Юрий Антонов: «Революция и государство»

У многих наших товарищей представление о революции, как о некотором событии смены власти.  Некоторые из них идут дальше  и включают в понятие революция также и смену формы стоимости на средства производства. 

На самом деле революция это коренное изменение всего общественного строя, и надстройки (только частью которой является власть)  и базиса (форма собственности это только часть производственных отношений),  а об изменении рабочих сил вообще часто забывают.

Революция растягивается на длительный период, в течение которого происходит параллельное изменение всех сторон жизни общества.  Ограничиваться изменениями какого-то одного параметра, хотя бы и самого важного – это подвергать риску саму революцию.

Революционные мероприятия предлагались и анализировались предыдущими поколениями коммунистов. Однако не был рассмотрен  вопрос   о графике согласованного проведения этих мероприятий , об их взаимодействии и влиянии друг на друга.

Дело в том, что никакой фактор прежней организации общества не может быть отменен без соответствующей замены.  Например, большевики декретом Советов могли немедленно отменить помещичью собственность на землю , потому что существовала общинная система землевладения и замена была возможна.  Отмена собственности на промышленные предприятия была возможна только в пользу государства, и то ограниченно, в связи с отсутствием подготовленной администрации. 

Вообще  все преобразования следует готовить заранее как с точки зрения подготовки соответствующей системы на замену, так и с точки зрения подготовки исполнителей.

Революционный период

Революция начинается задолго до момента перехода власти и происходит прежде всего в головах людей. Рождается неприятие существующего государственного устройства, причем виноватыми в его недостатках мнятся конкретные люди, исполняющие функции этого государства. Только у меньшинства формируется понимание того, что смена лиц в руководстве ничего не изменит,  что нужно менять всю систему, что система порождает политику лидеров , кем бы они до того ни были. И только единицы думают о том, каковы же должны быть преобразования  кардинального изменения системы для исполнения основных чаяний населения. Неприятие существующего государственного устройства, конечно, является одним из признаков революционной ситуации, но может являться основой для стихийной революции с не предсказуемым концом.   

Осознание массами  необходимости и целей революции придает ей организованный характер,  даже без наличия её руководящих органов, в этом случае они появятся сами.

Руководящие органы революции нужны для другого.  Только они могут определить момент для решительных действий, удержать массы от преждевременных выступлений и согласовать действия актива с движением возмущенных масс и с действиями перешедших на сторону народа силовых структур.

Чтобы все это стало осуществимым, требуется большая подготовительная пропагандистская работа.  Эта работа на первый взгляд  мало перспективна, поскольку власти чувствуют ситуацию и патриотическими призывами и соответствующими  околопатриотическими поступками привлекают населения. Кроме того, удаление отдельных , исчерпавших терпение народа личностей дает временное увеличение авторитета власти.  Нужно понимать, что такое положение временно, система есть система, и её антинародный характер  проявится.  Тогда   и сработает вся наша  пропаганда.

Мало того, сознательность революционных действий позволяет в процессе революции сформировать политическую и экономическую структуру , способную наилучшим образом организовать развитие революционных преобразований.

              О революционном государстве

Главная задача революции это создание и развитие революционного государства.  Чем же оно отличается от существовавших до этого?  

Капиталистический и предыдущие экономические строи были заинтересованы в сохранении и укреплении государства охраняющего существующий строй.   А что ткое революционное государство?

Во-первых это государство, способное проводить революционные преобразования,

во-вторых это  отмирающее государство.

  Революция заинтересована в отмирании государства.

А что такое отмирание революционного государства? Это не отмена и не ослабление государства,   Наоборот это его расширение до размеров всего общества.  Это сращивание государства с обществом.  Это расширении власти до всеобщей, включающей всех членов общества. Это передача функций государства от специальных органов всему организованному обществу.  Это формирование системы, позволяющей  каждому члену общества участвовать в управлении жизнью  общества.

Реализация принципа централизованного самоуправления  повышает роль каждого в жизни общества, и одновременно воспитывает ответственность за принятие решений и не только своих.

Масса всяческих остатков (пережитков) капитализма препятствует созданию такого государства.  Капиталистическое государство пронизывает все стороны жизни общества и от него сразу не избавиться.

Во-первых,  потому что государство во всех подробностях стабилизирует отношения между людьми,  и производственные и личные и юридические.  Разрушение всех этих функций государства создаст хаос и распад общества.

Во-вторых,  потому что старое государство создало соответствующие привычки населения, соответствующий менталитет, соответствующее имущественное неравенство.

Эти обстоятельства препятствуют построению нового государства.  Должна быть разработана и  предусмотрена последовательность мероприятий , позволяющих избавится от мешающих  пережитков прошлого и дающих возможность развиваться новым отношениям. Строго должен соблюдаться принцип постепенного вытеснения старых отношений новыми.

Этот процесс должен быть непрерывным. Остановка ведет к застою и даже к возникновению обратных процессов.

                        Замена главных пережитков

Если национализация средств производства является первоначальным шагом переходного процесса , она одна  не решает вопроса построения социалистического общества.

Главными пережитками капитализма являются  наемный труд и товарно-денежный обмен. 

Альтернативой наемному труду является свободный труд. Недаром В.И. Ленин называл первые субботники Великим почином 

Однако этот великий почин не был воспринят советской администрацией.  Субботники не стали системой и часто использовались как средство для ликвидации промашек руководства.  Самое главное не была продумана экономическая система их регулярного применения.

Не была к сожалению  установлена непосредственная связь между субботниками и общественными фондами. Именно общественные фонды могут вытеснить товарно-денежный обмен.   

  Кроме этого то и другое создают условия для перехода государственной собственности на средства производства в общенародную.  Признаки общенародной собственности: 

— труд работников не регламентирован государственными органами.

-результат труда поступает общественную собственность и исключается из товарно-денежного обмена.

 Предприятие с преимущественным применением свободного труда становится самоуправляемым.  

Движение свободного труда было искажено номенклатурным руководством.  Его свобода была разрушена  разнарядками и добровольно- принудительным принципом.  Результаты труда по большей части  поступали в государственную собственность. Труд в результате стал не свободным  и производил отрицательный воспитательный результат.

             Изменение взгляда на диктатуру пролетариата

До сих пор предполагалось что диктатура пролетариата – прежде всего политическая структура власти , характерная пролетарской демократией, демократическим централизмом, представительностью и ответственностью.

Отсюда считалось что хозяйственное, производственное и экономическое управления дело специалистов приглашенных пролетарской властью, а за диктатурой пролетариата только учет и контроль.  Да и те передоверялись наемным специалистам.

Формировалась номенклатура ,  к которой и переходила экономическая власть , а при её развитии большое влияние на политическую. В конце концов диктатура пролетариата    стала фигуральным выражением.  А нас еще упрекали в тоталитаризме.  Какой там тоталитаризм!  Бюрократизм ,  а идеология для многих руководителей стала ритуальной  ничего не значащей показухой.

Устранение диктатуры пролетариата от хозяйственного руководства привело к отсутствию её необходимости для пролетариата, необходимости по заповеди Ленина учиться и учиться руководству и не только хозяйственному,  а в конце концов и политическому.       Что  потом привело и к утере власти народа  вообще.

Важность сохранения хозяйственного руководства за диктатурой пролетариата должна быть учтена в продолжение всего процесса революции.

Диктатура пролетариата тоже должна готовиться заранее. Обучение и самообучение пролетарских масс —  единственный путь к подготовке её кадров. А это возможно только при наличии массовой пролетарской организации.

Работа сегодня по созданию массовой пролетарской организации это первый этап формирования будущего  революционного государства.