Эти слова из стихотворения Игоря Северянина «Классические розы» хорошо характеризует нынешнее состояние нашей страны. После тридцатилетнего стремления быть равноправным партнёром в западном мире в России начинают осознавать, что в таком качестве её там не ждали и не ждут. Она нужна как сырьевой придаток, партнёр для не эквивалентного товарного обмена, как страна для экологически грязных производств и хранилища отходов. Враждебное отношение Запада к России и ухудшающееся социально-экономическое положение внутри страны сопровождается разбродом и шатанием общественной мысли, выражающемся в противостоянии «западников» и тех, кто желает вернуть страну, на свой традиционный путь развития, образно говоря в родной дом.
Проницательный читатель возмутиться, а что разве Россия не дома. Увы… Помните у А.А. Блока в стихотворении «Россия»: «Какому хочешь чародею// отдай разбойную красу!// Пускай заманит и обманет,-// Не пропадёшь, не сгинешь ты,// И лишь забота затуманит// Твои небесные черты…» Поэт, переживая за её будущее, сознавая её социальную и национальную незащищённость, опасается, что Россия может пойти не той дорогой, чуждой её традициям.
И это опасение имело под собой почву. По мнению профессора Н.М. Чуринова – это «многовековая западная идеологическая диверсия, не получившая достойного теоретического отпора. (…) Усилиями незадачливых западников вычёркивалось теоретизирование многих поколений русских философов, вычёркивался исконный аристотелевский диалектический проект теоретического освоения мира, были проигнорированы актуализированные русскими теоретиками исходные принципы космического проекта науки». В результате в общественное сознание русских, а затем и советских людей исподтишка вносилось преклонение перед западной наукой, техникой, образом жизни и формировалось у них западномыслие. И в конечно счёте произошло то, что произошло.
О, как прав А.А. Зиновьев, возмущаясь: «Я не знаю другого большого народа в мире, который так холуйствовал бы перед всем западным и был бы так враждебен к своим гениям, которые могли бы стать национальной гордостью и точками роста именно социального прогресса». Позвольте здесь не согласиться с выдающимся философом. Перед Западом преклонялись в основном люди творческих профессий, работники, связанные с внешней торговлей и некоторые учёные.
И вот в конце 80-х годов часть социального авангарда Советского Союза в лице учёных-экономистов убедила руководство страны и КПСС для выхода из начинающегося кризиса перевести социалистическую экономику на рыночные рельсы по изначально чуждому коллективистскому обществу западному пути. Помните отовсюду раздавались крики: «Альтернативы рынку нет!». Но рынок рынку рознь. По мнению древнерусских философов рынок – это способ гармонизации экономической сферы жизни коллективистского общества. Рынок же на Западе – это искусство наживания денег. Вот в омут такого рынка и бросили социалистическую экономику СССР.
А теперь вновь вспомним Игоря Северянина: «Прошли лета, и всюду льются слёзы…// Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране…» Ну по поводу того, что нет страны возражения вряд ли последуют. А вот, что нет людей, могут возмутиться: «Как это, мы жили в СССР и сейчас живём». Не спорю. Верно. Часть людей, живших в советское время, и ныне здравствует или выживает. Физиологически все люди те же, а вот нравственно, духовно большинство другие: заражены мелкобуржуазным мещанством и потребительством, политически и социально равнодушны. К тому же выросли новые поколения, нравственно и политически сформировавшиеся в гибридном обществе.
Естественно сразу возникает вопрос: «Почему в гибридном? Разве в России не реставрирован капитализм и не установлена буржуазная демократия?» Вопрос закономерен. Но как полагает А.А. Зиновьев в отношении западноевропейских стран, «что слово «капитализм» характеризует эти страны только с точки зрения экономики, да и то односторонне, а слово «демократия» обозначает лишь одну из сторон политической системы этих стран» и поэтому их социальный строй он называет западнизмом. Исходя из этого новую социальную организацию, сложившуюся в России по лекалам реформаторов и их западных манипуляторов, А.А. Зиновьев называет постсоветизмом, который является гибридом советизма (коммунизма), западнизма и национально-русского (дореволюционного) фундаментализма.
Такая структура постсоветизма есть следствие закона социально-исторической преемственности или социальной регенерации. Суть его заключается в следующем: «Если разрушается социальная организация человейника, но при этом сохраняется человеческий материал, основы его материальной культуры и другие явления, необходимые для выживания (например, природные условия), то новая социальная организация, создаваемая на остатках разрушаемой, оказывается по ряду важнейших (определяющих) признаков близкой к разрушаемой» (А.А. Зиновьев). И далее он продолжает, что в период постсоветизма «большое число россиян живет так, как будто никакого антикоммунистического переворота не было. Только хуже, чем в советские годы».
К сожалению, в первые годы постсоветизма этот закон не был использован оппозицией в борьбе за власть. Что ж не всё ещё потеряно. Особенно сегодня, когда, по словам В.В. Путина на Валдае: «Все говорят о том, что существующая модель капитализма, а это сегодня основа общественного устройства в подавляющем большинстве стран, исчерпала себя. В её рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий» (htps://www.rbc.ru/economics/21/10/2021/617182b79a7947da0cfe221a).
***
Ныне пред Россией, как и пред древнерусскими витязями, лежат три дороги.
По одной из них прозападное руководство страны подвергает народ западнизации и самое печальное большинство народа добровольно идёт этим путём.
Термин «западнизация» принадлежит А.А. Зиновьеву. Им же изложена и её сущность. Поскольку широким слоям общественности и активу КПРФ его труды практически неизвестны позволю себе привести главные характеристики западнизации по его работе «Великий эволюционный перелом».
И так западнизация есть «…навязывание незападным народам и странам социального строя, экономики, политической системы, идеологии культуры и образа жизни, подобным таковым (или имеющих таковые), что существуют в западных странах».
Западнизация «имеет целью довести намеченные жертвы до такого состояния, чтобы они потеряли способность к самостоятельному существованию и развитию, включить их в сферу влияния и эксплуатации западных стран, присоединить их к западному миру не в роли равноправных и равномощных партнёров, а в роли зоны колонизации».
«Западнизация есть особая форма колонизации, в результате которой в колонизируемой стране принудительно создаётся социально-политический строй колониальной демократии».
«Эксплуатация страны в интересах Запада осуществляется силами незначительной части населения колонизируемой страны, наживающейся за счёт этой её функции и имеющий высокий жизненный стандарт, сопоставимый с таковым высших слоёв Запада».
«Создаются очаги экономики западного образца под контролем западных банков и концернов, а в значительной мере — как явно западные или совместные предприятия. (…) В военном отношении она демилитаризуется настолько, что ни о каком её сопротивлении и речи быть не может. (…) До жалкого уровня низводится национальная культура. Место её занимает культура, а скорее – псевдокультура западнизма».
«Массам населения предоставляется суррогат демократии в виде распущенности, ослабленного контроля со стороны власти, доступные развлечения, предоставленность самим себе, система ценностей, избавляющая людей от усилий над собой и моральных ограничений».
Скептический читатель скажет: «Это всё теория. Да и написано давно».
Что ж вспомним первые годы после насильственного разрушения Советского Союза. Конституцию РФ в 1993 году писали под присмотром американских специалистов. В Чубайсовском Госкомитете по имуществу трудилось более двухсот американских церэушников, по их лекалам и шло расхищение общественной собственности. Да — это «дела давно минувших дней».
Что же происходит сегодня. Известно, что деньги – это кровь экономики. В чьих руках денежно-кредитная политика, тот и определяет развитие экономики. Согласно статье 75 Конституции РФ: «Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. (…) Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».
Но согласно статье 2 Федерального закона ((далее ФЗ) от 10.07.2002 N86-ФЗ (ред. От 02.07.2021) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. вступ. в силу с 01.09.2021) «Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами».
Далее ещё интереснее — статья 22 ФЗ гласит «Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете».
Попутно заметим, что статья 28 ФЗ не устанавливает «официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами», а «банкноты и монета Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами» (статья 30 ФЗ) и это при уставном капитале ЦБ РФ в 3 млрд. рублей (статья 10 ФЗ). Правда, есть ещё золотовалютные резервы (ЗВР). Они «формируются в долларах США, евро, швейцарских франках и японских иенах. По структуре в ЗВР России около 75% приходится на иностранную валюту. Доля золота в РФ несравнимо меньше, чем у европейских государств, где средний показатель находится на уровне 50-55%. (…) К началу 2021 года золотовалютный резерв достиг уровня 595,7 млрд долл.» (https://brobank.ru/zolotovalyutnye-zapasy-rossii/). Кстати, общеизвестно, что доллар не имеет золотого обеспечения, а является векселем правительства США.
В интернете есть такая информация: «В соответствии с Конституцией РФ (ст. 15 п. 4), законом о ЦБ (ФЗ №86) и Постановлением Пленума Верховного суда РФ (№5 от 10 октября 2003 г.), Центральный Банк России обязан выполнять указания Международного валютного фонда (МВФ) и фактически превратился в филиал Федеральной Резервной Системы США (ФРС). Для осуществления практического управления в Центральном банке под видом консалтинговых компаний работают американские компании — Price Waterhouse Coopers и Oliver Wyman. Под их руководством ЦБ в настоящее время производит удушение российской экономики» (https://dnevniki.ykt.ru/VladimirDegt/1034652 http://www.rifinfo.ru/news/41449).
Аналогичные взгляды высказывает В.Ю. Катасонов, доктор экономических наук, специалист в областях экономики природопользования и международных финансов в прошлом работавший в международных валютных организациях и МГИМО(У). В своих выступлениях он называет ЦБ РФ филиалом Федеральной резервной системы США, выполняющим роль валютного обменника. По мнению В.Ю. Катасонова, ЦБ РФ не заботится о развитии нашей экономики, а «заботится о финансировании американского бюджета и военных приготовлений. Он работает на нашего геополитического противника». (https://my.mail.ru/mail/goodwin_78/video/4/126.html).
Но это ещё не всё. «Из России постоянно убегает капитал, сегодня никому не надо объяснять. СМИ разнесли последнюю новость на эту тему: чистый отток частного капитала из страны составил в истекшем, 2020 году колоссальную сумму в 47,8 млрд. долл. Это данные Банка России, опубликованные 19 января 2021 года», — пишет В.Ю. Катасонов (https://svpressa.ru/economy/article/288196/).
За 9 месяцев этого года вывезено уже 59 млрд. долларов (https://rus-lad.ru/news/vladimir-fedotkin-ne-pora-li-prezidentu-na-pensiyu-/). В этом же материале сообщается, что в последнее время резко увеличился вывоз золота из РФ, так в 2018 году вывезли 10 тонн, в 2019 – 112, а в 2020 – уже 320 тонн.
Вообще у власть предержащих в нашей стране наблюдается маниакальная забота об экономике иноземных государств. 15 июня с.г. Госдума России приняла соответствующий закон. Он предусматривает полную отмену репатриации экспортной выручки и снятие ограничений на ее зачисление на зарубежные счета экспортеров. (https://www.exportcenter.ru/press_center/news/s-1-iyulya-2021-nesyrevykh-eksporterov-osvobodyat-ot-repatriatsii-valyutnoy-vyruchki/). По данным В.Ю. Катасонова Россия в результате этого закона теряет практически половину экспортной выручки в валюте
(https://www.youtube.com/watch?v=06llsJOnKgk&ab_channel). И товар покупатель получает и деньги в его банках остаются и могут быть использованы на развитие себя любимого, а «дорогие россияне» знайте: «Денег нет, но вы держитесь».
Но не только в банковской сфере РФ находится в иностранной зависимости. «В собственности иностранных компаний находится 60% российских предприятий и организаций. Но, самое потрясающее, что им принадлежит 95% энергомашиностроения» (https://kprf.ru/dep/gosduma/activities/206241.html).
Думающий читатель сам ответит на вопрос: «Есть ли у такой страны перспективы на будущее?»
Ну и последний штрих. «Россия в 2020 году стала мировым рекордсменом по разнице доходов богатых и бедных. Так по данным международной консалтинговой компании Boston Consulting Group пяти сотням самым богатых россиян принадлежит 40% богатства России. По оценкам банка Credit Suisse, в руках 1% «сверхбогатых» граждан России сосредоточено 57% общего финансового благосостояния страны. По данным российской версии Forbes, за год пандемии (с марта 2020 года по март 2021-го) совокупное состояние российских миллиардеров выросло на $207 млрд, до рекордных $663 млрд.» (https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/pavel-anohin-edinaja-rossija-otlozhila-sovetskie-vklady-v-dolgij-jashhik/). Здесь, как говориться, комментарии излишни. И так ясно «кому вольготно, весело живётся на Руси» (Н.А. Некрасов).
Всё происходит согласно закону экзистенциального эгоизма А.А. Зиновьева. Суть которого заключается «в том, что главной заботой для тех членов человейника, которые в новой социальной организации, создаваемой вместо разрушаемой, занимают господствующее и привилегированное положение, становится закрепление результатов переворота и своего положения в человейнике, а не интересы прочей части членов человейника и не интересы человейника в целом. О прочих гражданах человейника и о человейнике в целом хозяева новой социальной организации заботятся лишь как об основах и источниках своего существования, как о зоне своей жизнедеятельности».
Поэтому все увещевания властей оппозицией обратить внимание на бедственное положение трудового народа и социально незащищённых его слоёв и принять меры к улучшению их социально-экономического положения глас, вопиющего в пустыне. Народные массы должны понять, а коммунистическая оппозиция обязана убедить их, что путь западнизации ведёт их в небытие. России пора прекращать быть «дойной коровой» для Запада и уходить на другую тропу.
***
В двадцатые годы ХХ века многие считали, что в 1917 году Россия сошла со своего исторического пути. И когда в 1991 году социализм потерпел временное поражение, кое у кого появилось желание вернуть её в то состояние, в каком она была до 25 октября (7 ноября) 1917 года. Этому способствует то, что во второй половине ХХ века при колоссальном прогрессе науки и техники произошла не менее колоссальная деградация в ментальном аспекте человечества (А.А. Зиновьев, Р.И. Косолапов). Но мы то, знаем, что бывает, когда в старые меха льют новое вино. Очевидно, не всем это ясно.
И в соответствии с законом социальной деградации А.А. Зиновьева в современном российском обществе происходит возрождение элементов национально-русского (дореволюционного) фундаментализма. Появление их возможно считает А.А. Зиновьев: «В случае разрушения социальной организации человейника с сохранением факторов, о которых я упомянул при формулировке закона социальной регенерации, вновь создаваемая социальная организация воспроизводит некоторые важные черты социальной организации более низкого эволюционного уровня, исторически предшествовавшей разрушенной. Иначе говоря, при этом происходит снижение эволюционного уровня социальной организации. В истории России советской социальной организации предшествовала феодальная. Так что было бы удивительно, если бы какие‑то явления российского феодализма не стали возрождаться».
Вот и происходит в наше время реанимация православия, дореволюционных названий, обычаев, явлений культуры, идей монархизма и великодержавности и т.д., причём в «значительной мере (если не главным образом) это делается искусственно, сверху. Сами по себе явления дореволюционной России не возродились бы. Они не столько возрождаются, сколько изобретаются вновь» (А.А. Зиновьев).
Монархические настроения в современном обществе имеют место быть. На сегодня в стране действует шесть общественных объединений, исповедующих идеи монархизма. Приверженцы монархизма ведут оголтелую работу по фальсификации и очернению советской истории, героического подвига советских людей, вносят смуту в умы подрастающего поколения. И не следует не замечать их опасности, ведь возращение монархизма — это путь к историческому упадку. Так в опросе ВЦИОМ в марте 2013 года определённо в пользу монархии высказались 11 % респондентов, не имеют ничего против монархии 28 %. Схожие цифры были получены и в опросе в 2017 году. В целом, они сильнее среди лиц с высшим и незаконченным высшим образованием, чем среди лиц со средним и незаконченным средним; сильнее у москвичей и петербуржцев, чем у жителей других городов (https://ru.wikipedia.org/wiki Монархизм в России).
Россия много конфессиональная страна. Пишущий сии строки спокойно относится ко всем конфессиям и вообще к религии. В религиозных знаниях накоплен громадный исторический опыт народов на уровне обыденного сознания и его надо исследовать с позиций науки.
Беспокоит другое. Многие служители культа, также как и монархисты всячески приукрашивают жизнь до революции и искажают советский период истории России. Это — во-первых.
А во-вторых, после насильственного разрушения Советского Союза в исторически русских областях активно внедряются и действуют не православные религиозные учреждения. Секретарь совбеза Н. Патрушев считает, что «одним из угрозообразующих факторов обострения криминогенной ситуации является проникновение на территорию России приверженцев радикальных религиозных течений, осуществляющих пропагандистскую и вербовочную деятельность, в том числе в местах массового проживания и работы иностранных мигрантов» (https://cont.ws/@BIA354444/2121594).
В-третьих, с началом буржуазной реставрации в России власть предержащие возрождают религию и церковь для выполнения той роли, какую она играла в дореволюционной России. По мнению социолога Ж. Т. Тощенко, в современной России проявляется клерикализация — постепенная реализация модели с господствующей (или даже государственной) православной религией. Религия активно проникает в те области культуры и общества, которые определены Конституцией России как сферы, отделенные от религии: государственные органы, школа, армия, наука и образование. (https://ru.wikipedia.org/wiki Православие в России). Общество постепенно погружается в тьму мракобесия.
Если Россия пойдёт по этому пути, то её ожидает, по мнению А.А. Зиновьева, «беспрецедентная историческая деградация, буквально падение с вершины прогресса в пропасть прошлого», но как считает он «вместе с тем, в условиях западнизации России эта историческая деградация выступает как своего рода национальная самозащита от негативных последствий западнизации и глобализации».
***
В июне 1917 года в газете «Правда» И.В. Сталин писал: «Либо Россия станет страной Советов, либо будет колонией западных стран». И дальнейшая история подтвердила правдивость его слов. В то время начался распад Российской империи на «самостийные» территории, которые сразу же становились сферами интересов капиталистических хищников. И лишь установление власти Советов и её победа над интервентами четырнадцати государств и белогвардейцами позволили большевикам объединить практически в границах бывшей Российской империи всех в единое государство – Союз Советских Социалистических Республик.
Отказ от Советской власти и социалистического пути развития в начале 90-х годов прошлого века (помните попытку преобразовать СССР в Союз Суверенных Государств, а как говорил знаменитый капитан Врунгель: «Как яхту назовёшь, так она поплывёт») привело к его насильственному разрушению и все вновь возникшие государства превратились в государства управляемой колониальной демократии (термин А.А. Зиновьева).
Сегодня, когда «хозяева истории» целенаправленно ведут работу по дальнейшему закабалению России, мечтая о её расчленении на несколько протекторатов под управлением США, Великобритании, Японии и др., единственный путь спасения её территориальной целостности и государственного суверенитета, как показывает исторический опыт, установление в ней Советской власти и социализма, с искоренением прежних ошибок.
На переднем крае за возрождение Советов и социализма в России действует КПРФ, но её руководство никак не может освободиться от оппортунистических заблуждений поздней КПСС. До сих пор чётко не определен качественный состав главной движущей силы борьбы за установление общества социальной справедливости. Согласно Программе КПРФ коммунисты видят свою главную социальную базу и обращаются со своими идеями не только к современному рабочему классу, но и трудящимся классам и слоям России. Не все трудящиеся классы способны к революционным действиям, многие из них могут быть в лучшем случае лишь попутчиками.
Поэтому из всех потенциально протестных классов надо выделить пролетариат в широком смысле этого слова, то есть чётко заявить, что коммунисты в пролетариате наряду с фабрично-заводскими рабочими видят трудовую интеллигенцию, не занимающуюся эксплуатацией человека. Именно с ними надо работать, убедить их в необходимости объединиться в единый класс и стать социальным авангардам борьбы за освобождение от ига капитала и установления диктатуры пролетариата. Другие слои трудящихся надо рассматривать как прямые резервы борьбы, к ним можно отнести творческую интеллигенцию, а также некоторых представителей мелких предпринимателей и мелких чиновников.
Следует отметить, что современный рабочий класс весьма неоднороден, но его структурой оппозиция не интересуется, а ведь среди него есть слои, способные стать авангардом авангарда, а есть слои, способные лишь на роль попутчика, и к каждой категории надо находить особый подход, учитывая противоречия между ними. Без знания этих особенностей политическая агитация оппозиции теряет смысл. Пишущий понимает, что он не делает никакого открытия, просто излагает хорошо забытые выводы И.В. Сталина о стратегическом руководстве, об этом сказано в его брошюре «Об основах ленинизма».
Ныне, когда общество и, прежде всего, молодёжь испытывает тягу к левым идеям, коммунистам надо овладевать азбукой марксизма-ленинизма, ибо это проверенный компас к установлению общества социальной справедливости – социализма, которому для спасения человечества от глобальной экологической катастрофы альтернативы нет в силу планового ведения хозяйствования. Как указывает И.И. Никитчук: «Мы серьезно повзрослели и многому научились. Народ создал много прекрасного. И вот теперь подошли к последней черте, за которой или воссоединение человечества в мировом социализме, или гибель человечества в финишном капиталистическом катаклизме. Последнее слово за человеческим фактором, за Разумом человека».
На необходимость увеличения числа разумных людей и развитие их разума давно уже обращали внимание учёные и политические деятели не зашоренные куусинено-сусловской версией марксизма-ленинизма, стремящиеся творчески развивать это учение в соответствии с конкретной исторической обстановкой и новыми научными знаниями, а именно: о необходимости овладения космическим мышлением (В.С. Никитин), о применении учения В.И. Вернадского о ноосфере к социальным процессам (А.И. Субетто, Р.И. Косолапов, А.П. Федотов). Суть учения В.И. Вернадского состоит в том, что с начала ХХ века человечество вступило в ноосферную стадию развития, когда разум человека, энергия его мысли стали мощной силой, изменяющей лик Земли.
Ещё в нулевые годы в книге «Заговор против человечества» В.С. Никитин выдвинул лозунг «Разумные люди всех стран, объединяйтесь!» В этой же работе он писал: «Разум – это высшая форма интеллекта в живой природе. Далеко не все люди на земле обладают разумом. Многие живут рассудком». Он также показал, в чём видят психологи различие между этими двумя видами логического мышления: «Рассудок, как умственная система движения мысли к истине, оперирует только в пределах сложившегося знания и чувственного опыта, упорядочивая их согласно твёрдо установленным правилам и догмам. (…) Разум – это способность человека творчески мыслить, понимать смысл бытия, искать и находить истину как животворящее начало развития, как настоящее совершенное знание об окружающем мире».
А совершенное знание подсказывает, что человечество должно разумно подходить к присвоению/потреблению ресурсов природы. Они не безграничны, и их возобновление должно опережать утрату в результате деятельности человека и других природных факторов.
Но в средине прошлого века, говоря словами героя романа Олега Куваева «Территория», случилось «Всеобщее забалдение. Приобретатели всерьёз собрались захватить мир. (…) Теперь его плотно и неумолимо захватывают покупатели. (…) Самое неумолимое беспощадное завоевание». И хотя «наиболее страшным и отвратительным лицом на планете является озверевший от жажды наживы человек (В.С. Никитин), но сегодня он «ХОЗЯИН ЖИЗНИ» и потребителям «несть числа». Люди напрочь забыли, а может и не знают, принцип жившего в XV веке православного философа Нила Сорского «Жить не для того, чтобы есть, а есть для того, чтобы жить».
Что ж сегодня носители коммунистической идеи находятся между двух огней: компрадорской прозападной буржуазии с одной стороны и «покупателей/потребителей» с другой стороны, и какой из них опаснее надо ещё посмотреть. Ведь и Советский Союз изнутри разрушали совместно дельцы теневой экономики, либерально настроенные учёные при мощной поддержке обывателей-потребителей, которых роднит равнодушие ко всему кроме «удобства для собственного зада» (Ю.В. Бондарев). И не надо обольщаться, что все не приявшие участие в голосовании, а таких по официальным данным на недавних выборах половина всех избирателей, проголосовали против ногами. Среди них преобладают равнодушные, живущие по принципу «Моя хата с краю, я ничего не знаю».
Что ж в отношении буржуазии ещё К. Маркс в «Капитале» доказал неизбежность экспроприации экспроприаторов: «Монополия капитала, становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют».
Это приемлемо и сегодня к компрадорским и олигархическим экспроприаторам. А как быть с мелкими, средними и индивидуальными предпринимателями, да с теми же обывателями- потребителями? Их требуется перевоспитать. Эта задача для оппозиционной партии чрезвычайно трудная. Но как неоднократно говорил И.В. Сталин: «Нет таких крепостей, которые большевики не могли бы взять».
В начале ХХ века большевики смогли предложить трудящимся простые и ясные лозунги, отвечающие их чаяниям, но, кроме этого, был проект нового общества, в общих чертах нарисованный К. Марксом в «Критике готской программы». Ныне КПРФ в своей Программе предлагает проект нового общества как две капли воды похожий на реальный социализм в СССР в 70-80-х годах прошлого столетия. Но это были годы, которые с помощью «друзей» из туманного Альбиона (Линдон Ларуш) привели к временному поражению социализма.
Начиная с катастройки Горби и по нынешний день на всю советскую систему, которая, по мнению А.А. Зиновьева, была «самой идеальной для российских условий», «вершиной истории», вылито и продолжает литься столько грязи, столько клеветы, что для многих она перестала быть привлекательной. Жаль, что в XVI веке испанский король не последовал совету Мигеля де Сервантеса: «Лживых историков следовало бы казнить, как фальшивомонетчиков». Может быть «его пример, другим наука» была бы. И кто его знает, может быть, Хрущёв побоялся бы лгать высшему органу КПСС, её ХХ съезду, давая мировой буржуазии козырную карту в борьбе против социализма.
Но несмотря на все попытки апологетов капитализма извести коммунистическую идею, она живёт, развивается и над её проблемами работают во всём мире многие учёные. Очень интересные мысли были высказаны 14 мая 2016 года на международной научно-практической конференции: «Социализм: теория, практика, тенденции обновления в XXI веке», по её материалам была издана монография, но вот было ли организовано обсуждение её в структурах КПРФ, сказать трудно.
Основатель глобалистики А.П. Федотов доказал, чтобы сохранить биосферу от её уничтожения мировой капиталистической системы хозяйствования необходим переход к Земной управляемой цивилизации, к эколого-социально-экономической системе, то есть к экологическому социализму.
А.И. Субетто разработал концепцию экологического, духовного ноосферного социализма (ноосферизма), её основные положения опубликованы им во многих статьях и монографиях, некоторые из них размещены на сайте РУСО, поэтому не буду на её описании останавливаться, отмечу только, что это должно быть научно-образовательное общество с «высшим приоритетом развития науки, культуры и образования и на их основе – общественного интеллекта или совокупного интеллекта общества». К сожалению, из партийного актива о ней мало кто ведает. А ведь это «научно-теоретическая система, обобщающая достижения науки за ХХ век, объединяющая в себе учение о социализме и учение о ноосфере, формирующая основания для научного управления социоприродной эволюцией с учетом всех ограничений, которые определяет действие гомеостатических механизмов» (https://csruso.ru/nashi-universitety/filosofija/a-i-subetto-nauka-i-obrazovanie-v-obespechenii-ustojchivogo-razvitija-rossii/).
В проекте ноосферизма необходимо предусмотреть меры против проникновения в него индивидуалистических западных ценностей. И здесь не надо отвергать учения древнерусских православных учёных, которые, по мнению Н.М. Чуринова, изложенному в монографии «Совершенство и свобода», разработали надёжный заслон против внедрения в русскую жизнь западного способа производства общественной жизни, которыми были их идеи о соборности, гармонии светской и духовной власти, совершенстве, добродетели и соборном хозяйствовании.
Так он указывает, что в древнерусские философы понимали соборность «воплощением представлений о всеобщей связи явлений человеческого мира славян, коллективистском типе общества, о его духовном единстве, о собирающем воедино русский народ авангарде и т.д.». Соборность – это русская идея, впитавшая в себя ««чистоту духа, презрение к ханжеству и игре, самоотверженность в труде и бою, искренность и правдолюбие, полноту духовной жизни, бескорыстие, скромность в притязаниях на материальные блага».
Под авангардом они понимали «часть общества, деяниями которого обеспечивается социальный прогресс страны, это аристократия духа и света, целью и способом существования которой является политическая, научная, техническая и иная добродетель». Причём в коллективистском обществе авангард не возвышается над народом, а живёт в гуще народных масс и основные принципы его деятельности: служение Отечеству, добродетель, установление совершенных общественных отношений, социальный прогресс. Таковым авангардом, правда с некоторыми изъянами, в Советском Союзе была Коммунистическая партия.
Проблему взаимосвязи светской и духовной власти изучали два выдающихся мыслителя XVIII века Феофан Прокопович и А.Н. Радищев. Феофан Прокопович полагал, что институты духовной власти представлены не только институтами церкви, но и подвижничеством педагогов, учёных, представителей литературы и искусства. А.Н. Радищев считал, что стандартом общественной жизни в коллективистском обществе является политическая добродетель, которая выступает как характеристика единства истины и блага, и как характеристика истины и совершенства.
Эти замечательные гуманистические идеи должен взять на вооружение рабочий класс в широком смысле (см. выше), чтобы повести за собой народы России к ликвидации буржуазной компрадорской управляемой колониальной демократии и становлению общества ноосферного социализма.
Пора вспомнить и реализовать слова К. Маркса: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, ноябрь 2021 год