Фуад Пафов: «Диалоги о главном»

Антуан де Сент – Экзюпери (29.06.1900-31.07.1944) считал, что самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения. Диалоги о главном — о том, что читал и читает учитель, что писал и пишет учитель – это не просто роскошь человеческого общения. Это необходимое условие существования и культурного развития любого народа и человеческого общества.

        27 марта 2022 года мне исполнилось 87 лет. Почти 70 лет назад, в 1954 году я окончил физико-математический факультет учительского института в города Черкесске и получил диплом с отличием учителя физики и математики. С 1961 года постоянно выписываю, получаю, читаю и сохраняю подшивки не только «Учительской газеты», которая с каждым годом становилась и становится всё лучше, всё интереснее и полезнее её читать. Поэтому я постоянно занимаюсь пропагандой «Учительской газеты» в меру своих сил и возможностей.

        К сожалению, читать начал слишком поздно – с 14 летнего возраста, когда начал понимать сказанное и написанное на русском (общенародном российском и мировом) языке. А писать начал только с 30 лет, а печататься только с 60 лет, когда начал серьёзно заниматься пропагандой чтения.

        И в свои 87-летние годы каждый номер «Учительской газеты» хочется читать с первой до двадцать четвёртой страницы. Очень интересны и полезны многие публикации «Учительской газеты». К примеру, очень интересной и полезной была публикация «Учитель гуманист и поэт анатомии» в «Учительской газете» (№41 от 11 октября 2022 года, с.12-13), посвящённая учёному – педагогу Лесгафт П.Ф.(03.10.1837-11.12.1909), в которой написано, что Лесгафт П.Ф. выявил семь «школьных типов»: лицемерный, честолюбивый, добродушный, мягко-забитый, злостно-забитый, угнетённый, нормальный. Лесгафт П.Ф. дал характеристику каждого типа.  

        Как писал автор публикации Михаил Богуславский, «Лесгафт П.Ф. внёс основополагающий вклад в семейную педагогику. В книге «Семейное воспитание ребёнка и его значение» учёный (педагог) изложил научные основы родительской педагогики. Учёный считал, что различные типы детей возникают прежде всего в условиях их семейной жизни и воспитания».

        Изучив эту статью «Учительской газеты», я её передал своему внуку – студенту высшего учебного заведения в городе Ставрополе. С просьбой изучить её, сохранить и вернуть мне её для сохранения в своём архиве.

        В одной из лучших в Карачаево-Черкесии средней школе №1 станицы Зеленчукской работает учительница математики Юлия Капалкина. Прочитав ряд её публикаций на страницах «Учительской газеты», я написал ей письмо, в котором обратился с просьбой включиться в работу по пропаганде чтения и «Учительской газеты» в Карачаево-Черкесии, возобновлению издания специальной газеты для учителей Карачаево-Черкесии, которая начала издаваться в первые годы 21 века по инициативе доктора педагогических наук, профессора Шаповаловой И.А., которая работала заместителем Председателя Правительства – министром образования и науки Карачаево-Черкесии.

        Прежде чем продолжить разговор о проблемах развития чтения, хочется привести высказывания некоторых учёных и учителей, которые с раннего детства в течение всей своей жизни постоянно много читали. «Люди в тысячу раз больше заботятся о приобретении богатства, чем знания» (Жан Жак Руссо (1712-1778). «Потребности производятся точно так же, как и продукты» (Карл Маркс (05.05.1818-14.03.1883). «Без книг и газет работать невозможно» (Ленин (22.04.1870-21.01.1924). «Люди должны быть образованные. Всех рабочих мы сделаем когда-нибудь образованными, сделаем интеллигентами» (Сталин (21.12.1879-05.03.1953).

        Я с удовольствием, интересом и большой пользой читал книгу Арслана Хасавова «Диалоги о главном». На мой взгляд, эта книга очень интересна и полезна для всех, кто имеет желание и хочет содействовать развитию чтения, образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения. Считаю, что эта книга – учебник для учёных, учителей, учащихся и родителей учащихся.

        Книга «Диалоги о главном» позволяет пообщаться с 32 знатными россиянами, узнать их мнения и взгляды .

        Верно сказал Любин В.П.: «Успех приходит благодаря целеустремлённости и большому труду. В основе поисков лежат знания и опыт». Прав Сергей Рязанский: «Нужно сделать жизнь детей интересной (и полезной)». Но, как известно, в педагогике главный «сколько людей, столько и мнений, а разномыслие губит, что понимал, если правильно написано в большой книге «Иван Грозный», написанной в 1917-1947 годах Костылевым В.И. (1884-1950), первый русский царь Иван Васильевич Грозный (1530-1584).

И это, на мой взгляд, очень печально, хотя это даже отдельные учёные ошибочно считали и продолжают считать большим благом.    Не один Александр Проханов может сказать: «Для меня русская (российская) литература является огромным учителем и огромным спасителем». К сожалению, то, что написал Салтыков- Щедрин М.Е. (27. 01.1826-10.05.1889) относительно отдельных профессоров, касается и отдельных писателей.

        Не один Сергей Шаргунов считает, что «многое можно и нужно менять». Но, к сожалению, по вопросу о том, что и как нужно менять, мнения россиян нередко крайне противоположные, что является, на мой взгляд, виной серьёзных недостатков в развитии науки, культуры, образования, просвещения и воспитания подрастающего поколения в течение последних многих десятилетий. Много интересных, но порой спорных, мыслей высказал Александр Архангельский. К сожалению, нет возможности всё это приводить и комментировать.

        Верно сказано одним из собеседников Арслана Хасавова, что подрастающему поколению «нужны ориентиры, и указать им верные ориентиры должны учителя». Но кто укажет верные – образоваание.«Учитель- собирательный образ всех тех, кто встречается на пути. А порой кто-то один – единственный. С именем и фамилией, оказавший наибольшее влияние» («Учительская газета», №37 от 13 сентября 2022 года, с.2).

        Верно сказал Абдулманап Нурмагомедов: «Первое, что лежит в основе всего – образование. Если человек не образован, не воспитан, он не нужен обществу. Семейный человек, семейный очаг – это очень сильное государство. А крепкие семьи в последующем – сильные государства».

        Мне очень понравилось то, что сказала Ольга Васильева: «Я вообще люблю учиться.  И считаю, что учёба всю жизнь – это то, что даёт человеку крылья и возможность двигаться вперёд. Каждый ребёнок талантлив, но задача помочь ему раскрыться – это, конечно, работа хоть и небыстрая, но крайне необходимая».

        То же самое верно сказал Алексей Комиссаров: «Главная задача школы – дать человеку возможность раскрыть свой потенциал, который, я уверен, есть у каждого».

        Мне тоже хочется надеяться, что «из массовых профессий профессия учителя станет одной из самых престижных», как сказал Ярослав Кузьминов. Я согласен с Сергеем Степашиным, который сказал, что «писатель силён не тем, что и как он пишет, а тем, кто и сколько его читает».

        Перед заключительными словами, мне хочется привести слова моего покойного сына Мухамеда, который сказал: «Кто вас просил меня родить?» и моего второго младшего внука Марата, сказанные им в день его 18-летия 23 октября 2022 года. На вопрос: кто тебе ко дню рождения сделал самый большой подарок? мой внук Марат ответил: «Мать. Она мне подарила жизнь!».

        Сталин говорил, что капиталисты Америки богатые, но глупые. Думаю, что это же самое можно и нужно говорить и о капиталистах России, которые во многом виноваты, вместе с капиталистами Америки, которые втянули в подготовку и затягивание войны Украины с Россией всех капиталистов Европы, и капиталисты России. Но я надеюсь и уверен, что чего дед не видит, то внуки увидят, в том числе, и два моих внука: восстановление и развитие дружбы, сотрудничества и взаимопомощи народов России и Украины, всех народов мира, но для этого нужно развивать науку, культуру, образование, просвещение и воспитание подрастающего поколения по всему миру.  Всё выше изложенное я написал и послал в «Учительскую газету» с предложением напечатать, чтобы сказать читателям: раз будущее народа и общества зависит от учителя, каждый народ и общество постоянно должны заботиться о развитии чтения учителя (как и учёного и ученика).

        На мой взгляд, в капиталистической России 21 века, как и с начала второй половины 20 века, это не делалось, или делалось недостаточно. Чтобы повсеместно постоянно заниматься развитием чтения учителей (и учёных и учащихся) и в капиталистической России 21 века есть необходимые условия. Лишь бы было желание заниматься развитием чтения так, как занимались Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Ленин, Сталин, Крупская Н.К. и другие великие учителя всех времён и народов.  

                                          Фуад Пафов, учитель, ветеран труда.  

                                                           Карачаево-Черкесия.

        27 октября 2022 года.