Вопрос о роли Ленина и Сталина в создании СССР является весьма актуальным, как в настоящее время, так и на перспективу, в связи с несколькими обстоятельствами.
Во-первых, потому, что на фоне сегодняшнего российского олигархическо-чиновничьего государства, служащего крупному капиталу, растет интерес населения, прежде всего молодежи, к советскому прошлому, к Советскому государству, в котором не было дикого имущественного неравенства и существовали реальные, а не мифические социальные права и гарантии для любого человека. А представить это государство без Ленина и Сталина невозможно.
Во-вторых, 30 декабря 2022 года исполняется 100 лет со дня образования СССР. Готовясь к этому юбилею, мы, члены КПРФ, члены РУСО и все наши сторонники, должны в нашей научно-публицистической и агитационно-пропагандистской деятельности работать на опережение, учитывая, что к этой дате неизбежно усилится поток лжи и провокаций либералов по отношению к Советскому Союзу. Мы обязаны уметь давать отпор. Для этого сами должны знать историю его создания и подлинную роль в этом Ленина и Сталина.
И, наконец, в-третьих, после путинской побасенки о ленинской атомной бомбе под СССР (21 января 2016 г. на заседании президентского Совета по науке и образованию, где он заявил о том, что Ленин заложил «атомную бомбу» под Россией), каждый из нас должен уметь не только разоблачать её провокационный, антиисторический, лживый характер, но и показывать, что настоящая бомба, путинская, давно готова – это бомба растущего антогонизма классовых противоречий в России, которая может взорваться в любой момент.
Возвращаясь к теме хочу отметить, что большевики всегда были унитаристами. Ни в одной из трёх программ партии принятых с 1903 по 1961 гг. (1903 г.- II-й сьезд РСДРП; 1919 г. — VIII-й сьезд РКП (б) и 1961г. – XXII-й съезд КПСС), не уделялось много места о форме национального устройства и о федерализме речь не шла. В первой программе партии в параграфе 9 излагалось лишь принципиальное требование о праве наций на самоопределение. Главными для коммунистов всегда были вопросы политические, вопросы о классовой борьбе, о власти. Все остальные вопросы были им подчиненны, в том числе и национальный вопрос.
Однако это не значит, что руководители партии не уделяли ему внимания. В 1913 г., за четыре года до Октября 1917 года, Сталин, находясь в Вене, написал первую серьёзную теоретическую работу по национальнольному вопросу «Марксизм и национальный вопрос», которую высоко оценивал Ленин. Сам В.И. Ленин, в этом же году написал статью «Критические заметки по национальному вопросу», а спустя год, две не менее известные статьи — «О национальной гордости великороссов» и «О праве наций на самоопределение».
Ещё до победы вооруженного восстания в Петрограда в октябре 1917 года, а затем и после него, В.И. Ленин размышлял над вопросом: «Что же мы будем строить на обломках царской России? Свои мысли об этом он изложил в знаменитой работе «Государство и революция», которую писал в этот период, с перерывами, в течение восьми месяцев.
В ней он сделал вывод: «После взятия политической власти мы будем строить государство диктатуры пролетариата, такое государство, которое должно будет решить две основные задачи: подавления свергнутых эксплуататорских классов и создание экономических предпосылок для перехода к коммунизму. Это будет государство-коммуна, отмирающее государство, а «советы, возникшие, как живое творчество масс» будут новыми органами государства. Советы – гениальная находка В.И. Ленина, именно они стали теми органами власти, на базе которых была создана РСФСР, а затем и СССР.
Тем не менее, до сих пор даже среди историков нет единого мнения о том, кто же был главным его создателем Советского Союза: Ленин или Сталин? Лишь на первый взгляд этот вопрос кажется надуманным, потому что нередко даже в «академических» «трудах» позиция Ленина и позиция Сталина противопоставляются друг другу – мол, Ленин был за полноценный Союз, а Сталин упирал на «автономизацию», считая, что советские республики должны не образовать равноправный союз с Россией, а войти в РСФСР как автономные республики.
На деле всё было далеко не так. Системный облик будущего Советского Союза определялся не одним Лениным, и не одним Сталиным, хотя оба они оказывали на этот вопрос огромное влияние. В конечном счёте два этих выдающихся влияния не противостояли друг другу, а взаимно обогащали и дополняли друг друга.
И Ленин и Сталин понимали необходимость прочного законодательного закрепления того комплексного союза РСФСР и национальных советских республик, который, с одной стороны, сложился за годы революции и гражданской войны, а с другой стороны имел многовековую общую геополитическую и, что еще важнее, экономическую базу.
Оба понимали, что царская Россия была не только «тюрьмой народов», но и их естественным объединителем вокруг Центра… А хозяйственные связи не в один день налаживаются, и оборвать их можно лишь насильно и с обоюдным убытком – как это было проделано врагами России с республиками СССР в 90-е годы ХХ века.
И Ленин и Сталин были убеждены в необходимости создания сильного Советского государства на на принципах пролетарского интернационализма, добровольности, равноправия и общности исторических связей народов бывшей Российской империи.
Поэтому, когда Путин говорил, чтот Ленин всего лишь революционер, а не государственник, он беззастенчиво врал. Он делал это сознательно, поскольку, как бывший советский человек и коммунист (партбилетчик), он не мог не знать о роли В.И. Ленина, как создателя первого в мире Советского государства рабочих и крестьян и о его роли в создании СССР.
И здесь дело не только в Путине, сколько во всем классе «новых русских капиталистов», который прийдя к власти в 90-е годы преступным путём, все время ищет «крайнего», на кого можно было бы возложить ответсвенность за уничтожение великой державы. Путинское утверждение-полуправда, о том, что Ленин – только революционер, а не государственник, из той же серии сознательной лжи, как и его сказка о ленинской бомбе.
Напомним лукавому правителю, и его политологам, что в момент, когда Ленин и большевики получили возможность чем-то управлять, государства не существовало. Все нации и народности Российской империи уже разбежались, они требовали самостоятельности, отделения, шли внутренние разборки и этнические конфликты.
Троцкий вынужден был силой утихомирить кровавый конфликт между башктрами и татарами, в Крыму полыхала война всех против всех. Химера национализма охватила Среднюю Азию, Закавказье, Украину, Беларусию, Прибалтику. Польша и Финляндия уже вышли из состава Российской империи.
Большевики, Ленин понимали, что загнать этого джина национализма обратно в бутылку невозможно. А раз так, то надо искать возможности и пути, чтобы собрать эти осколки Российской империи и сохранить страну.
В виде федерации или автономий — неважно, лишь бы сохранить страну. Дальше они стали понимать, что если создавать губернское деление, то это приведет к новому витку национализма на окраинах. Удержать страну от развала будет невозможно. И здесь возникает идея федерации, в которой было два подхода.
Ленин считал, что надо создавать федерацию на базе национально-государственных образований. Сталин — на базе автономий, то есть включать национальные образования и окраины в Россию на правах автономий. Здесь их позиции разошлись. Но эти позиции были тактические. Ленин окончательного решения не принимал.
Это Каменев пришел на заседание рабочей группы по созданию СССР, которую возглавлял Валериан Владимирович Куйбышев, и сказал: «Я только что был у Ленина и он передал, что надо создавать союзную федерацию с правом выхода национальных образований из состава СССР».
Хотя историк Жуков также исследовал ленинские архивы этого времени и установил, что в этот день заседания рабочей группы Ленин плохо себя чувствовал и никого не принимал. Однако рабочая группа Куйбышева приняла сообщение Каменева, как достоверное.
Как бы там не было, главное, в другом. Принципиально важно понимать, что в этот период обстоятельства для только что рождённого Советского государства были таковы, что тогда по иному собрать осколки Российской империи было невозможно.
Есть ещё один весьма существенный аргумент в пользу именно федеративной формы создания СССР. О нём многие забывают или умалчивают. Ведь в те годы большевики и сам Ленин, не говоря о Троцком, ещё продолжали верить в мировую революцию. Надеялись на нее. Тем более, что в 1918 — 1920 гг. произошли революции в Германии и Венгрии.
3 ноября 1918 в Германии восставшие матросы в Киле совершили поход на Берлин и власть в стране перешла в руки социал-демократов и левой группы «Спартак» (Роза Люксембург и Карл Либкнехт, которые — 30.12.1918 года создали компартию Германии). В эти же годы произошла революция в Венгрии, национальные революции в Китае, Персии, Турции.
В этих условиях, каким могло быть создание всемирной социалистической республики? Куда и как включать, например, Германию? В состав автономной Советской республики? Это, по крайней мере, смешно и глупо. Надо было найти такую формулу, которая бы устраивала всех.
Такой формулой могла быть только федерация равноправных независимых советских республик — Германской, Австрийской, Французской, Итальянской и др. Вот каким образом мыслился первоначально СССР. Как единое общежитие человечества без эксплуатации капитала. В.И. Ленин и И.В. Сталин все это учитывали. Они лучше других понимали, что для сохранения страны в те тяжелые годы нужна была мощная объединительная идея.
В.И. Ленин и И.В. Сталин хорошо понимали, что для сохранения страны в те тяжелые годы нужна была мощная объединительная идея. Нужно было предложить такие условия народам России, которые могли бы принять все. И такой идей – главным условием нового государства стала идея социальной справедливости, в форме Союза с правом выхода из него. При двух других важнейших и принципиальных условиях – что у власти всех членов этого Союза будут большевики и будут нерушимыми границы.
В.И. Ленин говорил: «Единство федерального устройства СССР обеспечено единством правящей партии». Поэтому он на всех этапах своей деятельности, с момента создания в 1903 году партии большевиков, боролся за единство РСДРП (б), а затем РКП (б).
Умные враги советской власти и социализма, Яковлев, Попов, Собчак, Ельцин и их банда это прекрасно понимали и организуя развал страны и буржуазную контрреволюцию 90-х гг., прежде всего, отменили статью № 6 Конституции РСФСР о КПСС, как о руководящей и направляющей силе советского народа. С этого и начался процесс разрушения СССР.
В начале ноября 1921 года Сталин опубликовал в «Правде» статью «Октябрьская революция и национальная политика». Говоря о национальной политике русских коммунистов, он пояснял: «Существо этой политики можно выразить в нескольких словах: отказ от всех и всяческих «притязаний» и «прав» на области, населённые нерусскими нациями; признание (не на словах, а на деле) за этими нациями права на самостоятельное государственное существование; добровольный военно-хозяйственный союз этих наций с центральной Россией; помощь отсталым нациям в деле их культурного и хозяйственного развития, без чего так называемое «национальное равноправие» превращается в звук пустой; всё это на основе полного… сосредоточения всей власти в руках трудовых элементов окраинных наций – такова национальная политика русских коммунистов». В целом такой подход не отличался от подхода Ленина.
К концу 1922 года объединительные процессы в государственной жизни России завершались. После временного торжества сепаратизма, охватившего бывшую Российскую империю с 1917 года, дело шло к объединению почти всех её территорий в рамках нового единого государства. РСФСР (в состав которой тогда входили и среднеазиатские регионы), Украинская ССР, Закавказская федерация в составе Азербайджана, Армении и Грузии, и Белорусская ССР завершали процесс образования Союза Советских Социалистических Республик – СССР.
Ленин одобрил исходные тезисы Сталина, предлагавшего федерацию в части «военного, хозяйственного дела и внешних сношений (иностранные дела, внешняя торговля)» при сохранении за республиками «автономии во внутренних делах».
Затем Сталин разработал проект резолюции комиссии «О взаимоотношениях РСФСР и с независимыми республиками», который предусматривал вступление всех национальных республик в РСФСР на правах автономных республик. Это обеспечивало бы ту системную централизацию, без которой жить становилось всё сложнее.
Проект Сталина поддержали в ЦК компартий Азербайджана и Армении, белорусы колебались, в украинском ЦК от обсуждения проекта уклонялись, а Мдивани (Грузия) бурно протестовал.
23 и 24 сентября 1922 года комиссия ЦК заседала под председательством Молотова, и проект Сталина был принят, всё же, единогласно за основу, при воздержавшемся Мдивани.
26 сентября 1922 года Ленин пишет письмо Каменеву, в котором идет речь о поправке в проект С талина насчёт того, что надо закрепить в будущем договоре не вступление остальных республик в Российскую Федерацию, а объединение всех республик, включая Российскую Федерацию, в общее союзное государство.
Эта поправка Ленина была тогда политически разумной, и Сталин её принял. Отметим, что в этом же письме содержалось и первое не совсем удачное название будущего Союза – «Союз Советских Республик Европы и Азии». Похоже, что именно оно было Лениным и предложено.
6 октября 1922 года на пленуме ЦК РКП(б) была образована комиссия под председательством Сталина для разработки окончательного проекта союзного договора, шли последние утряски и увязки, а 23 декабря в Москве открылся Х Всероссийский съезд Советов – последний отдельный «российский» съезд накануне первого общего союзного.
В ночь перед его открытием у Ленина отказали правая рука и правая нога – его надежды на выступление на российском, а затем и на первом союзном съезде в одночасье рухнули. И свою последнюю – как оказалось – публичную речь Ленин произнес 20 ноября 1922 года на пленуме Московского совета, заседавшего совместно с пленумами всех районных Советов Москвы.
Речь Ленина обнаруживала не только сохранение им полной ясности и глубины его политических мыслей, но и его твёрдое убеждение в том, что он ещё длительное время будет полноценно, хотя, скорее всего, и с меньшей интенсивностью, работать на своём посту Председателя Совнаркома.
Завершил свою речь В.И, Ленин в том вечер пророчески сказал:
– Социализм уже теперь не есть вопрос отдалённого будущего, или какой-нибудь отвлечённой картины, или какой-либо иконы… Мы социализм протащили в повседневную жизнь и тут должны разобраться… Вот что составляет задачу нашей эпохи… Все мы вместе решим эту задачу во что бы то ни стало, так что из России нэповской будет Россия социалистическая.
Утром 29 ноября Ленин и Сталин окончательно обсудили вопросы, связанные с будущим Союзом, а 30 ноября 1922 года Сталин от имени комиссии ЦК сделал доклад на заседании Политбюро «О Союзе республик», и Политбюро утвердило «Основные пункты Конституции Союза Советских Социалистических Республик».
Тут надо немного вернуться назад и сказать о влиянии так называемого Тифлисского «инцидента» на ситуацию с последними этапами создания СССР и о его влиянии на здоровье Ленина. Речь идет об оплеухе Орджоникидзе, которую тот влепил члену Грузинского ЦК Кобахидзе – прихлебателю тогдашнего руководителя коммунистов Грузии Поликарпа Мдивани.
Это случилось в Тифлисс 25 ноября 1922 года в ходе работы комисси во главе с Феликсом Дзержинским. Оплеуха была заслуженной, как ее оценил сам Дзержинский, а потом и Сталин, разумеется, не одобряя этот факт, а имея в виду саму причину, которая была связана с абсолютно незаслуженным оскорблением Серго Орджоникидзе.
Кобахидзе упрекнул Орджоникидзе в том, что он имеет собственного белого коня, и затем допустил оскорбительное выражение, за что пришедший в ярость Орджоникидзе ударил его по лицу. Позже Анастас Микоян в мемуарах пояснилл что белого коня Орджоникидзе подарили горцы, когда тот вернулся на Кавказ. Приняв подарок (к чему обязывал кавказский обычай), Орджоникидзе передал коня в конюшню Реввоенсовета и выезжал на нем только во время парадов в Тифлисе. Кобахидзе же несправедливо обвинил его чуть ли не в коррупции.
В судьбе Ленина эта оплеуха – без вины в том Орджоникидзе – сыграла роль, пожалуй, роковую. По существу, это была диверсия с целью навязывания новой дискуссии об устройстве СССР и, главное, против здоровья Ленина.
Если бы Ленина не известили об оплеухе Орджоникидзе, вряд ли бы он как раз в день провозглашения СССР – 30 декабря 1922 года, то есть тогда, когда все вопросы по будущему Союзу были решены, после приступов, после обострения болезни, стал бы диктовать секретарям письмо «К вопросу о национальностях или об «автономизации»».
Это письмо сыграло значительную роль в истории партии и всей страны. Находясь в Горках и не получая полной информации о политической жизни страны, Ленин обостренно реагировал на различные события, о которых узнавал. Его чрезвычайно беспокоила возможность раскола партии.
Знаменитым и «классическим», — как пишет Сергей Кремлёв в своей книге «Ленин. Спаситель и создатель, — это письмо сделали хрущёвцы – впервые оно было опубликовано в сентябрьском номере журнала «Коммунист» – теоретического органа ЦК КПСС, за 1956 год, то есть, после антисталинского ХХ съезда КПСС. В письме всё крутилось вокруг «инцидента», а главное (главное для хрущёвцев) – там не лучшим образом поминался Сталин, что было Хрущёву и хрущёвцам очень кстати.
Диктуя свои заметки Ленин явно волновался и был взвинчен, а причинами оказывались болезненное состояние и наложенные на недомогание «тифлисские» эмоции. Он возмущался: «…Если дело дошло до того, что Орджоникидзе мог зарваться до применения физического насилия, о чём мне сообщил тов. Дзержинский, то можно себе представить, в какое болото мы слетели. Видимо вся эта затея «автономизации» в корне была неверна и несвоевременна…»
Как видим, Ленин в волнении забыл, что «эта затея» уж отставлена и 30 декабря провозглашается Союз равноправных Республик, имеющих право выхода из Союза.
В целом ничего конструктивного заметки «К вопросу о национальностях или об «автономизации» не содержали. Но как же хрущёвцы могли не извлечь их из архива и не обнародовать, если «сам Ленин» надиктовал такие слова, которые для Хрущёва были слаще мёда, а именно: «Я думаю, что тут сыграли роковую роль торопливость и администраторское увлечение Сталина, а также его озлобление против пресловутого «социал-национализма». Озлобление вообще играет в политике обычно самую худую роль…»
Далее в письме содержалась уж просто ошибочная мысль о том, что на следующем съезде Советов стоило бы «вернуться… назад, т. е. оставить союз советских социалистических республик (орфография секретаря В.И. Ленина Володичевой, – С.К.) лишь в отношении военном и дипломатическом, а во всех других отношениях восстановить полную самостоятельность отдельных наркоматов…»
Сергей Кремлев в своей книге справедливо отмечает, что «даже эта неудачная диктовка не даёт оснований говорить о конфликте Ленина и Сталина по вопросу о форме и содержании Союзного государства. На всех этапах практического движения к СССР оба лидера мыслили примерно одинаково, а в самом конце 1922 года в конфликте оказались не Ленин и Сталин, а Сталин и болезнь Ленина».
30 декабря 1922 года I Всесоюзный съезд Советов принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Опыта создания подобного государства у челевечества не было. До этого все крупные многонациональные государства были империями. А суть империи в том, что правящий класс метрополии получает сверхприбыли за счёт колоний, в которых трудящиеся испытывают двойной гнёт: эксплуататоров «родных» и имперских.
Империи строились по принципу хозяин (метрополия)-раб, слуга (колонии, подчинённые территории и народы), а их общественно-политический строй всегда, независимо от эпохи, был основан на эксплуатации (рабовладение, феодализм, капитализм).
СССР же стал первым в истории человечества крупным многонациональным государством, во-первых, основанном на принципах семьи (недаром его часто называли «семьёй народов»), когда каждый работает ради общего процветания, сильный помогает слабому, а не эксплуатирует его, а во-вторых, основами общественно-политического строя которого стали принципы социальной справедливости (от каждого- по способностям, каждому — по труду).
И что бы не говорили сегодня антисоветчики, более чем 70-летняя история Союза показала замечательные результаты. В течении большей части ХХ в. СССР был примером межнационального согласия, стабильности, динамичного развития. В то время, когда капиталистический мир сотрясали кризисы (особенно «великая депрессия» 1929-33 гг.), мы строили заводы и города, создавали отрасли народного хозяйства. Вопреки ожиданиям Гитлера и ряда руководителей стран Запада, фашистская агрессия не разобщила, а сплотила наши народы, что и стало одним из важнейших источников Победы в Великой Отечественной войне.
Менее года спустя, после I-го Всесоюзного съезда Советов, 17 апреля 1923 года открылся XII съезд партии, и на заседании президиума съезда было принято решение огласить письмо Ленина «К вопросу о национальностях или об «автономизации»». Это было, конечно, «шпилькой» «дуумвирата» Троцкого и Каменева в адрес Сталина, но существенного значения не имело – партийный и государственный авторитет Сталина уже не могли поколебать (а тем более – сокрушить) никакие диверсии.
За три недели до начала съезда – 24 марта 1923 года, Сталин опубликовал в «Правде» одобренные Центральным Комитетом партии тезисы к XII съезду РКП(б) по национальным моментам в партийном и государственном строительстве.
Ленин их прочесть уже не мог, а если бы мог, то убедился бы, что его тревоги относительно «администрирования» Сталина и его якобы «великорусского шовинизма» были ложными. Написанные Сталиным тезисы полностью учитывали мнение Ленина в той мере, в какой оно соответствовало реальному положению дел и реальным проблемам.
Уже на съезде, отвечая на поправки к резолюциям, Сталин сказал: «Весь национальный вопрос мы поставили в связи со статьёй Ильича…» Это вполне характерно для отношения Сталина к Ленину. Сталин сознавал, что Ленин порой прав даже тогда, когда не прав, – недаром говорят, что заблуждения гения интереснее тривиальных истин.
У Сталина при этом доставало собственной гениальности для того, чтобы даже в заблуждениях Ленина усмотреть рациональное зерно, так что сталинские тезисы к партийному съезду отражали и точку зрения Ленина.
Подводя итог, стоит отметить следующее. Во-первых, под руководством партии во главе с В.И. Лениным было создано многонациональное социалистическое государство. Приоритет вождя здесь непоколебим, как бы его не пытались опорочить Путин и его прихлебатели.
Во-вторых, при построении Союза ССР В.И. Ленин категорически отверг аморфную конфедерацию, но не согласился и с автономизацией, то есть вхождением крупных республик в РСФСР на правах автономии. Он предложил создать «новый этаж», «новую федерацию». И Сталин с этим согласился.
Во-третьих, уже впериод болезни Ленина вся огромная организационно-политическая и практическая работа по согласованным с Лениным вопросам построения СССР легла на Сталина. И он выполгнил ее блестяще. После кончины Владимира Ильича он без малого тридцать лет оставался архитектором и строителем огромной державы, имя которой — СССР.
Даже если ограничиться этими результатами деятельности двух гениальных политиков, то в списке величайших личностей мира первую строчку в нем занимал бы Ленин, вторую — Сталин. Скорее всего, третья строка осталась бы за Марксом.
Почему так? «По плодам их узнаете их». Ленин и Сталин первыми осуществили вековую мечту человечества — общество равенства и справедливости. Общество, в котором каждый человек мог свободно — действительно свободно! — жить и работать на благо других, на благо всего человечества, не боясь каждую минуту, что его могут сожрать конкуренты или выгнать с работы, после чего он со своей семьей просто-напросто пойдет по миру. Когда в Перестройку жульнически «сравнивали» жизнь в СССР и на Западе, то «забывали» именно об этом.
Поэтому между двух главных дат в истории человечества — 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1917 года и 9 мая 1945 справедливо поставить и день 30 декабря 1922 года — день рождени великой державы – СССР. Все эти три даты — результат невероятного по масштабу и последствиям свершения, содеянного народом и возглавляемого этими людьми.
Николай Шеремет,
руководитель Челябинского
регионального отделения РУСО, к.п.н.