Лев Сорников об аракчеевском «социализме» Якова Злобина

На мои возражения Я.Злобин откликнулся немедленно и таким образом, что стало очевидным: он ничего не понял и настаивает на аракчеевском варианте социализма, как будто он возможен. Он начинает так: «Мой оппонент – Лев Сорников считает, что Советская власть должна обеспечить «саму возможность людям жить так, как они хотят и могут, но при этом указывая, не навязывая, наилучшие пути и способы вести цивилизованный образ жизни».

Ну зачем же передёргивать, выхватывать из контекста удобные куски? Вот моя мысль – сравните:

«Социализм – это живое творчество масс, которые сами устанавливают себе правила работы на предприятиях и жизни в своих домах. А Советская власть – обеспечивает саму возможность людям жить так, как они хотят и могут, но при этом указывает, не навязывая, наилучшие пути и способы вести цивилизованный образ жизни».

Я говорю о социализме, как его понимал В.И.Ленин и как его понимаю вместе с ним я. Если рабочим коллективам на госпредприятиях как и колхозникам в колхозах Советская власть, в отличие от того, что было в СССР, обеспечит возможность в рамках обязательных нормативов быть хозяевами у себя на производстве – самим решать проблемы его развития и совершенствования, то результаты, как это показала практика отдельных трудовых коллективов в СССР, получаются удивительные. Чтобы не витать в абстракциях, приведу ещё раз несколько примеров.

Герой Социалистического Труда строитель Сериков рассказывает, что однажды в молодом городе на Севере страны руководство попросило его помочь построить в городе кинотеатр. Деньги были, проект был – не было рабочей силы. И снять бригаду Серикова даже на два месяца с её объекта было нельзя. Сериков обратился… к бичам (бывший интеллигентный человек), человек 40 которых лениво орудовали лопатами, копая траншею. Ответ был ожидаемый: «Нам, где бы ни работать, только бы не работать».

Но через два месяца здание кинотеатра было сдано приёмщикам на отлично. Никто этого не ожидал, и пока не было в кинотеатре своей администрации, строители сами крутили для горожан фильмы. Ещё через месяц кинотеатр был торжественно открыт. Бывшие бичи, на которых просто приятно было смотреть, стояли на сцене и принимали благодарственные поздравления. Помимо премии им были вручены пожизненные бесплатные билеты в кинотеатр.

Они получили возможность уважать самих себя и вернулись к нормальной жизни. Как это стало возможным? Бригада была хозрасчётной. Она сама решала все вопросы своей деятельности, и каждый ей член работал по способности, а получал по труду.

Другой пример – МНТК «Хирургия глаза» и «лежачий» подмосковный колхоз  молочного направления. Сам МНТК работал как хозрасчётное предприятие. Министерство платило ему фиксированную сумму за каждого излеченного пациента и больше в его дела не вмешивалось, что и дало нужные, прославившие МНТК в мире результаты. А.Н. Косыгин предложил МНТК взять разваленный колхоз в качестве подсобного хозяйства. С.Фёдоров на общем собрании сообщил бывшим колхозникам следующие (пишу по памяти): Молокозавод платит за литр качественного молока 36 копеек. 16 копеек пойдут на управленческие расходы, а 20 – в полное распоряжение бригады.

Очень быстро в коллективе прекратилось воровство комбикорма да и молока, коровы стали доиться, не как козы, а работники получили первую зарплату за много лет. По телевизору показывали этот момент – у многих при получении денег были слёзы на глазах.

Ещё один пример. На казахстанской целине во время страшной засухи только в одном совхозе пшеница стояла стеной. В этом хозяйстве «наверху» из 47 штатных единиц осталось только 2 человека: директор и главбух, т.к. бригады стали хозрасчётными.

Я.Злобину надо бы вспомнить и фильм «Председатель», основанный на реальных событиях в белорусском колхозе, поднятом из руин безруким инвалидом Великой Отечественной войны Орловским.

Ну последний пример из 1930 года – «Коммуна им Ф.Э.Дзержинского», описанная А.Макаренко в повести «Марш 30-го года». Официально – это колония для правонарушителей, т.Злобин! И в этой колонии никого не держали насильно! В ней не только надзирателей не было, но и воспитателей даже – полное самоуправление бывших беспризорников, в т.ч. бывших бандитов и проституток.

Это были настоящие коммунары!

В.И.Ленин едко высмеивал таких реформаторов, которые не верили в творческие силы трудящихся, в их способность, стоя ещё по колено в болоте предыстории, построить новое общество без бедности, убожества, пьянства, неряшливости. Кстати, а «цивилизованных» Европе и США он бывал в кварталах бедноты? Или красочная витрина ему глаза застила?

Л.Сорников.