Юрий Антонов: «Интеллект и цивилизация»

Человек рождается с инстинктом самосохранения, с инстинктом зависимости, а также подражания и следования за матерью. Первый интеллект начинается в семье. В семье зарождается и устанавливается определённый порядок, вызывающий привычку и определяющий поступки, по сути дела формируется интеллект, но ограниченный территорией и размером семьи, то есть стереотип. Когда необходимы действия вне семьи, оказывается нужным анализ ситуации, имеющей неограниченные варианты и требующей отклонения от стереотипов.  И это уже интеллект.

Просто потрясает фотография боевого похода племени шимпанзе колонной, сосредоточено, видно, что организовано, а ведь у них еще нет развитой речи, не сложилось общество, происходит переходной процесс преобразования стаи в племя. У них зачаточный разум, и можно ли говорить о каком-то интеллекте.  Становится ясно, что цивилизация и интеллект развиваются с нуля и одновременно.

Цивилизации в истории человечества возникали и погибали, и каждая придавала новый эффект в развитии человеческого интеллекта. Первобытные, первобытнообщинные, ранние племенные, кочевые и оседлые земледельческие, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические., давали каждая свой толчок развитию общего интеллекта. Существование каждой, кроме последней, порождало и развивало очередной тип государственности, общественно-политической формации. Социалистическая цивилизация — переходной процесс к коммунистической формации не успела завершиться, однако сформировала социалистический интеллект, который до сих пор пытаются подавить буржуазные власти.

Чтобы понять отличие интеллекта от убогого представления о нем как о хорошо запрограммированном биологическом устройстве, нужно внимательно проанализировать состав развитого человеческого интеллекта. Как было показано классиками физиологии, основой развития нервно-информационной системы живых организмов служили формирующиеся устойчивые сигнальные связи рефлексы; условные, сформированные повторениями ситуации и безусловные врождённые и наследуемые.

Рефлексы явились основой для эмоций, чувств представлений, и,

наконец, появились в нервной системе логические цепочки, связывающие прошлое и будущее, не особенно понимая причины связей. Возможность волеизъявления давала возможность влияния на будущее окружения. И это стало первым проявлением интеллекта.

Интеллектом называют развитые способности человеческого мышления. Рассмотрим, какие же это способности.

Во-первых, это отношения человека с природой. Человек научился анализировать природные явления и приспособился к ним с помощью развития природной науки, также он научился использовать эти явления в свою пользу и до некоторой степени управлять этими явлениями.

Во-вторых, это отношения человека (индивидуума) и общества, со стороны человека, это освоение понятия общественного порядка, со стороны общества, это выработка законов, утверждающих компромисс между общественным понятием о справедливости и достижением порядка за счёт насилия.

В-третьих, он смог развить науки о самом себе и физиологические, и психологические, физиологические в части основ медицинских наук, психологические в части чувств, межличностных отношений и отношений крупных социальных групп.

Попутно были созданы науки о собственно мышлении, в основном о среднем мышлении, Гениальность и примитивность пока научному объяснению не поддаются. Эти науки в основном касаются логики и статистической обработки ощущений и впечатлений. Чувства в науку не помещаются в силу отсутствия количественных и качественных оценок.

Развитие цивилизации привело к тому, что люди задумались о создании мыслящего устройства. Наиболее подходящим показалось использование ЭВМ.

ЭВМ имеет способности находить решение по заданной программе и практически неограниченной базе данных, может по разработанной теории поиска находить оптимальные пути решения, может даже строить внутри себя дополнительные цепи, фиксирующие обнаруженные закономерности (самообучение), используемые при дальнейшем решении.

Но вычислительное устройство, это всё-таки автомат, способный к развитию своих функций, но не обладающий способностями взаимодействия с природой, взаимодействия с обществом, формирования своей точки зрения, понимания расхождения законов с логикой., не имеющий чувств и эмоций, силы воли, других духовных достоинств и никаких социальных признаков.

В общем, безличностный разум, вероятный помощник человеческому разуму, но не могущий его заменить.

Надеяться на возможности искусственного интеллекта можно, только как на инструмент, повышающий способности человека.