И.С. Бортников:  «Сталинское русскомыслие»

По воспоминаниям некоторых его собеседников Сталин называл себя русским, но грузинского происхождения. И в этом не приходиться сомневаться. Думается нравственные ценности русского народа он впитал в себя ещё обучаясь в духовной семинарии. В XIX грузинская церковь утратила свою автокефальность и подчинялась московскому патриархату, поэтому труды древнерусских религиозных философов были в учебной программе духовных училищ. Именно в их трудах заложены первые основы русскомыслия.

В наше время председатель Координационного Совета движения «Русский Лад» В.С. Никитин обобщил их взгляды и выразил формулой: «Русскомыслие – это русский родной способ мышления и миропонимания, основанный на вселенскости, правдивости, разумности, добродетельности, благородстве и других заветах Рода, русского бога Правды».

Читая статьи Сталина, его выступления, воспоминания его современников, его дела понимаешь его отношение к русскому народу. Вся сознательная жизнь его прошла среди русских, в ссылках он познавал быт и помыслы простых деревенских жителей, в годы борьбы с интервентами и белогвардейцами он был в гуще солдатской жизни, да в поездке в Сибирь в 1928 году вёл с крестьянами разговоры на очень непростую тему: призывал сдать излишки хлеба государству. И от крестьян ему крепко досталось. Можно сказать, что он «знал жизнь и крупно, и подробно» (Я. Смеляков).

Но к русскому человеку, к русскому народу он всегда относился уважительно. 2 мая 1933 года на встрече с участниками первомайского парада Сталин говорит о русских, что «русский это основная национальность мира», что «русская нация – это талантливейшая нация в мире». Он понимал, что русскими владеет власть идеи, и ради достижения этой высокий идеи русский народ приложит все усилия, стерпит любые лишения. Русские это доказали не единожды и в прошлой истории, и в годы интервенции и Гражданской войны, и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Но ещё ранее  Сталин обратил внимание на стремление русских не только объединять другие народы, но покровительствовать им, защищать их от немирных соседей, соблюдать их традиции и обычаи. Он, неоднократно обращаясь к национальным окраинам предупреждал, либо с Россией и тогда развитие, либо с Антантой и тогда гнёт и кабала. Что ж в 1922 году народы окраин приняли верное решение, объединились с РСФСР в Союз Советских Социалистических Республик и за семьдесят лет достигли небывалого расцвета во всех сферах жизни.

 В 1991 году, поверив своим безнравственным руководителям, не восстали против разрушения СССР и сегодня все самостийные государства, кроме Белоруссии превратились в полуколониальные, лишились своего экономического и государственного суверенитета, попав в зависимость от дяди Сэма и прочих любителей пожить за чужой счёт. Особо пострадала Украина, где власть захватили последователи Бандеры, современные нацисты и под руководством США и прямом участии НАТО обрекли украинский народ на невероятные страдания и уничтожение.

А ведь Сталин верно говорил: «…каждый, кто пытается разрушить это единство социалистического государства, кто стремится к отделению от него отдельной части и национальности, он враг, заклятый враг государства народов СССР. И мы будем уничтожать каждого такого врага…» Но последние руководители СССР только поощряли самостийные устремления прибалтов, украинских «западенцев» и далее по списку.

 Радеющие за русских обычно ставят Сталину в вину его резкие слова в «Докладе о национальных моментах в партийном и государственном строительстве» 23 апреля 1923 года на XII съезде РКП(б). Да Сталин резко выступил против нарождающегося великорусского шовинизма, но не только, он выступал против и местного шовинизма  национальных окраин. Спросить бы этих радетелей, а что настоящий марксист должен радоваться проявления шовинизма, национализма, космополитизма? Тогда, какой он марксист.

Не надо забывать, что съезд проходил через четыре месяца после образования единого государства – СССР, и все связи между республиками не окрепли, только формировались.

 Сталин вскрыл классовую сущность шовинизма, бурно расцветавшего в нэпмановской среде, оттуда проникавшего в советские и даже партийные органы. Возрождение и развитие шовинизма, национализма угрожали распадом Союза. Он указывал: «… если мы этой новой силе не дадим решительного отпора, если мы ее не подсечём в корне, – а нэповские условия ее взращивают, – мы рискуем оказаться перед картиной разрыва между пролетариатом бывшей державной нации и крестьянами ранее угнетенных наций, что будет означать подрыв диктатуры пролетариата». Такую же, хоть в меньшей степени, нёс опасность и местный шовинизм. Чтобы избежать этого Сталин предлагал добиться  «чтобы власть пролетариата была столь же родной для инонационального крестьянства, как и для русского».

Сталин назвал несообразностью предложение Бухарина, «которому была присуща почти патологическая ненависть ко всему русскому» (В. Кожинов) потребовавшего на том же съезде поставить русских «в неравное положение в смысле ещё больших уступок национальным течениям». Это же какую «светлую» голову надо было иметь, чтобы додуматься заставить платить русских пролетариев и крестьян за деяния царских чиновников и иностранных, да и доморощенных капиталистов.

В июне этого же года на встрече с ответственными работниками республик и областей Сталин поставил задачу чистки государственных аппаратов от всех националистических элементов, но проводить её осторожно, на основе проверенных данных, под контролем ЦК.

В русских регионах довольно быстро удалось погасить вспышки как шовинизма, так и национализма, хотя на бытовом уровне они продолжали иметь место.  А вот в национальных республиках усилиями местной интеллигенции плевелы шовинизма тихо разрастались, временами выплёскиваясь в общественное пространство.

Особо это проявлялось на Украине. В средине 20-х годов там местные «щирые» украинцы начали всеобщую укранизацию русского населения, проводили её грубо, нарушая конституционные права. И лишь вмешательство Сталина прекратило этот произвол. В письме Кагановичу (тогдашнему Генеральному секретарю ЦК КП(б)У) писал:

«Нельзя заставить русские рабочие массы отказаться от русского языка и русской культуры и признать своей культурой и своим языком украинский. Это противоречит принципу свободного развития национальностей. Это была бы не национальная свобода, а своеобразная форма национального гнета».

Но «щирые» украинцы, изгнанные на Украине за вредительскую работу из руководящих постов, разъехались по всей стране и продолжали вести буржуазно-националистическую, разлагающую работу по укранизации целого ряда районов СССР. ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 15.XII.1932 года приняли специальное постановление, в котором потребовали от местных органов  «немедленно приостановить дальнейшую украинизацию в районах, перевести все украинизированные газеты, печать и издания на русский язык и к осени 1933 года подготовить переход школ и преподавания на русский язык».

Тогда же были окончательно пресечены притязания украинских руководителей на Кубань и части нынешних Воронежской, Белгородской, Курской и Ростовских областей. Экскурс в прошлое делаю с целью показать, что украинский национализм (шовинизм) имеет давние исторические корни, у истоков которых стояли галицийские деятели культуры и науки, любезно приглашаемые из рубежа руководством Украины.

Защищая интересы русского нарда, Сталин исходил из завета Александра Невского: «Сберегать святую Русь: народ, территорию, и богатства души. Свято хранить связь времён и поколений». Ему также были близки мысли древнерусских православных философов о том, что «смуты рождаются в головах людей, и за их разум и взаимопонимание нужно неустанно и постоянно бороться» (В.С. Никитин).

После отстранения с руководящих постов рыцарей мировой революции, насаждавших западные ценности в умы советских людей, добивавшихся даже перевода русской письменности с кириллицы на латиницу и замены русского языка на эсперанто, ЦК ВКП(б) под руководством Сталина приняли решительные меры по восстановлению связи времён и поколений и возрождению русского и других народов национального самосознания. Эти мероприятия позволили воспитать дух советского патриотизма, как у молодёжи, так и развить его у старшего поколения, а главное, укрепить дружбу народов. Всё это позволило советскому народу под руководством Коммунистической партии выстоять в тяжелейшей войне и «захватчиков подлых с дороги» не только смести, но и добить их в ихнем логове.

Сталин хорошо понимал, что победы куются не только оружием, но и моральной стойкостью бойца, на укрепление его он обращал особое внимание. Сталин хорошо знал историю русского народа, он сумел постичь сокровенные особенности его характера и успешно способствовал их проявлениям как в годы первых пятилеток, так и в годы войны.

По мнению В.С. Никитина, «Сталин умел постигать суть жизни, рождать в своем уме эти смыслы — образы и озарять ими через свое сердце народ. Он вызывал в душах людей резонанс единого порыва и управлял пространством и временем, изменяя окружающий мир в пределах объективных законов развития природы». Русскому человеку всегда в грозные времена удавалось объединять свои физические и психические возможности на преодоление препятствий при достижении поставленных целей, и Сталин сумел это качество развить у советского народа.

Наше поколение хорошо помнит слова Сталина, сказанные им в конце своей речи на параде войск Красной Армии 7 ноября 1941 года, уходящих с него на фронт в окрестностях Москвы, а вот для молодого поколения напомню их: «Пусть в этой войне вдохновляет вас мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас непобедимое знамя великого Ленина!» Этими словами он напоминал бойцам и командирам о героических ратных делах их пращуров и советовал следовать их примеру. А вскоре были учреждены ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Ушакова, Нахимова, Богдана Хмельницкого.

Сегодня широко известна та высокая оценка, которую Сталин дал русскому народу на приёме командующих войсками Красной Армии 24 июня 1945 года и всё-таки начало его процитирую: «Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся из наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».

Для развития этих качеств ещё в самом начале войны принимается решение о выпуске полных собраний трудов древнерусских православных историков. В них освещались не только религиозные проблемы, но и мирские вопросы: о теории развития общества и государства; как достичь политической стабильности в обществе и роль социального авангарда в её достижении; об экономической жизни государства; о народовластии как творчестве народа; о державности русского народа; о сокращении страданий, о власти лучших людей. 

Понимая какие духовные, нравственные раны нанесла война русскому народу, и, прежде всего, женщинам, Сталин принимает решение об изменении в области церковно-государственных отношений. Сам встречается с виднейшими православными иерархами, где договариваются о проведении архиерейского собора и выборах патриарха, возобновлении деятельности Священного Синода, открытии духовных училищ и расширении количества церковных приходов, число которых вскоре достигло двадцати двух тысяч (Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн). Душевно раненные люди смогли найти утешения в храмах господних. Известно, что медики применяют опиум для преодоления физических болей, вот и опиум духовный (Религия – опиум народа, утверждал К. Маркс) излечивала душевные раны, заглушая боль потери близких людей.

Вопросы нравственного здоровья советского народа, и, прежде всего, русского волновали Сталина. Особо остро это его беспокоило в послевоенное время. Ведь много советских людей жили в оккупации, много было вывезено на работу в Германию, да и многомиллионный контингент Действующей армии воевал за границей, и естественно плевелы западного образа жизни, прежде всего, склонность к индивидуализму, не смогли затронуть многих.

В 1946 году Сталин встретился с философами, где подверг резкой критике автора учебника «История западноевропейской философии» Г.Ф. Александрова и обратил внимание на то, что именно в русской философии, основанной на диалектике и основах развития общества коллективистского типа, есть все необходимое для отражения западных идеологических атак против русской цивилизации.

В том же году по просьбе А.А. Фадеева состоялась встреча Сталина с творческой интеллигенцией. Он отметил, что ныне весь «мир хочет знать, что же это за люди, совершившие такой великий подвиг, спасший человечество», сказал добрые слова в адрес павших на войне коммунистов: «Это были лучшие из нас, благородные и кристально чистые, самоотверженные и бескорыстные борцы за социализм, за счастье народа. Их нам сейчас не хватает…». Сталин поставил задачу творческой советской интеллигенции «… в своих произведениях всесторонне показать этого простого, прекрасного советского человека, раскрыть и показать лучшие черты его характера. В этом сегодня и состоит генеральная линия в развитии литературы и искусства».

 Сталин предупреждал творческую интеллигенцию о том «условиях невиданного еще в истории размаха тайной войны, которую сегодня мировые империалистические круги развернули против нашей страны, в том числе в области литературы и искусства». Он говорил с беспокойством, что «В последнее время во многих литературных произведениях отчетливо просматриваются опасные тенденции, навеянные тлетворным влиянием разлагающегося Запада, а также вызванные к жизни подрывной деятельностью иностранных разведок» (…) «Высмеивается положительный герой, пропагандируется низкопоклонство перед иностранщиной, восхваляется космополитизм, присущий политическим отбросам общества».

Но не все творческие работники с пониманием отнеслись к предупреждениям вождя, поэтому последовавшая за этим борьба с космополитами означала поворот к глубинным, многовековым национальным корням русского самосознания. Несомненной заслугой Сталина является зашита в статье «Марксизм и вопросы языкознания» русского языка от влияния антимарксистского учения Н.Я. Маара. Вспоминаю далекое детство начала 50-х годов из радиоприёмника всегда звучали русские народные песни, песни советских авторов, известные артисты читали произведения русских писателей, звучала русская классическая музыка… в кино шли советские фильмы, в том числе и по произведениям русских классиков. Очень жаль, что в годы хрущёвской слякоти всё это было подвергнуто очернению и забвению и всюду полилась западная иностранщина.

Но Сталин заботился и о материальном благополучии русского народа. В 1948 году было принято Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б)  «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР», по своей сути являющимся грандиозным проектом восстановления природы в областях проживания русского народа.

«Осуществлённые мероприятия привели к росту урожайности зерновых на 25-30 %, овощей — на 50-75 %, трав — на 100—200 %. Также в результате роста капиталовложений в сельское хозяйство и улучшения технической оснащенности колхозов и совхозов удалось создать прочную кормовую базу для развития животноводства (значительную роль в этом сыграли машинно-тракторные станции).

Производства мяса и сала в 1951 г. по сравнению с 1948 г. возросло в 1,8 раза, в том числе свинины — в 2, производство молока — в 1,65, яиц — в 3,4, шерсти — в 1,5. В результате существенно увеличилась доля общественного животноводства колхозов и совхозов в производстве животноводческой продукции: в 1950 г. она составила 33 % по мясу, 25 % — по молоку, 11 % — по яйцам» (http://www.eco-blagodat.ru/zakon).

Но Хрущёв прекратил его реализацию, бросив громадные средства на освоение целины, где в результате бездумных действий через десять лет с начала освоения произошла экологическая катастрофа и страна с 1963 года вынуждена была покупать зерно за рубежом.

Из этих примеров видно, как русскомыслие Сталина укрепляло страну, национальное самосознание советских людей и повышало их зажиточность. Стремление же Хрущёва во всём подражать Западу нанесло стране столько бед, что и до сих пор они аукаются русскому и другим народам Советского Союза.

Завершая статью, приведу слова В.Н. Никитина: «Сталин глубоко осознал и вывел формулу победы над западным умственным игом. Формула победы проста – воспитание народа на ценностях русской цивилизации и жесткая борьба с западной идеологией и её носителями внутри страны. Именно эту прозорливость не могут простить Сталина западные угнетатели до сих пор». Почему же многие русские люди следуют им?