Эксперт В.К. Зиланов: «Как предотвратить развал рыбной отрасли России»

В августе 2020 года мною было направлено Открытое письмо Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину «О необходимости принятия срочных мер по предотвращению развала рыбной отрасли России»,  текст которого полностью опубликован на сайте РУСО (https://csruso.ru/bez-rubriki/ostanovit-razval-rybnoj-otrasli-rossii) и в ряде других средствах массовой информации.

     Спустя месяц получен ответ на это Открытое письмо…за подписью Директора Департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры (рыбоводства) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Е.С. Каца со ссылкой, что делается это по поручению Аппарата Правительства Российской Федерации. Из этого следует, что до Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина это обращение так и не дошло. Либо дошло и, ознакомившись с ним, Председатель Правительства поручил Директору Депрыбхоза Е.С. Кацу ответить на него имея ввиду, что этот ответ отражает и его мнение. Так что ответ, полученный мною в отсутствие конкретной информации от Председателя Правительства Российской Федерации об ознакомлении с Открытым письмом, рассматриваю как совместное мнение Мишустина-Каца.

     В своем Открытом письме предлагалось Правительству Российской Федерации  рассмотреть и принять безотлагательно меры всего по семи проблемам, которые позволят, при их положительном решении, стабилизировать обстановку в отрасли и создать предпосылки для дальнейшего ее развития. Ниже привожу ответы на эти предложения Мишустина-Каца, которые взяты из полученного ответа. Полагаю, читатель сам сделает соответствующие выводы.

Предложение: «Сделать Заявление со стороны Правительства Российской Федерации о том, что аукционы и инвестквоты не будут применяться к водным биоресурсам, закрепленным за пользователями в 2018 году на последующие 15 лет. Опубликовать это Заявление желательно в средствах массовой информации с доведением его до союзов, ассоциаций рыбаков и региональных приморских органов власти».

Ответ Минсельхоза: «Отсутствует».

Предложение: «Принять единые целевые установки для рыбной       отрасли на перспективу, среди которых основным определить насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом рыбной продукцией высокого качества и повышению доступности по цене для населения страны, хотя бы 7-10 позиций наиболее массовых видов рыб, пользующих наибольшим спросом населения».

Ответ Минсельхоза: «Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года, (далее – Стратегия), в которой одной из ключевых задач является насыщение внутреннего рынка широким ассортиментом рыбной продукции, в том числе высокой степени переработки, расширение районов добычи (вылова) водных биологических ресурсов, увеличение производства продукции товарной аквакультуры, и, как следствие увеличение уровня среднедушевого потребления рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов к 2030 году до 25 кг/год на человека».

           Предложение: «Рассмотреть вопрос о наделении федерального органа в области управления рыбной отраслью дополнительными функциями, включая те, что поспешно были ранее переданы в другие органы власти. Возложить на этот орган ответственность за развитие отрасли и обеспечение рыбной продукцией населения страны. Подчинить его непосредственно Правительству Российской Федерации и сформировать руководство из профессиональных кадров, сформировавшихся в рыбной отрасли».

Ответ Мипсельхоза: «В отношении создания нового федерального органа и подчинения его непосредственно Правительству Российской Федерации сообщаем, что Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 21 утверждена структура федеральных органов исполнительной власти».

          Предложение: «Пересмотреть подходы в санкционной политике в отношении ряда иностранных государств (прежде всего стран ЕС) и в целях загрузки отечественных рыбоперерабатывающих предприятий отменить ограничения импорта рыбного сырья, переместив акцент на ограничение импорта готовой продукции».

Ответ Минсельхоза: «В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» предусмотрен уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами (в живом весе – весе сырца) — не менее 85%.  С 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Закон о рыболовстве, согласно которым при осуществлении прибрежного рыболовства необходимо доставлять рыбу в живом, свежем и/или охлажденном виде на российский берег для предприятий береговой торговли и переработки. В этом случае рыбодобытчикам предоставляются стимулирующие меры в виде применения повышающего коэффициента 1,2 при выделении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. В настоящее время в рамках механизма инвестиционных квот заключены контракты на строительство 24 береговых перерабатывающих заводов, при реализации которых инвесторам будут предоставлены квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обеспечивающие загрузку сырьем в объеме до 50% от их производственных мощностей».

                       Предложение: «Остановить неоправданное реформирование рыбохозяйственной науки и принять срочные меры по обновлению научно-исследовательского флота».

Ответ Минсельхоза: «…данное реформирование произведено в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств в условиях недостаточного финансирования отраслевой науки, удорожания в последние годы цен на топливо, товары и услуги, роста инфляции и налоговых отчислений наряду с необходимостью содержания большого имущественного комплекса, задействованного в выполнении рыбохозяйственных исследований. ..Стратегией до 2024 годах предусмотрено строительство трех крупнотоннажных и семи средне тоннажных НИС».

                      Предложение: «Определиться с наименованием отрасли в подзаконных актах Правительства Российской Федерации, как «рыбное хозяйство», исходя из принятых и действующих законов, вместо надуманного «рыбохозяйственного комплекса».

Ответ Минсельхоза: «Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее – Закон о рыболовстве) определено, что рыбное хозяйство – это виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (выделено автором).Под рыбохозяйственным комплексом Российской Федерации в Стратегии понимается производственно-хозяйственный комплекс, включающий в себя следующие виды деятельности: добыча (вылов) и переработка водных биологических ресурсов; транспортировка, хранение, выгрузка и реализация рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов; производство продукции товарной аквакультуры (товарного рыбоводства) и искусственное воспроизводство водных биологических ресурсов; оптовая торговля рыбной и иной продукцией из водных биологических ресурсов и продуктами их переработки, продвижение и маркетинг рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов; международное сотрудничество в сфере рыбоводства; охрана и отраслевая система мониторинга водных биологических ресурсов; строительство, техническое обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация судов рыбопромыслового флота; управление рыбными терминалами морских портов и инфраструктурой для приемки, хранения и переработки продукции из водных биологических ресурсов; научно-исследовательская деятельность, профильное образование и подготовка кадров. Таким образом, понятие «рыбное хозяйство» является частью понятия «рыбохозяйственный комплекс (выделено автором)».

                 Предложение: «Принять единый базовый показатель по обеспечение населения страны пищевой рыбной продукцией по установленным медицинским нормам в 22 кг на чел./год и именном он, прежде всего, должен отражаться Росстатом, а не в весе сырца, да еще и на основе опроса домохозяек».

Ответ Минсельхоза: «В отношении рациональных норм потребления рыбы и рыбопродуктов, утвержденных приказом Минздрава России от 19 августа 2016 г. № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания», полагаем возможным отметить, что указанные нормы являются рекомендациями (выделено мною). При этом на фактическое потребление отдельных продуктов существенное влияние оказывают, цена продукта и доходы населения, а также иные факторы, в том числе вкусовые предпочтения. В зависимости от соотношения цен на продукты питания и доходов населения оптимальный потребительский набор может меняться в широком диапазоне, сохраняя при этом энергическую и питательную ценность в рамках рекомендованных норм».

       В завершении ответа Директор Депрыбхоза Министерства сельского хозяйства России Е.С. Кац подчеркивает: «Таким образом, Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в настоящее время уже реализуются предложения, указанные в Вашем обращении». 

       Такое заверение должно с оптимизмом восприниматься не только мною, но и теми, кто разделяет поставленные проблемы в Открытом письме Председателю Правительства Российской Федерации М.В. Мишустину.  

       Вмести с тем, вышеприведенные ответы свидетельствуют об очередной чиновничьей отписки, а не о «реализации предложений». По существу   большинство предложений остались без прямых, ясных ответов. А по ряду из них следует, что  чиновничий аппарат, готовящий ответ, даже не знаком с действующими нормативными документами в рыбной отрасли, утвержденных Правительством Российской Федерации. Или сознательно их игнорирует?

      Так в ответе дается ссылка на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2019 г. № 2798-р подписанное Д.А. Медведевым, которым утверждена Стратегия развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года. Но  имеется еще и Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года №993 подписанное М.В. Мишутиным, которым утверждена  обновленная Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации до 2030 года. Почему же о ней забыли рыбные чиновники? Выходит Стратегию Медведева знаем и выполняем, а о Стратегии Мишутина и знать не знаем и не хотим знать. А именно в последней базовые показатели развития рыбной отрасли отличаются от предыдущей Стратегии.  Они и являются основным руководящим документом для государевых служивых, формирующих нормативные акты, которые должны способствовать  развитию рыбной отрасли до 2030 года.

     И еще.  В своем ответе его авторы, относительно понятий «рыбохозяйственного комплекса» и «рыбного хозяйства», сделав точную ссылку на законодательство и тут же, вопреки ему, делают собственное заключение: «Таким образом, понятие «рыбное хозяйство» является частью понятия «рыбохозяйственный комплекс».

    Так что же для чиновников Минсельхоза первично при принятии решения – Закон или Собственное Мнение? Из ответов следует, что первично Собственное Мнение, а еще вернее Мнение Начальника.

   Существенно и то, что  аппаратом президентской, правительственной администрации создана такая регламентная система, которая блокирует поступление подобных Открытых писем, обращений к первым лицам страны. Пока эта система не будет отменена, разрушена и в место неё будет принят гласный, демократичный регламент, все обращения специалистов отрасли, рыбацкой общественности к первым властным лицам России по решению проблем рыбной отрасли будут оседать в чиновничьих сетях.

  На эту проблеме следует обратить самое серьезное внимание депутатов, сенаторов Федерального Собрания Российской Федерации и региональных законодателей. Не исключено, что потребуется разработка и принятия соответствующего закона.

   Пока же, в существующих сложных условия, рыбацкому сообществу страны следует  рассчитывать только на консолидированные решения отраслевых союзов, ассоциаций, объединений рыбаков, рыбопереработчиков по проблемам отрасли.  Их практическая реализации возможна только при поддержке местных органов власти всех уровней и депутатов, сенаторов приморских регионов.

19 сентября 2020 г.
В.К. Зиланов — член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации, экс-заместитель Министра рыбного хозяйства СССР (1988-1991гг.), экс-заместитель Председателя Государственного Комитета России по рыболовства  (1992-1997 гг.), заслуженный работник рыбного хозяйства России, почетный гражданин Мурманской области.