Юрий Антонов: «Два направления познания, их взаимодополнение и их зависимость друг от друга»

Процесс познания происходит по двум связанным направлениям познания объективной реальности посредством наблюдения за фактами и событиями , и познания путем создания теории, модели и анализа взаимодействия факторов этой модели между собой.

Почему же так происходит?  Потому что от объективной реальности мы можем получить только сведения о составляющих её явлениях и, возможно, о формах этих явлений .  Содержание и сущность этих явлений могут быть выяснены после анализа и расчетов в рамках модели.

Результаты расчетов проверяются путем сравнения  с объективной реальностью, при этом возможно совпадение, что служит доказательством правильности модели.

Возможно и расхождение, что является основанием для пересмотра модели и нового толкования результатов. Большей частью мы оказываемся в неопределенном состоянии, тогда возникает необходимость в искусственном эксперименте для выяснения различия и снятия противоречия.

Иногда модель приходится менять принципиально, тогда это служит толчком для развития науки по многим направлениям.

Чем ближе модель к внешнему миру, тем точней наши прогнозы относительно процессов в окружающей природе.

Не только в общественных науках проявляется ревизионизм и догматизм.

В науках о природе как об естественной, так и о рукотворной, ревизионизм и догматизм, как правило, не замечаются, но борьба с ними подспудно ведется.

Что же такое модель объективной реальности?  По сути дела, это промежуточный шаг выяснения сущности окружающего мира.  Он необходим, потому что для анализа массы фактов необходима систематизация, а систематизация проводится в определенном порядке, соответствующем представлениям человека, а представления человека и есть модель мира.

Отсутствие модели позволяет проводить статистический анализ фактов, но он имеет вероятностный характер, не полностью раскрывающий сущность явления.  Целенаправленный анализ возможен только при сформировавшейся модели. Он то и служит причиной её подтверждения, или утонения и замены. Дополнительные факты при их недостаточности добываются путем эксперимента.

Во всех случаях и практическую проверку теории и анализ полученных фактов должно проводить при полной уверенности в их истинности. Ложная информация может привести  к серьезным ошибкам.