Кто такой рэпер Моргенштерн и почему ему удается дурачить молодежь?

Стоит ли серьёзной газете обращать внимание на такие фигуры, как скандальный шоумен Моргенштерн и ему подобные персонажи? Сегодня они в центре внимания федеральных СМИ благодаря массированному интернет-маркетингу. Нас же они интересуют потому, что в них как бы отражаются время и состояние умов молодёжи, массовые расстрелы одноклассников, наркомания, суициды… Без Моргенштерна, пожалуй, не разберёшься.


Впрочем, официальные власти и её эксперты пытаются нас убедить, что если вокруг каждой школы поставить по взводу вооружённых до зубов охранников и запретить продавать оружие психопатам, то тут же наступит тишь да благодать. Увы, не наступит. Властям только бы бюджет пожирнее меж силовиками освоить — никаких других последствий от их действий не наблюдается.
Другое дело — привлечь Моргенштерна к анализу проблемы… Чудодейственная сила влияния на подростковые умы данного персонажа уже признана не только Германом Грефом, который сделал его лицом рекламной кампании финансовых услуг Сбербанка, но даже вполне официозной газетой под названием «Культура». В статье «Моргенштерн как наследник Белинского» газета не без изумления приводит пример магического влияния данного персонажа на свою многомиллионную аудиторию. После того как рэпер в одном из своих видеоинтервью мимоходом в весьма позитивном ключе упомянул книгу еврейского мудреца «365 размышлений Ребе» (весьма специфическое чтиво — недоступная для массового читателя религиозная заумь), её просто смели со всех книжных прилавков. При издательской цене 210 рублей книгу отрывали с руками за 2600. В результате издательство срочно решило напечатать ещё тридцать тысяч экземпляров и предположило, что за две-три недели оно продаст столько же этих книг, сколько было продано за предыдущие двадцать лет.


Автор весьма влиятельной газеты завершает статью, не скрывая своего недоумения: «Засим и оставляю читателей, хочется думать, в противоречивых размышлениях». Официальные идеологи застыли в изумлении и даже не знают, как оценить описываемое ими явление — как благо или как зло.
Словом, вот что «животворящая сила» популярности рэпера может делать с неокрепшими умами, в том числе с умами официальных идеологов. Эту бы силу — да в мирное русло! Впрочем, проект «Моргенштерн» — отнюдь не мирный и замышлялся как глобальная манипуляция молодыми умами. Попробуем это показать.
Помните почтальона Печкина из «Простоквашино»: «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» Пусть нам простит знаменитый русский мореплаватель и адмирал И.Ф. Крузенштерн, но без его яркого мультяшного образа тут не обошлось. Но где Крузенштерн сгодился, там и Моргенштерн оказался в строку. Так Алишер Тагирович Валеев из Уфы (полурусский, полубашкир) превратился в немецкообразную «утреннюю звезду» — новомодного молодёжного идола.
Кстати, если заглянуть в словари, то «моргенштерн» — это средневековое холодное оружие ударно-дробящего действия в виде металлического шара на цепи, снабжённого шипами. Весьма даже не лишнее уточнение в рамках нашей темы. В лице «Алишера Тагировича Моргенштерна», как его нередко представляют, нам явлено массовое оружие нового типа. Оно поражает не всех, а избирательную аудиторию, тихо и вроде бы незаметно. Но чрезвычайно эффективно.

Рассматривать и анализировать его «как бы песни» незачем (здесь и далее паразитические выражения — «как бы», «типа» — мы используем для подчёркивания смысла слов. — Авт.). Вы же не станете перед многотысячной аудиторией зачитывать школьное сочинение троечника и всерьёз разбирать его, акцентируя внимание на ошибках и несуразностях. Отнестись к этим текстам с вниманием — просто себя не уважать. К тому же и сами поклонники Валеева нередко жалуются, что на его «типа концертах» они часто не могут разобрать слов. Так что не в словах тут дело. Если всё, что Валеев вербально «как бы исполняет», перевести на незнакомый нам язык и прокрутить с уже имеющимся видеорядом, то впечатление ничуть не изменится. Главное — картинка, образы, видеоряд, действие в кадре.
Вы Валеева не слушайте, а смотрите. И тогда вам откроются смыслы и интенции авторов данного «как бы проекта».  Что мы видим на экране? Вернее, на дисплее компьютера или смартфона (уточнение весьма содержательно, способ потребления подобной продукции тоже важен). Мы видим вполне ещё юного (1998 года рождения) «красавца-мустчину», «альфа-самца», зататуированного от пяток до ушей, подобно, скажем, некоторым футбольным мегазвёздам. На одной стороне шеи у Валеева вытатуировано слово «Добро». Типа он несёт добро. Благодетель ты наш!
«Альфа-самца» в кадре обычно сопровождает целая рота (несколько десятков!) столь же юных и привлекательных, как и главный герой, полураздетых (или полуодетых?) девиц. Все они как бы пляшут и как бы поют. По сути зрителю навязывают слегка задрапированную языческую оргию в качестве цели и образца. (Заметим в скобках, если «пошерудить» по интернету, то можно найти вполне реалистические видео, где запечатлены бизнес-«корпоративы» или школьные выпускные вечеринки — в виде оргий, уже ничем не прикрытых.) При этом «альфа-самец» разбрасывает пачки американских типа денег, выносит многочисленные ящики как бы золотых слитков из невообразимых размеров белоснежного «Боинга». Иногда аналогичное действо происходит на прекрасной великолепной яхте, рассекающей лазурные волны. Ну и так далее в том же духе.
Словом… Словом, по большому счёту ничего нового Валеев и его кордебалет нам не показывают. Всё это мы уже неоднократно видели в клипах на Муз-ТВ и аналогичных каналах, а также в сериалах типа «Дом-2».
Это кич? Ну да, кич! Фильм «Крымский мост» (о котором мы писали — «Правда», №127, 2018 г., «Крымский мост. Сделано с любовью», или Новая Гаврилиада») — тоже кич, хотя и с элементами бюрократического официоза. Валеев-Моргенштерн — кич, так сказать, не официальный, а псевдонародный. И в этом его особая привлекательность для аудитории, на которую он нацелен. Аудитория та же, что и у «Крымского моста», — подростки и молодёжь до 30 лет.
Месседжи Валеева не сказать чтоб уж очень свежи и оригинальны. У него в принципе всё как у всех ему подобных фриков (странных, неуравновешенных субъектов. — А.Д.). Девочкам он говорит: будь умненькой и соблазнительной, следи за собой, за модой, ищи себе богатенького «папика» и очаровывай его. Или, как поёт Н. Расторгуев, любимый певец В. Путина, запускай «тело в дело» («Дуся-агрегат»). Рано или поздно ты поймаешь свою жар-птицу и тебе удастся выпотрошить кошелёк «папика». Мальчикам внушается несколько иное: главное в жизни — тонны бабла, добивайся богатства любой ценой — и у тебя будут роты красоток на выбор, любая побежит за тобой — только помани.
Согласитесь: изложенная выше жизненная программа совершенно не оригинальна. Любой американский блокбастер пропитан данной идеологией. Есть образцы и в нашем кинематографе. В раннеперестроечном фильме 1986 года «Курьер» юная героиня эпатажно заявляет своим родителям и их гостям: «Я хочу сказать, о чём я мечтаю. Я мечтаю быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам. И ещё, ещё я хочу ехать в красивой спортивной машине, чтобы на мне был длинный алый шарф, а на сиденье рядом магнитофон и маленькая собачка».
Данная фраза в контексте фильма воспринимается как эпатаж, как вызов изолгавшимся взрослым, которые говорят не то, что думают, а не как реальная жизненная цель. Такую цель тогдашняя молодёжь всерьёз себе не могла ставить. Потому что не было Моргенштерна и ему подобных. Не было и миллиардеров-олигархов, напоказ выставляющих свои яхты и бизнес-джеты.
Теперь у властей, которые и сами олигархи, Моргенштерн есть. И поэтому сколь несбыточные, столь же и бессмысленные цели навязываются миллионам молодых наших сограждан прямо с экранов федеральных телеканалов, финансирующихся из налогов, которые платят в казну родители подопечных Валеева. Не образование, не самопознание, не  творческое деятельное самоутверждение и самовыражение на благо общества предлагаются в качестве идеала и цели для молодого человека и девушки. И даже не создание семьи и рождение ребёнка, а «Боинг» и океанская яхта, набитые «баблом» и золотыми слитками.
Навязываемые убийственные для юной души цели и идеалы — вот причина бед, о которых мы сказали в самом начале. Цели и смыслы, которые могут быть приемлемы для человека пожившего, испытавшего многое, недопустимо навязывать неоперившимся юнцам. Это клевета, что для молодых подлинные ценности не существуют. Ценности существуют и очень важны, но в нынешней социально-экономической ситуации высокие идеалы ни на что в жизни молодых не влияют. Молодой, юный человек очень раним и восприимчив. Он не так, как взрослый, ощущает ложь и неискренность, а более ярко и болезненно. Именно поэтому молодые нередко поступают крайне деструктивно.
Деструкция подростка и даже преступление — чаще всего реакция на агрессию, несправедливость и безразличие «взрослого мира». И обида на «взрослый мир» имеет под собой вполне социально-экономическую основу: каждый третий, а то и каждый второй представитель молодёжи в России не имеет постоянного места работы. А большинство дипломов, которые молодые получают после окончания вуза или колледжа, можно выбрасывать в корзину, потому что они не гарантируют постоянного качественного места работы. Поколение курьеров, фрилансеров и эскорт-спутниц — без настоящего и без будущего…
И тут появляется Моргенштерн и его кордебалет, предлагающие простое решение всех проблем чохом. Типа, «бабло побеждает зло»! И ему, и роте его девиц верят. Почему, спросите? Потому что «они свои, такие же, как и мы». Ведь если с этих девиц и зататуированных недорослей из видеоклипов снять макияж и лабутены (модная обувь), то это будут «девчонки и мальчишки с нашего двора». Аудитория интуитивно доверяет Моргенштерну, потому что «он такой же, как мы», но более удачливый. У него получилось — значит и у нас получится. Его вербальная и невербальная ирония и самоирония (а без них не было бы искренности) — это отрицание внешних обстоятельств как непреодолимых и потому несущественных. Здесь проявляется инфантилизм, граничащий с суицидальностью, конформизм, вывернутый наизнанку. Отсюда — столь высокое доверие молодых к Валееву и такая его популярность.
«Кино», которое показывают создатели проекта «Моргенштерн», надо правильно смотреть. И тогда вы увидите, что это ритуальные пляски отчаяния и безысходности. Валеев и его девичий кордебалет пляшут вокруг «бабла», «боингов» и яхт потому, что у них нет никакой надежды как-то иначе проявить себя в этой жизни.

Впрочем, не стоит преуменьшать ещё один аспект происходящего — технологический. Поклонники Валеева — это те когорты подростков и молодёжи, которые вступили во взрослую жизнь в последние несколько десятков лет, когда на наших глазах происходила «великая виртуальная революция». Порой сейчас можно наблюдать, когда в одной руке младенец ещё держит соску, а в другой — уже смартфон или напичканную электроникой игрушку. Виртуальная компьютерная и интернет-реальность для молодых — всё равно что дом родной. И если кто-то скажет, что молодёжь бежит от проблем в виртуальную реальность, то мы ответим: она из неё и не выходила, она там с детства обитает. Именно в этом одна из причин столь высокой восприимчивости к проектам типа «Валеев-Моргенштерн».
Психология «поколения виртуальной реальности» имеет свои особенности, которые позволяют говорить о виртуализации масс-культуры. Происходит перемещение пространства подсознания в онлайн-сознание. Особенно это актуально теперь, в период пандемии, когда огромная часть жизни, в том числе социальной и производственной, вынужденно перемещается в онлайн.
Моргенштерн не безобиден в том числе и стратегически. Происходит глобальное манипулирование целеполаганиями огромной нации (по принципу: сегодня — дети, завтра — народ). Один из крупнейших теоретиков современной науки о социальной психологии немецкий и американский психолог Курт Левин (впитал и развил многие принципы марксизма) ввёл в научный обиход понятия «истинные потребности» личности и «квазипотребности». К истинным потребностям он относил потребность к труду и потребность профессионального самоутверждения. Тогда как квазипотребности по К. Левину «связаны с конкретной ситуацией, происходящей в данный момент». Особенность квазипотребности в том, что «она имеет стремление к удовлетворению. Удовлетворение квазипотребности состоит в разрядке её динамического напряжения».
Иными словами, навязанная «квазипотребность» может годами не давать покоя человеку, который будет стремиться её удовлетворить. Именно этот феномен мы и наблюдаем в смысловых и образных построениях Валеева-Моргенштерна и ему подобных. Ну не смогут поклонники Валеева осилить даже одного десятка страниц откровений еврейского священника. А тем более никогда им не удастся завладеть океанской яхтой (как у Абрамовича) и тоннами золота. Тем не менее эти квазипотребности уже прочно навязаны многомиллионной аудитории Моргенштерна.
Ну и понятно, что внедрённые в сознание молодого человека навязчивые несбыточные идеи навсегда травмируют его душу, развивают комплекс неполноценности и никчёмности. Проект «Валеев-Моргенштерн» — это наркотик, с помощью которого молодёжная аудитория погружается в мир неосуществимых и бессмысленных грёз и отчуждается от продуктивного труда, созидательного освоения и преображения действительности.
Существенное уточнение: именно такая аудитория особенно привлекательна для Сбербанка — крупнейшего в России поставщика потребительских и ипотечных кредитов. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.
Ну и политические аналоги Сбербанка — тоже полностью удовлетворены. Ведь «Моргенштерн» — это проект, где не ты проектируешь, а где тебя проектируют. Это средство комплексного форматирования запросов и устремлений ещё не окрепшей личности, включая глубинные, интимные структуры. Так вы должны выглядеть, так вы должны разговаривать и двигаться. Такая у вас должна быть одежда, такая машина, такая еда, такой муж, такая жена — всему этому учит не только «Моргенштерн» и ему подобные, но и реклама, занимающая львиную долю эфирного времени. Причём в весьма привлекательной клипово-игровой форме. А эйч-ди-картинка (от HD — телевидение высокой чёткости), созданная профессиональными режиссёрами и операторами, многократно усиливает эффективность воздействия. Ведь эйч-ди чёткость обязывает прорисовывать образы резко, контрастно, предельно соблазнительно и конкурентоспособно.
Моргенштерн как эйч-ди маркетинговый образ призван агрегатировать максимально возможную потребительскую аудиторию. И поэтому он не европеец и не азиат, а нечто промежуточное, межеумочное. Россия в представлении создателей Моргенштерна — не Европа и не Азия, а некий уродец-кентавр — Азиопа. Вот куда на самом деле ведут нас нынешние лидеры страны. Моргенштерн — это оговорка по Фрейду теперешних властителей России, скрывающих свои истинные намерения за красивыми словами о ценностях демократии и «сбережении народа». Их цель не в том, чтобы аудиторию Моргенштерна сберегать, а в том, чтобы её доить. В том числе политически: как говорится, развести лоха сам бог велел.
А чтоб «развести» целое поколение, желательно избавить его от груза ненужных достойных человека целей и ценностей, максимально люмпенизировать. И тогда вопросов о том, кто победит на выборах, в принципе не будет существовать. Кого поддержит управляемый кукловодами из Кремля Валеев-Моргенштерн, тот и победит. А тем более если часть избирателей будут выходцами из Средней Азии, потомками нынешних гастарбайтеров, внешне столь похожих на Валеева-Моргенштерна.
…Гибернация — ещё одно словечко и понятие из компьютерной сферы. Это способность сложнейшей вычислительной машины не выключиться, а просто «уснуть», чтобы потом после нажатия кнопки вновь «проснуться». Складывается впечатление, что уже не тысячи, а миллионы наших молодых сограждан пребывают в этом состоянии гибернации-полусна. Их реальная жизнь, полная проблем, — лишь ожидание той новой, прекрасной и счастливой жизни, которая наступит после нажатия «волшебной кнопки». И невиданная популярность Валеева-Моргенштерна — подтверждение этому.
Вспоминаются строки знаменитого французского поэта Беранже, выразившего настроения Великой французской революции и последующих потрясений, включая Наполеоновские войны и череду революций XIX века:

Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Как говорится, какие времена — такие и пророки. И напомню: «моргенштерн» — это оружие. А для тех, кто его использует, — всего лишь бизнес, просто бизнес.
А недавно глава Следственного комитета Александр Бастрыкин обвинил Моргенштерна в торговле наркотиками в социальных сетях, после чего Валеев покинул Россию. Но это ничего принципиально не меняет: запретят Валеева — появятся десятки других. Такие, как Моргенштерн, всегда теперь будут в цене.