В наше время все чаще политики всех флангов и центра говорят о необходимости открыть народу образ будущего. Это явление, несомненно, говорит о наличии тупика в политике либералов у власти: куда ведут? И начинается та самая идеология, которая запрещена Конституцией РФ – идеология «лживой жизни» с «жирными румянами» на лице, покрытом струпьями проказы. (В кавычках из А.Блока)
Прекраснейший из всех возможных образ будущего и путь к нему указали впервые К.Маркс и его друг, соратник Ф.Энгельс.
Величайшая заслуга Маркса и Энгельса – это открытие закономерностей, которые сразу же уничтожили царивший тогда в социологии и философии хаос представлений о жизни общества. Они воспользовались диалектикой Гегеля, спустив её в с неба на землю и сделав алгеброй революции. Показали, что закономерности развития общества не то же самое, что законы природы, в т.ч. живой природы, т.к. пробивают себе дорогу через тысячи зигзагов истории, а при капитализме даже осуществляются через своё неосуществление.
И главное, что закономерности развития общества, если оно не покончит жизнь самоубийством, неизбежно приведут его через ряд ступеней в чрезвычайно длительную, хотя не потерявшую способности к дальнейшему развитию, эпоху в которой осуществится как единственно возможный великий принцип: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех. А по Ленину, «человек вернется к самому себе = свобода» («Философские тетради»).
К.Маркс с научной глубиной доказал, что закономерная смена способов производства в предыстории есть объективный процесс. Что СП внутренне противоречивы, и их смена в классовом обществе носит революционный характер.
Создав научную абстракцию капитала, Маркс сделал возможным совершить восхождение от абстракции капитала к конкретному – к жизни во всем её бесконечном многообразии. Этот научный подвиг совершил В.И.Ленин (сам Маркс планировал это сделать, но не успел).
В.И.Ленин независимо от Маркса и Энгельса (их ранние работы о коммунизме остались ему неизвестны) создал в 900-е годы ХХ века гениальную теорию многоукладности общества в предыстории, которая (многоукладность) будет сопровождать его, постепенно устраняясь, и в эпохе коммунизма.
Классики марксизма открыли для рабочего класса его историческую миссию, освобождая себя от гнета капитала, освободить и все остальные слои трудящихся. И картину удивительно прекрасного будущего, разумеется, в его самых общих чертах, но без знания которого невозможно понять ни настоящего, ни прошлого. Без такого знания рабочий класс не может выполнять свою миссию, в чем история уже предоставила обществу огромное количество трагических по форме и сути доказательств. Совсем недавнее – разрушение СССР и бандеровщина на Украине.
Сегодняшние антикоммунисты — это или величайшие глупцы (Томас Манн), или люди, совершающие преступление против человечности, по которым Нюрнберг плачет. Они сознательно, в силу присущего им классового эгоизма, возводят барьеры на пути в будущую эпоху ничем не омраченного гуманизма — подлинной человеческой свободы.
Правота на стороне коммунизма – третьего пути нет.
По вполне понятным причинам – всемирный переход к коммунизму как типу общественного развития не мог не вызвать яростной ненависти и, бешенного, самого изощренного и гнусного сопротивления старого мира. Разумеется, путь в светлое будущее усеян рифами и мелями, но История, как кто-то верно заметил, упорная дама и всегда добивается своего.
Три-четыре миллиона лет предыстории, когда над людьми властовали независимые от их сознания и воли объективные законы развития.
Несколько сотен лет переходной коммунистической эпохи, в ходе которой люди шаг под руководством марксистов за шагом становятся господами своего положения, избавляясь от слоев самоотчуждения , составляющих суть частной собственности.
Миллионы лет жизни в условиях полной свободы творческих личностей, увлеченно занятых любимым делом в ассоциации с другими людьми. Никакого сравнения с обещанными вполне обывательскими блаженным (и унылым) раем христиан, раем в садах и с гуриями мусульман и поеданием левиафана вместе с Иеговой в иудейском рае.
Сама коммунистическая эпоха, начинающаяся со ступени диктатуры трудящихся над бездельниками и паразитами, уже огромное счастье для для творческой личности и любого, кто трудится и не ест чужого. Вспомним советский образ жизни, о котором все чаще с грустью и завистью вспоминают нынешние поколения. Даже многие из рождённых после — по рассказам родителей и дедушек с бабушками. Но советский социализм – это еще суровая борьба со старым миром. На последующих ступенях социализм будет все более привлекательным своими возможностями для всестороннего развития личности каждого без исключения гражданина при том, что одновременно будет идти осмысленный процесс излечения среды обитания – природы, а сами люди будут все более здоровыми физически, становясь настоящими долгожителями. 150, а возможно и более лет творческой жизни позволят каждому менять род занятий по желанию. И не единожды. Как интересно!
Что касается эпохи после коммунизма, эпохи осуществленного гуманизма, то возможную картину его лучше всех наших фантастов описал великий ученый Иван Ефремов в романах «Туманность Андромеды» и «Час быка».
Свободный человек в свободном обществе, прекрасном во всех отношениях обществе, на очищенной от всякой грязи планете, очень здоровый физически долгожитель, гармонично и всесторонне развитый, чуждый всякой праздности, жизнерадостный и по-настоящему добрый, гуманный, но умеющий защитить свою свободу творец, созидатель, ученый, художник – вот образ будущего, с которым должен соизмерять свои убеждения и поступки сегодня любой порядочный человек.
Эта картина будущего вдохновляет, тогда как идеологи рыночной экономики могут или врать о хорошем будущем, в котором можно жрать от пуза и ни о чем не думать, или пугать страшными картинами будущего в беспросветных и безвыходных антиутопиях.