Олег Гудымо: «Роль и значение референдумов для судеб народов»

События на Украине, где Специальная военная операция (СВО) по демилитаризации и денацификации этой постсоветской территории постепенно переросла в полномасштабные боевые действия пока и не объявленной войны, требует внесения серьезных корректив для достижения заявленных руководством России целей. Динамика развития ситуации свидетельствует, что нашей стране противостоит практически весь военно-политический блок НАТО, использующий  киевскую неонацистскую хунту для уничтожения России и её ликвидации как ядра славянской цивилизации. Чрезвычайная серьезность обстановки диктует необходимость мобилизации всех имеющихся сил страны, принятия экстраординарных мер, не только военных, но и знаковых общественно — политических мероприятий.

В этих условиях, безусловно, проведение референдумов о вхождении Донецкой и Луганской народных республик, а также других областей Новороссии в состав Российской Федерации – многообещающее политическое решение. Ибо совет с  народом через референдум, признание результатов волеизъявления жителей этих регионов даст Москве мандат на их защиту от осуществляемых бандеровской кликой геноцида, террора и военных преступлений.

                 В этой связи напомню о практике совета с населением через механизм референдума на юго-западной окраине русского мира. Так что словосочетание «Народная воля Приднестровья» (сокращенно «НВП») отражало суть созданной в декабре 2005 года  новой политической партии. Приднестровцы — делегаты учредительного съезда -это предложение поддержали. Нашло оно полное понимание и у гостей съезда — председателей российской политической партии Народная Воля С.Н.Бабурина и Прогрессивной социалистической партии Украины Н.М.Витренко. Более того, вскоре были подписаны соглашения о политическом сотрудничестве возглавляемых ими партий с Народной волей Приднестровья в интересах и на благо народов России, Украины и Приднестровья.

                Безусловно, полученный от делегатов съезда мандат доверия стал неуклонно реализовываться руководителями и членами партии с первых дней её существования. НВП активно подключилась к политической жизни республики, что особенно зримо проявилось уже летом 2006 года, в период подготовки очередного (уже 6-го !) общереспубликанского референдума, который состоялся 17 сентября. Надо особо подчеркнуть, что инициатива выяснения мнения населения для учета при принятии судьбоносных решений стала практиковаться в Приднестровье еще во время существования СССР, а именно с 1989 года. Диктовалось это необходимостью определения адекватных форм и методов противодействия агрессивным националистическим движениям, центробежным и сепаратистским тенденциям, культивирование ими русофобии и прорумынской  ориентации рвущегося к власти  антисоветского «Народного фронта». Как известно, дрейф возникшей на месте Молдавской ССР республики Молдова в сторону Румынии и Европы продолжается и поныне.

                Характерно, что первые референдумы в Приднестровье состоялись в еще 1989 — 1990 гг. в левобережных в городах Рыбница, Тирасполь, селе Рашков, за которыми последовали местные референдумы и сходы селян. Несмотря на давление руководства Кишинева, запретившего участие  населения Молдовы в Общесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, приднестровцы в нем приняли самое активное участие, причем подавляющим большинством проголосовали за сохранение Союза ССР. Это способствовало консолидации общества и предопределило выбор курса на борьбу с сепаратистской и прорумынской политикой националистов Народного фронта. Безусловно, проявленное тогда единодушие показало правильность практики совета с народом, которая была продолжена в дальнейшем. Поэтому, когда распад СССР стал очевидным и начался «парад суверенитетов», чтобы вместе с Молдовой не оказать в Румынии и не быть оторванными от Русского мира и славянской цивилизации, 1 декабря 1991 года был проведен референдум о независимости созданной еще 2 сентября 1990 года, хотя и не признанной  республики в составе СССР. Из принявших участие в нем избирателей 97,7 % проголосовали за независимость, причем, и это надо особо подчеркнуть, в политическом и экономическом Союзе суверенных государств. В этом также просматривалось твердое желание приднестровцев продолжать находиться в Русском мире, а не за его пределами. Об этом же свидетельствую результаты референдума 26 марта 1995 года о судьбе 14-й Общевойсковой армии, в ходе которого жители республики категорически высказались против её вывода из Приднестровья, учитывая потенциальную возможность её участия в защите юго-западного фланга Русского мира. Однако российское руководство того времени проигнорировала решение референдума и ликвидировало мощное войсковое объединение, сократив до минимума, преобразовав в   Оперативную группу российских войск (ОГРВ) исключительно для охраны склада боеприпасов и участия в миротворческой деятельности.   

       Несмотря на столь недальновидное решения, верность пророссийскому вектору своего движения в будущее сохраняется все годы существования республики. Более того, 24 декабря 1995 также на референдуме была принята соответствующая этому курсу новая Конституция и продекларировано намерение Приднестровской республики присоединиться (!) к Содружеству Независимых Государств.

                Последний референдум по вопросу взаимоотношений с Российской Федерацией и Республикой Молдова состоялся 17 сентября 2006 года. На него целесообразно обратить особое внимание, а именно на его впечатляющие результаты. Проведение такого масштабного мероприятия диктовалось необходимостью реагирования на резкое обострение внешнеполитической обстановки. Оно было вызвано усилением экономического давления на республику в связи с вероломным нарушением Кишиневом права Приднестровья на ведение внешнеэкономической деятельности. Такое право было закрепленного в Московском меморандуме 1997 года, а также в статье 5 Соглашения от 21 июля 1992 года «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта», в соответствии с которой стороны обязывались «считать недопустимым применение любых санкций и блокад». В результате установления Молдовой экономической блокады для нанесение Приднестровью неприемлемого ущерба с целью принуждение к капитуляции,  предприятия и граждане республики оказались на грани выживания.

                Особый драматизм ситуации заключался и в том, что Украина, получившая по Одесскому соглашению от 20 марта 1998 года статус страны-гаранта переговорного процесса по политическому урегулированию, пошла на сговор с Кишиневом и блокировала границу, препятствуя перемещению товаров, грузов и людей. Парадоксально, но таким образом она фактически превратилась из гаранта политического урегулирования в страну, вставшую на сторону Молдовы — участника конфликта и инициатора вооруженной агрессии, обагрившего в 1992 году берега и воды Днестра кровью многих сотен приднестровцев!

                Надежды же жителей республики на Россию, под эгидой которой была проведена миротворческая операция по принуждению Молдовы к миру, как на страну — гаранта мирного урегулирования конфликта, оправдались. Москвой стала оказываться  поддержка по дипломатическим и другим каналам, гуманитарная и экономическая помощь, значение которой в условиях экономической блокады было с благодарностью оценено приднестровцами. Более того, сложилось понимание необходимости дальнейшего укрепления отношений с Россией. Поэтому 31 марта 2006 года на VI съезде депутатов всех уровней ПМР было инициировано проведение еще одного общереспубликанского  референдума, как оправдавшей себя высшей формы прямого совета с народом. Он состоялся 17 сентября 2006 года. В нем приняли участие 78,6 % избирателей, 97,2 % из которых высказались «ЗА» продолжение «курса на независимость и последующее свободное присоединение Приднестровья к России». Предложение же о возможном «отказе от независимости с последующим вхождением Приднестровья в состав Молдовы» поддержало лишь 3,3 % избирателей. Результаты более чем впечатляющие, свидетельствующие о получении руководством республики кредита доверия и мандата на продолжение пророссийского курса с целью последующего возвращенияв состав России.

                Целью написания статьи являлось не просто напоминание об очередной годовщине Общереспубликанского референдума 17 сентября 2006 года в Приднестровье. Главным было обратить на его примере внимание на то, как в конце ХХ — в начале ХХI века относятся руководители стран — членов ООН, к волеизъявлению народов, а тем более народов не признанных этой важнейшей международной организацией государств? Как правило — негативно, игнорируя одно из важнейших прав их народов на самоопределение, закрепленное в Уставе ООН. При этом предпочтение отдается принципу «территориальной целостности государств». Причем при этом отчетливо проявляются так называемые «двойные стандарты». Пример — Косово, которое США и войска НАТО вооруженным путем оторвали от Сербии, скоропалительно признано западноевропейскими странами, причем без проведения там референдума. В тоже время, созданные в соответствии с волеизъявлением народа на референдумах государства — Абхазия, Южная Осетия,  Крым, Донецкая  и Луганская народные республики, Приднестровье и Нагорный Карабах — мировым сообществом так и не признаны. Причем, если пять стран из этого перечня -Абхазия и Южная Осетия в 2008 году, Крым в 2014-м, ДНР и ЛНР в феврале 2022-го признаны Российской Федерацией и несколькими другими странами, то Приднестровью добиться признания даже Россией пока не удалось. Напомню, что, более того, Москва не только проигнорировала выраженное в ходе референдума 26 марта 1995 года несогласие приднестровцев с ликвидацией дислоцированной в Левобережье 14-й армии, но и воспрепятствовала передаче Тирасполю боевой техники и вооружения, под разными предлогами вывозя их в Россию. Особое возмущение вызвало тогда то, что, несмотря на их протесты,  106 практически новых танков Т-72, около двух сотен БМП и БТРов  были под контролем военных наблюдателей миссии ОБСЕ разукомплектованы, приведены в негодность и отправлены на переплавку, лишь бы они не достались приднестровской армии. А вот по приказу маршала Шапошникова, в бытность того министром обороны РФ, национальной армии Молдовы была передана абсолютно вся боевая техника и вооружение частей советской армии, дислоцировавшихся на территории бессарабской части Молдавии.  

                Заканчиваю статью неутешительным выводом о том, что декларации  о праве наций на самоопределение давно не просто игнорируется. Попытки реализации такого права путем проведения референдумов вызывали и вызывают негативную и агрессивную реакцию правящих режимов Грузии, Молдовы, Азербайджана и Украины. Как уже указано, аргументируется это  необходимостью «обеспечения их территориальной целостности». Примечательно, что при этом международное сообщество даже не осудило с трибуны ООН и тем более не воспрепятствовало ликвидации территориальной целостности как югославской федерации, так и  дезинтеграцию Советского Союза. Не всегда последовательна в этом вопросе и Россия, не говоря об управляемом США т.н. «международном сообществе».   

                В вышеуказанных регионах постсоветского пространства курс проживающего там населения на независимость и создание своего государства, как правило,  встречает агрессивную реакцию, попытки силового воздействия и вооруженного принуждения к покорности. Особенно ярко это проявилось на Украине, где после государственного переворота 2014 года захватившие власть национал-фашисты не только проигнорировали результаты проведенных в Донецкой и Луганской областях референдумов, но и начали активные боевые действия, кощунственно назвав их «антитеррористической операцией». За восемь лет в зоне «АТО» военными формированиями киевской хунты убито более 10 тысяч жителей этих областей, в основном русских.  Признание же Российской Федерацией независимости Донецкой и Луганской народных республик и проведение Специальной военной операции по их защите от агрессии и геноцида, фактически переросло в опосредствованное противостояние с НАТО. Насыщая ВСУ все более смертоносным (летальным) оружием, англосаксы с удовлетворением наблюдают из Вашингтона и Лондона, как  на Украине русские убивают русских, как материализуется их многовековая мечта о ликвидации славянской цивилизации и, главное, её ядра — России. Допустить этого нельзя, поэтому планы натовских стратегов  должны быть сорваны.  

                В историю пренебрежения и игнорирования волеизъявления народов, подавления их стремления к свободе, независимости, к созданию новых государств, а также их возможному последующему добровольному и  исторически оправданному вхождению в состав дружественных  стран, безусловно, черной страницей войдут преступления киевских неонацистов по срыву референдумов в Новороссии. Впервые в истории выяснению через проведение референдума воли граждан мешают с помощью крупнокалиберных орудий, установок залпового огня, террористических актов и диверсий. Но решение на их проведению для выявления волеизъявления населения по вопросу вхождения ДНР и ЛНР, ряда других областей Украины в состав Российской Федерации политически оправдан. Ибо положительный ответ «ZA» означает вотум доверия Российской Федерации, создает правовую основу для их вхождения  в состав  исторической родины и получения мандата на полномасштабную защиту и обеспечение безопасности жителей этих регионов.   

                                                                                                                                       О.Гудымо