Согласно данным исследования, у студентов колледжей в США неуклонно снижаются показатели IQ (айкью, коэффициент интеллекта), пишет в электронном журнале American Thinker Роберт Вайсберг. Причиной этого стало отсутствие конструктивного диалога между учащимися и преподавателями по вопросам, имеющим неоднозначную трактовку и выходящим за рамки так называемой политкорректности.
Профессора часто жалуются на то, что нынешнее поколение студентов менее интеллектуально развито, чем в начале их карьеры много лет назад. От такого недовольства, конечно, легко отмахнуться — так ведь было на протяжении тысячелетий. К сожалению, на сей раз речь идёт не об обычной ностальгии по «старым добрым временам».
Есть множество отдельных примеров, которые свидетельствуют о низком уровне знания материала, сокращении учебных программ, количества коррекционных классов в колледжах, о многочисленных случаях завышения оценок и популярности таких дисциплин, как гендерные исследования.
Мы, подчёркивает автор статьи, вкладываем сотни миллионов долларов в развитие школ, но уровень образования за последние полвека не меняется. Добавьте сюда бесчисленные истории о неграмотности среди абитуриентов, несмотря на сокращение количества классов и дорогостоящие реформы. С точки зрения эволюции американцы, похоже, начали движение вспять.
В качестве примера вышеописанного можно привести данные Общего социального исследования (General Social Survey, GSS) о среднем IQ по десятилетиям среди аспирантов, бакалавров и старшеклассников. Это сложный вопрос, учитывая изменения в демографии Америки и трудность определения IQ с помощью опросов, но цифры в любом случае тревожные.
Данные разделены на три группы: обладатели документов о среднем образовании, степени бакалавра и магистра. Затем идёт градация по десятилетиям начиная с 1960-х и заканчивая 2010-ми. Общая для всех групп закономерность заключается в неуклонном снижении показателей IQ. Например, в 1960-х у абитуриентов средний IQ составлял 99,3, а в 2010-х снизился до 93,5. Аналогичный спад зафиксирован среди бакалавров — со 113,3 до 100,4 и среди магистров — со 114 до 105,8.
Печальная картина. Тот факт, что в 2010 году показатель IQ среднестатистического студента составлял 100,4 (почти идентично среднему показателю по стране), свидетельствует: мы не можем дать способным молодым людям достойное образование. Что ещё хуже, при среднем показателе около 100 многие из зачисленных на курс ребят набирают меньше и подходят только для тех профессий, что не требуют особых навыков. Реальность может оказаться куда безрадостнее, если не учитывать множество толковых иностранных студентов, которые сейчас обучаются в высших учебных заведениях США.
Данный спад имеет серьёзные последствия для преподавателей. За исключением наиболее избирательных учебных заведений, многие старшекурсники не способны понимать сложные аргументы и даже отличать то, что профессор говорит, от того, во что он сам верит. Утверждение «многие немцы считали Гитлера спасителем» превращается в «профессор сказал, что Гитлер был спасителем».
Также многие из этих интеллектуально подотсталых молодых людей не способны понять, что природа вещей может сочетать в себе одновременно хорошее и плохое.
Рассмотрим, к примеру, последствия попытки преподавателя объяснить студентам, что, несмотря на все ужасы рабства, основанная на плантационном ведении хозяйства хлопковая экономика всё же приносила немалый доход. На самом деле многие рабовладельцы были опытными капиталистами, которые при помощи новейших сельхозтехнологий обеспечили стране такую производительность, какой не было на протяжении целого века после Гражданской войны. Более того, рабы так высоко ценились, что вместо них на опасную для жизни работу во многих случаях нанимали иммигрантов, в частности белых ирландцев.
К сожалению, объяснение всех этих тонкостей можно запросто истолковать как оправдание рабства. Объяснения о том, что конституционный запрет на ввоз рабов 1808 года увеличил их стоимость и способствовал смягчению жестокого обращения, легко переиначить в «профессор сказал, что рабовладельцы не были абсолютным злом». Получается, педагог одобряет рабство.
Примеров превратно понятых истин предостаточно. Так что удачи профессору, который ради бурной дискуссии возьмёт и ляпнет, что допуск женщин в вузы снижает рождаемость и финансирование социального государства, поскольку всё меньше работников платят налоги на поддержку стареющего населения. Сексизм! Или что отказ от ископаемого топлива в целях борьбы с глобальным потеплением может навредить миллионам бедных американцев, чья работа напрямую зависит от дешёвых энергоресурсов. Уничтожаем планету! Или что жёсткие антидискриминационные законы поощряют автоматизацию и отток компаний за границу в противоположность утопии свободных от расовой несправедливости рабочих мест. Расизм!
Умным студентам обычно нравятся оживлённые дебаты, даже если профессор изображает адвоката дьявола и приводит заставляющие задуматься примеры, а менее способные будут просто-напросто сбиты с толку. Им было бы легче работать с упрощённым противопоставлением понятий добра и зла.
Параллельной плоскостью является индустрия массовых развлечений. Фильмы и книги избегают этических нюансов, а молодёжь отказывается слушать лекции о болезненных компромиссах на жизненном пути. Фильмы, повествующие о сложностях, вроде артхаусного «Расёмон», гораздо менее популярны, чем, скажем, «Лучший стрелок». В конце концов, фильмы — это развлечение, а не учёба в колледже, требующая серьёзного мыслительного процесса. Лучше довольным уйти из кинотеатра после просмотра боевика с Томом Крузом, чем забивать мозг логикой международных конфликтов.
По мере снижения IQ студентов может возникнуть порочный круг. Колледжам нужно как-то держаться на плаву, и если у абитуриентов с ограниченными интеллектуальными возможностями есть возможность платить за обучение — добро пожаловать на борт. Теперь, памятуя о студентах, которые не в состоянии уловить тонкие различия и осмыслить сложный материал, профессора разумно сократят программы и снизят требования.
Поскольку различий между колледжами и старшими классами становится всё меньше, молодёжь с высоким IQ станет их избегать; школы будут вынуждены лучше изучать когнитивный потенциал учащихся, а старшеклассникам вскоре начнут преподавать на уровне начальной школы. И какой нормальный работодатель возьмёт на работу таких «выпускников»?
В результате многие американцы вступят во взрослую жизнь, не испытав интеллектуальных трудностей. Фраза «расширение сознания» будет применима исключительно к психоделическим препаратам, а не к высшему образованию. Профессора ради собственного выживания будут действовать осторожно и избегать всего, что может так или иначе оскорбить скандалистов, не выносящих оспаривания дорогих сердцу убеждений. Триумф прогрессивного скудоумия. В отсутствие конструктивного диалога с изложением альтернативных идей и всего остального, что определяет интеллектуальные дебаты, откровенно высказанное несогласие приравняется к «ненависти». Вот вам и рецепт подавления серьёзных общественных дискуссий.