Лев Сорников об историческом материализме

Исторический материализм имеет свои границы применимости и свои сущностные категории, раскрывающие парадоксы развития общества в предыстории, в частности, глубинную сущность формационного подхода. Без знания и понимания всех сущностных категорий истмата, формационный подход может вызывать и вызывает непонимание и  сомнения даже у некоторых членов КПРФ.

Как это, — спрашивают такие товарищи, — люди, обладающие разумом и волей, допускают такой ход истории? Не правильнее ли считать, что её несправедливость есть следствие злой воли эгоистов, проникающих во власть, чтобы использовать её для собственной выгоды? И тогда против социоэгоистов надо просто организовать работу социогуманистов, которых всегда большинство.

Но дело в том, что человек – не божье создание, наделенной разумом изначально, сразу после акта творения, а всеядное животное, родственник обезьяны. Он очень медленно обретавший разум в силу условий своего существования. Хомо-сапиенс, очевидно, был обитателем степей и саванны, что сделало необходимым прямохождение. Для лучшего обзора в опасном мире. Прямохождение освободило руки, что чрезвычайно важно для орудийной деятельности. Не обладая могучими мышцами, клыками и рогами, человек умелый (хомо-хабитус) не мог бы выжить, не вооружившись зачатками разума. Именно они позволили перейти в эволюции от закрепления новых умений и знаний через генный аппарат, на что требуется миллионы лет, к социальному механизму на основе инстинкта подражания. Эта перемена резко, в миллионы раз, ускорила процесс превращения живущего инстинктами животного в человека, осознающего себя.

К.Марксу ещё в1844 году стал понятен механизм развития общества в предыстории как в царстве естественной необходимости. В этой миллионолетней эпохе действуют объективные законы развития общества, непонятные и неподвластные людям. Их общественное бытие, то есть господствующие производственные отношения,  безоговорочно определяет их сознание. Они думают так, как живут, и не могут жить так, как хотелось бы отдельным людям, опередившим своё время.

Очередная ступень общественного прогресса отличается от предыдущей не тем, что производят, а тем, как производят всё основное, что необходимо для жизни. В «Коммунистическом манифесте», Маркс и Энгельс назвали эти ступени СПОСОБами ПРОИЗВОДСТВА материальных благ (СП), которые представляют собой диалектическое единство производительных сил (ПС) и  производственных отношений (ПО).

ПО – это, в первую очередь, отношения власти собственности на основные средства производства и власть над людьми, занятыми производством. Власть эксплуататоров над трудящимися массами. А также чуждые справедливости отношения распределения того, что произведено людьми труда. Но ПО – есть и общественное бытие людей, определяющее их сознание. Люди в предыстории думают так, как живут, а не живут так, как могли бы, понимая причины существующих неравенства и  несправедливости, Для большинства тот образ жизни, который есть является до поры до времени естественным и привычным также, как климат.

Но ведь на архаической ступени развития человек при всей его неазвитости был равен своему понятию. Понятие «человек» было сформулировано гениальным философом-идеалистом Платоном. В его философии человек – это разумное и свободное существо, способное к поискам мудрости, утверждению блага для других и способное понимать и творить красоту. Однако объективные законы развития общества всё дальше уводили человека от его понятия – от свободы и справедливости, от универсальности в обмене с природой в польз все большей несвободы и однросторонности.

Этот процесс К.Маркс назвал процессом самоотчуждения, и оно проходит через всю эпоху предыстории общества, поскольку подлинная история начинается только тогда, когда начнется сознательная борьба трудящихся масс против самоотчуждения в целях возвращения человека к своему понятию – к свободе.

Самоотчуждение возникает в ходе разделения труда на умственный (управленческий) и физический (управляемый). Разделение труда возникает стихийно уже на второй ступени – в первично-коллективном СП. На этой ступени в связи с усложнением орудийной деятельности молодому поколению уже недостаточно простого подражания взрослым для того, чтобы выживать. Надо учиться, т.е уступить часть своей свободы учителям. Надежность обучения наилучшим образом обеспечивает РОД, родовой СП. От былой свободы не остается и следа: Род – это всё, интересы отдельных его членов полностью поглощаются интересами рода, а на охране их стоят старейшины, жрецы и вожди. Их ведущее положение зиждется не на власти, а на авторитете. В этом смысл и можно условно говорить о первобытном коммунизме.

Постепенно возникает родовая знать – привилигерованный слой родовой общины. Идёт её разложение. В конце концов, на месте родовой общины возникает соседская. Кровное родство в ней хоть и имеет немалое значение, но уже не определяющее. Соседствуют семьи, ведущие  производственную деятельность на выделенных им участках общинной земли, имеющих своё хозяйство, утварь и запасы зерна, овощей, ювелирных украшений и серебра. То есть поваляется индивидуальная (семейная) собственность.

На первой ступени человек — единственное животное, которое при всей своей неразвитости потенциально способен познавать мир, работать не только на своё благо, но и для блага всех. А также только он может понимать  и творить красоту. И человек свободен от всех других общественных отношений, так как они ещё не возникли: от власти над собой других, от юридических ограничений, от семьи, от религии, от ритуальности  и так далее. Сущность человека на первой ступени предельно проста: он равен своему понятию он ЧЕЛОВЕК, сущностью которого является полная свобода и универсальность в обмене  с природой.

В дальнейшем понятие «человек» будет всё более сложным.  Поэтому Е.Маркс дал этому понятию диалектическую форму: человек есть сумма всех общественных отношениий, существующих в обществе на данной ступени его существования.

Мы привычно повторяем за идеологами пустую фразу о том, что все люди сложны, не задумываясь о том, хорошо ли это? А в этом нет ничего хорошего, и эпоха коммунзма будет эпохой возвращения человека к своему понятию, а не дальнейшим усложнением его сущности.

Каким же образом и почему человек ещё в глубочайшей древности стал  терять свою свободу и универсальность в обмене с природой в пользу несвободе и односторонности? В этом повинен объективный процесс отделения умственного труда от физического, труда управляющего умственного от управляемого.физического. К.Маркс назвал этот процесс самоотчуждением, т.к. иначе прогресс в развитии общества осуществляться не мог. Для сознания людей он выглядел как нечто вполне естественное, поэтому и был назван «царством естественной необходимости» (К.Маркс).

Получая всё большую власть над природой, всё дальше уходя от своего понятия, люди теряли свою универсальность, становились всё более односторонними и в своей профессиональной деятельности и в мышлении. Внизу человек  превращался в раба, крепостного, наемного рабочего,  в простой придаток машины,будучи юридически свободным членом общества. Вверху – в политиков, не способных видеть дальше своего носа, в ученых, не понимающих друг друга. В лучшем случае в стихийных диалектиков, не способных применить диалектику лоя анализа общества.

Самоотчуждение – это первая , а общественное разделение труда — вторая сущностные категории исторического материализма как теории развития общества в предыстории.

Как только на ступени П/о СП (соседская община) появляется индивидуальная (семейная) собственность, появляются, говоря современным языком, объединённые преступные группы, рэкетиры, нацеленные на её изъятие силой, грабежом и обложением данью.. Дальнейшие ступени (СП) – это разные формы грабежа чужой собственности, вплоть до присвоения результатов неоплаченного труда лично свободных людей при капитализме.

Азиатский СП – первая форма государства как машины классового насилия. Власть в чистом виде. Основное ПО прямо насилие. (Сегодня налоги и опять же рекэт).

Рабовладельческий СП. ОПО – регламентация насилия рамками закона.

Феодальный СП ОПО — ПРАВО в форме вассалитета.

Абсолютистский СП  — ОПО обмен денег третьего сословия н феодалные привилегии и наоборот.

Наконец капитализм – ОПО капитал, который содержит в себе в снятом виде все миовашие ПО –формы самоотчужения, = фор ы частной собственности.

Это и есть формационный подход к истории Европы, включая Россию. В Азии, Африке и на континенте будущей Америки процессы развития имели другой характер. И поскольку ни один СП в истории Европы не успел приобрести законченные черты ОЭФ, то этот подход вернее было бы назвать как-то иначе.

Формационный подход как цепочка способов производства есть третья сущностная категория истмата.

Смена СП происходит только при участии трудящихся масс, ведомых очередным классом эксплуататоров, рвущихся к власти и умело выдающих свои классовые интересы за всеобщие. Частично это так и есть, поскольку устранение отживших, ставших реакционными ПО несколько облегчает жизнь масс и способствует развитию ПС. Поэтому на восходящем отрезке истории данного СП сознание людей более-менее благоприятно для правящего класса. Однако когда господствующие ПО превращаются в тормоз развития ПС, сознание людей всё более склоняется к поддержке идеологов нового класса, рвущегося к власти.

Классовая борьба и революции есть четвертая сущностная категория истмата.

Из всего сказанного логически вытекает понимание сущности ПО как формы господства ПС над создавшими их людбми, как форма частной собственности – очередной слой самоотчуждения человека от своего понятия – свободы и универсальности.

А их этого понимание следует, что исторический материализм – это теория возникновения и развития общества в предыстории. И истмат не может поэтому быть теорией подлинной истории общества, когда оно занято освобождением человека от пут частной собственности.

В коммунистической эпохе диалектика ПС и ПО переворачивается. Социалистические ПО становятся ведущими по отношению к ПС. Социализму (коммунизму) нужна другая теория, основы которой были заложены К.Марксом и Ф.Энгельсом в 40-е годы 10-го века и независимо от них Лениным в 900-е годы века 20-го.

Л.Сорников

ЛИТЕРАТУРА

К.Маркс. Экономические и философские рукописи 1844 г.

Тезисы о Фейербахе

Предисловие к Критике политэкономии

К.Маркс и Ф.Энгельс. Немецкая идеология. Манифест комм. партии

Ф.Энгельс. Происхождение семьи, частой собственности и государства. Диалектика природы. Письма об историческом материализме. Принципы коммунизма. И др.

В.И.Ленин. С чего начать?, Что делать? Империализм как высшая стадия капитализма. Грозящая катастрофа и как с ней бороться. О мелкобуржазности  и «левом» ребячестве. О продовольственном налоге. Осноные задачи советской власти. Что такое Советская власть. Статьи «Завещания Ленина» и др.

С.Платонов сборник «После коммунизма»

А.Фетисов Хомосапиенсология №№ 1,2.

Л.Сорников Статьи на сайте РУСО.