Лев Сорников про «обывательский коммунизм»

В «Манифесте коммунистической партии» Макс и Энгельс дали характеристику нескольким типам социализма, существовавшим 170 лет назад в Европе. В России после гибели СССР появился еще один тип социализма, который уместно назвать обывательским. В советских вузах изучалась как история КПСС, так и курс истории философии, в котором, естественно, уделялось большое внимание марксизму.  Марксизм как наука весьма сложен для преподавания и глубокого усвоения, поскольку пронизан диалектикой. Неудивительно поэтому, что образовалась огромная масса выпускников советских вузов, которые в марксизме ничего не понимают, но уверены, что являются экспертами в нем и могут судить о партиях и их лидерах на предмет их коммунистичности.

Эти критики КПРФ и обличители Г.А.Зюганова заучили ряд догм, в узкие рамки которых хотят загнать живую жизнь.

Характерный пример. Разговариваю с заместителем секретаря местного отделения КПРФ, человеком молодым, в советском вузе не обучавшимся, но начитавшимся коммунистических брошюр определенного толка. В разговоре обнаруживается, что сей партийный функционер КПРФ марксистом себя не считает, а насчет КПРФ и её лидера имеет определенное мнение: партия дескать не коммунистическая, а её руководители оторвались от народа и т.д.

— Доказательства?

В ответ словесный понос: депутаты живут в собственных богатых квартирах, ездят на иномарках, получают крутые оклады, с народом не встречаются… и так далее, и тому подобное.

— Что вы тогда делаете в КПРФ?

Из пространного путанного ответа можно было понять, что причины вполне обывательские, то есть карьеристские.

Так прямо и говорю собеседнику: «Ваша критика носит обывательский характер, т.к. опирается не на убедительные аргументы, а на обывательские представления о компартии и о коммунистах.

И учтите еще один немаловажный момент. Такая, с позволения сказать, критика оскорбляет не только лидеров КПРФ, её депутатов в Госдуме, но и всех членов партии, все 152 тысячи человек, которые все эти годы тайным голосованием формируют кадры своих руководителей и избирают делегатов на партийные конференции и съезды. А на Съездах эти делегаты тайным голосованием избирают Центральный комитет партии. Вам поверить, мы все, члены КПРФ, то ли болваны, то ли холопы, раз избираем и поддерживаем такое руководство.

— Но Устав КПРФ разрешает критиковать любого члена партии!

— Несомненно и это правильно. Но Устав, если верно понимать, требует от критикующего чтобы критика была, во-первых, товарищеской, что не исключает остроты. Во-вторых, конкретной, а не огульной. И, наконец, конструктивной, т.е. указывающий на мути исправления недостатков. Ничего подобного я от Вас, да и от многих таких, как Вы, не услышал. Я абсолютно убежден, что такие критики, понимают они или нет, являются защитниками капитализма.

На этом разговор прервался. Потом мне рассказали, что мой собеседник, с раздражением говорил: «Я столкнулся с идеологом, а я просто хочу нормально жить».

 В связи с затронутой темой уместно напомнить несколько азбучных истин марксизма. Первая: широко употребляемый аргумент о том, что классики жили давно, а теперь у нас новые времена, абсолютно несостоятелен для коммуниста, если он считает себя марксистом. Марксизм есть строгая наука, и как таковая не имеет срока давности. Основные строго установленные положения любой науки остаются верными, сколько бы лет ни прошло с момента их открытия. Шарообразность Земли была известна уже в Древней Греции. Понимание того, что такое атом, может быть только углублено, но не пересмотрено. И так далее.

Марксизм в своей философской части есть диалектический материализм, что равноценно научному атеизму. Основные понятия диамата распространяются на человеческой общество как часть природы и образуют ту часть марксизма, которая называется историческим материализмом.

История в истмате рассматривается как цепочка закономерно сменяющих друг друга способов производства, которые в своем полном развитии могут образовать ступень, называющуюся общественно-экономической формацией.

Со ступени, называемой азиатским способом производства, история развивается как борьба классов. То есть на каждой ступени есть эксплуататорское, правящее меньшинство и эксплуатируемое трудящееся большинство, между которыми идет все обостряющаяся классовая борьба, которая в конце концов заканчивается революционным переходом на новую ступень – к новому способу производства. Но при этом на смену одному классу эксплуататоров приходит другой, не менее жестокий.

Капитализм как последний эксплуататорский способ производства, сметается с исторической сцены революцией сознательного и организованного в марксистскую революционную партию рабочего класса, устанавливающего свою пролетарскую диктатуру.

Диктатура пролетариата – это, в отличие от лицемерно маскируемой под демократию вообще классовой диктатуры крупной буржуазии, есть открытая классовая диктатура, опирающаяся на насилие, но не только насилие, а и созидательная деятельность по устранению необходимости в любом насилии.

Социалистическая революция, победившая в России в 1917 году, есть начало всемирной социалистической, пролетарской революции, которая имеет свои поражения, но и огромные успехи. И её невозможно остановить, не уничтожив все живое на Земле.

Любая революция растягивается на много десятилетий и сталкивается с огромными трудностями. Это замечание особенно относится к пролетарской революции, которая, в отличие от всех прежних, имеет целью не замену одних господ на других, а полное уничтожение всякой эксплуатации человека человеком.

КПРФ, как и большевики 117 лет назад, строит свою тактику классовой борьбы с буржуазной олигархией не на каких-либо догмах (надо поступать только так!), а на анализе конкретной жизненной ситуации. В частности, приходится идти порой на неприятные компромиссы с властью, с ненадёжными союзниками и т.п. В том числе, на неопределённый период, пока активность рабочего класса невелика, центром классовой борьбы стали Государственная и региональные Думы. Поэтому руководящий состав КПРФ совпадает с составом её фракций. То есть КПРФ во многом стала парламентской партией со всеми неприятными последствиями сего факта. Но нет сомнения, что по мере обострения классовой борьбы в России логика работы фракций КПРФ в буржуазных представительных органах власти принимает все более наступательный, всё менее компромиссный характер. Это главное.

И последнее. Сегодня, как и 170 лет назад, всевластие капитала может быть низвергнуто только его могильщиком – организованным в партию передовым рабочим классом, каким бы странным в глазах обывателя ни выглядел его сегодняшний облик.