Манифест гармоничного общества

1-я редакция

Манифест гармоничного общества

«Наша жизнь — это то, во что ее

превращают наши мысли».

Марк Аврелий

Введение

Манифест гармоничного общества – первая редакция концепции общества будущего в виде системы взглядов на все сферы человеческой жизнедеятельности, призванной послужить в качестве взаимосвязанных требований и заданий к проектам, программам и планам формирования гармоничного общества — совершенного единения людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для реализации их стремления к счастливой жизни на пути любви, свободного и ответственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации на свое и всеобщее благо.

Манифест разработан участниками Международного конкурса-разработки концепций Общества будущего и их методологических оснований в 2021-2022 гг. по инициативе Народного института развития и представителей Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Побудительным мотивом к разработке послужила крайняя обеспокоенность общемировым духовно-нравственным кризисом, резким ухудшением социально-экономической, политической и экологической ситуации, грозящим гибелью всему человечеству.

Разработчики взяли на себя эту миссию как осознанную необходимость, поскольку на общемировом уровне с начала тысячелетия так и не появилось ни одной официальной и практически значимой международной инициативы, направленной на реализацию заявленной в Декларации тысячелетия ООН позиции: «Глобализация может обрести полностью всеохватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на нашей общей принадлежности к роду человеческому во всем его многообразии».

Официальные науки об обществе и политические элиты не предложили мировому сообществу теоретически обоснованную, практически реализуемую и жизнеспособную альтернативу ныне действующим принципам и моделям жизни людей. При этом, доминирующая модель жизнеустройства продемонстрировала исчерпанность, тупик в своем развитии; она стремительно деградирует, уничтожая окружающую природу, формируя отношения, попирающие достоинство большинства людей, долгосрочные интересы и суверенитет малых и менее сильных стран мира. Негативные социальные процессы стремительно нарастают. Оказалось, что мировое сообщество не видит ясной дороги в будущее; оно стоит перед пропастью крайней неопределенности действий, созданной безответственной позицией многих современных элит. Так дальше продолжаться не может! Выживание человечества и его будущее находятся в опасности…

Разработка Манифеста осуществлена открытым публичным образом с намерением сделать его применимым с сохранением самобытности и суверенитета в любой стране, народ которой изъявит желание его реализовать. При этом поставлена сверхзадача: организовать коллективный разум граждан из различных стран, как прообраз будущей ноосферы, который сможет осуществлять процесс непрерывного целенаправленного самосовершенствования человеческого сообщества во имя достойной и счастливой жизни землян.

Авторы Манифеста не претендуют на окончательность предлагаемых решений по достижению поставленной цели. Манифест представляет собой открытый документ, он может дорабатываться, совершенствоваться и развиваться до уровня полноценной Концепции. Конкурс по разработке Концепции является постоянно действующим и будет проводиться с определённой периодичностью по мере поступления авторских материалов.

Структурно текст Манифеста содержит введение, приложение и три основных раздела:

  1. Гармоничное общество — высшая цель общественного развития.
  2. Системообразующие ценности и принципы гармоничного общества.
  3. Основополагающие решения по сферам жизнедеятельности общества.

Идеал гармоничного общества, как и идея гармонии в целом, берут свое начало из глубин веков в культурах разных народов. При этом развитие представлений о гармоничном обществе как совершенном идеале прошло путь от уровня утопий до практики современного государственного строительства. В 19 веке представитель западной философской мысли Ш. Фурье заявил, что на смену цивилизации должен прийти высший общественный строй — строй гармонии, который представлялся им как историческая необходимость. О гармонии говорит и философия Логоса (философия цельного и органического знания, для которого свойственно равновесие ума и сердца, наличие анализа и интуиции), предложенная в 18 веке родоначальником украинской и русской философской мысли Г. С. Сковородой. А уже в XXI веке на давних идеях Конфуция приступил к построению гармоничного общества Китай. Так на смену доминировавшей полтора столетия в умах реформаторов коммунистической идеологии, основанной на теории классовой антагонистической борьбы, приходит новая идеология – идеология гармоничного общества, призывающая к гармонизации общественных отношений.

Руководство Китая, будучи последовательным в своих действиях, стремится гармонизовать общественные отношения и на общемировом уровне, предложив в 2005 году теорию гармоничного мира. Данная теория подразумевает совместные действия всех участников международных отношений по обеспечению всеобщей безопасности для достижения устойчивого мира и всеобщего процветания. Предлагается осуществлять решение общих вопросов наций через международное сотрудничество, для этого потребуется повысить роль ООН и утвердить новый мировой политико-экономический порядок.

Идея гармонии по-разному представляется в рамках разных мировоззрений, но общим является понимание того, что гармония общественного бытия означает достижение некоего совершенства той целостности, которой являет собой единение народов и отдельных лиц.

К такому пониманию гармоничности общества с неизбежностью пришли и авторы Манифеста, поскольку важными особенностями конкурсного подхода, реализованного инициаторами при ее разработке являются не только постоянная открытость для широкого обсуждения и дальнейшего совершенствования, но и антидогматический, холистический, системный характер. К этому самым естественным образом понудило то обстоятельство, что в Конкурсе приняли участие 46 представителей самых разных социальных групп – ученые, инженеры, экономисты, юристы, предприниматели, другие образованные и мыслящие люди. Их взгляды отражают различные идеологические течения – коммунистические, социалистические, неомарксистские, анархистские, консервативные, либеральные, холистические … К рассмотрению не принимались только те проекты, реализация которых предполагает насильственные действия, в т.ч. преследование и уничтожение людей.

Холистический, системный, мультипарадигмальный подход позволяет отразить все многообразие естественных взглядов в «цветущей сложности» и системном взаимодействии всех социальных элементов завтрашнего общества (К. Леонтьев). Его применение вместе с принципом единства в многообразии приводит к превращению противоречий (догматически воспринимавшихся ранее как «антагонистические») — в диалектически-гармоничные, бинарно и поливалентно- дополняющие элементы и формы связи в новой социальной системе, обладающей качественно более высоким уровнем гармонии, в сравнении с прежними формами общественного бытия. Индивидуальные идеи участников Конкурса, их собственные варианты Концепции представлены в Приложении.

Важным моментом в понимании общественной гармонии является определение критериев совершенства общественного устройства. Наиболее просто эта задача решается по схеме от обратного — с использованием так называемых негативных критериев, отражающих уровень военного противостояния, преступности, насилия … Соответствующая статистика всегда имеется в наличии. Но авторы Манифеста предлагают иной вариант — применить единый интегральный позитивный критерий – уровень счастья в обществе. Чем более счастливы люди, тем более гармоничным, совершенным считать общество. Этот критерий уже нашел свое отражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 65/309 2011 г. «Счастье: целостный подход к развитию», гласящей: «счастье олицетворяет всю совокупность целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия».

Но, как оказалось, в разных странах по-разному понимают феномен счастья и путь к его достижению. В связи с этим возникли трудности в использовании счастья в качестве объективного индикатора развития общества. Количественные замеры уровня счастья производятся по методикам, которые вряд ли следует признать такими, что обеспечивают объективность получаемых результатов. Даже в Королевстве Бутан, инициировавшем рассмотрение вопроса о счастье на саммите ООН, пользуются второстепенными показателями, объединенными в интегральный показатель Валового национального счастья, характеризующий, в частности, обеспечение справедливого социально-экономического развития, сохранение и развитие традиционных культурных ценностей, охрану природы и правильное управление страной. В то же время Комплексный Международный индекс счастья (Happy Planet Index) отражает благосостояние людей и состояние окружающей среды, включая в свой состав три показателя: субъективная удовлетворенность жизнью людьми, ожидаемая продолжительность жизни и так называемый «экологический след». А во Всемирном докладе ООН о счастье для оценки национального счастья используются 6 факторов: ВВП на душу населения, социальная поддержка, ожидаемая продолжительность жизни, свобода граждан самостоятельно принимать жизненно важные решения, щедрость и отношение к коррупции (https://ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный_доклад_о_счастье).

Идеал гармоничного общества в представлении авторов Манифеста позволяет однозначно разрешить задачу с неопределенностью понимания счастья использованием методологических посылов Аристотеля — «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека», и Г.С. Сковороды — «Быть счастливым — сие значит познать себя или свою природу, взяться за свою судьбу и делать свое дело». Т.е. путь человекак счастью – через его творческую самореализацию на свое и всеобщее благо. Данное понимание счастья позволяет делать непосредственные замеры уровня счастья в обществе путем проведения опросов людей по отдельным темам, касающимся успешности их самореализации в разных сферах своего бытия: в труде, семейной жизни, досуге…

В выстроенном на основе вышеуказанных подходов Манифесте затронуты и «вечные» темы, и текущая ситуация, и контуры грядущего общества. В ходе выполненной работы рассматривались темы духовно-нравственного возвышения человека и гармонии общества, темы смыслов жизни, счастья и любви, истины, добра и красоты, свободы, равенства и братства, справедливости, самосовершенствования, саморазвития и самореализации, самоорганизации и народовластия (народоправия).

Достижение поставленной цели по формированию гармоничного общества предлагается осуществлять одновременно по трем ключевым направлениям, решая соответствующие задачи:

  1. Духовная сфера. Утверждение верховенства духовного посредством реализации Стратегии духовной глобализации и одухотворения всех сфер общественного бытия.
  2. Экономическая сфера. Ликвидация эксплуатации человека и утверждение новой системы отношений собственности на основе естественного права человека на результаты своего труда и права общей собственности на созданное природой и общим трудом.
  3. Общественное самоуправление. Ликвидация толпоэлитарной, олигархической системы властвования посредством утверждения народовластия, обеспечивающего равенство людей в принятии общественно важных управленческих решений.

Реализацию поставленных задач следует начинать с третьей позиции — становления народовластия, без которого не решаемы ни первая, ни вторая задачи.

Народовластие как общенародное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают, возникает в ходе естественного процесса самоорганизации «снизу – вверх» и его основы можно закладывать уже сегодня путем создания территориальных органов самоорганизации населения, а также объединений граждан на профессиональных, идейных, культурных и иных основаниях.

  1. Гармоничное общество — высшая цель общественного развития

Гармоничное общество – совершенное единение людей друг с другом, с Природой и Вселенной, при котором всем предоставлены равные возможности для реализации их стремления к счастливой жизни на пути любви, свободного и ответственного саморазвития, самосовершенствования и самореализации на свое и всеобщее благо.

Идеал гармоничного общества, лишенного антагонизмов, отражает в себе общечеловеческое стремление к счастью, многовековую мечту человечества о своей самой главной цели, самом главном смысле бытия. В гармоничном обществе органично соединяются высокое гуманистическое начало с прагматической направленностью: с одной стороны, на путях самореализации в семейной жизни, труде и досуге каждый творит свое счастье и, с другой — через самореализацию каждого обеспечивается эффективное использование человеческого потенциала.

Признаком гармоничности общества, его совершенства является уровень счастья людей — насколько они близки к состоянию наивысшей удовлетворенности жизнью с позиции всех потребностей — материальных, социальных и духовных. Желаемое достижение счастья человека обеспечивается как созданием в обществе благоприятных условий, так и никем не принуждаемыми, свободными усилиями самого человека, направленными на самореализацию, — счастье каждого неповторимо и индивидуально, каждый является творцом своего счастья.

  1. Системообразующие ценности и принципы гармоничного общества

Всякое общество представляет собой социальную систему, законченное сущностное единство человека с природой. Ее сохранению и развитию может препятствовать влияние антисистемных факторов, длительное и глубокое воздействие которых ведет к деградации или гибели общества.

В наше время в число таких грозных антисистемных качеств, требующих неотложного устранения, входит мировоззренческая дисгармония смыслов бытия, основанная на выродившейся идеологии либеральной демократии, пропагандирующей иллюзорную независимость интересов и прав личности по отношению к ценностям, нормам и целям общества. Кроме того, она грубо гипертрофирует роль материальных потребностей и простейших влечений, что в представлениях граждан резко снижает значение ключевых, высших ценностей бытия. Такие социальные установки порождают системный эгоизм в поведении людей, их взаимное отчуждение, редукцию нравственных принципов, явное и скрытое принуждение человека к действиям, противоречащим его глубинным и долгосрочным интересам, эксплуатацию человека человеком.

Предлагаемый проект гармоничного общества имеет в своем духовном основании любовь. На основе любви предлагается выстроить все отношения в обществе. Без изъятий. В том числе и в экономике, и в политике, в каждом помысле и действии человека. Поскольку если с высоких позиций декларируется одно, а в жизни все иначе, все пропитано ложью, общество как целостный социальный организм обречено на гибель. Любая социальная система нежизнеспособна, когда ее подсистемы функционируют на рассогласованных относительно друг друга принципах.

Любовью продиктована и исходная позиция гуманизма, человечности проекта: каждый человек – высшая ценность общества. С этой позиции должна осуществляться организация всего общественного бытия: каждый человек, его жизнь, духовный мир, права и свободы находятся под защитой общества. Без такого отношения к человеку общество не гуманно и вполне возможен любой явный или неявный геноцид, уничтожение людей. Не признание человека высшей ценностью общества, что не тождественно абсолютной метафизической ценности человека, проблема которой здесь не рассматривается, будет означать, что не общество формируется для реализации интересов человека, а сам человек низводится до «винтика» общества.

Базовые системообразующие ценности гармоничного общества

Ценности — то, чем человек дорожит. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, т. е. оцениваться позитивно или негативно в плане добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих предметов и явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъектные ценности (установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений), выступая ориентирами деятельности человека. Предметные и субъектные ценности являются двумя полюсами ценностного отношения человека к миру.

Каждая исторически конкретная общественная форма характеризуется специфическим набором и иерархией субъектных ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней фиксируются те критерии социально признанного, на основе которых развёртываются более конкретные и специализированные системы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей — как индивидуальные, так и коллективные. Усвоение этих критериев на уровне структуры личности составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе. Важный элемент ценностных отношений в обществе — система ценностных ориентаций личности.

Система базовых ценностей гармоничного общества включает в свой состав полную систему базовых духовных ценностей: счастье, любовь, истину, добро, красоту, которые образуют основание для всех человеческих добродетелей: сострадание, моральность, совестливость, честь, честность, порядочность, ответственность, достоинство, благородство, справедливость, альтруизм, стремление к познанию, вдохновение ценить и творить красоту… Они также порождают соответствующую полную систему базовых ценностей в сфере социальных отношений: свобода, равенство, братство.

В целом система базовых ценностей гармоничного общества, соответствующая духовным, социальным и материальным потребностям человека, выглядит следующим образом:

    Братство
  Равенство
    Свобода
Материальные ценности
Базовые ценности социальных отношений
Добро
  Красота
Любовь
  Истина
Базовые духовные ценности
СЧАСТЬЕ ценность, смысл, цель

Рис. Системообразующие ценности гармоничного общества

Базовые духовные ценности – все, что ценится человеком не из соображений материального потребления или выгоды: счастье, любовь, истина, добро, красота.

Счастье — состояние наивысшей удовлетворенности жизнью, высшее благо, цель и смысл жизни человека.

Любовь — универсальное связующее мироздания, проявляющееся в человеке как заботливое, бережное, трепетное, вплоть до самопожертвования, осознанное отношение ко всему, что дорого, – к людям и их твореньям, природе, мирозданию в целом.

Истина, добро, красота – классический ряд ценностей, от которых берут свое начало наука, этика и эстетика соответственно.

Базовые ценности социальных отношений: свобода, равенство, братство.

Человек свободен делать всё, что не наносит вреда другому; свобода и ответственность неразделимы.

Все люди рождаются равными в своем достоинстве и правах; обществом обеспечивается соблюдение равенства прав, свобод, возможностей, обязанностей и ответственности человека и гражданина.

Все люди – братья: не делай другому того, что не хотел бы получить сам; делай по отношению к другим такие благие поступки, какие хотел бы по отношению к себе.

Обеспечивает единство и торжество базовых социальных ценностей в общественном сознании, выступает центральным системообразующим фактором, духовным стержнем всех без исключения общественных и межличностных отношений в гармоничном обществе, и придает жизненные силы лучшим человеческим качествам любовь – наивысшее проявление человеческого духа и первооснова гуманистических моральных принципов человеческого обще-жития, сила влияния которых только и способна обеспечить гармонию межличностных и общественных отношений.

Любовь – первооснова духовности человека, единственная гарантия сохранения и развития рода человеческого.

Если есть в сердце человека любовь, то она согревает все вокруг, без исключений. Человек при этом ощущает себя гармоничной частицей бесконечномерного прекрасного мира и возносит себя до состояния:

Человек – Вселенная, познающая самое себя.

Это придает бытию человека и человечества высокие трансцедентальные смыслы, выходящие далеко за пределы собственного жизненного цикла.

Базовые системообразующие принципы гармоничного общества

Гармонизация общественных отношений во всех сферах — духовной, экономической и общественного самоуправления — обеспечивается посредством введения в действие трех базовых системообразующих принципов, основывающихся на любви, органичных природе человека и соответствующих современному уровню и тенденциям общественного развития:

  1. Верховенство духовного.
  2. Право личной собственности на результаты своего труда и право общей собственности на созданное природой и общим трудом.
  3. Равенство граждан в принятии общественно важных управленческих решений.
  4. Введение в действие принципа верховенства духовного призвано обеспечить раскрытие наивысших потенций человека, что становится возможным сегодня благодаря достигнутому уровню развития производительных сил, при котором можно полностью удовлетворять жизненно важные материальные потребности человека и перенести акцент в жизнедеятельности с материального потребительства на духовное раскрытие внутреннего природного потенциала – наполнить жизнь любовью и устремиться к счастью: познавать истину, делать добро, ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был – президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин… Духовно-нравственное возвышение общества и смена акцента с материального потребительства на одухотворенный образ жизни – единственное, что может спасти все более могущественное человечество от самоуничтожения, предотвратить экологическую катастрофу.
  5. Введение в действие права собственности на результаты своего труда и права общей собственности на созданное природой и общим трудом призвано раз и навсегда избавить человечество от эксплуатации человека человеком или государством – понуждения любым способом к труду с целью присвоения его результатов. При этом будет исключена сама правовая возможность присвоения результатов чужого труда без добровольного договорного согласия на это производителей благ. Произойдет историческая смена рабского ПРАВА на ТРУД на хозяйское ПРАВО на РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА, восторжествует принцип:

КАЖДОМУ – ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТРУДА!

  • Утверждение равенства граждан в принятии общественно важных управленческих решений – обязательное условие ликвидации имеющей глубокие исторические корни олигархии и утверждения народовластия, которое является ключевой предпосылкой для становления гармоничных общественных отношений и всех последующих трансформаций общества на благо всех и каждого.

Народовластие — общественное самоуправление, при котором субъект и объект управления совпадают. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также с помощью советов народных депутатов всех уровней управления.

Народовластие – это два в одном:

  • Верховная власть народа над всеми и каждым.
  • Верховная власть народа над всем национальным достоянием.

III. Основополагающие решения по сферам жизнедеятельности общества

Желаемое достижение счастья человека обеспечивается как созданием обществом благоприятных условий, так и никем не принуждаемыми, свободными усилиями самого человека, направленными на самореализацию. Задача каждого – полноценно воспользоваться своими способностями и имеющимися возможностями, быть творцом своего счастья. Задача общества – содействовать всем в развитии их способностей и расширять для всех пространство возможностей, быть обществом равных возможностей.

По указанному пути содействия развитию способностей и расширения прав и возможностей всех и каждого, используя в качестве ориентиров вышеприведенные духовно-нравственные ценности и принципы, и предстоит продвигаться в деле формирования гармоничного общества.

Способности человека определяются его внутренним потенциалом:

  • Духовным.
  • Интеллектуальным.
  • Физическим.

С помощью статистических замеров значений соответствующего трехмерного Индекса развития человеческого потенциала можно оценивать развитие общества в его человеческом измерении.

Общество должно обеспечить формирование гармоничного человека, обладающего всеми необходимыми духовными, интеллектуальными и физическими качествами для счастливой жизни – самореализации на свое и всеобщее благо в гармонии с собой, обществом и природой.

Первостепенную роль в воспроизводстве общества и формировании человека играет семья, как базовая общественная структура. Обществом всемерно поддерживается семья, материнство, отцовство и детство. Создаются условия для гармонизации отношений в семье.

Развитие способностей (человеческого потенциала) должно осуществляться не только через систему духовно-интеллектуального воспитания и обучения, но и иными способами с помощью общественных инвестиций в гармоничное (духовное, интеллектуальное и физическое) развитие каждого человека, в том числе путем формирования окружающей информационно-когнитивной среды, обеспечивающей:

  • Одухотворение общественного и индивидуального сознания.
  • Распространение научных знаний.
  • Пропаганду здорового образа жизни.

Возможности (условия), которыми располагает человек,определяются свойствами окружающей среды и характером его взаимодействия (отношениями) с внешними субъектами.

3.1. Структура окружающей среды

Окружающая среда классифицируется следующим образом:

  • Природная среда.
  • Социальная среда.
  • Техногенная среда.
Природная средаСоциальная средаТехногенная среда
КомпонентыКомпонентыКомпоненты
Геологическая средаДуховная сфераТехника
Промышленные объекты
Воздушная средаСельскохозяйственные объекты
Водная средаЭкономическая сфераЖилищно-гражданские объекты
ПочваНаземные и подземные сооружения
Растительный и животный мирОбщественное самоуправлениеОбъекты социальной организации территории
Климат и микроклиматПамятники архитектуры, истории и культуры

Рис. Структура окружающей среды

3.2. Природная и техногенная среда

Строительными нормами определены компоненты природной и техногенной среды, состав и содержание материалов оценки воздействий на окружающую среду (ОВОС).

К началу XXI столетия в связи с разноплановой жизнедеятельностью человека усугубилось его вмешательство в природную среду планеты, последствия которого могут стать необратимыми. Это – озоновые дыры, через которые на Землю проходят опасные ультрафиолетовые лучи; парниковый эффект вследствие поступления в воздушную среду избыточного количества углекислого газа; загрязнение водных, наземных и подземных бассейнов, паводковых вод фенолами, пестицидами, различными маслами, сажей и рядом других вредных элементов, засорение плодородного слоя земли. И это – далеко не полный перечень факторов, разрушающих природную среду и представляющих собой реальную угрозу для всего живого на Земле.

Человек должен осознать себя частью Природы, а не ее властителем, и вести себя адекватно этому пониманию – гармонизируя свои отношения с ней. Критерием установленной гармонии может служить прекращение исчезновения видов фауны и флоры.

В своей жизнедеятельности, в том числе в развитии техносферы (промышленные, сельскохозяйственные и жилищно-гражданские объекты, наземные и подземные сооружения, объекты социальной организации территории, памятники архитектуры, истории и культуры), человечество должно соответствовать требованиям устойчивого развития, отраженным в Декларации конференции ООН по вопросам окружающей среды и развития (Рио-де-Жанейро, 1992г.), в соответствии с которой «право на развитие должно соблюдаться таким образом, чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в областях развития и окружающей среды». В Декларации Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002г.), стратегия устойчивого развития получила свое дальнейшее подтверждение и была конкретизирована как единая стратегия экономического роста, социального развития и охраны окружающей природной среды.

Обозначенные в Декларации конференции ООН цель – «сохранение, защита и восстановление чистоты и целостности экосистемы Земли» – и требование искоренения «нерациональной практики производства и потребления» означают необходимость безотлагательного решения следующей триединой задачи:

  • Рациональное использование природных ресурсов, максимальное сохранение их для будущих поколений.
  • Максимальное использование в производстве безотходных и малоотходных технологий.
  • Максимальное использование (утилизация) производственных и бытовых отходов – одного из главных ресурсов ХХІ века.

3.3. Социальная среда

Социальной средой является общество — люди с их личностными качествами в системе отношений. Система отношений структурируется следующим образом:

  • Духовная сфера.
  • Экономическая сфера.
  • Общественное самоуправление.

Каждый человек одновременно неделимо пребывает в полной трехмерной совокупности отношений.

Общество призвано обеспечивать всем людям равные возможности для удовлетворения всех их базовых потребностей – материальных, социальных и духовных. Проецирование базовых ценностей и принципов гармоничного общества на духовную, экономическую и самоуправленческую сферы жизнедеятельности людей с указанной позиции равенства возможностей порождает соответствующую систему установок для каждой из сфер.

В гармоничном обществе люди живут:

1. Возвышенной духовной жизнью:

  • Желают друг другу добра и творят добро.
  • Ведут здоровый образ жизни, стремятся к знаниям, ценят и творят прекрасное.
  • Бережно относятся к природе.

2. По справедливости:

  • Обеспечивают соблюдение равенства прав, свобод, возможностей, обязанностей и ответственности человека и гражданина.
  • Признают право собственности на результаты своего труда, если иное не оговорено договором, считают общей собственностью созданное природой и общим трудом.
  • Распределяют блага по результатам труда и посредством системы социальных гарантий, обеспечивают безоплатное лечение, обучение и воспитание.

3. В мире и согласии:

  • Выстраивают отношения на принципах диалога.
  • Занимают солидарную гражданскую позицию – один за всех, все за одного.
  • Участвуют на равных в принятии общественно важных управленческих решений.

3.3.1. ДУХОВНАЯ СФЕРА.

Духовная сфера – сфера психологического действия наивысших – бытийных, духовных ценностей человеческого бытия, которые дороги человеку, обществу не из прагматических соображений материального потребления или выгоды. Для каждого общества характерна своя система духовных ценностей. Для гармоничного общества это его базовые духовные ценностии вся совокупность соответствующих человеческих добродетелей.

Духовность гармоничного общества — наполненность любовью, устремляющей человека к счастью и вдохновляющей:

  • служить истине;
  • делать добро;
  • ценить и творить красоту, самореализуясь во всех своих проявлениях, трудясь физически и духовно и испытывая при этом радость творца, кто бы ты ни был — президент, министр, учитель, врач, предприниматель, ученый, рабочий, селянин…

Определенная таким образом духовность позволяет дать и соответствующее определение бездуховности, как состояния, когда в основе помыслов и деятельности человека лежат либо недобрые устремления, либо доминирующая нацеленность на богатство, славу, власть и др., или внутренняя подчиненность удовлетворению второстепенных, зачастую сиюминутных потребностей и интересов.

Нравственность человека определяется свойственными ему духовными принципами, способностью руководствоваться в своих действиях не сиюминутными влечениями, эгоистичными и сугубо материальными мотивами поведения, а ориентироваться на гармонию всей системы своих потребностей, с определяющими ее долгими, т.е. социальными и общечеловеческими смыслами бытия. Низкий уровень духовности неизбежно ведет к упрощению жизненных целей — стремления к богатству, власти и известности, осуществляемых любыми, обычно безнравственными, средствами.

Человек изначально сотворен свободным в своем выборе – он всегда арена внутреннего противостояния его противоположных начал: любви и ненависти, истины и лжи, добра и зла, красоты и уродства. И нет той низшей черты, куда не мог бы пасть человек. Но и нет той вершины, на которую он не смог бы подняться, и помощником в этом ему должно становиться само обновляемое общество, предоставляя всем и каждому возможности для самореализации на свое и всеобщее благо.

На сегодня в мире рыночной экономики – в «обществе массового потребления» – доминирующей ценностью является потребление. Приверженцами потребительской модели развития общества являются представители частного капитала, прибыль которых напрямую зависит от уровня потребления произведенных на их предприятиях товаров и услуг. Поэтому вся аудиовизуальная среда человека, все, что он слышит и видит, перенасыщено бизнес-рекламой  «двигателем экономического прогресса», и иными средствами воздействия на психику человека, на его подсознание, инстинкты, примитивизируя человека, побуждая в нем чрезмерное стремление к потреблению. Таким образом, общество в целом оказывается жертвой манипуляции со стороны его самой активной, предпринимательской части.

В силу данного обстоятельства население именно стран материального благополучия зачастую лишено веры в будущее и чувство оптимизма, без которых общество вряд ли можно назвать успешным. Более того, устроенная экономически развитыми странами изматывающая человечество гонка за миражом материального превосходства уже сегодня привела к тому, что постоянный стресс, сопутствующий этой гонке, делает все больше людей пациентами психиатрических клиник, толкает их на самоубийство, лишает радости семейного счастья и желания иметь детей, нередко толкает на преступления.

Крайнее упрощение гармонии смыслов бытия до самых коротких и примитивных влечений, насаждаемый культ индивидуализма, вседозволенности, отрицания норм, традиций и вечных ценностей культуры, порождают вульгарную, бессмысленную и лишенную нравственных ограничений массовую гонку за умышленно созданным миражом возможности обретения абсолютного материального превосходства над другими людьми, достижения  баснословного богатства, крайней роскоши, вседозволенности в реализации любых, часто извращенных, прихотей. Такое нарушение баланса простых и высоких смыслов существования человека, неизбежно порождает внутреннюю дисгармонию, ведущую к развитию телесных и психических заболеваний, в семье — к утрате гармонии и счастья, отказу от рождения детей, в социальной среде – к тяжелым конфликтам и преступлениям.

Население экономически развитых стран вымирает, пополняется мигрантами, что свидетельствует о том, что модель «общества массового потребления» уже изжила себя и являет собой угрозу самоуничтожения для всего человечества.

Необходимость в смене ценностной доминанты, в отказе от бездумного потребительства в пользу духовного приоритета обрела на сегодня статус императива. На смену доминирующей в мире стратегии потребительской глобализации, основанной на формировании в обществе психологии потребительства и хищническом использовании природных ресурсов, ведущем к экологической катастрофе, гибельной для человечества и всего живого на Земле, должна прийти Стратегия духовной глобализации.

В рамках Стратегии духовной глобализации предлагается:

  • Культивирование высоких духовных, нравственных идеалов, стремления к научным знаниям, постижению и творению прекрасного, ведения здорового образа жизни в сочетании с мерами, препятствующими популяризации асоциальных явлений (насилия, жестокости, наркомании и иных человеческих пороков), демонстрации насилия в качестве нормы в человеческих отношениях и утверждению в качестве культурных героев индивидов, способных эффективно осуществлять насилие.
  • Должное бюджетное финансирование духовной сферы деятельности, стимулирование частного инвестирования в нее. Придание высокого социального статуса и приоритетного уровня в материальной оценке труда людям, формирующим ценностные ориентации социума – работникам сферы культуры, воспитания и образования.
  • Переориентация информационного пространства (аудиовизуальной среды) на задачу формирования одухотворенной личности. Более 50% рекламного пространства должны быть предназначены для этого.

По итогам реализации Стратегии духовной глобализации на созданной духовной основе, являющейся источником радости человеческого общения, сформируется гармоничное общество, в котором каждый гражданин будет ощущать себя членом большой и счастливой семьи и обладать нижеследующими качествами личности:

Изображенная на рисунке «кристаллическая» структура гармоничной личности очень похожа на структуру самого прочного природного минерала – алмаза. И эта параллель очень символична, поскольку именно тот, кто несет в своем сердце любовь, становится подобным по своей прочности и стойкости алмазу, восходит на самые высокие вершины человеческих достижений, преодолевает самые сложные испытания. Он не спасует перед опасностью, его не подкупит злато, не изъест коррозия лести, чувства его не притупятся от сладкоголосого звука медных труб.

Одухотворение общественного сознания повлечет за собой гармонизацию всей системы общественных отношений, в том числе гармонизацию частных и общественных интересов. Установившиеся гармоничные отношения, как вид социального взаимодействия, будут являть собой процесс социального сотворчества, в котором стороны имеют целью не столько отстаивание собственных приоритетов и достижение своих, особенных целей, сколько обоюдные позитивные трансформации сторон, ведущие к их глубокому, взаимопроникающему единению, а с ним и к все более возрастающей мере гармоничности того целого, к которому принадлежат обе противоположности. При этом будет происходить превращение социальных организмов в гармоничные целостности, в которых соразмерность частей достигает степени наивысшего оптимума, а сами целостности приближаются к совершенству по своим качествам.

Успешность реализации задачи по одухотворению общественного сознания можно оценивать по уменьшению числа асоциальных явлений – убийств, насилия, наркомании, суицидов… Соответствующая государственная статистика может лечь и в основу определения методом от обратного значения показателя духовности в Индексе развития человеческого потенциала.

Продвижение в обозначенное духовное будущее, как и любое иное целенаправленное изменение общества, может произойти только благодаря воздействию определенных социальных сил. Что же должны являть собой силы, призванные осуществить обозначенную духовно-интеллектуальную миссию?

Свою историческую миссию по трансформации отношений в человеческом сообществе в течение последних полутора столетий выполнял рабочий класс, некогда самый многочисленный и организованный. Именно благодаря его борьбе против беспощадной эксплуатации и родилась современная демократия, восторжествовали права человека.

Но структура общества динамично меняется, на передовые позиции по численности и значимости выходят представители интеллектуального труда. Да и рабочий в ближайшем будет мало чем отличаться от иных социальных слоев – не за горами общее высшее образование. Ведь мировое сообщество вступает в образовательную фазу своего развития.

Чьи же организованные усилия продвинут человечество к обозначенным рубежам?

Сделают это одухотворенные личности – все те, кто вне зависимости от их социального статуса (деятели искусств, ученые, учителя, врачи, предприниматели, рабочие, аграрии…), придут к осознанию своей духовно-нравственной, интеллектуальной миссии и приступят к формированию гармоничного общества, привлекая другие слои населения.

Особо следует отметить, что тысячелетиями продвигают человечество к вершинам духовности, пробуждают чувства добрые поэты и писатели, деятели искусств — инженеры человеческих душ. Но этот их многовековой подвиг в борьбе со злом в человеческих сердцах никак не отмечается в науках, там речь идет в основном о развитии материальной сферы, демократических институтов, правовых отношений, а не о развитии духа человеческого. А ведь несомненно, что в самом центре движения духовной глобализации была, есть и будет творческая гуманитарная интеллигенция, которая своим словом тысячелетиями возвышает сознание людей, продвигает человечество к вершинам его бытия!

3.3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА

Экономическая сфера – сфера отношений собственности в хозяйственной деятельности общества. Собственность – принадлежность кому-либо чего-либо, кого-либо. Отношения собственности – отношения между людьми и людей касательно объектов права собственности в процессе присвоения, отчуждения, владения, пользования и распоряжения объектами права собственности. Отношения собственности регулируются правом собственности – совокупностью правовых норм, которые закрепляют, регулируют и охраняют отношения субъектов права собственности к объектам права собственности и между собой. Право собственности осуществляется человеком в соответствии с законом по своей воле, независимо от воли других лиц.

Все существующие на планете Земля объекты права собственности классифицируются по территориальному признаку на общечеловеческие, национальные и территориальные.

Природные ресурсы планета Земля являются общим достоянием человечества и всех иных ее обитателей. Особо ценные и редкие ресурсы имеют статус объектов Всемирного наследия и находятся под защитой мирового сообщества. Ответственное рациональное использование природных ресурсов людьми на территориях стран осуществляют народы (нации), на территориях административно-территориальных единиц — соответствующие территориальные общины.

Национальным достоянием является совокупность материальных и духовных ресурсов, благ и ценностей, принадлежащих народу страны (нации) и составляющих основу его устойчивого существования и развития.

Достоянием территориальных общин является совокупность материальных и духовных ресурсов, благ и ценностей, принадлежащих территориальным общинам и составляющим основу их устойчивого существования и развития.

Отношения собственности и их правовое оформление исторически развиваются вместе с развитием производительных сил. Неизменным остается одно – обладатель верховной власти в стране является одновременно и верховным обладателем (собственником, субъектом права собственности) всех объектов собственности на территории страны, имея возможности для любых действий по отношению к ней. Данная модель властвования и отношений собственности действует испокон веков. При этом верховная власть исторически всегда принадлежала узкому кругу лиц или отдельным персонам страны. Но сейчас верховная власть в странах все более концентрируется уже не столько в кругу национальных элит, сколько в международных теневых структурах, попирающих суверенитет государств. В этой ситуации становление в странах народовластия и обретение народами своего верховенствующего положения – единственный способ сохранения национального суверенитета.

При грядущем неизбежном становлении народовластия народ, как первичный субъект общенационального самоуправления, через свою верховную власть над всеми людьми станет властвовать непосредственно или опосредованно и над всеми ресурсами в стране, в том числе над средствами производства всех субъектов хозяйственной деятельности, предписывая правила пользования средствами, облагая налогами и т.д. Таким образом произойдет по сути своей обобществление всех средств производства в единое народное хозяйство и включение их в состав единого национального достояния. Так народ реально превратится в суверена — хозяина страны – верховного собственника, а все остальные собственники фактически – в управляющих своими объектами собственности. При этом статус собственника на средства производства будет означать в первую очередь статус лица, ответственного за управление объектом собственности на свое и всеобщее благо. Собственность обязывает.

Таким образом, на смену праву собственности на средства общественного производства, исходно исторически означавшему полное господство собственника над объектом собственности, приходит, по сути своей, ограниченное право управления, при котором, благодаря верховенству народа во власти мировое сообщество будет навсегда избавлено от ущемляющей экономические права и унижающей достоинство человека эксплуатации посредством принуждения к труду насилием, голодом, психологическим давлением, обманом … с целью присвоения его результатов.

С этой исходной позиции и предлагается выстраивать систему производственных отношений с участием субъектов права собственности на основе трех форм собственности:

Формы собственностиСубъекты права собственности
ОбщенароднаяНарод (нация)
ОбщиннаяТерриториальные общины (их объединения)
Частная (коллективная и индивидуальная)Юридические и физические лица

К частной форме собственности относятся все не общенародные и не общинные субъекты права собственности, регистрируемые как физические и юридические лица. Для всех субъектов права собственности законодательно устанавливаются организационно-правовые формы (ОПФ) коллективной хозяйственной деятельности, закрепляющие способы организации и работы предприятий. В рамках каждой ОПФ участники производственного процесса на основе гармонии интересов утверждают коллективный договор; никто ничем и никем не понуждаем к невыгодному договору в силу наличия социальных гарантий.

В основание требований ко всем ОПФ и коллективным договорам закладывается общий подход, согласно которому отношения распределения и присвоения общественных благ выстраиваются на едином базовом системообразующем принципе гармоничного общества – всё, что создано человеком, является его личной собственностью, и что создано общим трудом, является общей собственностью, если иное не оговорено договором, вне зависимости от того, кому принадлежат средства производства. Данный подход призван устранить аморальность в сфере экономических отношений, снять существующее противоречие между общественным характером производства и частным характером присвоения, устранить правовую основу эксплуатации человека человеком.

В соответствии с этим принципом участники производства, вне зависимости от его ОПФ, обязаны еще до начала производственного процесса заключить коллективный договор о том, как вместе трудиться и как распределять произведенное. При этом исключается возможный антагонизм участников производственного процесса, поскольку их отношения выстраиваются на любой взаимоприемлемой выбранной ими договорной основе. Основанное на данном подходе богатство договорных форм совместной хозяйственной деятельности позволит всем наилучшим образом реализовать себя в производственной сфере. Каждый сможет найти приложение своих сил в рамках наиболее комфортных для него производственных отношений, будь то: народное предприятие, общинное предприятие, предприятие с одним или несколькими собственниками средств производства …

Указанные изменения правового статуса собственности, снимающие мотивацию обогащения за счет чьего-то труда посредством эксплуатации, неизбежно скажутся на поведении человека в совместной хозяйственной деятельности. И постепенно, шаг за шагом, из поколения в поколение на доминирующую позицию вместо материальной мотивации обогащения, характерной для всего предшествующего этапа существования человечества, самым естественным образом выйдет духовная мотивация самореализации – мотивация, находящаяся на самой вершине иерархии духовных базовых потребностей человека. Это – мотивация творца, дарящего людям плоды своего труда, для которого важно не только и не столько ответное материальное вознаграждение, которое может и не предусматриваться в благотворительных случаях, сколько радость от доставленной радости другим людям, от их признательности, благодарности. И это произойдет со всеми участниками совместной хозяйственной деятельности, в том числе с частными собственниками предприятия, для которых успех их бизнеса, находящий отражение в росте прибыли, капитала, будет окрылять их открывающимися перспективами служения людям. Так на смену экономике присвоения постепенно придет экономика дарения, в которой доминирующим будет не стремление обогатиться, а стремление реализовать свой природный дар на свое и всеобщее благо.

Современный уровень развития производительных сил позволяет 2-3 процентам трудоспособного населения страны обеспечивать всех граждан продуктами питания. Стремительно сокращается уровень занятости и в промышленном производстве. Таким образом, происходит все большее высвобождение людей из сферы производства материальных благ в сферу оказания взаимных услуг, творчества, духовного взаимообогащения. Это свидетельствует о том, что в отдаленной перспективе вполне может быть реализован принцип «каждому по потребностям» в жизненно необходимом объеме. На ближайшую же перспективу глубиною в несколько поколений предлагается нижеследующий порядок распределения благ на основе трех базовых принципов, призванный обеспечить всем людям равные возможности для самореализации:

Принцип «каждому – по результатам труда». Согласно данному принципу каждый участник экономических отношений получает блага в соответствии с его общественно признанным вкладом в совокупный общественный продукт. Вознаграждение граждан за труд будет иметь системный характер. В нем найдет отражение его вклад в работу собственного коллектива (основная часть), а также степень экономического благополучия и развитие иных социальных систем, в которые он включен, – населенный пункт, район, регион, национальная экономика. Тем самым будет воспитываться высокая сознательность человека, ответственность и заинтересованность в достижении не только личного, но и общего блага. 

Вклад может осуществляться как посредством своего живого труда, так и своего овеществленного труда в виде капитала – материального, интеллектуального, финансового.

В соответствии с этим принципом в финансовой сфере исключается использование ссудного процента.

Принцип социальных гарантий. Согласно данному принципу, который может быть реализован разными способами, в том числе введением безусловного базового дохода, каждый человек безотносительно его трудового участия, получает минимальный доход в размере, который определяется законом и обеспечивает реализацию базовых потребностей человека. Этот доход, с одной стороны, позволит безработным жить достойно, не берясь за любую работу, а с другой стороны не приведет к отказу от удовлетворения потребности в самореализации, от поиска интересной и хорошо оплачиваемой работы. Предлагаемый механизм перераспределения дохода позволяет оценить труд, который сегодня не оплачивается – ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, взаимопомощь между соседями, социальная, культурная и гуманитарная деятельность, которая выполняется на общественных началах.

Принцип безоплатного получения благ. Согласно этому принципу функционируют в основе своей системы здравоохранения, образования и воспитания, осуществляется социальное обеспечение недееспособных – не могут быть предметом торга здоровье и жизнь человека; каждый, вне зависимости от его имущественного положения, должен иметь равный с другими доступ к знаниям и духовным ценностям; каждый должен быть социально защищен.

Главным субъектом хозяйственной деятельности является народ, полноценно реализующий, в том числе с помощью электронных средств коммуникации, права собственника на следующие объекты общенародной собственности:

  • земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в пределах территории страны, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны;
  • естественные общегосударственные монополии в сфере финансов, энергетики, транспорта, связи и иной инфраструктуры;
  • система образования и здравоохранения, культура, научная отрасль, оборонные предприятия, иные предприятия стратегического значения.

Это экономика «долгих смыслов» и оборота капитала, требующая ресурсов общенародного масштаба.

Вторыми по значению субъектами хозяйственной деятельности являются территориальные общины, реализующие права собственника коммунальной собственности на соответствующих земельных территориях. Здесь смыслы среднего временного масштаба.

Третий – частный сектор на основе принципа индивидуальной инициативы обеспечивает оперативную отзывчивость на спрос, на потребности людей, низкая инертность, возможность создавать малозатратные, но перспективные стартапы, высокая личная ответственность за результат и экономное расходование средств.

В целом в гармоничном обществе хозяйственная деятельность и социально-экономическое развитие организованы на принципах кооперации и социального партнерства, охватывающего широкий круг явлений, в том числе организованное взаимодействие при реализации социально значимых проектов всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления, деловых кругов, гуманитарной сферы, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

Социальное партнерство субъектов процесса общественного развития позволяет наиболее эффективно объединять и реализовывать интеллектуальные, финансовые, материальные и трудовые ресурсы и рассматривается как ключевая предпосылка наивысшей производительности труда, реализуемости и эффективности всевозможных социальных проектов. Социальное партнерство – наиболее демократичный, свободный и социально ответственный современный механизм совместно-разделенной человеческой деятельности по достижению как индивидуальных, так и общезначимых целей.

3.3.3. ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Гармоничное общество, в котором всем предоставлены равные возможности для самореализации на свое и всеобщее благо, возможно только в том случае, когда власть в стране принадлежит народу, отстаивающему интересы всех и каждого. Никакие властные группировки, возвысившиеся над народом, не могут быть выразителями чаяний народа по определению, они будут придерживаться, в первую очередь, своим интересам, народные интересы – по остаточному принципу. Поэтому задачей номер один является становление народовластия – наивысшей формы демократии и народного суверенитета как общественного самоуправления, при котором народ страны, обладатель верховной власти, владелец природных богатств и народного хозяйства, и его территориальные общины в пределах своих полномочий непосредственно в лице избирателей определяют принципы организации и правил общественной жизни, ставят задачи самим себе и соответствующим сформированным ими органам управления, контролируют их выполнение.

Общественное самоуправление реализуется открытым и публичным образом, обеспечивающим общественный контроль, на всех уровнях территориальной самоорганизации граждан на основе принципа субсидиарности в соответствии с административно-территориальным структурированием страны, начиная с лестничной площадки, подъезда, территориальной общины многоквартирного дома или улицы в частном секторе до общегосударственной территориальной общины — страны.

Формы самоуправления у самоорганизовавшихся общин могут быть разными, по желанию самих общин при условии соблюдения в них прав человека и гражданина. Перспективным признается развитие частноправовых договорных отношений, формируемых исключительно на принципе согласия. Обществом поддерживается такая форма организации межчеловеческих отношений, формирование на их основе общин.

Вместе с тем в странах с развитой демократией уже можно вычленить то исторически сформировавшееся общее, что потребует всего лишь дальнейшего развития и совершенствования под задачи гармоничного общества. Таким образом соавторами Манифеста была выработана и предлагается к рассмотрению универсальная схема общественного самоуправления на уровне страны и на каждом уровне административно-территориального деления, начиная с территориальных общин населенных пунктов и их внутренних структурных образований. Схема представлена на нижеприведенном рисунке, где восходящими стрелками обозначены пожелания, инициативы, проекты…, а нисходящими – принятые решения.

Процесс самоуправления на общенациональном пространстве и на территориях осуществляется путем подготовки, принятия и выполнения решений трех уровней:

1. Решений народа страны или территориальной общины, которые принимаются с помощью механизмов прямого волеизъявления (референдум, собрание и т.д.) и имеют статус управленческих решений наивысшего уровня в стране или на соответствующей территории. Референдумы или собрания проводятся регулярно (не реже одного раза в год) по стандартному набору вопросов (итоги деятельности, утверждение планов развития и т.п.) и по инициативным вопросам.

2. Решений представительных органов, состав которых избирается территориальными общинами, и которые наделены полномочиями принимать нормативно-правовые акты, утверждать бюджеты и планы развития, назначать на конкурсной основе и отзывать высших руководителей исполнительных органов управления, которые наделены в рамках имеющегося бюджета единоличными полномочиями формировать структуру исполнительного органа и осуществлять в нем кадровые назначения.

3. Решений высокопрофессиональных исполнительных органов, которые готовят проекты решений представительных органов, в том числе проекты бюджетов и программ развития, вносят их на утверждение в соответствующий представительный орган и обеспечивают выполнение. Подготовка проектов осуществляется совместно с представителями общественных объединений в общественных советах, где происходит организованное взаимодействие всех заинтересованных субъектов общественного развития: представителей науки, органов управления, деловых кругов, гуманитарной сферы, профсоюзов, общественных организаций и т.д.

Порядок подготовки и принятия коллегиальных решений должен быть таким, чтобы обеспечить их высокое качество, признаком чего может служить уровень согласия при принятии. Следует стремиться к переходу от процедуры принятия решений большинством голосов к процедуре консенсуса, при котором нет не согласных с принимаемым решением. Таким образом будет исключаться насилие большинства над меньшинством.

Функционирование механизмов прямого народовластия

Механизмы прямого народовластия (референдум, общие сборы и т.д.) работают постоянно в планово-ритмическом режиме плюс по мере необходимости, который может выглядеть, например, следующим образом: ежегодно в конце года проводится обязательный референдум, на котором рассматриваются запланированные обязательные вопросы (отчет органов управления по год, оценка их деятельности, и плановые ориентиры на следующий год и т.д.) плюс другие обязательные по теме вопросы, плюс вопросы по инициативе органов управления и по народной инициативе на основе так называемого принципа «инициативы перемен». Такой ежегодный референдум обеспечивает руководящую роль народа в вопросах развития страны, а также ставит под народный контроль все общенациональные органы управления и по своим последствиям может приводить к отставке состава органов или их руководителей, если народ выразит недовольство их работой. Другие обязательные по теме вопросы — это вопросы, которые относятся к исключительной компетенции народа, а именно: внесение изменений в конституцию, определение цели, курса и стратегии развития страны, вопросы народной собственности, важные финансовые вопросы, ключевые вопросы международных отношений и тому подобное. По мере необходимости могут быть проведены дополнительные референдумы (сборы и т.д.).

Путь к народовластию пролегает через раскрытие внутреннего потенциала граждан и пробуждение в них гражданских начал путем политического и правового просвещения, структурирования и самоорганизации, в первую очередь на уровне территориальных общин. Только просвещенный и организованный как единая семья народ (семья семей), вдохновленный высоким смыслом общественного бытия, способен быть хозяином своей судьбы, осуществлять народовластие.

Просвещение граждан и их обучение практическим навыкам компетентного и ответственного управления общими делами в интересах общего и личного блага приведет к замене лишь декларируемой ныне «демократии» реальным народовластием, при котором граждане не являются «подданными» государственных структур управления, а становятся подлинными субъектами организации своей и общественной жизни, творцами истории, которые надежно освоили контроль за всеми структурами текущего управления.

———————-

На основе предложенных подходов общественного самоуправления предлагается выстраивать и совместные действия участников международных отношений. В международные организации передаются только те функции, которые не могут быть выполнены на национальном уровне.

Международные отношения должны основываться на положениях резолюции Генеральной ассамблеи ООН «Глобальная повестка дня для диалога между цивилизациями», призывающей к диалогу между цивилизациями — процессу, идущему внутри цивилизаций и на их стыке, основанному на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога.

Требуется повысить роль ООН до уровня международного парламента и утвердить новый мировой политико-экономический порядок, способный обеспечить всеобщую безопасность, достижение устойчивого мира и процветания. Всеобщее разоружение и упразднение армий – главное условие возможности осуществления реального мира.

Зобов, Шелколпляс, …