысль возникает при чтении этого определения, которое марксисты не вправе считать научным, – мысль, что социализм и коммунизм – это нечто застывшее, вроде построенного под ключ и заселенного осчастливленными жильцами здания. Такое понимание находится в вопиющем противоречии с позицией Маркса и Энгельса, считавших коммунизм, включая его первую фазу,  переходной эпохой – «царством осознанной необходимости» — из «царства естественной необходимости»  в «царство свободы» Этот многоступенчатый переход не может быть делом  естественной эволюции, а есть революционный по характеру процесс, так как вполне управляемый общественной наукой переход со ступени на ступень есть скачок в новое качество.

Ленину остались неизвестным рукописи Маркса и Энгельса 1844 – 1857 гг., в которых они рассматривали проблемы коммунизма. Но нам они известны с 1933 года. И успехи, а также провалы «советского социализма» тоже известны. Так что пора уже знать, что такое социализм и коммунизм настолько, чтобы внести их определения в программу партии в виде параграфа.  Ничего трудного в этом больше нет.

Социализм как первая фаза переходной коммунистической эпохи есть три ступени планомерного уничтожения (снятия) отчужденных производственных отношений распределения, обмена и производственного потребления, что невозможно без «действительного коммунистического действия» (К.Маркс) — без деятельной диктатуры организованного в партию сознательного рабочего класса. Принцип «Каждый по способности – каждому по труду на ступени «цельного социализма» (Ленин) становится единственно возможным, т.к. общество ещё не готово к вполне разумному потреблению. Поэтому необходима его регламентация.

Следующая фаза коммунизма это столь же осмысленный и планомерный процесс снятия отчужденных отношений регламентации с помощью законов. Наконец, второй ступени второй фазы коммунизма снятие отношений властных. То есть снятие полное отмирание государства. В заключение фазы, на третьей ступени, снятие имущественных отношений вообще.

Принцип «Каждый по способности каждому по потребности» по завершению этой фазы также становится совершенно естественным, единственно возможным для общества.

Предвидится Марксом и третья фаза коммунизма – снятие отчуждённых отношения родства («уход из семьи»), ритуальных («уход из религии») и даже стереотипного поведения.

После чего «человек возвращается к своему понятию – свобода» (Ленин. «Философские тетради»).  «Царство свободы», или «положительный… гуманизм» у Маркса –.

Социализм, если понимать Ленина верно (см. статью «О продовольственном налоге»), может наследовать и полуфеодальным, и вполне феодальным и даже родовым отношениям, а не только капитализму. Просто в этом случае сознательному и организованному рабочему классу приходится самому заниматься построением госкапитализма в своей стране, чтобы уже с этой ступени войти в социализм. Как это и было в России – СССР и в Китае, Вьетнаме, на Кубе и т.п. сегодня.

Марксизм-ленинизм как научная социология, как известно и много раз повторено, – это метод анализа конкретной ситуации с целью выработки наиболее верной тактики классовой борьбы с капиталом, а не подобие шариата. Не догма, а руководство к действию в конкретных условиях места и времени. С нынешним Социнтерном все ясно: партии, входящие в него давно разорвали связь с марксизмом и вместо социализма навязывают рабочему классу социальное государство. Но что такое социальное государство в понимании лидеров КПРФ и Социнтерна? – одно и то же или? В этом стоит разобраться, прежде, чем записывать все компартии мира в социал-реформистские.

Если для Социнтерна социальное государство – это окончательная цель и «конец истории», то, что это для Г.А.Зюганова и его соратников, как не промежуточная ступень к переходу в социализм по Марксу и Ленину?

В России рабочий класс поддерживает не КПРФ, а В.В.Путина и через него «Единую Россию». О каком «революционном марксизме» можно говорить в этих условиях? Является ли марксизм всего лишь призывом к гражданской войне, или он требует трезвого учета соотношения сил, настроений масс и поиска наименее разрушительного варианта перехода к социализму как полному разрыву с частной собственностью и капитализмом?

С рабочим классом, каким бы он ни был, КПРФ обязана работать, повышать уровень его сознательности и организованности, чего, чем, увы, КПРФ занимается вяло, так как все усилия сосредоточенны на умножение депутатских мандатов через работу с электоратом, а не с классом. И поэтому КПРФ позиционирует себя как партия классов и всех слоев общества, кроме олигархии. Вот что должно быть предметом критики.

Л.Сорников.