Обращение участников секции «Классика и мы – будущее Русского мира»

XXV Всемирного Русского Народного Собора

Уважаемые соотечественники, участники и гости Всемирного Русского Народного Собора!

Заметным и знаковым событием стал недавний Петербургский культурный форум с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина.

Но один из вопросов, – о продвижении русской классической литературы в страны Латинской Америки, – промыслительно заданных Президенту Российской Федерации министром-советником Колумбийского Посольства в РФ, председателем Колумбийского Института имени Льва Толстого Рубеном Дарио Флоресом Арсилой, в какой-то мере послужил развитию темы о судьбе русской классики и в рамках Всемирного Русского Народного Собора. Воистину колумбийский филолог озвучил настоящую оду в честь русской классики.

В истории отечественной литературы есть события, которые по праву можно приравнять к судьбоносным военно-историческим баталиям. Эти литературные события оказали огромное воздействие на формирование самосознания нескольких поколений интеллигенции.

И если даже, подобно Бородинской битве, они не увенчались формальной победой – слава их и общественная польза только растёт с годами, давая нам пример особого прозорливого взгляда русских литераторов на развитие всей мировой истории.

К таким событиям, несомненно, мы относим эпохальную дискуссию под названием «Классика и мы», которая состоялась в 1977 году в стенах Центрального Дома литераторов, а еще раньше, в 1965 году, было обращение наших классиков Леонида Леонова, Павла Корина и Сергея Коненкова «Берегите святыню нашу!»…

Вот уже ровно сорок шесть лет кряду несколько поколений русских литераторов сверяют по градусу этого события свою творческую жизнь. Между тем, как это ни покажется парадоксальным, дискуссия «Классика и мы» не была представлена широкому общественному мнению ни в одном издании, не нашла отклика в текущей прессе и на телевидении. Однако она нашла отклик в сердцах и умах тех, кто был её свидетелем или получил материалы дискуссии из рук самих свидетелей этого уникального литературного форума.

Со стороны защитников русской классики в её традиционных формах в дискуссии приняли участие выдающиеся русские советские прозаики и поэты, критики и литературоведы: Пётр Палиевский, Юрий Селезнёв, Вадим Кожанов, Юрий Кузнецов, Станислав Куняев, Татьяна Глушкова, Марк Любомудров и другие.

Сегодня, благодаря усилиям ныне здравствующего выдающегося русского поэта и главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, издана книга, представившая дискуссию в её подлинном виде на основе расшифрованных стенограмм и аудиоматериалов.

Битва двух противоположных мнений – традиционалистов и либералов – не может не вызывать сегодня живого интереса уже хотя бы потому, что русские писатели высказали свою тревогу в самом первоначальном периоде глумления над русской классикой со стороны «авангардно» настроенных деятелей литературы и театра.

Русские писатели патриотического направления, как сказал уже в 90-е годы Валентин Распутин, «выступили в помощь России объединённым фронтом земель против инославия и иноправия, против разложения наших детей и превращения родного духа в театральную декорацию».

Именно оттуда, из пылающей схватки за честь и достоинство русской классики и русского духа прозвучало пророческое слово критика Юрия Селезнёва: «Третья Мировая уже началась!»

Сегодня мало кто знает о событиях 1977 года. Но зато все видят и знают, что происходит с российским образованием и официально внедряемой культурой в массы.

Русская классика, представленная в программе средней школы, постоянно сужается в своих границах. Пушкин, Гоголь и Грибоедов могут не попасть в опросник предстоящего единого государственного экзамена.

И в этом нет ничего удивительного! Ведь это Пушкин первым указал нам на изъяны европейской и американской общественной и политической системы. Это он сам отрёкся от причастности к российской аристократии: «меня зовут аристократом – поди, подумай, вздор какой!»

Это он, Пушкин, первым упомянул русского солдата как главного героя Отечественной войны 1812 года: «Вострепещи, тиран! Уж близок час паденья! Ты в каждом ратнике узришь богатыря». А пушкинский ратник – это воин всенародного ополчения, крепостной крестьянин, призванный в войска.

Это его, Пушкина, языком говорят сегодня Министр иностранных дел Лавров и Постоянный представитель Российской Федерации при Организации Объединённых Наций и в Совете безопасности ООН Небензя, обращаясь к клеветникам России.

Этого Пушкина боятся. С ним борются. Его памятники снимают с пьедесталов нацисты на Украине. Его стихи и поэмы убирают из школьной программы по литературе «свои» клеветники России. Почему? Потому что ратники той битвы, которую ведёт сегодня Специальная Военная Операция на Украине, узна́ют в Пушкине своего и полюбят его всем сердцем.

Волюнтаристское стремление наших постмодернистов – перелицевать классику, приклеить ей клеймо противоположных ей ценностных знаков – особенно сказывается на именах тех писателей, которые являются вершинами нашей литературы и культуры, поднявшимися над национальным горизонтом.

Таково в первую очередь имя Николая Васильевича Гоголя с его нравственно-религиозными началами. Ведь его категорическим императивом было убеждение в том, что только в соединении с любовью к добру, светлому в человеке страсть к искусству «может просветлить и творящего, и тех, для кого он творит. Иначе и сами ангелы на его картинах будут смотреть дьявольскими глазами».

Уважаемые соотечественники! Если мы не хотим называться неблагодарными и безответственными потомками, если наблюдая или принимая участие в освоении творческого наследия нашей драгоценной русской классической литературы, мы замечаем угрозу глумления, вивисекции или ложного толкования – будем помнить, что самим Богом назначено нам стоять на страже хрестоматийных границ нашего классического литературного наследия, его неколебимых традиций правды, любви и милосердия.

Это мы виновны в том, что на государственном уровне не замечаем юбилеи наших классиков, перенося их в периферийное празднование. А ведь мы должны понимать, что наши мальчики сражаются там, на линии огня, не за абстрактный патриотизм, а за «Аленький цветочек» Аксакова, за русское слово Александра Островского, Льва Толстого, Ивана Тургенева, за столпов русского духа…

Это остается по-прежнему важным, но уже на фронте, фронте борьбы с дьявольщиной фашизма. – Мы верим и молим наших воинов: «Берегите святыни наши!» Мы призываем их отстаивать классические духовные основы нашей жизни – Веру, Родину, семью, род, культуру!

Это наша задача – дать им подлинные духовные ориентиры мужества.

Это наше послушание. Наш крест. Наша ноша. Давайте будем помнить, что нам помогают нести эту ношу наши учителя – те, кого мы уже можем назвать пророками своего Отечества.

Пусть же сегодня благодарственно прозвучат их имена: Леонид Леонов, Дмитрий Балашов, Валентин Распутин, Василий Белов, Пётр Палиевский, Вадим Кожинов, Юрий Кузнецов, Татьяна Глушкова, Анатолий Никонов, Валерий Ганичев, Сергей Семанов, Михаил Лобанов, Сергей Лыкошин, Эдуард Володин, Сергей Небольсин, Олег Михайлов, Евгений Лебедев, Марк Любомудров… Ныне здравствующие Станислав Куняев, Юрий Лощиц, Владимир Личутин, Владимир Крупин…

Продолжите этот синодик во славу русской классики, дорогие соотечественники!