И.С. Бортников о «тихом» мещанстве

В Большой Советской Энциклопедии говорится: «В переносном смысле мещанами называют людей, взглядам и поведению которых свойственны эгоизм и индивидуализм, стяжательство, аполитичность, безыдейность и т. п. См. также Мелкая буржуазия». (Именно в таком значении и употребляем данное слово в этой статье). Последние слова в этом определении указывают, что мещане есть носители мелкобуржуазной идеологии и поэтому мещанство очень опасное явление в борьбе за прогрессивное развитие человечества вообще, и для воплощения в жизнь коммунистических идей в особенности.

Но опасным оно становится тогда, когда против него перестают бороться. На XII съезде РКП(б) И.В. Сталин говорил: «Главную опасность представляет тот уклон, против которого перестали бороться и которому дали разрастись до государственной опасности». А ведь мещанство есть ничто иное как проявление правого уклона как в революционной борьбе, так и мирном строительстве социализма. Оно, несомненно имеет классовую природу, обладающую различными цивилизационными особенностями, которые дают о себе знать в стране с пёстрым национальным составом.  

Понимаю радетели за чистоту классового подхода возмутятся, но среди коренных народов национальных республик (в меньшей степени среди русских) в советское время не были изжиты пережитки прошлого: кумовство, местничество, склонность к коррупции, взяткам, подношению подарков, лицемерию, равнодушию к чужой беде. Вот, как о них писал великий гражданин Российской империи Ф.И. Тютчев:

Не рассуждай, не хлопочи —

Безумство ищет — глупость судит;

Дневные раны сном лечи,

А завтра быть чему — то будет…

Живя, умей все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу —

Чего желать? О чем тужить?

День пережит — и слава Богу!

 Все эти отрицательные явления родовые признаки феодального и буржуазного мировоззрения и вследствии закона социальной регенерации (А.А. Зиновьев) сохраняются в сменившей их эпохе, которой они чужды. При реставрации буржуазных общественных отношений с элементами феодальных в России они получили бурное развитие. И левой оппозиции это надо учитывать.

Ныне для многих стали жизненным принципом такие уродливые посылы как «моя хата с краю, я ничего не знаю», «были бы гроши, да харчи хороши» и они не принимают участия в выборах, а уж на протестные мероприятия их бичом не загонишь. Не являюсь почитателем поэзии А. Галича, но, по-моему, эти строки выражают взгляды современных мещан:

Пусть другие кричат от отчаянья,


От обиды, от боли, от голода!


Мы-то знаем — доходней молчание,


Потому что молчание — золото!

И молчали, и молчат… Молчали, когда кучка шарлатанов разрушала Советский Союз.

Молчат, когда выгоняют с работы их товарищей, не думая о том, что завтра сию чашу придётся испить им. Приведу пример. Осенью 2012 года на Электровагоноремонтном заводе Красноярска наметилось большое сокращение. Горком КПРФ организовал в часы окончания работы у проходной пикет против действий администрации. Стоят коммунисты с плакатами, работники завода выходят из проходной и молча идут к автобусным остановкам. Кто-то скажет, что это было давно. Согласен. Но сегодня КПРФ в Красноярске такие акции не проводит, а поводов для этого предостаточно.

Да и члены КПРФ через чур молчаливые. Первичек много, правда вся работа сводится к уплате членских взносов. Но на отчётно-выборном собрании голосуют дружно: «Признать работу удовлетворительной» и каждый втайне думает: «Лишь бы меня не избрали секретарём». Что это, как не вопиющее молчаливое мещанство. И это всех устраивает. Ну, а Устав и Программа пускай в шкафу постоят. Кажется, так в отношении закона размышлял некто у М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Стряпчий выпил шестнадцатую, поморщился и прибавил: — А закон пущай в шкафу стоит!» Не склонен всех членов КПРФ записывать в мещане, но предупредить о проявлениях мещанства заставляет моя совесть, которая, впрочем, и мне позволяет иногда допускать элементы мещанства.

Против мещанства всегда выступали люди доброй воли, то есть те, для кого общественные интересы выше личных. Ещё К. Маркс гордился девизом «филистеры идут на меня» всегда будет для нас предпочтительнее девиза «под пятой филистера».

 В письме к Руге он писал: «Это верно — старый мир принадлежит филистеру, и не следует относиться к филистеру как к пугалу, от которого боязливо отворачиваются. Напротив, мы должны внимательно к нему присмотреться. Стоит изучить этого господина мира. Разумеется, филистер — господин мира только в том смысле, что филистерами, их обществом, кишит мир, подобно тому как труп кишит червями. (…) Люди — это мыслящие существа; свободные люди — это республиканцы. Обыватель не хочет быть ни тем, ни другим. Чем же тогда он может быть и чего он может желать? Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться (а ведь большего, говорит Гёте, никто и не достигает), — хочет и животное…» Ну нынешний мещанин и размножаться не хочет.

В.И. Ленин во многих своих статьях и выступлениях резко критиковал мещан и призывал коммунистов активно бороться с проявлениями мещанской (мелкобуржуазной) идеологии. Не надо забывать, прежде всего, коммунистам его предупреждение: ««Взбесившийся» от ужасов капитализма мелкий буржуа, — писал В. И. Ленин, — это социальное явление, свойственное, как и анархизм, всем капиталистическим странам. Неустойчивость такой революционности, бесплодность её, свойство быстро превращаться в покорность, апатию, фантастику, даже в «бешеное» увлечение тем или иным буржуазным «модным» течением, — всё это общеизвестно». Думается, этим всё сказано.

А об отношении И.В. Сталина к проявлениям мещанства говорят его слова: «ПРОКЛЯТАЯ КАСТА», когда ему доложили, что эвакуированная в Куйбышев «околокремлёвская знать» не возжелала, чтобы её дети учились в обычной школе. В сталинское время мещанам жилось нелегко, приходилось прятать своё мурло.  А преуспевающих в стяжательстве отправляли в «солнечный Магадан», долбить колымскую землю, предварительно обратив в доход государства всё «нажитое непосильным трудом». Это только в хрущёвскую слякоть они стали жертвами «необоснованных» репрессий.

В пролетарской литературе против мещанства шла ожесточённая борьба. Особенно сильно и ярко вскрыл пороки мещанства В.В. Маяковский в пьесах «Клоп» и «Баня». К мещанству был непримирим Максим Горький. В своих «Заметках о мещанстве» он нас предупреждал: «Мещанство хотело бы жить спокойно и красиво, не принимая активного участия в этой борьбе, его любимая позиция — мирная жизнь в тылу наиболее сильной армии. Всегда внутренно бессильное, мещанство преклоняется пред грубой внешней силой своего правительства, но если — как мы это видели и видим — правительство дряхлеет, мещанство способно выпросить и даже вырвать у него долю власти над страной, причем оно делает это, опираясь на силу народа и его же рукой».

Вспомним недавние 80-90-годы прошлого века. КПСС утратила авторитет у народа, что показали выборы народных депутатов 1989 и1990 годов, когда ряд партийных руководителей региональных и местных комитетов не были избраны депутатами.  А в местные Советы членов КПСС депутатами избрано в среднем по Союзу 50,5 процента. Многие члены КПСС стали пренебрегать нормами Устава партии, а первичные организации не встали на защиту принципов демократического централизма.

Вспомним характеристики И.В. Сталина, которые он давал партии большевиков в разные годы. В 1921 году он говорил: «Компартия как своего рода орден меченосцев внутри государства Советского, направляющий органы последнего и одухотворяющий их деятельность». А вскоре после окончания войны в узком кругу, по свидетельству Ю.А. Жданова, он сказал: «Партия… Что партия… Она превратилась в хор псаломщиков, отряд алилуйщиков…» И это о партии, под руководством которой народ выиграл тяжелейшую войну. Чтобы он сказал о поздней КПСС.  Очевидно, вспомнил бы басню И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

И вот почему. В годы хрущёвской слякоти начался расцвет мещанства в советском обществе, который захватил и КПСС. Он выразился в безудержном потребительстве. Как говорил герой романа О. Куваева «Территория»: «Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни — машина. Приобретатели всерьёз собрались захватить мир. (…) Теперь его плотно и неумолимо захватывают покупатели. Всюду. (…) Самое неумолимое и беспощадное завоевание». Очень точно сказано.

Приобретательство захватило и членов КПСС, руководителей её структур, работников их аппарата. В условиях дефицита, обусловленных с одной стороны ростом платёжеспособности населения, а с другой стороны невозможностью государства удовлетворить спрос из-за значительных расходов на оборонную промышленность и помощь другим странам, привели их к связям с торговым криминалом.

Помните у А. Райкина: «Ты приходишь ко мне, я через завсклада, через директора магазина, через товароведа, через заднее крыльцо достал дефицит! Слушай, ни у кого нет — у меня есть! Ты попробовал — речи лишился! Вкус специфический! Ты меня уважаешь. Я тебя уважаю. Мы с тобой уважаемые люди».

 Вот эти «уважаемые люди» и были ударным отрядом тихого мещанства, опутавшего своими сетями советское общество и партию, и комсомол, вытеснившего из них коммунистическую идеологию, заменив её мелкобуржуазной, социал-демократической. Не случайно XXVIII съезд КПСС с восторгом принял Программное Заявление «О гуманном, демократическом социализме», окончательно закрепив скрытую победу оппортунизма в КПСС. Оппортунисты не смогли противостоять ельцинскому контрреволюционному перевороту в августе 1991 года и тихо согласились с запретом деятельности КПСС и КП РСФСР.

То же произошло и в государственной власти, и власти на местах. Союзное правительство утратило свою власть над подчиненными ему по Конституции СССР структурами. Та же участь постигла и правоохранительные органы. У всех, за исключением немногих, сохранившим верность коммунистическим идеалам, главным в те дни и до сих пор была и есть забота об «удобстве для собственного зада» (Ю.В. Бондарев).

Левой оппозиции чтобы внести в умы трудящихся классовое социалистическое сознание необходимо выиграть мировоззренческую борьбу в культуре, то есть осуществить «культурную гегемонию» по Антони Грамши. Начиная с хрущёвской слякоти у нас засилье западной культуры.

Но как верно отмечал П. Петухов: «Главная характеристика Запада, данная Герценом, — это «мещанство». (…) По его словам, «мещанство» — последнее слово цивилизации, основанной на безудержном самодержавии собственности, мещанином в этом смысле оказывается немецкий крестьянин, а «работник всех стран», то есть пролетарий,- «будущим мещанином». И трудно с этим не согласиться. Поэтому в мировоззренческой борьбе главный удар должен быть направлен против западномыслия, носителями которого являются представители буржуазии, за утверждение национальных нравственных ценностей. К счастью, у народов России они, в основном, совпадают.

Иван Стефанович Бортников, публицист, г. Красноярск, май 2023 год

Мещанами М. Горький называет людей, у которых развито «чувства собственности в обществе, построенном на порабощении человека, …что только деньги как будто дают личности некоторую возможность чувствовать себя свободной и сильной, только деньги могут иногда охранить личность от произвола всесильного чудовища — государства».

«Все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждое внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни», — писал Ленин (Соч., Т.23,стр.58).