Лев Сорников: «Непросто о марксизме. Статья вторая»

Марксизм, как известно, не догма, а руководство к действию. Но многие понимают эту истину как разрешение к ревизионизму, т.е к пересмотру краеугольных камней учения К.Маркса – В.И.Ленина. Между тем Ленин предупреждал же, что учение К.Маркса слито из одного куска стали, так что удалять из него что-либо, переставлять и «редактировать» нельзя. «Руководство к действию» означает, что марксизм есть метод анализа конкретных явлений жизни общества, в т.ч. открытий в любых других науках, например, в живой природе (дарвинизм, клеточное строение живой материи, генетика) или в физике, как это сделал Ленин в начале ХХ века, когда физика впала в глубокий кризис.

Метод марксизма – это диалектический и исторический материализм, что требует от марксиста диалектического мышления, а для желающего стать марксистом весьма большого напряжения ума и длительной учебы. В этом «гвоздь», как выражался В.И.Ленин. В истории марксизма есть примеры превращения в оппортунистов и ренегатов блестящих марксистов: Г.Плеханова, Ю.Мартова, К.Каутского и немало других. Уровень диалектики К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, увы, остался недосягаемым для остальных марксистов мира, за что мир уже заплатил немыслимую по масштабам трагедии цену. И продолжает платить. Поэтому прав глубокий марксист и гениальный поэт В.Маяковский, призывая молодежь: «Рвись разгромадиться в Ленина!». Это возможно, значит надо встать на этот путь. Но взаймы получить способность думать нельзя, никакой Войтов не поможет. 

Что такое диалектический материалам можно понять, изучив соответствующие работы Маркса-Энгельса и Ленина, но только в том случае, если читающий революционную теорию сочетает с революционной практикой.. Это нелегкое дело, поэтому, не отказываясь от чтения работ основоположников, полезно обращаться и к пособиям по м-л философии, в том числе к таким сегодняшним книгам, как книга А.Ковалева, опубликованная на сайте РУСО.

И надо приступающим к изучению марксизма понять о самом себе: а в своей профессии я кто – диалектик, или нет? Если да, то дело пойдет веселей. Но все равно следует ознакомиться с мыслями о диалектике наших Учителей — основоположников, в чем может помочь хороший сборник важнейших, систематически подобранных, высказываний классиков марксизма «К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин о диалектическом материализме». Разумеется, читая это сборник, надо обязательно обращаться к источникам высказываний по ссылкам.

Вот для начала самые яркие высказывания:

— Диалектика есть учение  том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую.

(В.И.Ленин. Философские тетради. ПСС т.29, стр. 98)

«Диалектика как живое многостороннее (при вечно увеличивающемся числе сторон) познание с бездной оттенков всякого подхода, приближения к действительности (философской системой, растущей в целое из каждого оттенка) – вот неизмеримо богатое содержание по сравнению с метафизическим материализмом, основная беда которого есть неумение применить диалектики к Bildertheorie (теории отражения) к процессу и развитию познания»

(В.И.Ленин. Философские тетради. ПСС т.29, стр.321-322).

…Для меня дело могло идти не о том, чтобы внести диалектические законы в природу извне, а о том, чтобы отыскать их в ней и вывести их из нее.

Энгельс Ф.. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., m. 20, с. 12.

В своем рациональном виде диалектика внушает буржуазии и ее доктринерам-идеологам лишь злобу и ужас, так как в позитивное понимание существующего она включает в то же время понимание его отрицания, его необходимой гибели, каждую осуществленную форму она рассматривает в движении, следовательно также и с ее преходящей стороны, она ни перед чем не преклоняется и по самому существу своему критична и революционна.

Маркс К. Капитал, т. I. Послесловие ко второму изданию. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23. с. 22.

…В природе сквозь хаос бесчисленных изменений прокладывают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий, – те самые законы, которые, проходя красной нитью и через историю развития человеческого мышления, постепенно доходят до сознания мыслящих людей. Законы эти были впервые развиты всеобъемлющим образом, но в мистифицированной форме, Гегелем.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг, – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 11.

…История природы и человеческого общества – вот откуда абстрагируются законы диалектики. Они как раз не что иное, как наиболее общие законы обеих этих фаз исторического развития, а также самого мышления. По сути дела они сводятся к следующим трем законам:

Закон перехода количества в качество и обратно.

Закон взаимного проникновения противоположностей.
Закон отрицания отрицания.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 384-385.

…Точное представление о вселенной, о ее развитии и о развитии человечества, равно как и об отражении этого развития в головах людей, может быть получено только диалектическим путем, при постоянном внимании к общему взаимодействию между возникновением и исчезновением, между прогрессивными изменениями и изменениями регрессивными.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 22.

В наше время идея развития, эволюции, вошла почти всецело в общественное сознание, но иными путями, не через философию Гегеля. Однако эта идея в той формулировке, которую дали Маркс и Энгельс, опираясь на Гегеля, гораздо более всестороння, гораздо богаче содержанием, чем ходячая идея эволюции. Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; – развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; – «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; – внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; – взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, – таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии.

Ленин В.И. «Карл Маркс». – Полн. собр. соч., т. 26, с.

3. ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О ЕДИНСТВЕ  ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Вкратце диалектику можно определить, как учение о единстве противоположностей. Этим будет схвачено ядро диалектики, но это требует пояснений и развития.

Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, гибкость, доходящая до тождества противоположностей, – вот в чем суть. Эта гибкость, примененная субъективно, = эклектике и софистике. Гибкость, примененная объективно, т.е. отражающая всесторонность материального процесса и единство его, есть диалектика, есть правильное отражение вечного развития мира.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29. с. 99.

4. ДИАЛЕКТИКА КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ. КРИТИКА МЕТАФИЗИКИ

Это самый наглядный признак метафизики, с которой начинала всякая наука: пока не умели приняться за изучение фактов, всегда сочиняли a priori1 общие теории, всегда остававшиеся бесплодными. Метафизик-химик, не умея еще исследовать фактически химических процессов, сочинял теорию о том, что такое за сила химическое сродство? Метафизик-биолог толковал о том, что такое жизнь и жизненная сила? Метафизик-психолог рассуждал о том, что такое душа? Нелеп тут был уже прием. Нельзя рассуждать о душе, не объяснив в частности психических процессов: прогресс тут должен состоять именно в том, чтобы бросить общие теории и философские построения о том, что такое душа, и суметь поставить на научную почву изучение фактов, характеризующих те или другие психические процессы.

1 заранее, независимо от опыта. Ред.

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? – Полн. собр. соч., т. 1, с. 141-142.

b) Диалектика – форма мышления, соответствующая современному уровню развития естествознания

     К диалектическому пониманию природы можно прийти, будучи вынужденным к этому накопляющимися фактами естествознания; но его можно легче достигнуть, если к диалектическому характеру этих фактов подойти с пониманием законов диалектического мышления. Во всяком случае естествознание подвинулось настолько, что оно не может уже избежать диалектического обобщения. Но оно облегчит себе этот процесс, если не будет забывать, что результаты в которых обобщаются данные его опыта, суть понятия и что искусство оперировать понятиями не есть нечто врожденное и но дается вместе с обыденным, повседневным сознанием, а требует действительного мышления, которое тоже имеет за собой долгую эмпирическую историю, столь же длительную, как и история эмпирического исследования природы.

5. ДИАЛЕКТИКА КАК ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ И ЛОГИКА

…Диалектика, в понимании Маркса и согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от незнания к познанию.

Ленин В.И. Карл Маркс. – Полн. собр. соч., т. 26, с. 54-55.

Логика есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития «всех материальных, природных и духовных вещей», т.е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т.е. итог, сумма, вывод истории познания мира.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т.

6. ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА И ЛОГИКА ФОРМАЛЬНАЯ

Диалектическая логика, в противоположность старой, чисто формальной логике, не довольствуется тем, чтобы перечислить и без всякой связи поставить рядом друг возле друга формы движения мышления, т.е. различные формы суждений и умозаключений. Она, наоборот, выводит эти формы одну из другой, устанавливает между ними отношение субординации, а не координации, она развивает более высокие формы из нижестоящих.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 538.

7. ПРИНЦИПЫ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ

Весь дух марксизма, вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь (α) исторически; (β) лишь в связи с другими; (γ) лишь в связи с конкретным опытом истории.

Ленин В.И. Письмо И.Ф.Арманд, 30 ноября 1916 г. – Полн. собр. соч., т. 49, с. 329.

Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и «опосредствования». Мы никогда не достигнем этого полностью, но требование всесторонности предостережет нас от ошибок и от омертвения. Это во-1-х. Во-2-х, диалектическая логика требует, чтобы брать предмет в его развитии, «самодвижении» (как говорит иногда Гегель), изменении. По отношению к стакану это не сразу ясно, но и стакан не остается неизменным, а в особенности меняется назначение стакана, употребление его, связь его с окружающим миром. В-3-х, вся человеческая практика должна войти в полное «определение» предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку. В-4-х, диалектическая логика учит, что «абстрактной истины нет, истина всегда конкретна», как любил говорить, вслед за Гегелем, покойный Плеханов. (В скобках уместным, мне кажется, заметить для молодых членов партии, что нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать – именно изучать – все, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма…)

Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. – Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

а) Объективность рассмотрения

Совокупность всех сторон явления, действительности и их (взаимо)отношения – вот из чего складывается истина. Отношения (= переходы = противоречия) понятий = главное содержание логики, причем эти понятия (и их отношения, переходы, противоречия) показаны как отражения объективного мира. Диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 178.

Но попробуйте заменить софистику (т.е. выхватывание внешнего сходства случаев вне связи событий) диалектикой (т.е. изучением всей конкретной обстановки события и его развития).

Ленин В.И. Русские Зюдекумы. – Полн.. собр. соч., т. 26, с. 120.

Метод Маркса состоит прежде всего в том, чтобы учесть объективное содержание исторического процесса в данный конкретный момент, в данной конкретной обстановке, чтобы прежде всего понять, движение какого класса является главной пружиной возможного прогресса в этой конкретной обстановке.

Ленин В.И. Под чужим флагом. – Полн. собр. соч., т. 26, с. 139-140.

b) Рассмотрение предмета во всех его связях и отношениях

Теоретическая сущность той ошибки, которую здесь делает т. Бухарин, состоит в том, что он диалектическое соотношение между политикой и экономикой (которому учит нас марксизм) подменяет эклектицизмом. «И то, и другое», «с одной стороны, с другой стороны» – вот теоретическая позиция Бухарина. Это и есть эклектицизм. Диалектика требует всестороннего учета соотношений в их конкретном развитии, а не выдергивания кусочка одного, кусочка другого.

Ленин В.И. Еще раз о профсоюзах, о текущем моменте и об ошибках тт. Троцкого и Бухарина. – Полн. собр. соч., т. 42, с. 286.

Диалектика требует всестороннего исследования данного общественного явления в его развитии и сведения внешнего, кажущегося к коренным движущим силам, к развитию производительных сил и к классовой борьбе.

Ленин В.И. Крах II Интернационала. – Полн. собр. соч., т. 26, с. 223.

В области явлений общественных нет приема более распространенного и более несостоятельного, как выхватывание отдельных фактиков, игра в примеры. Подобрать примеры вообще – не стоит никакого труда, но и значения это не имеет никакого, или чисто отрицательное, ибо все дело в исторической конкретной обстановке отдельных случаев. Факты, если взять их в их целом, в их связи, не только «упрямая», но и безусловно доказательная вещь. Фактики, если они берутся вне целого, вне связи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое-чем еще похуже… Вывод отсюда ясен: надо попытаться установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на который можно бы было опираться, с которым можно было бы сопоставлять любое из тех «общих» или «примерных» рассуждений, которыми так безмерно злоупотребляют в некоторых странах в наши дни. Чтобы это был действительно фундамент, необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения, ибо иначе неизбежно возникнет подозрение, и вполне законное подозрение, в том, что факты выбраны или подобраны произвольно, что вместо объективной связи и взаимозависимости исторических явлений в их целом преподносится «субъективная» стряпня для оправдания, может быть, грязного дела. Это ведь бывает… чаще, чем кажется.

Ленин В.И. Статистика и социология. – Полн. собр. соч., т. 30, с, 350-351.

c) Рассмотрение предмета в движении и развитии

Ему (Михайловскому. – Ред.) чужд, говоря языком Маркса, диалектический метод, обязывающий смотреть на общество, как на живой организм в его функционировании и развитии.

Ленин В.И. Что такое «друзья народа» и как они. воюют против социал-демократов? – Полн. собр. соч., т. 1, с. 192.

Самое надежное в вопросе общественной науки и необходимое для того, чтобы действительно приобрести навык подходить правильно к этому вопросу и не дать затеряться в массе мелочей или громадном разнообразии борющихся мнений, – самое важное, чтобы подойти к этому вопросу с точки зрения научной, это – не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь…

Чтобы правильно подойти к этому вопросу1, как и ко всякому вопросу например, к вопросу о возникновении капитализма, эксплуатации между людьми, к социализму, к тому, как появился социализм, какие условия его породили, – ко всякому такому вопросу можно солидно, с уверенностью подойти, лишь бросив исторический взгляд на все развитие его в целом.

1 Речь идет о государстве. Ред.

Ленин В.И. О государстве. – Полн. собр. соч., т. 39, с. 67-68.

Тождество противоположностей («единство» их, может быть, вернее сказать? хотя различие терминов тождество и единство здесь не особенно существенно. В известном смысле оба верны) есть признание (открытие) противоречивых, взаимоисключающих, противоположных тенденций во всех явлениях и процессах природы (и духа и общества в том числе). Условие познания всех процессов мира в их «самодвижении», в их спонтанейном развитии, в их живой жизни, есть познание их как единства противоположностей…

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 227.

В собственном смысле диалектика есть изучение противоречия в самой сущности предметов: не только явления преходящи, подвижны, текучи, отделены лишь условными гранями, но и сущности вещей также.

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т. 29, с. 316-317.

e) Диалектическое отрицание как принцип диалектической логики

Диалектика вообще состоит в отрицании первого положения, в смене его вторым (в переходе первого во второе, в указании связи первого с вторым etc.)…

(По отношению к простым и первоначальным, «первым» положительным утверждениям, положениям etc. «диалектический момент», т.е. научное рассмотрение, требует указания различия, связи, перехода. Без этого простое положительное утверждение неполно, безжизненно, мертво. По отношению к «2-му», отрицательному положению, «диалектический момент» требует указания «единства», т.е. связи отрицательного с положительным, нахождения этого положительного в отрицательном. От утверждения к отрицанию – от отрицания к «единству» с утверждаемым, – без этого диалектика станет голым отрицанием, игрой или скепсисом.)

Ленин В.И. Философские тетради. – Полн. собр. соч., т.

f) Взаимосвязь исторического и логического в познании

Развитие какого-нибудь понятия или отношения понятий (положительное и отрицательное, причина и действие, субстанция и акциденция) в истории мышления так относится к развитию его в голове отдельного диалектика, как развитие какого-нибудь организма в палеонтологии – к развитию его в эмбриологии (или, лучше сказать, в истории и в отдельном зародыше). Что это так, было открыто по отношению к понятиям впервые Гегелем.

Энгельс Ф. Диалектика природы. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 537.

g) Принцип восхождения от абстрактного к конкретному

Кажется правильным начинать с реального и конкретного, с действительных предпосылок, следовательно, например в политической экономии, с населения, которое есть основа и субъект всего общественного процесса производства. Однако при ближайшем рассмотрении это оказывается ошибочным. Население – это абстракция, если я оставлю в стороне, например, классы, из которых оно состоит. Эти классы опять-таки пустой звук, если я не знаю тех основ, на которых они покоятся, например наемного труда, капитала и т.д. Эти последние предполагают обмен, разделение труда, цены и т.д. Капитал, например, – ничто без наемного труда, без стоимости, денег, цены и т.д. Таким образом, если бы я начал с населения, то это было бы хаотическое представление о целом, и только путем более детальных определений я аналитически подходил бы ко все более и более простым понятиям: от конкретного, данного в представлении, ко все более и более тощим абстракциям, пока не пришел бы к простейшим определениям. Отсюда пришлось бы пуститься в обратный путь, пока я не пришел бы, наконец, снова к населению, но на этот раз не как к хаотическому представлению о целом, а как к некоторой богатой совокупности многочисленных определений и отношений.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. Введение. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 36-38.

Я не могу согласиться с Вами, что «центр тяжести вопроса заключается в конкретной невозможности абстрактно мыслимого положения», и главное мое возражение П. Б – чу состоит именно в том, что он смешивает абстрактно-теоретические и конкретно-исторические вопросы. «Конкретно невозможна» не только представленная Марксом реализация, но и представленная им поземельная рента, и представленная им средняя прибыль, и равенство заработной платы стоимости рабочей силы, и многое другое. Но невозможность осуществления в чистом виде вовсе не есть возражение.

Ленин В.И. Письмо А.Я.Потресову, 27 апреля 1899 г. – Полн. собр. соч., т. 46, с. 25.

–Мир есть движущаяся, постоянно меняющаяся материя, представленная известными нам видами: вещество, в т.ч. живое, плазма, физические поля, излучения, межзвездное пространство – вакуум. В формулировке Ленина «материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях». Т.е всё, что существует на самом деле, не является чьей-то выдумкой, что способно вызывать у нас различные ощущения. Основной вопрос философии это спор между материализмом (линия Демокрита) и идеализмом (Линия Платона) о том, что первично — материя или сознание?

Выдумать можно, что угодно: богов, ангелов, нечистую силу, снежного человека, морского змея, «человечный капитализм», «тоталитарный социализм» и т.д., и т.п. Но только сама жизнь, только общественная практика может дать ответ о том, существует ли то, о чем твердят все вокруг или это выдумка, иллюзия, мечта  и т.п.

Почему «всё течёт, всё изменяется»? Потому, отвечает диалектика марксизма, что все материальные объекты – это единство противоположностей, противоречиво взаимодействующих между собой.

Противоположности взаимодействуют: уживаются друг с другом, вступают в острую борьбу, меняются местами. К примеру, буржуазия и рабочий класс, находясь в состоянии неизбежной борьбы друг с другом, вместе ведут борьбу против феодализма. И долгое время после победы продолжают эту борьбу за лучшие условия работы по найму. Затем вступает в политическую борьбу (за власть) в буржуазном обществе. И только с появлением учения К.Маркса, дополняет экономическую и политическую форму классовой борьбы идеологической – за уничтожение самого класса эксплуататоров.

Изменения происходят по закону перехода незначительных, мелких изменения скачком в коренное, качественное. Как при кипячении воды: стоит её нагреть до 100 градусов Цельсия, она мгновенно превращается в пар. И наоборот.

В природе и обществе, развитие происходит, графически, не по устремленной вверх прямой, а по спирали, повторяя на более высоком уровне или иначе то, что уже было. Так возращение СССР и соцстран к капитализму не означает копирования порядков и  устройств жизни до победы пролетарских революций. Спираль развития пошла вниз, проходит чуть выше того, что когда-то было. Но сама спираль не обрывается, т.е. развитие будет продолжено – возврат к социализму обязательно произойдет, но на более высоком уровне.

В материальном мире всё взаимосвязано – всё имеет свои причины и следствия, не существует изолированных явлений, Поэтому, чтобы разобраться в сложной проблеме, необходимо изучить её всесторонне, от начала и до конца, не упуская ни одного существенного факта из её «биографии».

Философия диалектического материализма есть духовное оружие рабочего класса, который стремится понятый им мир изменить в сторону идеала социального равенств, справедливости и свободы.

Что читать:

К.Маркс. «Тезисы о Фейербахе».

Ф.Энгельс «Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

Ф.Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец ненемецкой классической философии». «Диалектика природы».

В.И.Ленин. «Материализм и эмпириокритицизм». «Три источника и три составных части марксизма». «К.Маркс». «Исторические судьбы марксизма». «Задачи союзов молодёжи».