И.П. Образцов: «Знание – сила»

Знание – сила. Каждый из наших читателей слышал эти слова, ставшие уже афоризмом, со школьной скамьи. Кому они принадлежат, до сих пор  нет чёткого ответа. Одни относят древнегреческим мыслителям, другие – Юлию Цезарю, а многие – английскому философу Френсису Бэкону. Но наверняка, не это главное. А главное – в существе этих слов, которые выражают суть логики человеческой истории. А она, на первый взгляд, проста – это в бесконечном движении человеческого общества  вперёд ко всё более сложным и разнообразным формам организации, порождающим всё новые достижения в научно-техническом прогрессе и социально-экономическом развитии. И весь вопрос в том, кто и как следует этой логике. Вот для сравнения простой пример. Каждый из наших читателей обращал наверняка внимание на движущиеся составы, проходящие по нашему городу по железной дороге. Среди них километровые составы с морскими контейнерами с китайским товаром. И составы с российским товаром: углём, нефтепродуктами, лесом, металлопрокатом. Оба примера – это есть интегральный показатель состояния экономики, превращения знания в овеществлённый труд, в силу.

За сорок два года, с декабрьского 1978 года пленума ЦК компартии Китая, Поднебесная превратилась в мастерскую мира. Страну избороздили ультрасовременные автобаны, высокоскоростные железные дороги, ввысь вознеслись сверкающие небоскрёбы, а в сфере научных разработок в Китае занято свыше 5,5 млн. человек.

А что же мы? Избрали себе участь сырьевого придатка в мире? Вот об этом хотелось бы поразмышлять с нашим читателем.

Сразу скажем, что правильные речи наших руководителей, как вывести страну на подъём созидательного сектора экономики, звучат почти каждый день. А реальных сдвигов пока не видно. Для понимания, что главное и с чего необходимо начинать, обратимся к нашей истории в 20 веке.

Первый экономический подъём в России пришёлся на 1909 – 1913 годы. Второй экономический подъём пришёлся на сталинские времена. Мы остановимся на втором, поскольку она нам ближе по времени. Состояние экономики к началу преобразования находилось примерно так же, в каком находится она сейчас в современной России. Так каким же образом власть обеспечивает экономический подъём? Вспомним популярный лозунг 30-х годов: «Кадры решают всё!», означающий всестороннюю поддержку тех лиц, которые обеспечивают экономический подъём, за основу которого была положена сильная мотивация, личная заинтересованность. В первую очередь, это выражалось в системе оплаты труда рабочих и инженерно-технических кадров. Она учитывала меру трудового вклада каждого и ценность его для всего общества. Рабочие по мере роста своей квалификации могли получать зарплату в четыре – пять раз превышающий средний уровень. В 1947 году зарплата профессора,  доктора наук повышается с 1600 до 5000 рублей, доцента, кандидата наук с 1200 до 3200 рублей. В научно-исследовательских институтах к учёной степени кандидата наук стали добавлять к должностному окладу 1000 рублей. А доктору наук – 2500 рублей. В то же время зарплата союзного министра  составляла 5000 рублей, а секретаря райкома партии 1500 рублей. Поэтому учёные в СССР являлись наиболее богатой и, это чрезвычайно важно, наиболее уважаемой частью советского общества. В стране работала половина всех инженеров мира. В результате такой политики к середине 50-х годов в СССР было наибольшее количество учёных-специалистов в разных областях, а также различных научных школ, и ими были сделаны выдающиеся открытия мирового значения. Напомним ещё раз нашему читателю об успехах экономики, несмотря на полное отсутствие внешних кредитов и современных нефтегазовых денег. Уже в 1947 году промышленный потенциал СССР был полностью восстановлен, а в 1950 году вырос в более чем в два раза по отношению к 1940-му году. Япония, например, достигла довоенного уровня к 1955 году. Лимитированное распределение продуктов по карточкам было отменено в СССР в 1947 году, а в Англии, несмотря на помощь США, в 1954 году. О том, как относились советские учёные к экономике мировой и сталинской хочется привести один любопытный факт из воспоминания советского физика В. Струминского: «Моему близкому другу, известному академику с мировым именем, предложили остаться во Франции, куда он поехал в конце 30-х годов в научную командировку. Сулили работу на крупной коммерческой фирме, большие деньги, разные материальные блага, «свободу», «независимость». Знаете, что он ответил им? – «Да я подохну от скуки на вашей фирме. Посвятить свою жизнь тому, чтобы его владелец купил себе ещё одну виллу, мелко и противно. В СССР я работаю над проблемами, которые через 20 лет будут определять судьбы всего мира. Не хочу размениваться на эти мелочи, жизнь-то одна».

Итак, что было главное?  Эта система позволяла каждому работнику реализовать свой творческий потенциал, превратиться обычным людям в яркие творческие личности, способными принимать самостоятельные решения. Это во-первых. Во-вторых, подъём экономики страны был тогда, когда специалист стоил значительно дороже чиновника. И только они обеспечивали качество и уровень экономики государства. В-третьих, развитие производительных сил обеспечивалось кардинальным повышением роли науки и профессиональных знаниях организации производства. И последнее. Печально, что нынешняя власть плохо знает историческое прошлое своей страны. Вот уже 30 лет идёт бесконечное «перетасовывание колоды» одних и тех же лиц, стоящих у власти. Ведь задачи выживания и побед в стране решает руководство государства.