Что нужно знать о новых методах психологического давления, используемых телефонными аферистами
К настоящему времени практически каждый россиянин слышал об ухищрениях телефонных мошенников, стремящихся путем манипуляции и социальной инженерии заставить своих жертв перевести им денежные сбережения, либо средства, полученные после взятия кредитов в банке. Первоначально бандиты представлялись сотрудниками банковских учреждений либо служб безопасности банков. Впрочем, подчас преступники представлялись то попавшими в беду родственниками телефонных собеседников, то нуждающимися в помощи друзьям. Иногда эти лица подставляли своих жертв посредством инспирирования якобы «ошибочного перевода» денег на карту. Затем они начали орудовать от имени работников правоохранительных органов, Центробанка, других государственных структур. То они делают вид, что озабочены спасением денежных средств россиян, то они запугивают мнимым возбуждением уголовного дела за спонсирование нежелательных организаций, настаивая на «отмене перевода» посредством взятия «зеркального кредита». По мере разоблачений аферистов они придумывают новые уловки, лишь бы вновь ввести людей в заблуждение и украсть у них деньги. Но дело осложняется тем, что звонившие не являются одиночными мошенниками, это целая сеть, организованная людьми, проживающими за пределами Российской Федерации.
Несколько дней назад телефонные аферисты пытались атаковать представителей городской партийной организации. Преступники стали использовать методику предварительных звонков гражданам от имени якобы их руководителей с места работы, используя созданные клоны страниц руководителей в интернет — сетях с фотографиями. Затем следовали звонки от имени вымышленных сотрудников правоохранительных органов, которые начинали запугивать своих абонентов и, пользуясь замешательством граждан, начинали ими манипулировать, вплоть до различных дистанционных действий.
13 ноября многим представителям московской партийной организации поступили звонки и сообщения. Некоторые видели на табло своих телефонов яркие наименования силовых структур, что говорит о хорошем электронном оборудовании, которым пользуются мошенники, называвшиеся правоохранителями.
Каждому собеседнику мнимые правоохранители задавали вопросы о его позиции по общеполитическим вопросам, об отношении к кризисным явлениям и к военным конфликтам. Делали вид, что подозревают собеседников в неблагонадёжности, предупреждая о будущей ответственности. После мошенников, представлявшихся правоохранителями, поступали звонки от мнимых сотрудников Центробанка и разговор переходил в плоскость рекомендаций для перевода сбережений или оформления кредита и перевода денег на фальшивые счета, которые указывали своим жертвам мошенники.
Однако на этот раз мошенникам не удалось обмануть ни одного из тех, с кем они связывались. Люди, знающие систему функционирования партийных структур, быстро раскусили уловки телефонных аферистов и цели звонивших были сорваны.
Тем не менее, всё вышеизложенное представляет собой серьёзный повод, чтобы задуматься и сделать конкретные выводы. Что делать, если вам от имени ваших работодателей или иных руководителей в мессенджерах присылают «предупреждения» о мнимой подготовке к приёму звонков от сотрудников государственных учреждений? В первую очередь, внимательно смотрите на аккаунт в телеграмме и в вацапе. Если имеется хотя бы одно отличие в номере телефона, в названии с реальной страницей вашего работодателя, то сразу можно понять, что вас пытаются обмануть. Ни в коем случае не следует отвечать на подозрительные сообщения. Лучше связаться с реальным руководителем и уточнить у него все детали, поставить в известность о происходящем. Также не отвечайте на входящие вызовы с незнакомых номеров телефонов и т.д. В основном 13 ноября мошенники звонили с телефонов, зарегистрированных якобы в Башкирии. На самом деле звонки шли из-за пределов Российской Федерации.
Напоминаем также следующее:
— мошенники обладают техническими возможностями осуществлять подмену входящих телефонных номеров (не говоря уже о возможности произвольно прикреплять любое изображение, любую эмблему).
Как бы вам звонившие не угрожали, не реагируйте и сразу прерывайте с ними разговор. Даже если те, кто выдает себя за работников правоохранительных органов, МВД, ФССП, Следственного комитета, прокуратуры, Банка России, не разговаривайте с ними, а лучше вообще не поднимайте трубку.
Не реагируйте на угрозы. Даже если собеседник (мошенник) обещает прислать наряд полиции для вашего задержания, знайте, что на вас пытаются оказать психологическое давление. Им нужны ваши деньги, поэтому они пытаются вас подчинить себе и диктовать вам свои условия.
Настоящие полицейские, сотрудники спецслужб, следователи и прокуроры никогда не позволяют себе дерзить и угрожать собеседникам – особенно если они при исполнении своих обязанностей;
— реальные работники Центробанка и правоохранительных органов никогда не звонят гражданам на сотовые телефоны, особенно с мобильных номеров, а тем более через мессенджеры. При наличии у сотрудников Банка России, полиции вопросов в ваш адрес они либо присылают повестки с вызовом на беседу, либо непосредственно приезжают к интересующему их лицу.
И ещё, Центробанк никогда не работает с вкладами физических лиц. Поэтому важно в очередной раз осознать всё перечисленное и не дать себя обмануть.