Операция по денацификации Украины в контексте мировой войны

Авторский доклад Изборскому клубу академика С.Ю. Глазьева

(Окончание. Начало в №104, 105)

Имеющийся ресурсный потенциал позволяет обеспечить прирост выпуска продукции на 8%, а инвестиций — на 20% при проведении научно обоснованной экономической политики, предусматривающей реализацию давно разработанной нами в РАН стратегии опережающего развития.

Реализация стратегии опережающего развития и одновременное обеспечение задач национальной безопасности должны включать следующие меры, направленные на мобилизацию имеющихся ресурсов.

Разработка стратегического плана мобилизации имеющихся ресурсов с целью опережающего развития экономики на основе нового технологического уклада и обеспечения Вооружённых сил и населения необходимыми товарами. Принятие нормативно-правовой базы по его исполнению. Осуществление этого плана должно вестись на основе частно-государственного партнёрства. Финансироваться Банком России посредством специальных инструментов рефинансирования уполномоченных коммерческих банков, которые должны доводить целевые кредиты до предприятий под согласованные с соответствующими ведомствами контракты на производство продукции во исполнение указанного плана.

Формирование централизованной структуры управления, аналогичной действовавшему во время Великой Отечественной войны Государственному Комитету Обороны СССР, постановления которого должны иметь силу закона и которому должны подчиняться все органы власти, включая правительство и Центральный банк, системообразующие банки и корпорации, администрации субъектов Федерации. Государственные банки и предприятия, крупные частные корпорации должны быть поставлены в жёсткие рамки выполнения решений этого органа. Экспорт и импорт стратегически важных товаров должен контролироваться правительством с целью обеспечения Вооружённых сил и системообразующих предприятий всеми необходимыми ресурсами. Для этого должен быть введён порядок формирования государственного резерва за счёт обязательной продажи правительству части валютной выручки по фиксированному курсу. Беспроцентный кредит правительству на эти цели должен предоставить Центральный банк, лишившийся возможности формирования собственных валютных резервов.

Подчинение макроэкономической политики, включая её денежно-кредитную составляющую, целям модернизации и роста производства высокотехнологичной продукции военного и двойного назначения. Для этого должны быть организованы кредитные линии со ставкой не более 2% годовых для предприятий-заёмщиков, производящих продукцию по государственным заказам и работающих по государственным программам.

Создание резервов стратегических видов сырья и материалов, необходимых для выпуска военной продукции и обеспечения социально-экономической безо-пасности страны, с их приобретением за счёт кредитов Банка России наряду с золотом и валютными ценностями.

Ренационализация Московской биржи. Восстановление управляемости курсом рубля. Защита валютно-финансовой системы от спекулятивных атак на основе стандартных мер охлаждения рынка, введения лицензирования капитальных и ограничения неторговых операций, фиксации валютной позиции коммерческих банков. Введение налога на продажу валюты и ценных бумаг, приобретённых менее года назад. Кардинальное повышение эффективности валютного контроля. Проведение деофшоризации экономики и прекращение несанкционированного вывоза капитала.

Прекращение использования рейтинговых агентств, аудиторских, консалтинговых и юридических компаний недружественных стран в методиках денежных властей, работе государственных ведомств, банков и корпораций. Замена их российскими организациями.

Углубление евразийской экономической интеграции по набору функций регулирования экономики (дополнить их валютной, монетарной, образовательной, научно-технической политикой).

Переход на национальные валюты во взаимной торговле и инвестициях не только в ЕАЭС и СНГ, но и в рамках БРИКС, ШОС. Вывод совместных институтов развития из долларовой зоны. Расширение независимых от недружественных стран платёжных систем и систем обмена межбанковской информацией до глобальных размеров.

Переход к давно предлагаемой РАН политике опережающего развития позволит удвоить объёмы выпуска продукции обрабатывающей промышленности и утроить выпуск продукции машиностроения в течение пяти лет. При этом объём выпуска продукции военного и двойного назначения, необходимой для модернизации Вооружённых сил и пополнения парка техники, может удваиваться ежегодно. При снятии искусственно созданных Банком России ограничений расширения кредита узким местом становится импорт промежуточной продукции. Для его расшивки необходимо стабилизировать курс рубля на разумном уровне, соответствующем ценовой конкурентоспособности российской экспортной продукции, и ввести централизованные механизмы финансирования критического импорта.

В условиях экономической войны против России важно добиться не только перевода экспорта наших товаров на российский рубль, но и ускорить «отвязку» воспроизводства российской экономики от западного ценообразования на отечественные биржевые товары, установив твёрдые внутренние цены на них и заморозив тарифы на электроэнергию и транспортные перевозки на текущий год. Для этого надо ввести экспортные пошлины на вывоз биржевых товаров, что одновременно позволит изымать в доход федерального бюджета природную ренту в объёме до 25 трлн рублей и устранить конъюнктурную зависимость от колебания цен на глобальных рынках. Необходимы переход к системе долгосрочных собственных цен и оценок (задающие пропорции расширенного воспроизводства), отвязка от западных бирж, рейтингов, аудита и проч., что по факту уже произошло, но не закреплено в системе регулирования и кадровом составе органов экономического управления. Такая политика приведёт к замещению импорта и развитию собственной промышленности, росту доходов граждан, суверенизации единого экономического пространства ЕАЭС.

Предлагаемый комплекс мер позволит не только перевести российскую экономику в режим форсированного роста, но и обеспечить долгосрочную макроэкономическую стабильность. Нынешний всплеск инфляции порождён резким падением курса рубля, спровоцированным растерянностью Банка России в момент ареста его валютных резервов, а также является следствием неспособности антимонопольной службы противостоять эффекту храповика, согласно которому девальвация национальной валюты провоцирует торговцев на повышение цен, а ревальвация не оказывает на их поведение заметного влияния. Единственно надёжным способом долгосрочного обуздания инфляции является научно-технический прогресс (НТП), позволяющий снижать издержки, повышать качество и наращивать объём выпуска товаров при снижении стоимости единицы их полезного эффекта. А для стимулирования НТП необходимы дешёвый долгосрочный кредит, субсидирование расходов на НИОКР, стратегическое планирование и научно-технологическое прогнозирование, о необходимости внедрения которых говорилось выше.

Мы не останавливаемся здесь на мобилизационных возможностях российских Вооружённых сил, исходя из того, что увеличению численности армии должно предшествовать соответствующее наращивание выпуска вооружений, боеприпасов, приборов, экипировки, без которых солдаты превращаются в пушечное мясо для вооружённого до зубов противника. Последний не только получает неограниченное снабжение техникой и боеприпасами от НАТО, но и управляется Пентагоном при помощи системы искусственного интеллекта, которая обеспечивает подразделения ВСУ точной информацией о передвижениях наших войск от американских спутников, даёт координаты наведения для ударов, а также прямые команды на боевые действия всем командирам. Чтобы противостоять численно превосходящей украинской армии, управляемой непосредственно Пентагоном и снабжаемой всеми странами НАТО, необходимо многократное наращивание производства современных вооружений и приборов, включая системы радиоэлектронной борьбы, современные средства связи, беспилотники и прочие военные роботы.

<…>

Стратегической инициативой в отношениях Запада с Россией уверенно владеет Вашингтон, успешно достигая своих целей. Затягивание военных действий целиком соответствует его интересам втягивания нашей страны во «второй Афганистан». Арестованные российские валютные резервы позволяют ещё долго финансировать расходы на поставки ВСУ вооружений, предоставляя их Украине в кредит, который планируется погашать за наш счёт. Канада уже приняла соответствующий закон, американский конгресс принял резолюцию с призывом к госдепу объявить Россию спонсором терроризма, что даёт правовые основания для конфискации российской собственности, находящейся в юрисдикции стран НАТО. При этом, манипулируя нашими денежными властями, Вашингтон парализует нашу политическую волю к ответным мерам.

Будучи объектами рефлексивного управления, денежные власти не отвечают на арест наших активов симметричным арестом активов противника: они хотят выглядеть прилично в глазах мирового капитала, заботясь не о национальной безопасности России, а о своём имидже в вашингтонских финансовых организациях. Мог бы СССР победить объединённую немецкими фашистами Европу, если бы продолжал выполнять свои обязательства по поставкам сырья и материалов в Германию? До тех пор, пока противник будет вести войну против нас за наш счёт, она будет продолжаться до нашего полного экономического и морального истощения.

<…>

В заключение следует напомнить, что в нынешней мировой гибридной войне линии фронтов проходят не по территориям, а в общественном сознании и институтах управления воспроизводством экономики. Они не должны функционировать под контролем противника. Необходимы переход к суверенной денежно-кредитной политике, создание целостной системы расширенного экономического воспроизводства на основе нового технологического уклада. А для этого требуется очищение государственного аппарата от коррумпированных и некомпетентных кадров, не говоря уже об агентах влияния противника. Вся система госуправления должна быть настроена на повышение общественного благосостояния и обеспечение национальной безопасности, обладать механизмами персональной ответственности облечённых властными полномочиями лиц за результаты их деятельности по достижению этих целей.

И последнее. В условиях чудовищного социального неравенства, системной коррупции и тотальной безответственности трудно ожидать необходимого для победы в мировой войне патриотического порыва, доверия к власти и уверенности в её следовании декларируемым высоким целям. Военнослужащим необходимо ясно понимать, что они воюют за Родину, которая их любит, ценит и защищает их семьи и ценности. Граждане должны быть уверены в том, что государство действительно является социальным и гарантирует их право на достойную жизнь, а не выражает интересы компрадорского олигархата. Нужна де-олигархизация России. Должна быть реализована давно продвигаемая народно-патриотическими силами программа «Социальная справедливость и экономический рост».