О механизмах китайской модели и результатах реформ в Китае из первых уст

Рабочая поездка делегации КПРФ в КНР завершена. Одним из последних событий в программе визита стал разговор о механизмах китайской модели модернизации и её социально-экономических результатах.

Делегация КПРФ во главе с Д.Г. Новиковым, находясь в Пекине, получила возможность предметно изучить динамику и механизмы экономического развития Китайской Народной Республики. Эти вопросы стали предметом обсуждения в ходе встречи с директором Института экономических исследований при Китайской Академии макроэкономических исследований Го Чуньли.

В своём развёрнутом докладе Го Чуньли представила основные показатели экономического развития КНР и обобщающие результаты китайских реформ. Она отметила, что главными задачами Академии макроэкономических исследований, которую она представляет, являются выработка рекомендаций для правительства КНР, консультативная поддержка и экспертное содействие в реализации решений Государственного Комитета по развитию и реформам.

Го Чуньли подробно остановилась на четырёх аспектах всесторонней стратегической концепции развития КНР и раскрыла механизм двойной циркуляции в экономике страны. Движение вперёд в Китае основывают на всестороннем строительстве модернизированного социалистического государства. С этой целью решается комплекс задач по углублению реформ, всестороннему управлению государством на основе закона и построению среднезажиточного общества.

Концепция, положенная в основу развития Китая, приносит свои плоды. Так, по сравнению с 2010 годом среднедушевой доход вырос более чем в 2 раза. Сегодня он составляет 35000 юаней. Всё население обеспечено едой, одеждой, жильем, доступной медициной. Средняя продолжительность жизни возросла до 78 лет. Социально уязвимые группы получают помощь от государства.

98 млн жителей Китая за последние 5 лет перестали быть бедными. За это время из зоны нищеты, которой больше не существует, выведены 128 000 населённых пунктов страны. Немаловажную роль в этом сыграла и система прогрессивного налогообложения. Граждане КНР с низким уровнем дохода освобождены от уплаты налогов полностью. Те же, чьи доходы велики, отчисляют на общегосударственные нужды до 45% своих доходов. К слову, именно к такому подходу в России настойчиво призывает КПРФ, апеллируя к опыту абсолютного большинства стран — от Китая и Вьетнама до Германии и США.

В своём докладе Го Чуньли охарактеризовала основные этапы китайских реформ. Это реформа сельского хозяйства в 1970-е годы, реформа городской инфраструктуры в 1990-е и рыночные реформы. Итоги преобразований привели к тому, что с 2010 года китайская экономика по своему объему занимает второе место в мире. При этом ВВП вырос в 2022 году до 121 трлн юаней, что составило 18% ВВП мировой экономики. ВВП на душу населения почти достиг 13,5 тысяч долларов, приблизившись к показателям высокоразвитых государств.

Особое внимание власти КНР уделяют росту производительности труда. За прошлый 2022 года она выросла в 7 раз. Добавленная стоимость увеличилась на 31,8%. Такой уверенный рост был бы невозможен без глубокой модернизации производства и внедрения инноваций. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы составляют 2,55 % от бюджета или 3 трлн юаней. Даже в наиболее развитых странах Евросоюза этот показатель меньше. Там он не превышает 2,1 % от бюджета. 

Го Чуньли подчеркнула, что на всех этапах экономической деятельности необходим эффективный контроль со стороны государства. В КНР это правило реализуется вместе с неукоснительным соблюдением основных принципов модернизации, сформулированных Си Цзиньпином на XX Всекитайском Съезде КПК. Основная установка состоит в том, что китайская модернизация — это социалистическая модернизация, осуществляемая под руководством коммунистической партии. Она обладает как общими чертами модернизации во всех стран мира, так и национальной спецификой, связанной с китайскими реалиями.

Сущностные требования китайской модернизации состоят в следующем:

— твердо придерживаться руководства со стороны Коммунистической партии и отстаивать социализм с китайской спецификой;

— осуществлять высококачественное развитие, развивать народную демократию;

— обогащать духовный мир народа, достичь всеобщей зажиточности населения;

— содействовать гармоничному сосуществованию человека и природы,

— стимулировать формирование сообщества единой судьбы человечества, создавать новую форму человеческой цивилизации.

Экономика Китая развивается в соответствии с выверенными КПК пятилетними планами. Согласно общей стратегии за период с 2020 года по 2035 год будет завершено осуществление социалистической модернизации, а с 2035 года до середины века Китай превратится в богатую и могущественную, демократическую и цивилизованную, гармоничную и прекрасную модернизированную социалистическую державу.

Заместитель Председателя ЦК КПРФ Дмитрий Новиков в ходе обмена мнениями отметил, что российские коммунисты систематически изучают опыт китайских реформ, но доклад Го Чуньли помог членам делегации пополнить и систематизировать свои знания. Успехи Китая в борьбе с бедностью, достигнутые под руководством КПК, признаны сегодня во всем мире, включая специалистов ООН. Стремительное социальное развитие – один из главных индикаторов успеха китайских реформ и строительства социализма. В конечном счете, социализм — это именно то общество, которое предполагает решение проблем каждого человека, а не узкого круга представителей эксплуататорских слоёв.

Дмитрий Георгиевич подчеркнул, что на всех исторических этапах российские коммунисты руководствуются принципом главенства интересов трудового народа. На государственном уровне КПРФ выступает за введение в стране прогрессивной системы налогообложения, за плановые начала в развитии экономики России и национализацию её стратегических отраслей. В значительной мере программа партии основана на необходимости осуществления именно тех мер, которые позволили Китаю выходить на лидирующие позиции в современном мире.

В завершение встречи представители российской делегации смогли задать Го Чуньли свои вопросы. В их числе — о соотношении государственной и частной собственности, о механизмах пятилетнего планирования, о совершенствовании госуправления и внешнеэкономических связях со странами АТР. На все вопросы были даны развёрнутые и квалифицированные ответы.