Многие уверены, что историческая личность воплощённая на экране, обязательно должна иметь неоспоримое внешнее сходство с прототипом. Но, это не так. Более того, те экранные персонажи знаменитых людей, которые стали классическими, очень далеки от портретного сходства с реальными прототипами. Образы киногероев настолько сильны и правдоподобны, что они затмевают, вытесняя прототипов. Таких созданных образов немного, но это ярчайшие примеры актёрского мастерства!
Борис Бабочкин — Василий Чапаев
Борис Бабочкин в образе Чапаева и Василий Иванович Чапаев.Фото Яндекс.Картинки.
Когда на просмотр фильма пригласили сына Чапаева, после первых минут просмотра он с неодобрением раздосадовался: «Отец был щёголем и красивым, а Бабочкин — не щёголь и не красив». Действительно, по внешним данным статный и мускулистый Борис Бабочкин, широколиций, имевший морщинистый лоб, никак не подходил под описание легендарного комдива. Комиссар Чапаева — Дмитрий Фурманов описывал его так: «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками. Жидкие тёмно-русые волосы прилипли косичками ко лбу. Короткий нервный тонкий нос, тонкие брови в цепочку, тонкие губы, блестящие чистые зубы, бритый начисто подбородок, пышные фельдфебельские усы. Глаза светло-синие, почти зелёные — быстрые, умные, немигающие. Лицо матовое, свежее, чистое, без прыщиков, без морщин».
Борис Бабочкин в роли Чапаева, в одноимённом фильме, 1934 г.Фото Яндекс.Картинки.
Но режиссёрам братьям Васильевым было неважно точное сходство прототипа и персонажа, им важна была харизма и внутренняя сущность Чапаева. Сам же Бабочкин о своей роли говорил так: «Я, играя роль красного командира, хотел сделать его и наивным, и по-звериному жестоким…». После просмотра фильма, сын Чапаева сказал: «Да, это мой отец».
Борис Бабочкин в роли Чапаева, в одноимённом фильме, 1934 г.Фото Яндекс.Картинки.
Образ Василия Ивановича Чапаева блестяще воплощённый на экране Борисом Бабочкиным, стал биографичным, и ассоциируется у всех, только с этим персонажем.
Николай Черкасов — Александр Невский.
Николай Черкасов в роли Александра Невского, в одноимённом фильме, 1938 г.Фото Яндекс.Картинки.
Какой был на самом деле Александр Невский не знает никто, его образ не сохранился потомкам. С одной стороны, это упрощало работу актёра Черкасова и режиссёра Эйзенштейна, который как-то сказал: «По этой эпохе мало достоверных источников? Но ведь это и хорошо! Как я сделаю, так оно и будет!». Но с другой стороны, надо было от чего-то отталкиваться создавая образ Невского.
Николаю Черкасову внешний облик полководца, поиск гримма долго не давались, очень трудными были поиски внутренней характеристики героя. Первые пробы оказались малоудачными.
Николай Черкасов в роли Александра Невского, в одноимённом фильме, 1938 г.Фото Яндекс.Картинки.
Эйзенштейн убедил актёра не детализировать образ, а стремиться к широкому обобщению. Сам же Эйзенштейн в фильме показывает крупным планом лицо Черкасова только в двух видах: строгий симметричный фас и такой же строгий, почти монетный профиль. Таким образом был создан канон никому неизвестного образа Александра Невского.
Орден Александра Невского, возрождённый в 1942 г.Фото Яндекс.Картинки.
Неудивительно, что при возрождении ордена Александра Невского, архитектор Телятников поместил на орден профильное изображение артиста Николая Черкасова. Другого лица у князя теперь не существует.
Михаил Ульянов — Георгий Жуков
Михаил Ульянов в роли Жукова и маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.Фото Яндекс.Картинки.
Есть свидетельства, что Жуков на роль самого себя в фильме «Освобождение», выбрал Михаила Ульянова, увидев его в фильме «Председатель». Удивительно, но Ульянов в разгар съемок «Председателя» записал в дневнике: «Сегодня подумал, что ведь надо сыграть большого, крупного человека, вроде маршала Жукова. Будет ли такой сильный, большой человек кричать, хватать за грудки, как это у нас сделано, как я сыграл некоторые куски?».
Михаил Ульянов в роли маршала Жукова в фильме «Освобождение», 1968—1972 г.г.Фото Яндекс.Картинки.
Для Михаила Ульянова — это была сложная роль, надо было воплотить на экране не книжный образ, а живого современника, к тому же маршала Победы. При работе над образом, актёр взял за основу доминирующую черту героя. В народе во время войны о Жукове ходили легенды, как о человеке непреклонной воли, железного характера, именно этот образ и стал создавать Ульянов.
Михаил Ульянов в образе маршала Жукова в фильме «Освобождение», 1968—1972 г.г.Фото Яндекс.Картинки.
Интересно, что режиссёр Озеров, снимавший «Освобождение» 4 года, и постоянно консультирующийся у Жукова, не познакомил Ульянова с прототипом. Он боялся, что маршал задавит своей харизмой актёра, и он растеряется. Режиссёру хотелось, чтобы в кадре Ульянов не сомневался в том, что на свете существует только один «настоящий маршал Жуков», — и это он.
Михаил Ульянов в роли маршала Жукова в фильме «Освобождение», 1968—1972 г.г.Фото Яндекс.Картинки.
Превзойти игру Михаила Ульянова, пока не смог никто. Сложившийся на экране образ маршала Победы, практически стал историческим. При упоминании Георгия Жукова, многие вспоминают образ из киноэпопеи «Освобождение».
Секрет успеха этих созданных киногероев в том, что они созданы на основе того, что знает большинство. Так, например Алексей Дикий в фильме «Сталинградская битва» воплотил самого Сталина. Игралбез акцента, с минимальным гримом, но так убедительно, что удостоился беседы с прототипом. Вождь поинтересовался, почему он играл его не как другие актёры? На что актёр ответил: «Я не играл вас, товарищ Сталин. Я играл впечатление людей о Сталине.».