И.И. Никитчук: «Просто о марксизме»

Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма.

К. Маркс, Ф. Энгельс

Да, именно так начинается «Манифест», который сочинили 30-летний доктор философии Карл Маркс и его 28-летний друг Фридрих Энгельс в 1848 году. Тогда, почти 170 лет назад, эти двое, были молоды и полны идей. Они считали, что если раньше философы просто объясняли мир, то теперь необходимо изменить его.

«Философы лишь различным образом объясняли мир, дело заключается в том, чтобы изменить его».

И, надо признать, им действительно это удалось! Мир изменился! Изменился, в том числе, под влиянием этих идей, которые принято называть словом «марксизм».

На страницах сайта РУСО продолжается разговор о марксизме. Об одном из самых оболганных учений в истории.

История марксизма — это невероятная эпопея не только грандиозных достижений, но и колоссальных провалов! Вознесенный до небес после Великого Октября, затем, после развала СССР, попытались низвергнуть его в бездну! На этом основании часто делали вывод, что марксизм кончился.

Но, в масштабах человеческой истории, такие выводы делать еще рановато.

На Земле прошли века и очень многое изменилось. Рабовладение сменилось крепостным правом, потом наступила эра капитализма, которую в России сменил социализм. Теперь у нас снова капитализм. Жестокость и несправедливость никуда не делись. Власть велит нам смириться, а оппозиция от либералов до националистов, предлагает просто поменять плохой капитализм на хороший, а по сути, менять шило на мыло.

Возникает вопрос: А как дела, на «левом» фланге марксизма?

Спрос на «левые идеи», особенно на идеи социальной справедливости в нашем обществе огромен. Хотя бы потому, что невероятными темпами растут нищета и социальная несправедливость, с которыми люди сталкиваются на каждом шагу.

Спрос есть, а с предложением пока не очень.

И все же в самое последнее время наметилась тенденция возрождения интереса к марксизму. Кажется, история совершает очередной виток. Это особенно заметно в кружках, создающихся по инициативе партийных организаций КПРФ и РУСО, где молодые коммунисты собираются, чтобы вместе изучать марксистскую литературу, работы Маркса, Энгельса и Ленина.

О том, что интерес к марксизму действительно стал быстро расти, свидетельствует и количество просмотров марксистских каналов на ютюбе. Рост наблюдается на большинстве левых ресурсов. На молодежных этот рост особенно впечатляет. Понятное дело, что пока марксистам еще очень далеко до медийных возможностей либералов. Но ведь это, только самое начало. Еще вчера практически ничего подобного не было.

Чем марксизм может привлекает современную молодежь? Прежде всего тем, что именно марксизм предлагает логичную, целостную и научно обоснованную картину социальной реальности. Потому, что марксизм, это — наука. А наука, как известно, это сила!

Но почему мы считаем марксизм наукой? Может быть, марксисты ошибаются или просто врут?

И в самом деле, в массовом сознании марксизм больше ассоциируется не с наукой, а с идеологией. В этом проблема. Дело в том, что сами Маркс и Энгельс, не считали своё учение идеологией. Напротив, они пытались создать прямую противоположность идеологии – можно сказать, антиидеологию. Все идеологии, они называли ложными представлениями или иллюзиями. А любым иллюзиям, они противопоставляли научный метод.

Но как это часто бывает, практика внесла свои коррективы.

Дело в том, что марксизм — это не какое-то отвлеченное учение. Главный вопрос марксизма, это преобразование общества. А всё что касается преобразования общества, это уже политика. А политика, в свою очередь, не может обойтись без влияния на массовое сознание, то есть без идеологии. Тут уж никуда не денешься! Хочешь влиять на общество – тебе придется объяснить, к чему и куда мы все идём. Это и есть идеология и без неё в политике никак!

Основания для идеологии могут быть самые разные. Хорошо, если таким основанием является наука. На протяжении тысячелетий таким основанием была религия, с наукой ничего общего не имеющая. И если уж пытаться создать идеологию, то необходимо подчинить идеологию науке и никак иначе. В противном случае, все научные представления быстро превратятся в религиозные догмы.

Главная опасность догматизма заключается в том, что он полностью блокирует развитие. Вместо критического анализа, реальных исследований, поиска истины, начинается поиск «враждебных элементов», обвинения в оппортунизме, реформизме, уклонизме, а учение больше не развивается. Оно превращается в набор лозунгов и мертвых цитат.

Это как раз и произошло и с марксизмом в СССР, который выродился в нечто примитивное и скучное. Это было что угодно, но только уже не марксизм. Советские чиновники от идеологии нанесли марксизму удар, во сто крат более страшный, чем вся пропаганда Запада. И мы все знаем, к чему это привело.

Как избежать прежних ошибок? Каким должен быть современный марксизм?

Исходя из печального опыта, в первую очередь надо отказаться от любого догматизма, в том числе и излишней любви к авторитетным цитатам. Это не значит, что цитировать вовсе не надо и, что никакое авторитетное мнение, не может быть использовано в качестве доказательства. Но доказательство должно быть основано только на фактах и логике, а не на чужом авторитете. И в этом нет ничего принципиально нового. Именно так начинали сами Маркс и Энгельс — с сомнения в авторитетах, с радикальной критики. Примечательно, что самая первая, совместная работа Маркса и Энгельса называлась «Святое семейство или критика критической критики».

Чтобы о чем-то спорить или что-то критиковать, надо прежде, это что-то узнать. Как же это что-то узнать? Как подступиться к этому самому, марксизму? Можно, например, вот так. Для начала необходимо прочесть Маркса и Энгельса – собрание сочинений в 50 томах, потом приблизительно столько же томов Ленина, это так сказать самый минимум. Но надо иметь ввиду, что, прочитав все тома «Капитала» Маркса, вскоре вам станет ясно, что как бы не старались, вы не смогли его вполне понять. Владимир Ильич Ленин как-то написал: «Нельзя вполне понять “Капитала” Маркса и особенно его I главы, не проштудировав и не поняв всей логики Гегеля». Правда, это была всего лишь пометка на полях, без каких-либо пояснений! Но Ленин не стал бы писать что-то просто так. И поэтому читаем и штудируем «Науку логики».

Но где гарантия, что вы, вполне поймете науку логики, не прочитав остального Гегеля в 14-томах? Однако, не надейтесь отделаться только Гегелем. Известно, что одной из трех составных частей и источников марксизма является немецкая классическая философия. Вся немецкая классическая философия! А еще французский утопический социализм и английская политическая экономия.

И это, мы только подступились к классическому марксизму! А ведь есть еще марксизм не классический, неомарксизм, постмарксизм и куча другой писанины.

Марксизм — это пролетарское учение, которое также принято называть философией практики. Но если всё время только читать и читать, то до практики можно и не дожить.

Нет, читать-то, конечно, надо, и чем больше, тем лучше! Но, чтение и даже штудирование огромного количества литературы, само по себе не гарантирует правильного понимания. Высшее образование и научная степень, к сожалению, тоже. Некоторые персонажи достигают такого уровня идиотии, что невольно приходит на ум восточная мудрость: «Осёл, нагруженный книгами, не многим отличается от осла, нагруженного дровами». К сожалению, марксистов эта поговорка касается не в меньшей степени, чем всех остальных.

А изучать марксизм можно так же, как это принято в остальной науке. Более экономичным способом. Чтобы получить верное представление о классической физике, не обязательно читать все труды Ньютона, Галилея и Кеплера. Главное понять общие принципы, а в детали можно погрузиться позже. Так будет, проще, правильнее и эффективнее.

Но есть еще один вопрос, на который стоит ответить прежде, чем двигаться дальше. А зачем это вообще нужно? Что нам может дать марксизм?

А, что нам дает азбука? Дело в том, что без знания основ марксизма невозможно даже обсуждать многие темы. Марксизм присутствует в общественных науках уже на уровне языка, на уровне основных понятий. Так, что, если не хотите выглядеть неучами, – учите марксизм!

Что бы убедиться в том, что марксизм заслуживает внимания, придется начать с авторитетного мнения с противоположной стороны. Имеется в виду мнение весьма известного противника марксизма, а именно философа и социолога Карла Поппера: «Возвращение к домарксистской общественной науке уже немыслимо. Все современные исследователи проблем социальной философии обязаны Марксу, даже если они этого не осознают… Чтобы справедливо судить о марксизме, следует признать его искренность. Широта кругозора, чувство фактов, недоверие к пустой и особенно морализирующей болтовне сделали Маркса одним из наиболее влиятельных в мире борцов против лицемерия и фарисейства».

Упомянут Карл Поппер не столько ради этих цитат, сколько из-за так называемого критерия демаркации. Дело в том, что Карл Поппер предложил метод, как науку отличить от всего остального. По мнению Поппера, в любой научной теории должно содержаться такое условие, неисполнение которого ведет к краху всей теории. Если такого условия не существует, то теория не может считаться научной. Например, чтобы опровергнуть теорию о том, что «все лиственные деревья зимой теряют листву», нет необходимости проверять все миллиарды деревьев. Достаточно всего лишь одного дерева, сохранившего зимой листву, чтобы опровергнуть всю теорию.

Если не превращать критерий Поппера в культ, сам по себе этот метод совсем не плох. Его можно использовать как удобный инструмент для совершенствования научных теорий. Но в марксизме есть всё: и наука, и практика. Для описания такой сложной системы, лучше бы подошло понятие «парадигма», которое использовал критик Поппера, философ Томас Кун.

А что, в самом общем виде можно сказать о марксистской парадигме? В самом общем виде, марксизм это учение о человеческом обществе, которое, на то и человеческое, что состоит из людей. Если марксизм оригинальное учение, то оно должно предложить нам своё, отличное от других, видение человека. Отличную от иных марксистскую антропологию. И это действительно так.

Марксистская антропология исходит из того, что невозможно судить о человеке, анализируя только физические и химические процессы в его теле, рассматривая его как очень сложного биоробота. С точки зрения марксизма человеческое тело, это еще не человек, а только возможность быть человеком. По мнению Маркса: «…Сущность человека не есть абстракт, … она есть совокупность всех общественных отношений». Именно социальная среда, начиная с семьи и рода, и заканчивая человеческой цивилизацией в целом, из биологической потенции творит человека.

Таким образом, природа человека, это не что-то неизменное, не константа, заданная биологией, а изменчивая структура, которая в значительной степени зависит от того, в каком обществе живет человек, от окружающей его социальной среды.

Из этого утверждения следует замечательный вывод. Социальная среда, которая формирует человека, в свою очередь сама формируется людьми и может меняться. Возникает обратная связь, в которой человек, меняя среду, меняется сам.

Так мы приходим к фундаментальной идее марксизма: «Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными».

Вот мы и получили первый набор базовых понятий, на которых стоит всё здание марксизма: человек создаётся социальной средой, человек может менять эту среду, меняя среду человек так же меняться сам. Но вне этой среды, несмотря на данный от природы большой мозг, на развитую кисть, на голосовой аппарат, на способность к прямохождению, несмотря на все эти отличительные качества, он так и останется ловким и смышленым зверьком.

Получается, чтобы опровергнуть научность марксизма на уровне аксиом, достаточно всего лишь опровергнуть данный тезис. Можно ли опытным путем это осуществить? Да можно! Надо, всего лишь, подтвердить, что киплинговский Маугли выросший в стае волков, мог стать нормальным человеком. И тогда весь наш марксизм, как говорится, «идет лесом», и можно ставить на этом жирную точку.

Но дело в том, что киплинговский Маугли в реальности не существует! Реальные примеры, так называемых «детей-маугли», показывают совершенно иную картину. Ребенок, выросший без общения с другими людьми, не только не может сформироваться в полноценного человека, он так и не приобретает важнейшие для человека способности, например, такие как речь.

Подтверждением сказанного служит и трудовая теория происхождения человека Фридриха Энгельса. По мнению Энгельса, труд, это «первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

Труд, это ключевое понятие для марксизма. Но под этим словом понимается не просто махание серпом или молотом, а специфическая форма общественных отношений. Как писал Энгельс, «…развитие труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более часты случаи взаимной поддержки, совместной деятельности, и стало ясней сознание пользы этой совместной деятельности для каждого отдельного члена. Коротко говоря, формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу». Таким образом, человека создал не просто труд, а совместный труд.

«Благодаря совместной деятельности люди приобрели способность выполнять всё более сложные операции, ставить себе всё более высокие цели и достигать их» — писал Энгельс.

С помощью труда, мы изменяем объекты окружающего мира, создаём материальную и духовную культуру и сами изменяемся, всё больше становимся людьми.

Противники марксизма, утверждают, что природа человека это константа, заданная биологией, а капитализм, это наиболее подходящая социальная среда, для таких агрессивных и эгоистичных существ, как люди. Но объективные факты показывают, что если менять окружающую нас социальную среду, то да, пусть не сразу, пусть с большими проблемами, но мы будем меняться тоже.

Теперь мы знаем, что марксизм в своём основании, это логичная и эмпирически обоснованная научная концепция.

А также, мы знаем, с чего лучше начинать изучение марксизма. С того же, с чего начинал сам Маркс. И в самом деле, все ранние работы Маркса, посвящены именно проблематике человека, проблематике отчуждения человека от продуктов собственного труда, от других людей и от самого себя. Труд, который сотворил человека, должен полностью раскрывать его творческий потенциал и труд должен доставлять радость.

Но Маркс видел, что в окружающей реальности, человек «в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развертывает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свой дух… ”. Чтобы разрешить это противоречие, необходимо было расширять исследования, в том числе на область политической экономии, поскольку именно экономика, это сфера, в которой создаются обстоятельства, определяющие реальную жизнь людей. Именно из этого родился и «Манифест», и «Капитал» и всё-то здание идей, которое принято называть одним словом — марксизм.

Данная заметка всего лишь вход в вестибюль гигантского здания марксизма, и вход этот сделан с опорой на логику и факты. С таким багажом, несмотря на все сложности, можно уверенно двигаться вперед.

Кстати, проблем в марксистской концепции тоже достаточно, и саму концепцию никак нельзя считать идеальной и завершенной, но это лишь потому, что таковы все научные концепции.

И. Никитчук,

Председатель ЦС РУСО.