Есть такое крылатое выражение: «Если хочешь мира, готовься к войне». Его автор — римский историк Корнелий Непот, живший еще до нашей эры. Он использовал его в жизнеописании фиванского полководца IV века до нашей эры Эпаминонда. Уже в эпоху античности эта латинская фраза стала крылатой. Ее повторил, несколько изменив, в шестом веке римский военный писатель Вегеций в своем сочинении «Краткое наставление в военном деле»: «Кто желает мира, готовит войну». Смысл выражения понятен: мир стране гарантирует только ее надежная оборона, мощные вооруженные силы, которые отбивают у возможных агрессоров всякую охоту к нападению, других гарантий мира объективно не существует.
Только вот мне сдается, что некоторые товарищи (или господа?) стали понимать эту крылатую фазу слишком буквально. Возможно, на них так подействовало то, что второй год продолжается специальная военная операция на Украине? Короче говоря, речь идет вот о чем.
Мы уже знаем, что с нового учебного года в старших классах школ России вновь появится начальная военная подготовка (НВП). Старшеклассники на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) будут изучать основы НВП. Школьники познакомятся со строевой подготовкой и правилами обращения с оружием, научатся оказывать первую помощь и познакомятся со средствами индивидуальной защиты. Но это показалось недостаточным. Алтайские депутаты предложили ввести обязательную начальную военную подготовку для школьников с 5-го класса. Одним из инициаторов обращения с такой инициативой в Минпросвещения РФ выступила Ассоциация военно-патриотического воспитания. Ее руководитель Елена Филиппова убеждена, что «начинать нужно со средней школы. НВП включает навыки оказания первой медицинской помощи, действия в случае чрезвычайных ситуаций. Ребята должны знать, как уберечь себя и помочь товарищу. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не в полной мере справляется с такой задачей. Его ведут, как правило, совместители и дают в основном теорию. А чтобы от уроков был толк, нужны подготовленные специалисты и практика».
Инициативу алтайских депутатов о введении уроков НВП с пятого класса поддержали в местном министерстве образования и науки. Но среди родителей немало тех, кто все-таки сомневается: а надо ли так рано? Я живу не на Алтае. Мои дети давно уже закончили школу. Теперь учатся внуки. Так вот, я тоже сомневаюсь надо ли так рано? Сильно сомневаюсь.
Попытаюсь объяснить по порядку. Если, конечно, получится объяснить. Во-первых, я считаю, что алтайские депутаты, выступившие с таким смелым предложением, решили просто хайпануть на фоне проведения специальной военной операции. А что? Вполне себе в тренде сегодняшнего дня! Авось, плюсик в карму получат? Во-вторых, поддержавшая обращение в федеральное министерство образования Ассоциация военно-патриотического воспитания, по моему мнению, явно при этом рассчитывает на увеличение собственного финансирования.
Насколько я понимаю, речь, прежде всего, идет о патриотическом воспитании молодежи. О патриотическом, а не о военно-патриотическом! А любовь к Родине должна воспитываться с пеленок. С пеленок, а не с пятого класса! Так что, как ни крути, а все начинается с семьи. И потом, любовь к Родине — это далеко не только умение защищать Родину с оружием в руках. Это, скорее, умение честно трудиться на избранном поприще. Будь ты врач, ученый, рабочий или учитель, ты должен честно трудиться на благо своей великой Родины. По-моему, патриотизм именно в этом! И, если, выпускаясь из школы, наши дети и внуки будут знать, что такое любить свою Родину по настоящему, то значит, их учителя честно делают свою работу. Значит, они патриоты, которые воспитывают патриотов. Так появляется связь поколений, преемственность.
А что касается уроков НВП с малолетства, то еще Владимир Ильич Ленин говорил, что военному делу нужно учиться настоящим образом. Благодаря именно такому обучению появляются люди, профессия которых — защищать свою Родину. Не дилетанты, не ура-патриоты, а настоящие защитники Отечества!
Теперь и в-третьих. Елена Филиппова, которая руководит Ассоциацией военно-патриотического воспитания, заявила, что толк от уроков НВП с пятого класса будет только в случае наличия подготовленных специалистов. Сразу видно, что госпожа Филиппова из той многочисленной армии россиян, которые точно знают, кто, как и чему должен учить в школе наших детей и внуков. Ведь мы почти все абсолютно уверены в трех вещах: как учить наших детей, как нас должны лечить и как должна играть сборная России по футболу.
Скажите на милость, где взять столько учителей НВП для всех школ России уже к первому сентября этого года? Где?! Идеальным вариантом, по мнению алтайских депутатов, будут ветераны боевых действий и офицеры в отставке. Да как бы не так! Эти депутаты, похоже, сами никогда в школе не учились! Талант нужен. Научить человека чему-либо совсем не просто. Даже если ты в своем деле профессионал. Здесь нужен особый педагогический талант. Есть блестящие врачи, которые не могут научить своему делу. Не дано! Нет педагогического таланта. Это касается и многих других профессий. А тут получается, что военному делу — ведь НВП — это начальная военная подготовка — может научить любой человек с улицы? И главное, чтобы у него было удостоверение участника боевых действий? Или бравый подполковник, вышедший в отставку после двадцати пяти лет безупречной службы? Не бывает так!
Вот я и боюсь, что получится очередная кампанейщина, которая закончится по Виктору Черномырдину: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда». А может быть, просто не надо лезть не в свое дело? В дело, в котором ни черта не смыслишь? И не пользоваться «удобным» моментом. Ведь в нашем случае речь идет не об опытах с лабораторными мышами или морскими свинками! Эксперимент собираются проводить над нашими детьми и внуками! Мы уж лучше сами научим своих детей и внуков любить Родину. И посмотрим, у кого лучше получится.