Многие статьи, посвященные добросовестной критике марксизма интересны тем, что их авторы не берут марксизм на веру- для бездумного заучивания, хотят разобраться, сомневаются и спорят — высказывают свои мнения по сложным вопросам этой сложной науки.
Что подвергают сомнению, — это правильно. Именно к этому, к критическому усвоению учения К.Маркса, призывал революционную молодёжь В.И.Ленин на третьем съезде КСМ в 1920 г. Однако есть сомнения и сомнения. Если вы понимаете, что марксизм – это серьезная наука, тогда вы просто пытаетесь проверить его понятия (категории) на прочность, подвергаете суду своего разума, следуя за логикой науки.
Если же намерены непременно опровергнуть, то будете посрамлены, т.к. учение К. Марка верно.
Поэтому для того, чтобы последовать прямому призыву классиков не воспринимать марксизм в качестве догмы, а осваивать его критически, необходимо изучать его также, как осваивается любая другая наука, серьезно и глубоко.
«Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» (Ленин), но в правоте Маркса и Ленина вы должны убедиться сами. При добросовестном подходе и затрате необходимых усилий мировоззрение классиков может стать тем, к чему вы пришли своим путём, стать вашим мировоззрением, обогащённым вашим жизненным опытом. Это освободит вас от ученичества, при котором каждую СВОЮ мысль пытаются подтвердить удачной цитатой.
В помощь назову основные категории марксизма в их диалектическом единстве.
1.Философия марксизма – диалектический материализм. Мир, Вселенная есть движущаяся (то есть непрерывно изменяющаяся по законам диалектики) материя — «объективная реальность, данная нам в ощущениях» (В.Ленин).
Законы диалектики могут помочь пониманию сложнейших вопросов бытия:
— почему все что есть (материя) так нестабильно: а все время меняется, изменяется?
— каким именно образом это происходит?
— и что такое развитие, прогресс?
«Диалектика есть учение том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности, — при каких условиях они бывают тождественны, превращаясь друг в друга, — почему ум человека не должен брать эти противоположности за мертвые, застывшие, а за живые, условные, подвижные, превращающиеся одна в другую». ((В.И.Ленин. Философские тетради. ПСС т.29, стр. 98).
В применении к жизни это определение дает возможность понять, по какой причине рабочий класс не способен самостоятельно выработать верную тактику классовой борьбы с буржуазией, а только экономическую её форму (тред-юнионизм).
И почему рабочий класс ведущих держав капитализма, начиная с 30-х г. ХХ века проводит буржуазную политику вместо пролетарской.
Недостаточно заучить формулировки законов, читать учебники и пособия, слушать умные лекции (бывают и неумные!), чтобы стать диалектиком. Способность диалектического мышления каждый должен вырабатывать в себе сам на материале того дела, которым он профессионально занимается или которым увлечён. Все прочее — только в помощь.
Общество есть часть живой природы – вид живой материи, и развитие общества хотя и иначе, чем в животном мире, но тоже подчиняется, диалектическим законам.
Дело в том, что законы развития общества проявляются не так, как в неживой и живой природе, т.е. не напрямую (причина – следствие), а как закономерности, пробивающие себе дорогу через множество препятствий и противоречий. Поэтому они могут «осуществляться через своё неосуществление» (В.И.Ленин), что характерно для капитализма. Это происходит потому, что история есть деятельность людей, которые ставят перед собой сознательные цели. И если имеющаяся закономерность в развитии общества входит в противоречие с интересами трудящихся масс, то их борьба против этой закономерности, ослабляет её действие вплоть до полного неосуществления. Но как только сопротивление эксплуатируемых масс слабеет, закономерность начинает действовать вновь.
Хороший пример – действие открытого Марксом закона абсолютного и относительного обнищания пролетариата в странах «золотого миллиарда». В годы успешного развития СССР и соцстран буржуазная элита Запада прибегла к осуществлению широких социальных программ и расширению рамок буржуазной демократии для рабочего класса своих стран, а почти всю тяжесть эксплуатации перенесла в страны «третьего мира». Так что закономерность абсолютного обнищания в ведущих державах Запада перестала осуществляться, но не исчезла: после уничтожения СССР капитал перешел в наступление на права трудящихся, что привело к возобновлению действия этой закономерности. Что касается относительного обнищания, то оно действует всегда.
Рассмотрение закономерностей развития общества с позиций диалектического материализма есть созданная Марксом и Энгельсом новая наука – исторический материализм (истмат).
Сущностные категории истмата, открытые К.Марксом
1.Самоотчуждение человека от своей родовой сущности – от универсальности взаимодействия с природой и от результатов своего труда.
2. Углубляющееся отделение умственного труда от физического.
2 Формационный подход к изучению предыстории
3. Классовая борьба как движущая сила в развитии общества в предыстории.
Вторая составляющая часть марксизма – политэкономия, наука о производственных отношениях (ПО) – отношениях, складывающихся стихийно в обществе по поводу производства материальных благ и их распределения. Производственные отношения – это форма господства производительных сил над создавшими их людьми, форма эксплуатации тех, кто трудится теми, кто организует, управляет и господствует. Но чтобы понимать причины эксплуатации меньшинством большинства, над понимать, как возникают ПО в результате нарастающего процесса отчуждения, в результате углубляющегося отделения умственного труда от физического.
В предыстории люди находятся под властью объективных законов, сути которых они не понимают и отменить которые не могут. А классовая борьба есть механизм замены устаревших, вмещающих жить, тормозящих развитие ПО новыми, более прогрессивными. До появления класса наемных рабов (капитализм), в обществе одна форма эксплуатации сменялась другой в результате стихийного роста недовольства масс господствующими ПО Но только организованный и сознательный рабочий класс способен покончить с эксплуатацией себя и всех других слоёв трудящиеся масс. Этот подход к пониманию хода предыстории называется формационным. (Но что касается категории общественно- экономическая формация (ОЭФ), то ни один способ производства в классовом обществе так и не дорос до этой ступени, т.к. был сметен раньше. ОЭФ – это научная абстракция). Мы имеем дело в истории и в политэкономии с цепочкой закономерно сменяющих друг друга способов производства.
Научный коммунизм – третья составляющая часть марксизма
В качестве теории коммунистического типа развития общества формационный подход не работает по той причине, что к власти пришёл сознательный и хорошо организованный рабочий класс, который в лице правящей ленинской партии понимает закономерности истории и может овладевать объективными законами развития, освобождая себя от их господства. Правящий рабочий класс берет под контроль буржуазию и ведёт дело к тому, чтобы она вообще исчезла из жизни общества. К тому, чтобы освободить шаг за шагом общество от власти денег, вообще от всех форм (слоёв) частной собственности, накопившихся в ходе предыстории. Поскольку это так, то эпоха коммунизма – это «царство субъективности». В этой эпохе общество освобождается от власти объективных законов, «овладевает условиями своего существования, становится свободным». (Ф.Энельс).
Поэтому эпоха коммунизма нуждается в другой теории развития, чем формационный подход. Здесь не действует диалектика производительных сил (ПС) и ПО. Наоборот, развитие ПС берется под контроль общества, а ПО капитала, обмена, права, регламентации, власти последовательно снимаются, становясь ПС (производительными силами).
Поскольку эпоха коммунизма есть эпоха уничтожения (снятия) частной собственности, то каждый марксист обязан понимать:
1. Что такое частная собственность.
2. Почему она должна быть уничтожена.
3. Каков механизм снятия частной собственности.
Ответы на эти вопросы есть в марксизме, но их необходимо понять, чтобы вести массы за собой и самим не сбиться с пути, как это случилось в КПСС.
Рекомендованный минимум литературы
Маркс К. «Тезисы о Фейербахе». «Экономико-философские рукописи 1844 г.». ПСС. Т.42, «Немецкая идеология» (совместно с Ф.Энгельсом), «Критика Готской программы».
Энгельс Ф. «Принципы коммунизма», «Анти-Дюринг», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической идеологии», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Диалектика природы». Письма 90-х годов об историческом материализме.
Ленин В.И. «Три источника и три составные части марксизма». «Исторические судьбы марксизма». «Империализм как высшая стадия капитализма», «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «О «левом» ребячестве и мелкобуржуазности», «О продовольственном налоге», «Что такое Советская власть», «Очередные задачи Советской власти» (оба варианта), «Задачи союзов молодёжи», статьи, вошедшие в т.н. «Ленинское завещание».
С.Платонов В сборнике его текстов под названием «После коммунизма». Есть в Интернете.
А Фетисов. Статьи в сборниках №№ 1 и 2 «Хомосапиенсология». Есть в Интернете.
Л.Сорников. Статьи на сайте РУСО в 2018-2023 гг.