Сегодня мы с болью и горечью видим плоды целенаправленной идеологической обработки населения братской Украины, значительная часть которого ныне придерживается нацистской идеологии. Особенно много среди её приверженцев молодых людей. Эта идеология не могла быть впитана ими с молоком матерей, родившихся в Советском Союзе. А значит, они целенаправленно воспитывались, взращивались в течение тридцати лет для зарождения очага неонацизма в стране. А что же мы? Не знали, не ведали, не придавали значения? Невольно задаёшься закономерным вопросом: а не готовился ли сходный сценарий и для наших детей? Достаточно ли решительно мы сами пресекаем «ваятелей», коверкающих светлые детские души?
Особенностью русской советской культуры всегда было чёткое разграничение высокого и низкого. Вначале через колыбельные, а затем и через сказки малыши знакомились с нормами поведения, жизненными установками и ценностями. Немного повзрослев, дети узнавали о героях, на которых стоит равняться. Любовь к своей Родине, уважение к старшим, непреходящие нравственные ценности были принципами традиционного воспитания, ложились в основу общественного сознания и государственного устройства.
На каких примерах, на каких героях учат наших детей сегодня?
Проиллюстрирую это на примере «творчества» Григория Остера, с которым соприкоснулась совершенно случайно, купив в подарок подруге — маме первоклассника — рекламируемое в книжном магазине как «хит» «Ненаглядное пособие по математике» для занятий с учениками начальной школы.
Признаюсь, детально изучила его лишь дома. Конечно, занятиям подруги с сыном оно не помогло: в конечном счёте подарила я им совсем другую книгу. Зато это «пособие» заставило меня пристальнее присмотреться к тому, какая литература предлагается нашим детям.
Григорий Остер — один из популярнейших детских писателей постсоветских десятилетий. Его книги с начала 1990-х годов издаются огромными тиражами, ложатся в основу мультфильмов, спектаклей и постановок для маленьких зрителей.
Творит Остер в самых разных жанрах. Наиболее популярные из них — ужастики («Школа ужасов»), советы («Вредные советы») и задачки («Противные задачи»).
Его «занимательные» нетрадиционные задачи методисты охотно рекомендуют для того, чтобы «заинтересовать маленьких детей». Но так ли безобиден остеровский «юмор в коротких штанишках»?
Приведу всего три из опубликованных в «Ненаглядном пособии» задач:
«14 детей учились плавать. Трое из них ещё не умеют плавать, а двое уже утонули. Сколько детей уже научились плавать и ещё не утонули?»;
«Один преступник собрался ограбить собственную бабушку и направил на неё два пистолета. Но бабушка сама была старая преступница и направила на внука в два раза больше пистолетов. Сколько всего пистолетов направили друг на друга внук и бабушка?»;
«12 девочек раздали людоедам, по 3 девочки каждому. Сколько людоедов получили девочек?».
И это «пособие» переиздаётся большими тиражами. Более того, в электронных ресурсах сопровождается уточнением «Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации». Вероятно, шутливым. Но далеко не каждый это понимает!
Один из основных инструментов формирования личности ребёнка — безоглядное доверие родителям.
Что мы видим в книге «Как пользоваться взрослыми»? «Живой взрослый — одна из лучших заводных игрушек. Завести взрослого нетрудно… Чтобы завести взрослого, его надо сначала вывести из себя. Делать эти выводы довольно просто. Результаты легко достигаются с помощью ежеминутных приставаний, наскоков с разных сторон, частого дерганья за руки».
Способствуют ли подобные тексты укреплению авторитета родителей? Навряд ли! Куда вероятнее, они расшатывают традиционную модель взаимоотношений в семье и обществе.
Развивает богатое творчество автора и тему каннибализма. Вот лишь несколько «рецептов» из «Книги о вкусной и здоровой пище людоеда»:
«МЕЛЮЗГА В ГОРШОЧКАХ. Мелюзгу вместе с горшочками покидать в большой котёл, тщательно перемешать, приправить по вкусу и съесть перед обедом для возбуждения аппетита»;
«СОСИСКА СО СКРОМНИЦАМИ. Трёх застенчивых девочек положить на тарелку рядом с сосиской и стыдить, пока не подрумянятся. Тут-то и съесть»;
«ПРОСТУЖЕННЫЕ ДЕТИ С ХОЛОДНЫМИ УШАМИ. Детей, отказывающихся надевать шапки, положить на лёд и закидать снегом. Через час выкопать, измерить температуру и подёргать за уши. Если температура ниже сорока, а уши ещё не отваливаются — снова закопать в снег».
В состоянии ли дети 6—9 лет, которым адресована эта книга, по достоинству оценить иронию автора? Едва ли! Получается, что единственная цель, которую она преследует, — концентрация их внимания на неправильном поведении, популяризация извращения.
О задачах, которые ставил перед собой Григорий Остер, работая над книгой «Школа ужасов», адресованной ученикам младших классов, можно только догадываться. Вот фрагмент входящего в неё произведения под названием «Таблица удушения»:
«Дети посмотрели и увидели, что на доске висит не таблица умножения, а таблица удушения. В таблице было девять столбиков, и в каждом одни удушенные умножались на других. ….а перед самым звонком новая учительница сказала:
— Возьмите дневники и запишите, пожалуйста, домашнее задание. Сегодня ночью вы должны, не просыпаясь, открыть глаза, вылезти из кроватей, пойти и задушить своих родителей. А потом умножить их друг на друга».
Хотелось бы верить, что прочтение такой книги не будет воспринято некоторыми детьми как призыв к действию.
Не лучше ли было написать книгу добрых советов, которые учат доброте и милосердию, а не обману, хитрости и предательству, а то и толкают к преступлению?
Сама информация, содержащаяся в книгах, и форма, в которой она подана, способны нанести вред психике детей младшего и среднего школьного возраста. Ведь всё, что говорят им взрослые, они принимают как неоспоримую данность. Именно поэтому во всех произведениях для детей зло всегда осуждается и бывает наказано, а добро побеждает. Таким образом, ребёнку прививается инструмент различения добра и зла. Что делает Григорий Остер? В шутливой и красочной форме демонстрирует привлекательность, допустимость зла. Он разрушает существующие идеи и ценности, подменяя их другими. Смешивает верх и низ, высокое и низкое, перелицовывает добро и зло. Ломает психику. Стирает идеалы! «При советской власти у меня не было ни одной книги в твёрдом переплёте с цветными картинками», — с горечью констатирует Григорий Остер. Можно ли считать это случайным? В Советском Союзе воспитанию подрастающего поколения уделялось пристальное внимание. К детям на пушечный выстрел старались не подпускать авторов, высмеивающих наши традиционные ценности и переворачивающих все базовые нравственные постулаты с ног на голову.
Посредством детской литературы Остер уничижал уважение, а значит, и привносил свою лепту в разрушение Страны Советов. «Я всегда занимался детьми […] давал вредные советы, когда им морочила голову Советская власть. Пытался объяснить, что если в одной точке планеты собирается большое количество послушных детей, то они вырастают в большое количество послушных взрослых».
Ненависть к СССР, оголтелый антисоветизм и русофобия — характернейшие черты всех без исключения творений Остера.
В начале 1990-х он написал книгу «Противные задачи», адресованную взрослым. Вот две задачи из неё:
«Hаша стpана пpотянулась с запада на восток на pасстояние 10000 км. Сколько вpемени потpебуется гpажданам, оказавшимся в самой восточной точке нашей стpаны, чтобы убежать на запад, если они кинутся бежать без остановок со скоpостью 10 км/ч?»;
«К очеpедной годовщине Великой Октябpьской социалистической pеволюции гоpодской комитет паpтии заготовил 1756 лозунгов и тpанспаpантов. В день годовщины на пpаздничную демонстpацию вышло 37 человек. По скольку лозунгов и тpанспаpантов должен нести каждый демонстpант, чтобы все эти лозунги и тpанспаpанты не пpопали даpом?».
Тревогу бьют родители. Но те, кто принимает решение о допустимости тиражирования подобных шедевров, опасности не осознают. Или умышленно поощряют подобное «воспитание»?.. Педагогическое сообщество безмолвствует, а порой и высказывается в поддержку его творчества. Например, в феврале 2022 года «Учительская газета» рекомендует «В помощь родителям «непослушаек» — «Вредные советы» Григория Остера, способные «увлечь» непоседливого ребёнка.
Но книги Остера — далеко не единственный пример литературы для детей подобного рода!
Вот какие «логические задачки» содержит презентация и разработка урока по математике для учащихся 4-го класса на тему «Задачи на движение»:
«а) Папа, мама и старшие сёстры ужинают. А младший брат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9см?
б) Сколько дырок окажется в клеёнке, если во время обеда Петя 12 раз проткнул её вилкой с 4 зубчиками?»
Сайт для педагогов предлагает для использования в школьной олимпиаде по математике для 3-го класса такие задания:
«Если тихонько подкрасться к дедушке и папе сзади и внезапно крикнуть: «Ура!», папа подскочит на 18 см. Дедушка, переживший и не такое, подскочит на 5 см. На сколько сантиметров выше дедушки подскочит папа, услышавший внезапное «Ура!»?…
Когда хозяин вышел в сад с ружьём, с одной яблони упало 4 соседа, а с другой в
3 раза больше. Сколько соседей упало со второй яблони?».
«МК» от 17 февраля 2022 года пишет о том, что в одной из тобольских школ учитель биологии предложил восьмиклассникам задачу про остывающий труп. Фото задания разместил в соцсетях один из родителей: «В 20:00 вечера был обнаружен труп убитого мужчины. На какое время должно быть алиби у подозреваемого, если известно, что тело отдаёт тепло 1,5°C в час?». «МК» собрал ещё несколько «вредных» современных школьных задач. Например: «Твой лучший друг дал тебе 9 раз по шее, а ты ему 3 раза. Сколько раз ты ещё должен дать лучшему другу по шее, чтобы восторжествовала справедливость?».
Авторы этих «шедевров» не указаны. Как знать, может быть, и они вышли из-под пера Григория Остера? Или у него появились последователи?
Книги Григория Остера преимущественно предназначены для детей младшего и среднего школьного возраста. И сама информация, и форма, в которой она подана, способны нанести вред детской психике.
Надо признать, что существующий закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в этой ситуации кардинально ничего поменять не в состоянии. Он может лишь заставить писателей, издателей маркировать особо опасные книги, да и то при желании всегда можно найти в законе лазейку.
Сегодня, когда наступил «момент истины», когда маски патриотизма сбрасывают очень многие из ещё недавно популярных отечественных деятелей культуры, демонстрируя пренебрежение, а то и ненависть к своему Отечеству, можно ли сквозь пальцы наблюдать за тем, как авторы деструктивных «вредных советов» всех мастей выполняют заказ на разрушение и уничтожение нашего народа?
Могут ли противостоять этому родители? В определённой мере да, ориентируя ребёнка на творчество А.С. Пушкина, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, братьев Гримм, К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака, Н. Носова, К. Булычёва, А. Гайдара, В. Бианки, К. Паустовского, В. Драгунского и других классиков.
Но в одиночку они не справятся! Прежде всего ответственность за формирование личности маленького человека несёт государство.
Именно оно призвано защищать и наших детей, и наше будущее! Пора, наконец, не на словах, а на деле поставить заслон всем вредным стихам, задачам и рассказам! Хватит плодить и тиражировать «вредные советы»!