Юрий Антонов: «Идеологический расклад»

Чтобы разобраться в идеологии, нужно для начала понять, какие признаки её определяют. Что такое идеология? Может быть масса мнений, высказываний, теорий, рассуждений?  Идеологиями они становятся, когда начинают отражать мысли, побуждения, стимулы к действию значительных групп людей. В основном это социальные группы, имеющие обычно близкие общие интересы.

Происходит это когда люди осознают своё социальное положение и препятствия мешающие его улучшить, или причины, угрожающие его разрушению. Тогда формируются общие цели и общие методы их достижения, разрабатываются обоснования отношений, и логика последовательности действий. Из этого вытекают вторичные признаки: лозунги, обличения, призывы, демонстративные выступления.

Иногда можно сразу заметить маскировку подлинных намерений с целью привлечь большее количество людей, слабо разбирающихся в политических ухищрениях. Но по большей части они тщательно скрыты.

Явными являются только основные идеологии  ̶  пролетарская и буржуазная.  Остальные нуждаются в тщательном анализе.

Мелкобуржуазная — стремление людей, имеющих дополнительный доход, увеличить его,  чтобы повысить свой социальный уровень с одной стороны. С другой стороны, не потерять его. Их противники  ̶  чиновничья орава, стремящаяся содрать с мелких предпринимателей максимум возможного, сетевые крупные организации, подминающие мелочь под себя, и криминал, живущий за их счет.   В связи со всем этим они готовы присоединиться к любому движению, направленному против власти и общепринятых порядков. Многие лидеры, рвущиеся к власти готовы поднять и возглавить протест, привлекая мелкую буржуазию благоприятными для неё лозунгами. А лозунги тем и хороши, что их не обязательно строго исполнять.

Обстановка революционной ситуации может привлечь часть их на сторону пролетариата, но это будут временные союзники (попутчики).

Криминал – он  не един, в нем тоже расслоение, хозяева крупных группировок как правило связаны либо с  крупными чиновниками, либо с олигархами, или совмещают первое, второе и третье в одном лице.  Криминальная его команда состоит из маргинальных элементов, уже потерявших возможность процветания иным образом.

Интеллигенция – она разделилась на деятелей шоу-бизнеса, на либеральную интеллигенцию и на пролетарскую.

Пролетарская фактически влилась в ряды пролетариата, как по социальному положению, так и по образу жизни. Разделяет его идеологию, но осторожничает, так как может быть лишена возможности использовать свои образование и специальность.

Либеральная живет на подачках нашей и заграничной буржуазии и её идеология противоречива, между идеологией крупной и мелкой буржуазии, подвержена влиянию западных политических сил и обуреваема завистью к своим членам, пристроившимся в правительственных кругах.

Деятели шоу-бизнеса, это  буржуазия, и совсем не мелкая.

Чиновничество – это система, сетевая организация, связанная зависимостью, карьерными побуждениями, желанием выслужиться и подсиживанием. Каждый сам за себя и в то же время корпорация, связанная неписаными правилами. Служанка крупной буржуазии и противник пролетариата.

Остальная масса занята выживанием, примыкает то к одной группе , то к другой. Можно сказать обыватели с неустановившейся  идеологией, когда цели и методы меняются со сложившейся ситуацией. Однако именно эта масса способна создать большинство под влиянием активных движущих сил. Эта масса податлива на внушение, она верит слухам,  она готова присоединиться к любой идеологии,  если организована соответствующая массовая пропаганда.

Время наполеонов прошло, борьба происходит между двумя главными идеологиями  буржуазной и пролетарской. Если буржуазная в настоящее время почти едина, объединяет её  эгоистическое стремление к увеличению капитала, а разделяет зависть и конкуренция.

Буржуазная идеология имеет несколько направлений, объединенных двумя стремлениями: жаждой наживы и ухода от государственного регулирования. Из этого рождаются и единство буржуазии, и борьба её отдельных групп между собой. Часть буржуазии, особенно та, что уже слилась с высшим чиновничеством, поддерживает структуры исполнительной власти, дающие буржуям возможность увеличивать степень эксплуатации трудящихся и пользоваться бюджетными средствами, полученными от тех же трудящихся. Эти деятели поддерживают сложившиеся корпоративные порядки  и готовы применять жесткие меры против попыток их изменить.  Демократия для них – формально декларативная фикция для народа.   Другая часть буржуазии, движимая завистью к пристроившимся к власти, добивается возможности передела собственности, в свою пользу, конечно. Возможность, по их мнению, даст либерализация экономических отношений.   Западные политические круги заинтересованы в ослаблении конкурирующего государства и финансируют либеральную агитацию обывателей для поддержки либеральных кругов.  Но такая политика чревата возникновением движений неопределенного направления, поэтому те же зарубежные силы стимулируют возникновение движений , провозглашающих ложные цели, в основном за или против конкретных личностей, при этом не затрагивая самой политической и экономической системы.

Идеология нового конъюнктурного  объединения «Справедливой России»  двух мелких партий выдает себя за социалистическую, но мы помним немецкую социал-демократию, выступившую против коммунистов и содействующую гибели их лидеров. Это объединение можно было бы назвать социал-демократией, но у нас уже есть такая партия – КПРФ, а правее её может быть только мелкобуржуазная партия типа правых эсеров начала 20 века.

Пролетарская идеология переживает период  раздробленности и  разночтения, что связано с изменением социальной структуры общества и пролетариата. Формально произошло разделение пролетариата по уровню дохода, по обладанию имуществом, по форме найма. С другой стороны, в пролетариат влились лица из других классов и прослоек. Недостаточная политическая грамотность пролетариев  позволяет буржуазии развивать противоречия интересов между отдельными группами пролетариата, препятствуя единению. Только формирование единого движения не за мечты, а  за главные, сегодняшние цели пролетариата способно консолидировать трудовые массы вокруг единой цели, единой идеологии.    Очень много  при этом зависит от единства коммунистического движения.

Что такое идеология?

Одна из составных частей марксизма коммунистическая идеология возникла раньше самого марксизма и уже существовала и обсуждалась в возникших на заре капитализма рабочих кружках и сходках .   Она была явно  выражена и провозглашена  в «Манифесте коммунистической партии». Последующее её научное, философское, политэкономическое и морально-этическое обоснование классиками сформировали марксизм как учение.

Идеология это определенное совместное мироосознание и миропонимание,  принятые группой людей и определяющие их поступки. Идеология состоит из целей этой группы и принятых методов достижения этих целей. Цели различных социальных групп различаются, также различаются и их идеологии.

Большие группы, объединенные общим социальным положением и идеологией называются классами. Задача коммунистов развить пролетарскую идеологию путем распространения марксизма в пролетариате. Марксизма могут придерживаться и представители других классов и других идеологий, история как правило расставляет все по своим местам. Известные последователи марксизма иногда имели отличающиеся идеологии. Каутский, много сделавший для распространения марксизма, со временем ушел от основного направления марксистской идеологии. Плеханов, считавший Каутского своим учителем и критиковавший его и внесший значительное развитие в философское понимание марксизма, со временем также перешел на свое идеологическое направление. В.И.Ленин в начале друг и ученик Плеханова не последовал за его идеологией в связи с чем получил прозвище ортодокса. Приверженность Ленина пролетарской идеологии привела к поддержке  Ленина и созданной им партии пролетариатом.

В наше время изменился состав пролетариата, изменился его образовательный уровень, несколько изменилось его положение в обществе. Таким образом, изменился и характер его идеологии.  Но, тем не менее, несмотря на снижение его политической грамотности цели пролетариата остались теми же.  Становление класса как основной движущей силы будущей революции есть вопрос осознания им своей идеологии во всех её нюансах.

Осознание не появляется само собой, оно образуется при совместной борьбе  в защиту своих прав. Борьба возникает, когда имеется понимание своего положения в обществе, для понимания необходима пропаганда.  Борьба становится совместной, когда она организована. Ключом к становлению класса должны стать активная пропаганда и организационная работа.

Само образование пролетариата происходит в результате его организации и самоорганизации в борьбе за свои права. Без организации это только отдельные пролетарии, но не класс.

Организованный пролетариат прежде всего должен иметь свою организацию.  Широкую и сплоченную.

Революционной ситуации  не будет без  широкой, постоянной  борьбы трудящихся за свои права. А объединение пролетариев и есть главная предпосылка для такой борьбы.

У пролетариев в своей массе недостаточно сознания, чтобы отказаться от принципиальной возможности разбогатеть за счет других. Значит нужно, чтобы появилось у них это сознание. А просто передать сознание нельзя, он должен захотеть принять его. Значит лучший способ донести до пролетариев марксистскую идеологию это организация их борьбы , организация пролетарского движения. Нельзя внести в пролетариат самосознание, можно внести только идеологию, а самосознание пролетариат вырабатывает сам в борьбе. Самосознание и единство нельзя привнести извне, они вырабатываются только в процессе совместной борьбы за свои права. А важнейшим условием организованной совместной борьбы является наличие широкой массовой организации.

Революция может быть осуществлена только благодаря действию заинтересованной части населения, если она будет иметь силы для свершения революции. Заинтересованной частью населения является пролетариат и некоторые полупролетарские слои. Силу и влияние на ситуацию в стране имеет только пролетариат. Таким образом, движущей силой социалистической революции может быть только пролетариат. Немалое значение имеет привлечение к революции полупролетарских и мелкобуржуазных слоев. Многие из их представителей оказались в этих слоях из-за безработицы и безысходности.
Известно, что бытие определяет сознание. Это верно, но слишком упрощенно. Сознание также оказывает влияние на бытие. Они оба составляют взаимно связанную систему.

Так что идеология это, не чья-то надуманная идея. Это наша жизнь. Это её сущность, осознанная и понятая.