Основоположники научного мировоззрения – диалектического материализма – К. Маркс и Ф. Энгельс возвышали в своём учении человека труда. К. Маркс считал, что точка зрения диалектического материализма «есть человеческое общество, или обобществившееся человечество» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 4). Отсюда вытекает главный принцип коммунистического гуманизма: «человек – высшее существо для человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). На этой основе К. Маркс сформулировал категорический императив, повелевающий «ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощённым, беспомощным, презренным существом» (Там же). Освобождение человека от угнетения и порабощения следует к становлению человечества обобществившемся людским коллективом, за судьбу которого ответственен каждый человек.
Способ существования человека состоит в его труде. Ф. Энгельс доказал, что «труд создал самого человека» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 20, с. 486). Именно труд является способом самовыражения, развития, созревания человека. В труде обнаруживаются, развиваются, воплощаются способности людей. Результаты труда свидетельствуют об их социальной зрелости и умственной развитости. Поэтому главным двигателем исторического прогресса человечества является труд человека. В мировом историческом процессе человечеством достигается то, что им теоретически осознаётся и практически осваивается без вреда самому себе. В труде обнаруживается диалектика взаимодействия общественного бытия и общественного сознания населения земного шара. Не случайно направленность исторического прогресса заключается в освобождении человека труда.
К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что «революция является движущей силой истории, а также религии, философии и всякой иной теории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 3, с. 37). К тому же, по мнению К. Маркса, «революция нуждается в пассивном элементе, в материальной основе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 423). Действительно в мировом историческом процессе наблюдается тесное взаимодействие между производственной, социальной и духовной революциями, где определяющую роль играет производственная революция, подготовку народных масс осуществляет духовная революция в их общественном сознании, реализацию воплощает социальная революция путём коренного преобразования всех сфер жизни общества.
Когда ручной труд средневековых ремесленников приближался к мануфактурному производству, буржуазные революции Европы побудили к XVIII столетию промышленную революцию, которая создала индустриальное производство, выступающее материальной основой социалистических революций. Оценивая этот исторический процесс под углом зрения диалектического материализма, К. Маркс пришёл к выводу, что «капиталистическое производство порождает с необходимостью естественного процесса своё собственное отрицание» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 23, с. 773). Ф. Энгельс в этом процессе обнаружил перспективу «величайшей революции всех времён» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 13, с. 491), которую квалифицировал как «скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 19, с. 228). Содержание этой величайшей социальной революции, по научному убеждению Ф. Энгельса, состоит в том, что «объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самих людей» (Там же, с. 227). Ф. Энгельс прогнозировал, что только с утверждения социализма на земном шаре «люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю» (Там же, с. 228).
Когда к началу XX века капиталистическое производство достигло монополистической стадии – империализма – и вступило в свой общий кризис, неотъемлемой чертой которого стали империалистические войны, выход из катастрофической ситуации В. И. Ленин нашёл во всемирной социалистической революции. В 1917 году он писал: «Только пролетарская, социалистическая революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами. Каковы бы ни были трудности революция и возможнее временные неуспехи её или волны контрреволюции, – окончательная победа пролетариата неизбежна» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 54, с. 483). Ведущая роль мирового пролетариата в социалистической революции определена тем, что его классовые интересы – освобождение общества от социального неравенства и антагонизма, угнетения и эксплуатации человека человеком – совпадают в основном с объективными законами общественного развития мирового сообщества народов.
Великая Октябрьская социалистическая революция в России подтвердила научный прогноз В. И. Ленина, определив содержание, характер, направление развития наступившей исторической эпохи новейшего времени – революционный переход человечество от капитализма к социализму. Оказывая глубинное преобразующее воздействие на мировой исторический процесс, Великий Октябрь побудил к середине XX столетия величайшую производственную революцию во всемирной истории – мировую научно-техническую революцию. Последняя качественно преобразовала совокупные производительные силы человечества на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу общества и закономерно потребовала соответствующей реконструкции общественного жизнеустройства народов земного шара, что относится к историческому призванию всемирной социалистической революции.
Главным орудием социалистической революции К. Маркс считал науку, которую квалифицировал как «всеобщую общественную производительную силу» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 1, с. 400). Революционная преобразующая роль науки, по убеждению К. Маркса, состоит в том, что «теория становится материальной силой, как только она овладевает массами» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е, т. 1, с. 422). Руководствуясь научным мировоззрением диалектического материализма, В. И. Ленин обосновал теоретический проект построения социалистического общества именно тем, «чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 391). Научное обоснование социалистического строительства стало закономерностью этого исторического процесса.
Превращая науку в непосредственную производительную силу общества, мировая научно-техническая революция создала наукоёмкий вид производства, гарантирующий возможности для его автоматизации и беспредельного развития вплоть до полного удовлетворения человеческих потребностей всего населения земного шара. Тем самым научно-техническая революция не только подготовила всемирное торжество социализма, но и открыла грядущую историческую эпоху коллективистского и гуманистического развития человечества к построению коммунистического общества. В то же время научно-техническая революция нанесла сокрушительный удар по империализму, который оказался бессильным перед должным овладением её производительными достижениями. Без научного обоснования организации жизни общества и научного управления общественным развитием не может быть дальнейшего исторического движения человечества вперёд путём цивилизационного прогресса. Главную роль в удовлетворения этой необходимой потребности современности призвана сыграть мировая духовная революция.
Поскольку особенности науки как непосредственной производительной силы общества заключаются в её безграничности, в беспредельных возможностях развития материального производства, осуществление столь могущественных возможностей в исторической действительности предполагает соответствующую подготовку личности человека – основной производительной силы общества, – в которой воплощаются достижения социальной зрелости и умственной развитости мирового сообщества народов. В силу того, что наукоёмкое производство определяет наиболее высокие социальные и духовные потребности народов, их удовлетворение выдвигает на первый план жизни общества повышение сознательности народных масс, усвоение ими научного мировоззрения диалектического материализма, усиление субъективного или человеческого фактора в историческом творчестве человечества. Тем более что общественное сознание людей не только познаёт общественное бытие, но и оказывает активное воздействие на исторический прогресс в зависимости от их умственной развитости, духовного богатства, интеллектуального потенциала, культуры мышления. Все эти факторы полностью относятся к компетенции мировой духовной революции или научно-мировоззренческой революции в общественном сознании людей.
Основное содержание всемирной социалистической революции состоит в становлении науки непосредственной производительной силы общества, её воздействии на переход человечества от социального неравенства и антагонизма к социальной свободе и равенству. Это объективно обусловлено мировой научно-технической революцией, нацелено на освоение народами земного шара её производительными достижениями. К тому же глобальная социалистическая революция охватывает личность человека, определяя повышение её социальной зрелости и умственной развитости. В развитии человеческой личности становление науки непосредственной производительной силы общества состоит в овладении народными массами её достижениями, что воплощается в научно-мировоззренческой революции в их общественном сознании. Этот революционный скачок осуществляется самим человеком, для которого научное осознание объективной исторической необходимости и овладение действием всеобщих объективных законов диалектики в естественном историческом процессе превращаются в его социальную свободу. Исходной позицией становления столь высоких свойств человека выступает научное мировоззрение диалектического материализма, составляющее основу его общественного сознания, ценностной ориентации, социального и нравственного поведения, общественной деятельности, образа жизни, культуры мышления. Необходимым условием формирования личности человека социальной свободы является безраздельное господство общественной собственности на средства производства в планетарном масштабе, социальное равенство всех людей в отношении всемирного богатства.
Творческий характер труда, обусловленный мировой научно-технической революцией предъявляет человеку соответствующие требования по овладению наукой как непосредственной производительной силой общества. Творческий труд, следующий на смену угнетающей рутине, предполагает высокую образованность, культурность, сознательность людей вплоть до научно-теоретического уровня их общественного сознания. Именно в сознательности народных масс заключается творческая сила общества, которая воплощается в созидательном труде, двигающем вперёд исторический прогресс. В повышении образованности, сознательности, культуры мышления человека состоит всестороннее развитие его личности, формирование его духовности и человечности, становление труда его жизненной потребностью. Таким образом, творческий труд, высокая образованность и сознательность, научное мышление ориентируют народы к построению человеческого общества, в котором человек становится высшей социальной ценностью.
Высшим показателем умственной силы человека является его научное мировоззрение, диалектико-материалистический подход к исторической действительности. Только научная теория выполняет созидательную роль в общественной практике. Умственное развитие народов стимулируется усилением творческого характера труда в их общественной жизнедеятельности. Творческий труд предполагает научное сознание людей, содержание которого состоит в диалектико-материалистическом понимании мироздания. Научное сознание представляет собой осознание всеобщих объективных законов диалектики развития природы и общества. В этом заключается сила человеческого ума, выступающая наиболее существенным свойством личности человека, содействующая строительству человеческого общества, служащая созиданию человеческого мира на научной основе.
Научно-мировоззренческая революция не только освобождает человека от господства над ним стихийных сил природы и общества, но и вооружает его безграничной умственной силой, способной к овладению объективными закономерностями развития природы и общества, целенаправленному использованию всеобщих объективных законов диалектики в конкретной практике исторического творчества народов. Усваивая научное мировоззрение, человек становится способным к созиданию человеческого мира, свободного от угнетения и эксплуатации человека человеком, основанного на социальном равенстве всех людей по отношению к всемирному богатству, функционирующего в соответствии с коммунистическими принципами коллективизма и гуманизма. К тому же осознание человеком самого себя как высшей социальной ценности в общества посильно только научному сознанию, что равнозначно человеческому мышлению, соответствует высокому званию человека. Научное мировоззрение диалектического материализма служит основой для построения человеческого общества – коммунизма.
Юозас Ермалавичюс, доктор исторических наук, профессор.