За последние годы разброда и шатания навязанного нам горбачёвскими и ельцинскими воспитанниками всё смешалось. Разрушив страну, наворовав огромные богатства и отправив их за рубеж, эти господа живут купаясь в роскоши и смеются над нищим народом, обзывая нас разными недостойными для народа – победителя словами. Всё это делают бывшие носители партийных и комсомольских билетов, злобно ненавидящие наш народ и Россию. Вдумайтесь в стране при В. Путине выращено свыше 100 долларовых миллиардеров более 60 из которых проживают с семьями за границей, большинство в странах, считающих Россию врагом №1. При этом никаких мер по возврату награбленного не принимается. Прошло 30 лет после кровавого побоища в центре Москвы, когда жестоко из танков расстреляли Верховный совет РФ, Конституцию и безоружный народ.
Недавно по ТВ показали мэра Москвы С. Собянина, посетившего бывший завод АЗЛК, на базе которого выпускают с помощью китайцев новые легковых автомобилей «Москвич». По заявлению хозяина столицы выпущено около 50 тыс. машин, несмотря на то, что, год тому назад здесь помещения пустовали. Выходит, потребовалось более 10 лет мэрской работы, чтобы понять необходимость и важность выпуска своих легковых машин. Но если раньше мы учили китайцев, то теперь они учат нас…. При Собянине уничтожен завод ЗИЛ, а на его месте построены жилые дома, естественно их предоставляют не бесплатно, как в годы СССР. Вспоминаю заголовок в газете «Южные горизонты» — «Где раньше были заводские цеха, теперь гуляют мамы с колясками»….
6 сентября 2023г. в передаче В. Соловьева зашёл разговор об новых школьных учебниках по истории. Отдельными участниками передачи были высказаны и критические замечания. На что известная госпожа Е. Панина сказала, что действительно есть недостатки «но ведь это намного лучше чем было раньше». Это говорит одна из активных участников внедрения демократических реформ в России, а точнее разрушителей советских устоев, в том числе в школьной и вузовской системе. Выходит, реформаторы не мытьём так катаньем продолжают гробить школьное и вузовское образование, а поставить заслон некому. Почему? Служить Родине это не значит поддакивать любой прихоти чиновников, большинство из которых служат другому хозяину. Патриотами не рождаются, их воспитывают. Но за последние десятилетия воспитание велось не в любви к СССР-России, а в диаметрально противоположном направлении. Теперь в приказном порядке хотят всех сделать патриотами, а кто мыслит по другому – Воркута или Магадан. Это опасно и имеет далеко идущие последствия. Сначала туда отправьте тех, кто разрушал страну, расстреливал законную власть и её защитников. Таких немало, они находятся у власти и даже в силовых структурах. Служить Родине это не пустые фразы, которыми разбрасываются отдельные чинуши от власти, — это великая честь, которая дано не каждому…
Служба родине — это добровольный выбор человека посвятить свою жизнь служению своей стране и народу. Это высокая форма гражданской ответственности, которая проявляется в готовности отстаивать интересы своей страны и народа, нести за нее ответственность и участвовать в развитии ее потенциала. Это особенно ярко проявилось в годы Великой Отечественной войны Притом не важно где служил, сражался, работал. Важно было то, что они добросовестно, не жалея сил, а порой и жизни выполняли свой долг, свои обязанности, ибо в СССР любой труд был уважаем. почётен.
В эти осенние дни 82 лет тому назад шли ожесточённые бои на суше и морях нашей родины, где героически сражалось бойцы и командиры, а также те, кто обеспечивал безопасность на море, спасал гибнущие корабли, суда личный состав и гражданское население. Это были военные спасатели, их подвиг находится в тени. Об этом мало пишут и говорят, мало знает молодёжь, хотя Россия имеет протяжённость береговой линии около 40 тыс. км., ее берега омывают 13 морей принадлежащих бассейнам трёх океанов. Как сказал капитан волжского теплохода «Парижская коммуна» Л.Д Галашин выступая на митинге 22 июня 1941г.: «Война – это прежде всего большая работа. Для транспорта – это возросший поток грузов. Переброска вооружения, войск, продуктов, материалов». Моряки мужественно сражались на море и суше. Флот надежно защищал морские рубежи государства.
Готовясь к нападению на СССР гитлеровская Германия с 1938 по 1941г. оккупировала 12 государств, где установили «новый порядок». В их распоряжении оказались экономические и военные ресурсы почти всей Европы. К середине 1941г. численность вермахта достигла 8,5 млн. человек. На его вооружении оказалось свыше 5,6 тыс. танков и штурмовых орудий, более 10 тыс. самолетов, свыше 61 тыс. орудий и минометов, большое количество вооружения и военного имущества. К началу войны военно – морские силы Германии насчитывали 217 боевых кораблей основных классов, в том числе 161 подводную лодку. В распоряжении фашистов оказалось огромное количество боевой техники разбитых и сдавшихся в плен 180 дивизий оккупированных стран, а также оружие захваченных гитлеровцами арсеналов. В армии вторжения насчитывалось: 181 дивизия, 18 бригад, 5, 5 млн. солдат и офицеров, почти 48 тыс. орудий и минометов, 2800 танков и штурмовых орудий. 4950 боевых самолетов. Фашистский флот имел 193 боевых кораблей. На вооружении Красной Армии было свыше 67 тыс. орудий и минометов, 1860 танков, более 2700 самолетов новых типов, военный флот насчитывал 276 боевых кораблей основных классов, в том числе 212 подводных лодок.
Согласно военно-стратегическому плану под условным названием «Барбаросса» разгром Советского Союза планировался в ходе «молниеносной» компании, в течении полутора-двух месяцев. Союзниками Германии выступили: Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия, Словакия, Болгария Япония и другие. Накануне агрессии Гитлер отдал приказ о немедленном уничтожении захваченных в плен политкомиссаров армии и флота. Немедленному уничтожению подвергались люди, замеченные в сопротивлении германским войскам. Согласно плану «Ост» предусматривалось депортировать 50 процентов эстонцев, около 50 процентов латышей, 70 процентов белорусов и более 85 процентов литовцев. По замыслам агрессора подлежало физическому уничтожению 50-60 млн. граждан СССР, в первую очередь – славяне, евреи и цыгане.
Великая Отечественная война началась на рассвете 22 июня 1941г. Особенностями войны были: столкновение противоположных общественных систем; в войне участвовал весь народ; борьба советского народа была созвучна народам других государств, страдавших от фашизма. На борьбу поднялся весь народ. Глубокая вера в правоту борьбы рождала в людях патриотические чувства, готовность пойти на любые жертвы ради Победы. Для Советского Союза война началась трагически. Латвия, Литва, Белоруссия, значительная часть Молдавии и Украины были захвачены врагом за двадцать дней. В первый день войны 1200 самолетов превратились в груду
алюминия, причем 800 из них — находились на земле(6). Фашисты наступали стремительно, уничтожая все на своем пути. Они грабили, убивали ни в чем неповинных людей, разрушали коммуникации, жгли деревни, села, города. Враг оказался жестокий и коварный. В тоже время война показала силу русского духа, рождённую всем укладом жизни нашего общества, глубокое понимание , что судьба страны в руках каждого гражданина. Флот достойно встретил врага. Благодаря прозорливости Главкома ВМФ Н.Г. Кузнецова военные корабли заблаговременно приведены в боевую готовность. Так, 22 июня 1941г. в 02 часа 40 минут все корабли и части Балтийского флота были приведены в боевую готовность(7). Моряки организовано вступили в бой на Балтийском, Черном, Баренцевом и других морях. Масштабность таланта Наркома ВМФ можно оценить, перечислив некоторые из инициированных им акций: уничтожение нефтепромышленных объектов в Плоешти (Румыния), эвакуация Черноморского флота из Одессы, установка мощных минных заграждений и 4835 контактных мин на Балтике и другое. К началу войны флот Советского Союз насчитывал: 3 линкора «Октябрьская революция», «Марат» и «Парижская коммуна», легких крейсеров- 7, эскадренных миноносцев и лидеров – 66, сторожевых кораблей -22, тральщиков – 80, торпедных катеров -269, подводных лодок – 218, вспомогательных кораблей – 665, самолетов всех типов -2529. В состав флота также входили четыре новых крейсера: «Киров» и «Ворошилов» построены по проекту 26, а «Максим Горький» и «Молотов» – по проекту 26 бис. В ходе боевых действий, потери флота возрастали. 23 июня подорвались на мине эсминец «Гневный», его пришлось затопить. Выведен из строя крейсер «Максим Горький» (оторвало носовую часть), его удалось отбуксировать в Кронштадт.
Бывший Главнокомандующий ВМФ СССР, адмирал флота В.Н. Чернавин рассматривая боевые действия на морских коммуникациях Атлантики отмечает несколько этапов. Так, на первый этап (сентябрь 1939г. – июнь 1940г.) характеризуется обстановкой в которой проходила боевая деятельность флотов. Отмечается очевидным неравенством в боевом составе противоборствующих морских сил. В директиве ОКВ №1 о ведении войны против Франции и Англии от 31 августа 1939г. германское командование отмечало: «Ведя войну против торгового судоходства, флот должен сосредоточить свои действия против англичан». В оперативном приказе фашистов от 4 августа говорилось: «Нарушать торговое судоходство противника и уничтожать его всеми доступными средствами…». Цель немцев заключалась в том, чтобы «выбомбить» Англию, и исключить из войны. Для этого использовался 2-й и 3-й воздушный флот Германии, насчитывавший 875 бомбардировщиков, 316 пикирующих бомбардировщиков, 702 одномоторных и 227 двухмоторных истребителей (всего — 120 боевых самолетов). Анализ показывает, что в начале 1940г. немецкая авиация имела двойное превосходство над ВВС Англии(10).
Несмотря на то, что авиация берегового командования Великобритании располагала 265 самолётами, воздушное прикрытие конвоев за приделами прибрежной зоны отсутствовало. Второй этап (июль 1940-июнь 1941г.) характеризовался подготовкой фашистской Германии к нападению на СССР, расширением масштабов борьбы на коммуникациях в Атлантике и Средиземном море. Французский флот был разгромлен. Обстановка менялась в пользу фашистской Германии. На третьем этап (июль 1941- март 1943г.) произошло изменение сил в стратегической обстановке в связи с агрессией Германии против СССР. Наращивание оборонного потенциала союзных флотов. Суть в том, что гитлеровское командование не предполагало вести длительные боевые действия против ВМФ Советского Союза. Фашисты надеялись закончить войну за несколько недель, в крайнем случае, до начала холодов. Гитлеровцы планировали наш флот уничтожить авиацией, а часть захватить в базах.
Боевые действия по нарушению атлантических коммуникаций немцами в основном велись подводными лодками. Поэтому, союзники принимали меры по борьбе с субмаринами, улучшали количество и качество морской авиации. Это положительно сказалось на результативности уничтожения германских подлодок. К примеру, если в 1942г. самолеты уничтожили 37 германских лодок, то в первой половине 1943г. ими потоплено 56 лодок, в т.ч. 50 – в Атлантике. Четвертый этап (апрель 1943г. – май 1944г.), характеризуется решающим переломом в борьбе на коммуникациях Атлантики. Соотношение морских и воздушных сил коренным образом изменилось в сторону союзников. Началось системное боевое действие авиации против военно – промышленных объектов фашистской Германии в Европе. В последние месяцы 1943г. среднее число торговых судов союзников, ежедневно находившихся в Атлантическом океане, приближалось к тысяче, причем 82,5% из них находились в составе конвоев. Контроль на морских коммуникациях сместился в сторону союзников. За 4 мес. 1943г. из США в Англию доставлено 500 тыс. военнослужащих, при этом ни один корабль потоплен не был.
В начальный период войны противник не вёл активных боевых действий на море. Суть в том, что согласно директивы № 21 (план «Барбаросса»), германский флот преследовал ряд задач, прежде всего: охрана собственного побережья; недопущение прорыва морских сил Советского Союза из Балтийского моря; по достижению германскими войсками Ленинграда лишить Балтфлот последней базы; после ликвидации Балтийского флота фашисты планировали восстановить снабжение по морю северные окраины армий. Фашисты минировали прибрежные воды в нашей оперативной зоне, из-за чего многие корабли гибли не сделав ни одного выстрела. Недочёты в работе в условиях боевых действий были частью слабой подготовки страны к обороне. По замыслу Гитлера к конце сентября Ленинград должен был взят. В связи с этим, на Балтике создали соединение кораблей, куда вошли: линкор «Тирпиц», крейсер «адмирал Шеер», «Кельн», «Нюрнберг», «Эмден», эсминцы «Z-25», Z-27», « Z-28», 2-я флотилия миноносцев и 3-я флотилия торпедных катеров.
Из директивы №21 следует, что в ходе стремительных наступлений «Балтийский флот быстро потеряет свои базы и окажется, таким образом, неспособным продолжать борьбу». Но немцы просчитались. Вся приграничная территория и прибрежные районы страны явились местом кровопролитной борьбы с фашистами. Более двух месяцев флот сражался на своих базах в Прибалтике. Еще дольше держался на островах Моонзундского архипелага и Ханко. Во взаимодействии с финнами немцы стремились блокировать Кронштадт. Цель — воспрепятствовать выход в Балтфлоту в море, но блокада не удалось. Поэтому, Германия не смогла обеспечить бесперебойные снабжение войск на своих коммуникациях.
6 сентября 1941г. А. Гитлер подписал директиву №35 о наступлении на Москву. Штаб вермахта спланировал захват города через полтора месяца с начала наступления. В обращении вермахта к войскам говорилось: «Солдаты! Перед вами Москва!… Заставьте ее склонится, покажите ей силу вашего оружия. Москва – это конец войны. Москва – это отдых…! Гитлер грозился сравняет с землей Москву и Ленинград, а большую часть населения уничтожить. Речникам московского бассейна было поручено эвакуировать в тыл население северо – западных областей страны и Ленинграда. Отправление пароходов осуществлялось с пристаней Калинина, Большая Волга, Углич и Кимры. Самую большую нагрузку на себя приняли пароходы «Профессор Мечников», «Гоголь», «Инженер» и другие. Моряки и речники мужественно отстаивали каждую пять воды и суши на Балтийском, Черном, Азовском, Каспийском, Баренцевом, Ладожском, Онежском и других морях, озерах и реках. Они героически трудились и воевали на Дунае, Днепре, Днестре, Пине, Буге, Дону, Волге и других водных артериях. Вместе с боевым флотом работали спасательные формирования ЭПРОН спасая людей, тонущие корабли и суда. Эпроновцы имели мощную организацию, опыт работы, были способны выполнять любые, самые сложные аварийно-спасательные и судоподъёмные работы.
22 июня 1941 года приказом Народного комиссара № 0799 ВМФ ЭПРОН передан в Наркомат Военно-морского флота. Состав, организационная структура и дислокация подразделений экспедиции вошедшей в состав ВМФ существенных изменений не претерпел. Главное управление Экспедиции и подчиненные ему аварийно-спасательные отряды (АСО) на флотах и флотилиях включались в состав военного флота, а начальник ГУ ЭПРОН контр-адмирал Ф.И. Крылов был непосредственно подчинён заместителю Наркома адмиралу Л.М. Галлеру. Командиров АСО на флотах и флотилиях подчинили военным советам флота (флотилии), а отряды военно-морских ба
зах – командирам этих баз (ВМБ)(14). Организационная структура отвечала задачам аварийно-спасательного обеспечения боевых действий флота, поэтому в первый период войны оставалась неизменной. В тоже время изменилась система подчинённости, а деятельность спасателей нацелили на выполнение спасательных работ с учетом потребности армии и флота. Многие специалисты ушли в действующую армию и флот. Флотские экспедиции подчинялись ГУ ЭПРОН только в специальном отношении. В непосредственном подчинении Главка остались военно-морской водолазный техникум и центральные мастерские. Созданную для ЭПРОН базу отдыха водолазов передали Медико-санитарному управлению Военно – морского флота (МСУ ВМФ). В начальный период войны численность экспедиции составляла более 3000 чел., из которых свыше 600 водолазов. Это были мастера высокого класса, имеющие стаж 10 и более лет. В Главк входило 6 аварийно-спасательных отрядов (АСО), 2 отряда подводно-технических работ (ПТР), 2 аварийно-спасательные группы, гидротехническая группа, центральные мастерские, военно-морской водолазный техникум и база отдыха водолазов.
Малочисленные группы, выполнявшие подводно-технические работы, были ликвидированы (осталась гидротехническая группа, работавшая на строительстве № 15 НКВД), друге объединены в отряды подводно-технических работ. Аварийно-спасательное обеспечение в ходе войны связано с оказанием помощи кораблям получившим повреждения. Объем задач был огромен, поэтому численность подразделений АСС ВМФ увеличили до 4700 человек(15). Начальником ГУ ЭПРОН оставался один из видных организаторов спасательного дела контр-адмирал Ф.И. Крылов (до середины 1942г.), его сменил инженер-контр-адмирал А.А. Фролов. Учитывая активные боевые действия на море, в конце июня 1941г. Совет Народных Комиссаров (СНК) обязал все нарко-маты – поставщики флота обеспечивать поставки для аварийного обслуживания кораблей и судов . В середине июля 1941г. утверждено «Положение об использовании для военных нужд гражданских судов, портов, пристаней и других сооружений военного транспорта». При этом специалисты оставались на прежних местах, а военнообязанные зачислялись в кадры.
В начальный период отмобилизовано 938 единиц судов гражданских организаций, хотя специальное оборудование и вооружение по мобилизационному плану получили только — 373(16). Большинство оборудованная изыскивали на местах. Для более оперативного решения задач приказом наркома ВМФ от 22 августа 1941 г. №0799 введено Положение о Главном управлении ЭПРОН ВМФ и об Аварийно-спасательной службе флота (флотилии). На это время штатная численность экспедиции составляла 2922 чел. Однако объем выполняемых работ показал, что данное количество недостаточно. В последующем эта численность была увеличена почти вдвое. В приказе от 22 августа указывалось о назначением экспедиции, ее цели и задачи, а именно: обеспечение боевой деятельности флота (флотилии) в аварийно-спасательном отношении; проверка состояния спасательных устройств по обеспечению живучести на кораблях и судах флота (флотилии); обслуживание торгового морского и промыслового флотов, а также иностранных судов, находящихся в водах Советского Союза.
В соответствии приказу начальником службы флота (флотилии) являлся начальник экспедиции. Самой крупной и наиболее оснащенной явилась Балтийская экспедиция подводно-технических работ (ЭПРОН). Перед балтийцами стояла задача обеспечения боевых операций флота по обороне Моонзундского архипелага, Таллинна, п-ова Ханко и острова Гогланд, а также перехода кораблей из портов и баз Прибалтики в основные базы Ленинграда и Кронштадта. Так, в июне 1941 г. суда Балтийской экспедиции «Сатурн» (командир Е.С. Субботин), «Горн» (командир А.Г. Прокофьев), катер «ВРД-4» приступили к работам по подъёму судна Эстонского морского пароходства «Рухну», затопленного 22 июня на оси Морского канала Ленинграда. Судно подняли за 7 суток, канал был очищен для военных и гражданских кораблей.
В конце июня 1941 г. спасательным судном «Нептун» (командир Ю.Д. Могула) снят с мели подорвавшийся на мине у Моонзунда крейсер «Максим Горький». Спасатели сумели обеспечить его переход в Таллинн, в дальнейшем в Кронштадт. Эпроновцы впервые применили подводную резку на аварийном корабле. Балтийские пароходства выполнили важнейшие задания по эвакуации людей, оборудования, других грузов из прибалтийских республик. Однако фашистское командование стремилось во что бы то ни стало парализовать действия Балтийских моряков, поэтому бросило значительные силы на уничтожение гражданских судов и военных кораблей флота. После захвата фашистами Лиепаи, восемь судов ушли из Вентспилса на Эзель, два парохода затонули. Началась эвакуация Рижского порта. В конце июня 15 судов Латвийского пароходства и несколько портовых буксиров, сопровождаемые кораблями военно флота, вышли из порта. Фашисты блокировали Ирбенский пролив, выход оставался только по мелководному проливу Моонзунда. В ночь на 30 июня морякам ледокола «Лачплесис» удалось протащить через Моонзунд крейсер «Киров», который шесть раз оказывался на мели. С трудом прошли пролив другие крупные торговые суда Латвийского пароходства. Через две недели после выхода из Риги двадцать судов прибыли в Ленинград.
Несмотря на тяжелую обстановку отважно действовали экипажи торпедных катеров под командованием С. Осипова, Е. Гуманенко, А. Афанасьева, В. Александрова, Б. Ущева, В. Жильцова и других офицеров. Так, в средине июля 1941г. отряд офицера Гуманенко в районе Ирбенского пролива атаковал большой немецкий конвой, потопив два транспорта. А в конце сентября гитлеровцы, стремились подавить сопротивление защитников полуострова Сырве (о. Эзель), направив в бухту Лыу вспомогательный крейсер и шесть миноносцев, но катера В. Гуманенко атаковали их, два миноносца немцев были потоплены. Но не обошлось без потерь. 24 июня 1941г. ПЛ – 81 «Малютка» (экипаж 16 чел.), патрулировала вблизи острова Вормси (район Таллинна). Ее атаковала немецкая подлодка и потопила. Из 16 членов экипажа в живых осталось 3 чел. (Б. Ракитин, П. Семелов и В. Преображенский). Поднять затонувшую лодку удалось только через двадцать лет.
В течении июля и первой половине августа моряки Балтийского и Эстонского пароходств выполняли важное задание Государственного Комитета Обороны (ГКО) по обеспечению Ленинграда продовольствием. Они доставляли сражающимся войскам вооружение и боеприпасы, эвакуировали раненых и гражданское население. Во второй половине июня 1941г. у острова Гогланд четырьмя немецкими катерами атакован пароход «Гайсма» Латвийского пароходства следовавший в Германию с грузом леса. Из 80 членов экипажа погибло семь. В это же время у острова Котлин фашистский самолет обстрелял пароход «Луга». О стремительном наступлении фашистов свидетельствует то, что во второй половине августа вражеское кольцо сомкнулось вокруг Таллинна. Началась эвакуация войск и боевой техники, а транспортные суда вывозили раненых, население, наиболее ценное оборудование и имущество. Большие силы враг бросил на уничтожение советского флота, участвовавшего в обороне города. Трагически сложилась судьба 29 транспортных судов, покинувших Таллинн 28 августа 1941г. Атаки с воздуха следовали одна за другой.
Наши суда шли под непрерывным огнем береговой артиллерии противника(18). При этом моряки торгового флота проявили мужество и стойкость. К вечеру 29 августа караван достиг острова Гогланд. Три судна получившие повреждения выбросились на отмель. В числе их оказался пароход «Сауле», которым командовала женщина — капитан дальнего плавания, будущий Герой Социалистического труда А. И. Щетинина(19). Несмотря на мужество моряков гражданского флота, активную помощь оказывали спасательные службы. Но из 29 судов следовавших в караване только 2 прибыли к месту назначения — Ленинград. Два остались на отмели у острова Гогланд, а 25 судов затонули. Одним из последних оставил Таллинн пароход «Казахстан». Его постоянно атаковали фашистские бомбардировщики. От попадания бомбы в котельное отделение начался пожар. Около девяти часов экипаж судна и находившиеся на нем красноармейцы боролись с огнем, сбивая пламя. Однако атаки врага продолжились. Из штатного экипажа в строю осталось семь человек. Видя неминуемую гибель, члены экипажа и присутствующие на корабле красноармейцы имитировали пожар. Уверенные в гибели парохода вражеские летчики прекратили атаки. Благодаря мужеству и смекалке экипажа на четвертые сутки «Казахстан» прибыл в Кронштадт. 29 августа 1941г. берлинское радио передало репортаж: «Потоплены все крупнейшие корабли во главе с самым сильным большевистским крейсером «Киров»… Морская дорога на Ленинград открыта!». Это была неправда. «Киров» громил врага днем и ночью. Матросы крейсера в 1941г. в письме в газету «Правда» писали: «Мы будем сражаться так же, как дрались с врагом наши деды и прадеды под знаменем Нахимова и Ушакова. В сердце нашем – ты, партия Ленина, значит, мы – непобедимы. Флот не дрогнет. Флот выстоит. Флот победит». И они сдержали данную клятву.
Крейсер «Киров» перед войной был самым совершенным в мире кораблём. Имея водоизмещение 9 000 тонн, он нёс 3 трех дюймовые башни 180 – мм калибра, 8 «соток», 16 зенитных автоматов и 2 трех трубных торпедных аппарата. Два турбозубчатых агрегата развивали мощность в 110 000 л.с., обеспечивали скорость 35 узлов. Он прославился в боях в финскую и отечественную войны. В сентябре 1941г. «Киров» в одной группе с линкором «Октябрьская революция» с орудий уничтожали фашистов окруживших Ленинград в районе Сестрорецка, Красного Села и Петергофа. Последние залпы под Ленинградом крейсер произвёл 15 января 1944г. в ходе прорыва вражеской блокады. Но и после войны он многие годы бороздил моря и океаны.
Однако были и потери. 16 сентября 1941г. на Ладоге произошла трагедия баржи №725, в результате которой погибло более 1000 чел. По своим масштабам она не уступала гибели «Титаника». Это случи осенью когда фашистским войскам удалось сомкнуть кольцо вокруг Ленинграда. По приказу К.Е. Ворошилова из слушателей ленинградских военно-морских училищ сформировали особый курсантский батальон, который прибыли на станцию «Ладожское озеро». Место погрузки было установили вблизи порта Осиновец. Кроме курсантов на баржу погрузили гражданских лиц из разных учреждений (от 1200 до 1500 чел. На баржу также погрузили машины и оборудование.
Несмотря на предупреждение капитана буксира «Орел» И.Д. Ерофеева о приближении шторма, он получил приказ следовать в назначенное место. Примерно в три часа ночи начался шторм, появились трещины в корпус стала поступать вода. В темноте людей охватила паника, они устремились к выходным люкам, которые оказались закрытыми с палубы. После открытия люка в первую очередь спасали женщин, детей и стариков. Ладога бушевала, но люди вели себя мужественно откачивая воду вёдрами и ручными помпами. За борт сбросили все автомашины, но волны смывали людей в воду. Все они погибли ибо температура воды колебалась в пределах от + 10 до +12 градусов, а воздуха от +4 до+9. Когда баржа оказалась на уровне воды, а буксировка «Орла» стала невозможной отдали буксирный трос и буксир стал маневрировать вокруг баржи, неустанно передавая сигналы SОS. Заметив тонущую баржу с воздуха фашисты стали ее бомбить и обстреливать с пулеметов. Огромные волны раз за разом накрывали баржу, смывая все новых людей.
Капитан Ерофеев делал все зависящее от него для спасения людей попасших в беду. «Орел» подобрал из воды 216 человек. На помощь тонущим людям пришла канонерская лодка «Селемджа», которой удалось поднять из воды 24 чел. Во время этой трагедии только по спискам военно-морских училищ, военно-морской медицинской академии и гидрографического управления погибло 685 человек, жертвами стали все дети. Ученики ремесленного училища, члены семей офицеров, а также вольнонаёмные работники артиллерийского и технического управления флота. Также погиб взвод курсантов ленинградского военно-инженерного училища им. А.А. Жданова. Ладожская катастрофа относится к одной из крупнейших в истории мореплавания. Попытки немцев и финнов опрокинуть нашу оборону вдоль Ладожского озера, соединится и образовать второе блокадное кольцо не увенчались успехом благодаря стойкости наших солдат и матросов. В самые критические дни битвы за Ленинград балтийцы послала на Ладогу лучших командиров и начальников, храбрых моряков и спасателей. Положение было тяжелым, но стабильным, устойчивым. В этом немалая заслуга командующего флотилией капитана 1 ранга Виктора Сергеевича Черокова. Девиз моряков Ладоги: «Бить врага до полной победы!».
В двадцатых числах сентября 1941г. в носовую часть линкора «Марат», стоявшего в военной гавани Кронштадта попала 250 кг авиационная бомба. С детонировал боезапас башни №1 главного калибра. Погибли командир корабля и 325 членов экипажа. Линкор лёг на грунт на глубине 11 метров. Благодаря четкой организации на второй день начались спасательные работы. Однако произошел повторный взрыв, после этого оставшиеся в целости пушки были демонтированы. В октябре 1941г. из этих ушек вели огонь по врагу(25). Следует отметить, что прорыв из Таллинна в Кронштадт стал беспримерным в истории флота. Так, из вышедших 200 кораблей к месту нового базирования прибыло 112 кораблей и 23 транспортных и вспомогательных судна, на которых было доставлено более 18 тыс. человек(26). Для спасательных формирований заметной страницей в истории АСС Балтфлота стали действия спасателей в Таллинском переходе 28 августа — 2 сентября 1941 г. В обеспечении перехода участвовали спасательные суда «Сатурн», «Колывань», «Метеор», «Сигнал», морские и рейдовые водолазные боты. Все корабли и суда подвергались постоянным атакам с воздуха, плавание проходило в сложной минной обстановке. К примеру, потери среди кораблей и судов от авиации и мин были значительными. В этих условиях экипаж «ВРД-43» спас из воды и передал на корабли около 300 чел., а всего поднято из воды, снято с гибнущих кораблей и судов около 800 чел. На плавсредствах аварийно-спасательной службы из Таллинна в Кронштадт было эвакуировано 1700 бойцов и командиров армии и флота. Отважно действовал экипаж спасательного судна «Сигнал» который взял на буксир горящий транспорт «Сибирь» и длительное время преследуемый авиацией противника буксировал его в Кронштадт. В ходе очередного налёта на транспорт его потопили. В этом бою погибло и спасательное судно «Сигнал». Исследования подтверждают, что спасатели несли потери наравне с боевыми кораблями и гражданскими судами. Так, от попадания авиабомб затонули спасательные суда «Колывань» и «Сатурн». Притом на «Колывани» погиб почти весь экипаж. Большую часть команды «Сатурна» удалось подобрать следовавшим кораблям. Однако, спасатели мало дорожили своими жизнями, они прежде всего спасали личный состав войск, экипажи кораблей и судов.
Война решительно изменила условия работы морского и речного транс- порта. Серьезные осложнения вызвала необходимость светомаскировки речных путей, судов, портов пристаней, северо-западных, центральных и юго-западных пароходств. Видимость знаков навигационного ограждения и судовых огней ухудшилось, в некоторых местах их вообще перестали зажигать, звуковая сигнализация была запрещена. В этой обстановке от членов экипажа требовалось максимум внимания, ибо малейшая оплошность влекла серьезную аварию, гибель судна и экипажа. Но даже в этих условиях личный состав кораблей и судов трудился с полной отдачей сил. Значительный вклад в борьбу с фашистской Германией и ее сателлитами внес Черноморский флот. С начала войны черноморцы потеряли главные базы, погибло часть спасательных судов. К примеру, Одесский АСО к началу войны располагал спасательным катером «Аджарец», «ВРД, плавбазой «Алтай», плавкраном и двумя плавучими средствами. В период обороны Одессы (с начала августа до средины октября 1941 г.) спасателями Одесского АСО оказана помощь десяткам кораблей и судов, в том числе по заделке пробоины в корпусе эсминца «Безупречный» и осушении его отсеков. Эсминец ввели в строй за 2 суток. Значительные водоспасательные работы проведены у подорвавшегося на мине тральщика «Маныч». Бетоноцементом были заделаны пробоины, откачана вода и заменен гребной винт.
В обстановке постоянных налетов авиации противника, угрозы нападения надводных кораблей и подводных лодок люди показывали пример самоотверженной работы по спасению кораблей и судов и быстрейшему ремонту. В начальный период войны боевые действия флота, серьезно осложнились из-за минной опасности и угрозы вражеской авиации. Основным видом стали совместные действия флота и сухопутных войск, Это определялось прямой зависимостью на приморских флангах сухопутных фронтов. Суть в том, что флот находился в оперативном подчинении фронтов и армий. После изоляции Одессу и Севастополь значение морских сил в защите военно – морских баз возросло. Оборона Новороссийска и Туапсе осуществлялась главным образом сухопутными войсками во взаимодействии с флотом. Обеспечение кораблей и судов осуществляли спасательные формирования, которые оперативно оказывали помощь повреждённым плавучим средствам.
К началу боевых действий в главной базе ЧФ Севастополе находились: эскадра в составе линейного корабля «Парижская Коммуна», крейсеров «Красный Кавказ», «Червона Украина», «Красный Крым», отряд легких сил в составе: крейсеры «Ворошилов» и «Молотов», лидеры «Москва» и «Харьков», эскадренных миноносцев «Бойкий», «Быстрый», «Безупречный». «Беспощадный», «Бодрый», «Смышленый», «Сообразительный» и «Шаумян»; две бригады подводных лодок; бригада торпедных катеров, бригада траления, сторожевые корабли и катера охраны водного района и другие. В текущем ремонте (на заводе № 201) находился крейсер «Красный Крым», эсминец «Железняков», а на достройке — эсминцы «Способный» и «Совершенный».
27 июля 1941г. в районе мыса сарыч на Черном море затонул пароход «Ленин», погибло около 900 чел. Пароход отправился в свой последний рейс и Одессы в 22. 00 24 июля 1941г., возглавляя конвой состоявший из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд. Суда были перегружены пассажирами. Обстановка оказалась сложной, акватория моря была напичкана морскими минами. Из-за недостаточного внимания по обеспечению проводки суда подрывались на своих минах. Так подорвались два судна в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул, а в районе Керчи — транспорт «Кола». На траверзе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина, поэтому не может двигаться самостоятельно. Капитан парохода «Ленин» Борисенко принял решение отбуксировать «Ворошилов» в Севастополь, бухту «Казачью». Вечером 27 июля получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». Караван в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой оказался ограничен в скорости. Из-за буксировки «Ворошилов» шёл со скоростью в пределах 5 узлов. В 23 часа 33 минуты произошел сильный взрыв с правого борта (между трюмами №№1 и 2) на пароходе «Ленин». Всего за 10 мин он погрузился в воду. Члены экипажа парохода «Ленин» вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Шедший в кильватере теплоход «Грузия» спустил на воду всего две спасательные шлюпки, а «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти всего около 600 человек).
В 1941 г. при высадке десанта в районе села Григорьевка личный состав группы спасательного обеспечения в течении двух суток боролся за сохранение на плаву эсминца «Беспощадный». Корабль получил множественные повреждения от авиации противника. С помощью спасателей экипаж сумел заделать деревянными пробками пробоины в корпусе, герметизировать и подкрепить переборки, осушить затопленные отсеки. Сохранив непотопляемость эсминца сумели отбуксировать его в Севастополь(29). В средине августа 1941 г. спасательное судно «Шахтёр» оказало помощь рефрижераторному теплоходу «Кубань», который подвергся атаке авиацией противника. Теплоход получив пробоину (размер 6×8 метра) выбросился на мель в районе мыса Тархакут (Крым). Несмотря на то, что работы велись в тяжелых погодных условиях, постоянной бомбардировке с воздуха работы увенчались успехом. После, заделки пробоины, откачки воды из затопленных отсеков «Кубань» сняли с мели и отбуксирована в Севастополь для ремонта.
В конце сентября 1941 г. на подходе к Севастополю подорвался на мине эсминец «Совершенный». Благодаря решительным действиям спасателей судно «Меркурий» отбуксировать его в Севастополь, где корабль поставили на понтоны (чтобы предотвратить перелом) и завели в док. Однако, при налете авиации эсминец получил дополнительные повреждения и затонул. Орудия были сорваны и сброшены в док, но благодаря слаженной работе спасателей и рабочих за один день сорванные орудия подняли, при этом использовались 40-тонные понтоны. За последующие два дня под артобстрелом и бомбежкой эсминец поставили на ровный киль. Успех сопутствовал спасателям благодаря чётким, слаженным работам, которыми руководил военный инженер Г.А. Левинсон. В декабре 1941 г. с помощью спасательных судов «Юпитер» и «Меркурий» сняли с мели подводные лодки М -54 и М-62. При выполнении спасательных работ винтами судов производился промыв канала длиной 250 м для «М-62» и 1600 м для «М-54».
В ноябре советские войска оставили Керченский полуостров. Ставка Верховного Главнокомандования решила высадить десант на полуостров. Она проводилась восточнее и севернее побережья Керченского полуострова (26 декабря 1941г.). Шторм бушевавший в азовском море доходил до 7 баллов, волны мешали движению кораблей, особенно легких речных судов участвовавших в высадке десанта. Они действовали совместно с военными кораблями и морскими судами. Команды речных судов: пароход «Ким», баржи «Ока», «Таганрог», «Лаба», «Тверь» и «Хопер» — проявили самоотверженность. В ночь с 26 на 27 декабря, во время высадки десанта у Камыш – буруна, пароход «Ким», прорвавшись сквозь шквальный огонь противника, доставил в назначенный срок баржу «Ока», на которой находились десантники. Корпус парохода получил около 80 пробоин от снарядов и пуль. На боевом посту погиб капитан судна М.М. Проценко. Рулевой 17 летний комсомолец Саша Остробабов, получил ранения обоих ног, но штурвал не оставив пока его не сменили. Матрос И.В. Жевалкин находился на палубе под вражеским огнем. Несмотря на ранения шеи, он собственным телом погасил загоревшийся настил и оказал помощь пострадавшему товарищу(30). При разгрузке баржу противник затопил, но десант высадился успешно. В конце декабря Керченский полуостров был освобожден от врага. Таким образом, речной флот выполнил поставленные перед ним эвакуационные и воинские перевозки, в ходе переправ.
В октябре 1941 года на Ладожском озере авиацией противника потоплено спасательное судно «Водолаз». Поэтому, важнейшим вопросом было обеспечение живучести и безопасности судов. Живучесть способствовала положительному решению задач стоящих перед спасателями в ходе оказания помощи терпящим бедствие на воде. Под живучестью судна понимается его способность в достаточной мере сохранять и восстанавливать свои навигационные качества и обеспечивать безопасность находящихся на борту людей, сохранность груза в аварийной обстановке. Живучесть обеспечивается: запасом плавучести и остойчивости; пожарной безопасностью; состоянием судовой техники и подготовленностью экипажа борьбе за живучесть, действиями по поддержанию ее в работоспособном состоянии и быстрому восстановлению(31). Ее составными частями являются меры по обеспечению непотопляемости корабля и борьбе с пожарами. При аварии и объявлении шлюпочной тревоги каждый член экипажа обязан прибыть к месту сбора тепло одетым, с гидрокостюмом и спасательным жилетом, который надежно крепится лямками. Жилет обеспечивает телу достаточную плавучесть и правильное положение в воде, даже если человек лишится сознания. Он позволяет в ожидании помощи сохранять неподвижность, что необходимо для сохранения температуры тела и снижения теплоотдачи. Более успешными (в 1941 г.) были действия спасательного судна под названием «Нептун».
В ноябре-декабре «Нептун» участвовал в эвакуации гарнизонов с п-ова Ханко и острова Гогланд, откуда вывезли 1100 бойцов и командиров, 4 зенитные батареи значительное количество боеприпасов и имущества. Спасатели «Нептуна» оказывали помощь кораблям, получившим повреждения, выполняли отдельные ремонтные работы на повреждённых судах, снабжали боевые корабли продовольствием и пресной водой. Как показывают исследования летом 1941 г. подводная лодка «М-94» торпедирована подлодкой противника после чего затонула на глубине 22 м. Спасение экипажа затонувшей лодки возглавил командир электромеханической боевой части В.Т. Шиляев. Оставшиеся в живых подводников перевели в центральный пост, которые сумели выйти из затонувшей лодки через рубочный люк в индивидуально-дыхательных аппаратах (ИДА). Таким способом удалось спасти 8 чел.
Незабываемой страницей Балтийцев стало участие моряков и спасателей в защите Ленинграда. Для скоординированного руководства действиями флота и сухопутных частей руководство создало штаб морской обороны Ленинграда и Озёрного района, который начали с противодесантной обороне побережья Невской губы, строительства артиллерийских батарей, создания бригад морской пехоты, развертывания флотилий в том числе: Ладожской, Чудской, Онежской, Ильменской. В сложных условиях задача Балтфлота заключалась в том, чтобы не допустить прорыва фашистов в восточную часть Финского залива и оказать поддержку сухопутным войскам. С кораблей флота создали три группы артиллерийской поддержки. Это: отряд из эскадренных миноносцев, канонерских лодок, сторожевых кораблей, дислоцирующихся между Ленинградом и Усть-Ижорой; крейсера «Петропавловск» и «Максим Горький», эскадренных миноносцев стоявших в ленинградском торговом порту и на западных подходах к нему; линейных кораблей «Марат», «Октябрьская революция», крейсера «Киров» и других плавучих средств находившихся вблизи Ораниенбаума.
В период блокады Ленинграда, под артобстрелом и налетами вражеской авиации трудились спасатели катамарана «Коммуна». Ими обнаружены ПЛ Щ-411, буксиры «Аустра», «Иваново», плавбаза «Правда», несколько шхун и самолетов. Подлодка под командованием А. Маринеско после выполненного «Коммуной» ремонта в первом же бою отправила на дно немецкий транспорт «Хелене»(32). Однако, после оставления нашими войсками Шлиссельбурга, Ленинград оказался в блокадном кольце. Ладожское озеро было единственной ниточкой связывающей большую землю и осажденный город. 20 ноября 1941г., по льду Ладожского озера начала действовать военно – автомобильная дорога №101, которая вошла в историю, как «Дорога жизни». По льду доставлялось пополнение для войск и флота, продовольствие, оружие, боеприпасы, вывозились дети, старики, раненые и больные. Никогда – ни до, ни после этого – жизнь трёхмиллионного города не зависела от толщины льда и погодных условий на 40-километровой трассе через Ладожское озеро (за годы блокады по льду Ладоги перевезено 1,5млн тонн грузов). После пожара на Бадаевских складах с продовольствием, продуктов в городе оказалось крайне мало. Но даже «по голодной норме» декабря 1941-го город потреблял ежедневно около 500 т муки. В течении сентября – ноября 1941г. норму выдачи хлеба снизили в 5 раз. 24 апреля 1942г. ледовая дорога прекратила работу до следующей зимы. За это время в Ленинград перевезено 361 тыс. тонн грузов, эвакуировано полмиллиона человек. Для сравнения: по воздушному мосту который являлся единственным альтернативным способом снабжения осаждённого города, перевезли 3,6 тыс. тонн – в 100 раз меньше. Без дороги жизни Ленинград бы погиб. Огромную роль в обеспечении функционирования дороги сыграли водолазы и спасатели. Они постоянно рисковали жизнью спасая продовольствие и эвакуированных. Работу Дороги жизни (в 1941-1943гг.) обеспечивали многие тысячи гражданских и военных. Здесь работало свыше 20 тыс. человек. Сколько из них погибло, точно не известно. Ответственным за организацию перевозки грузов по ледяной дороге была возложена на начальника тыла Ленинградского фронта генерал-лейтенанта Лагунова, а непосредственное руководство автомобильным движением осуществлял его заместитель генерал – майор Шилов. Вдоль ледовых дорог были расставлены пункты техпомощи, обогрева и питания, посты регулирования и более 20 объектов ПВО(33). В обеспечении перевозок огромную роль сыграли военные и гражданские моряки.
В этой обстановке роль флотилии и спасателей значительно возросли. Моряки обороняла побережье и многочисленные острова, высаживали тактический десант, оказывали поддержку сухопутным частям. Так, катер МО-201 под командованием офицера П.С. Колесника обеспечивая отход сухопутных войск, оказался под сильным огнем вражеских войск. В ходе перестрелки катер получил 20 пробоин, вышел из строя двигатель, многие члены экипажа были ранены и убиты, но несмотря на трудности моряки продолжали перевозку войск. За проявленное мужество П.С. Колесник, В.П. Кардаш и ряд других членов экипажа удостоены высоких правительственных наград(18). Как отмечает Н.И. Осадчий в книге «Отчизны верные сыны» — закономерность истории такова: чем благороднее цель, тем выше идеал, моральные мотивы – тем ярче подвиг, тем выше его социальный смысл».
На Ладожском озере активно действовала аварийно-спасательная группа которой руководил главный водолазный специалист М.С. Борисов. Группа участвовала в подготовке и обеспечении Дороги жизни, выполнила ряд технически сложных работ по снятию кораблей и судов с мели. Так, с участием Борисова сумели снять с камней два корабля водоизмещением по 600 тонн, выброшенные штормом. Оборона Ленинграда и Москвы, где наши соединения истребили десятка три кадровых дивизий немцев, закалялись новые советские бойцы и командиры, лётчики, артиллеристы, миномётчики, танкисты, пехотинцы, моряки, которые стали непреодолимой стеной для немецкой армии.
К осени 1941 г. при налете авиации противника погибло спаса-тельное судно «Водолаз». Группа участвовала в подготовке и обеспечении «Дороги жизни», выполняла ряд сложных работ по снятию кораблей и судов с мели. Объем работ включал подрыв и уборку камней, подводное бетонирование, откачку воды и другие. При выполнении сложных подводных работ неоднократно отличался водолаз И.И. Ковальский. Этот мужественный человек в условиях суровой зимы многократно спускался в воды Ладоги с целью спасения людей, техники, оружия, имущества. Он награжден многими орденами и медалями. Наравне с мужчинами-водолазами работала и единственная в мире женщина Соколова Н.В. которой оказали доверие вести подводные работы в тяжелом водолазном костюме.
По Ладожскому озеру шла интенсивная доставка продовольствия и боеприпасов. Канонерские лодки гружёные продовольствием, ведущие на буксирах баржи, катера, мотоботы, буксиры, транспорты все использовалось для нужд перевозки под обстрелом врага. Об интенсивности перевозок водным путем свидетельствует то, что только за 20 дней сентября 1941г. через Ладожское озеро перевезено около 20 тысяч тонн продовольствия, боеприпасов, ГСМ. Речники Ладоги (среди которых было немало пожилых людей и женщин) при обстрелах и бомбардировках вражеской авиации вели себя по геройски. Так, повреждённую баржу №4075 в штормовую октябрьскую ночь оторвало от буксира. Трое суток баржа дрейфовала бушевавшем озере, самолеты врага неоднократно бомбили ее. Находившийся на барже шкипер В.И. Алтошихин имитировал гибель судна – разбросав по палубе дрова и доски залил их водой. Загруженная до полной осадки баржа создавала видимость потонувшего судна. Немецкие летчики посчитав, что баржа затонула, улетели. Через трое суток ее прибило к нашему берегу. Прославилась и матрос Татьяна Шубина. В сентябре 1941г. ее баржу сорвало с якоря и понесло течением к вражескому берегу, где она села на мель в зоне досягаемости артиллерии противника. Сделав вместо унесённой ветром шлюпки плот, Шубина несмотря на контузию, добралась до своего порта. Под покровом ночи буксир снял баржу с мели и доставил по назначению. Хорошо трудилась команда водолазов и озерных буксиров. Отличились буксиры «Морской лев», «Орел», «Никулясы» под командованием капитанов В.Г. Ишеева, И.Д. Ерофеева и И.А. Мишенькина. Так. 17 сентября в сильный шторм разбило шедшую на буксире баржу, на которой находились бойцы. Немецкие самолеты не прекращали бомбить и расстреливать людей в воде. Команда буксира поспешила на помощь. Несколько членов экипажа обвязались тросами бросились в холодную, бушующую воду, привязывали гибнущих людей и вытаскивали на буксир. Ими спасено 200 человек. Несмотря на то, что буксир по иллюминаторы погрузился в воду спасённые благополучно доставлены на берег.
Дорогой жизни назвали ладожский ледовой путь, ибо это была единственная ниточка, по которой шла связь блокированного Ленинграда с Большой землей. Но была еще одна менее известная дорога жизни, проложенная осенью сорок первого года по Ладожскому озеру. По этой дороге регулярные рейсы совершались речниками Ладоги, они провозили продовольствие, медикаменты, вооружение, эвакуировали детей. 9 сентября Военный Совет принял решение организовать в 19 км. от Шлиссльбурга, в небольшой бухте Осиновец на западном берегу Ладожского озера, порт по приёму грузов и вывозу некоторых видов уникального оборудования из города. Уполномоченным по строительству и благоустройству бухты Осиновец был назначен заместитель командующего Ладожской военной флотилией капитан 1 ранга Авраамов. Сок готовности гавани устанавливался: первой очереди (на прием и обработку пяти барж в сутки) – 18 сентября и второй очереди (на двадцать судов в сутки) – 25 сентября. Специальная бригада Северо-Западного пароходства и Приладожского технического (путейского) участка выбрала пустынное побережье, над которым возвышался Осиновецкий маяк. Путейские пароходы «Харьков» и «Ленинград», несмотря на непогоду, привели из Новой Ладоги два землечерпательных снаряда, которые приступили к углублению дна у будущего порта. Эти работы велись под постоянными бомбёжками и невдалеке (30-35 км) от фашистов. Однако размах работ по строительству порта с одновременной эксплуатацией судов оказались не по плечу суетливому и нерешительному офицеру. Поэтому строить порт ускоренными темпами, отбиваться от беспрерывных воздушных атак противника, разгружать суда в предельно короткий срок, обеспечивать безопасность их плавания мог руководитель, обладающий огромной волей, железными нервами и незаурядными организаторскими способностями. 19 сентября Военный совет фронта эти обязанности возложив на члена Военного совета адмирала И.С. Исакова.
В средине сентября через озеро с Волхова проведены в бушующий порт первые две баржи с мукой. Но из-за сильного норд-оста пристать к берегу не смогли, разбились на глазах у строителей. С помощью водолазов часть муки была поднята со дна озера. Так начала функционировать ладожская водная трасса: Гостинополье – Новая Ладога – Осиновец (55 км. от Ленинграда). Только с 12 по 20 сентября здесь разбилось несколько судов. Но, несмотря на невероятные трудности в Ленинград шло продовольствие, боеприпасы и воинское пополнение. В обратном направлении перевозилось заводское оборудование, эвакуируемые жители города, больные, дети. Ладожская водная траса в годы войны стала свидетельством талантливого решения сложных военных, технических и производственных задач.
Начиная с 12 сентября 1941г. и до замерзания Ладожского озера через него в Осиновецкий порт удалось перебросить десятки тысяч тонн продовольствия, военного имущества, горючего, сотни тысяч артиллерийских снарядов и мин, более 3 миллионов патронов и около 100 тысяч ручных гранат. Осенью 1941г. из Осиновца отправлено 10,3 тыс.тонн различных грузов, эвакуировано более 30 тыс. ленинградцев(38). В ходе строительства и эксплуатации порта важная роль отводилась спасательным формированиям. Суть в том, что озёрные баржи приходилось грузить на значительном расстоянии от берега, так как по осадке они не могли войти в устье реки. Частые порывистые ветры в осенний период года мешали, а временами совершенно не позволяли погрузочно — разгрузочные работы. Авиация противника причиняла много бед. Водоспасатели, как и тысячи людей занятых на Ладожской трассе, понимали какую опасность для их жизни представляет работа, и в тоже время они осознавали важность и необходимость своего труда для страны и Ленинграда, и с гордостью выполняли свою работу.
Суда из Осиновца, как правило, отправлялись под покровом ночи. Переход до Новой Ладоги занимал 16 часов потому суда следовали и днем уклоняясь от бомб вражеских самолетов. 4 ноября 1941г. транспортное судно «Конструктор» ночью вышло из порта и взяло курс на Новую Ладогу. На борту находились женщины и дети. Днем недалеко от Осиновца немецкий самолет обнаружил транспорт и начал бомбить. При втором заходе одна из бомб пробила палубу и разорвалась в трюме. Убитых и изувеченных оказалось 102 чел., в том числе 30 человек команды. Много женщин и детей волной смыло за борт в ледяную воду. Спасать их не было возможности, а фашистский летчик добивал из пулемета плавающих в воде. Героическими усилиями оставшегося экипажа полузатопленный «Конструктор» удалось прибуксировать в порт. Исследования архивных материалов показывают, что спасатели и водолазы в ходе выполнения работ нередко тонули, гибли, получали травмы, ибо часто попадали под обстрел вражеских орудий, бомбардировки самолетов. Так, за первые два года войны на Балтийском море, на Неве и Ладожском озере потоплено 275 кораблей и судов общим водоизмещением 155 338 т, из которых поднято 34, общим водоизмещением 27 608тонн. Объем проводимых работ спасателями был обширен, проводился днем и ночью, под обстрелом вражеских оружий в жару и лютые морозы. Чтобы уменьшить давление корпусов кораблей на грунт, нередко использовались 40-тонные металлические плашкоуты. Однако количество понтонов было ограничено.
В 1941 г. из подводной лодки «С-11», затонувшей на глубине 27 м (после торпедирования лодкой противника), три подводника из первого отсека вышли на поверхность через торпедный аппарат в индивидуальном дыхательном аппарате. Таким образом используя индивидуально-дыхательный аппарат (ИДА) было спасено часть экипажа погибшей подводной лодки «Щ-323». Большую роль в деле спасения кораблей играли водолазы. Благодаря им оперативно обнаруживали, обследовали и обезвреживали от мин и боеприпасов корабли и суда. Но гили и иностранные корабли и суда. Так, 7 января 1942г. во время шторма у Балеарских островов переломился на две части французский пароход «Ламорисьер», погибло 290 чел. Судно вышло 6 января 1942г. из Алжира в Марсель. На судне водоизмещением 4712 тонн и длиной 112 метров помимо экипажа было 88 военных и 176 гражданских пассажиров, 492 тонны груза. Оно попало в сильный шторм и затонул. 19 февраля 1942г. затонула французская подводная лодка «Сюркуф» в Карибском море в результате столкновения с американским транспортом «Томсон Лайс», погибло 130 чел. Подобных приме- ров было немало.
В апреле 1942г. возникла реальная угроза минной блокады Севастополя. Фашистская авиация сбросила на фарватеры неконтактные мины секретной конструкции. Против них обычные противоминные приспособления кораблей оказались бессильны. Поэтому, командование флота приняло решение обезвредить «сюрпризы» прямо на дне. Эту задачу поручили старшине 1 статьи водолазу Л. Викулову. Были изготовлены антимагнитное водолазное снаряжение и специальные инструменты. Викулов оказался смекалистым, выполнил задание командования, не подвёл товарищей. Рискуя жизнью, в сложных условиях, под водой он сумел разгадать немецкую новинку, магнитно — акустическую мину и способ обезвреживания. За совершенный подвиг Л. Викулова наградили орденом Красного Знамени(43). Под Севастополем фашистские дивизии встретил шквальный огонь береговых батарей и кораблей, находящихся в Севастопольской бухте. На оборонительных рубежах под Севастополем уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько гитлеровцы потеряла на всех фронтах боевых действий до нападения на Советский Союз.
Анализ архивных документов и материалов показывает, что в первые месяцы войны эпроновцы оказывали помощь боевым кораблям и значительно реже судам гражданских ведомств. Так, в отчётах за 1941 г. в перечне кораблей и судов, которым оказывалась помощь, числились: эсминцы «Громкий» и «Урицкий»; подводные лодки «К-1», «К-4», «Д-32», «К-23»; сторожевые корабли «СКР-21», «Ветер», «Смерч», «Торос»; морские охотники» «МО-132», «МО-142», «МО-143»; сторожевой и торпедный катера, минный заградитель «Мурман», танкер «Юкагир», теплоход «Мария Ульянова» и другие. В сложной боевой обстановке, при повреждениях корабля или судна важное значение имеет борьбы за живучесть. Безусловно эффективность ее зависит от быстрых и последовательных действий экипажа, характера повреждений, воздушных или подводных взрывов, контактных или неконтактных мин, видом боеприпасов, типом и массой взрывчатого вещества (ВВ), характером воздействия боевого средства на судно, прочностью корпуса корабля или судна.
Начатая немцами 29 июня 1941г. операция по захвату Мурманска провалилась. В августе в результате тяжелых боев 19-му горнострелковому корпусу под командованием генерала Дитла удалось выйти на рубеж реки Западная Лица и на южное побережье Мотовского залива, вследствие чего полуостров Рыбачий и Средний оказались с суше отрезанными от наших основных сил. В ноябре фронт стабилизировался в 80-100 км. от Мурманска. В октябре финские войска в районе Масельская и Повенец захватили железную дорогу и южную часть Беломорско-Балтийского канала, отрезав тем самым Кольский полуостров от страны. В сложившейся обстановке в сжатые сроки проложена железнодорожная ветка Беломорск – Обозерская, позволившая соединить Мурманск с Вологдой.
В связи с образованием антигитлеровской коалиции (СССР, США, Великобритания) решался вопрос поставки по ленд-лизу военной техники, оборудования и материалов в которых нуждался Советский Союз. Поставки планировалось осуществлять через Северные порты. В этой обстановке роль спасательных формирований возрастала. Для проверки готовности к приёму иностранных судов осенью 1941г. в порт Мурманск прибыла комиссия уполномоченного Государственного комитета обороны (ГКО) по перевозкам на Севере. Несмотря на то, что выводы комиссии о готовности принять союзные суда оказались неутешительными, приняты срочные меры по подготовки портов к приёму иностранных судов. Трудность состояла в нехватке квалифицированных кадров, работу осложняли сильные морозы, постоянные бомбежки фашистской авиации. В этой обстановке особая роль отводилась работникам спасательных формирований которые обеспечивали оперативную помощь терпящим бедствие кораблям и судам.
Летом 1941 г. отряд судов ЭПРОН (рыболовные траулеры «РТ-32» и «РТ-67») переданы Северной экспедиции по мобилизации, вышли из Мурманска в Иоканку, имея на буксире подводные топливные емкости. Их сопровождал буксир «Пассат», бывший РТ. В районе Гавриловских островов отряд подвергся нападению трех фашистских эсминцев. Сторожевой корабль «Пасьет» вооруженный двумя 45 мм пушками и двумя пулемётами устремился навстречу вражеским кораблям. Командир «Пасьета» старший лейтенант В. Окуневич приказал обоим траулерам идти к берегу. Понимая сложность ситуации пошёл на явную гибель. Он поставил дымовую завесу для прикрытия траулеров и вступил в неравный бой с кораблями противника. Вскоре «Пассат» и тральщик «РТ-67» от полученных повреждений затонули. Из 24 человек на «Пасьете» удалось спастись двум, 33 жертвы оказались на РТ — 67(44). Фашистские корабли расстреливали людей оказавшихся в воде. Несмотря на явную гибель, люди не пали духом, перед смертью пели «Интернационал». На борту «РТ-32» из 25 чел. в живых осталось семеро. Под прикрытием дымовой завесы они сумели оторваться от преследований противника и выброситься на прибрежную мель. Командование уцелевшими шлюпками взял на себя лейтенант Кулагин. Он повёл шлюпки в бухту Гавриловская, где раненым оказали медицинскую помощь. Из-за запоздалой информации выход в море наших эскадренных миноносцев «Гремящего», «Стремительного», «Громкого», в последующем «Куйбышева» и «Урицкого» оказался запоздалым. Фашистам удалось уйти. Через несколько дней немцы хладнокровно расстреляли гидрографическое судно «Меридиан» в районе Семи островов. Погибло 46 человек, в т. ч. пять женщин и трое детей. Спасти удалось — 17 чел.
За время войны экипаж эскадренного миноносца «Гремящий» участвовал в конвоировании 39 союзных и 24 отечественных караванов судов. Экипаж отразил 112 атак вражеской авиации, сбил 14 и повредил 23 самолета. Потопив одну и повредив несколько подводных лодок. Первый северный конвой союзных войск прибыл в СССР 30 августа 1941г. В его обеспечении активное участие принимали спасательные суда Северного флота, Мурманского и Архангельского пароходств. 12 августа 1941г. от причала Ливерпуля отошли шесть британских кораблей и одно датское судно. Их сопровождал эскорт в составе корабля ПВО «Позарика», эсминца «Электра» и пяти вооруженных траулеров. В пути три траулера были заменены более крупными кораблями – эсминцами и тральщиками. Конвой получил название «Дервиш» он благополучно прибыл в Архангельск 30 августа 1941г. (47). За время Великой Отечественной войны в Архангельск пришло более 40 караванов судов. Арктические союзные конвои доставляли вооружение, технику, продовольствие, а обратно возвращались со стратегическим сырьем. За годы войны по программе ленд-лиза суда доставили в Архангельск 4 миллиона тонн грузов, в том числе свыше пять тысяч танков и 7 тысяч самолетов. Из 848 кораблей, принимавших участие в жизненно важных операциях по проведению караванов, погибло более 120. Тысячи человек не вернулись в родные порты. В честь заслуг северян боровшихся с фашизмом в годы Великой Отечественной войны 31 августа 2011г. на набережной в районе улицы Свободы открыта стела в честь Архангельска – города воинской славы.
Среди успешных спасательных операций, проведенных специалистами АСС флота, следует отметить спасение транспортов: «Харматрис», «Ваенга», «Тбилиси», «Харис Бушнел», «Нью-Вестминстер-Сити», «Ландафф» и другие, гибель которых от повреждений и пожаров была бы неизбежной. Так, у транспорта «Тбилиси» водоизмещением 14 тысяч тонн на подходе к Кольскому заливу взрывом торпеды оторвало носовую оконечность, по второй трюм. Несмотря на сильный шторм, команде удалось укрепить переборки, чем было предотвращено распространение воды по судну и его затопление. Получив уведомление об аварии, к пострадавшему транспорту на правилось спасательное судно «Буревестник». Спасателям удалось подать буксирный трос на аварийное судно и отвести его в ближайшую бухту. После улучшением погоды «Тбилиси» отбуксировали в порт назначения. Подобных случаев было немало. К примеру, на подходе к побережью Мурманска немецким самолетом торпедирован американский транспорт «Харис Бушнел» водоизмещением более 14,5 тысяч тонн. Взрыв произвёл большие разрушения в районе машинно-котельного отделения, в трюм начала поступать вода, возникла опасность перелома корпуса. Из-за сложной ситуации команда оставила судно. Но аварийная группа советского спасателя «Памяти Руслана» сумела спасти транспорт. Благодаря мужеству и выдержке спасателей «Харис Бушнел» отбуксировали в укрытую бухту, посадили на мель, где разгрузили. Затем подкрепив переборки транспорта, спасатели откачали воду и отбуксировали судно на завод в Мурманск, для проведения ремонтно — восстановительных работ.
Учитывая характер повреждений и объем полученных разрушений взрывы торпед и мин мало отличаются друг от друга. При контактных взрывах мин и торпед в корпусе судна образуются вмятины, имеющие чашеобразную форму с разрывом обшивки в средней части вмятины. Корпус в месте взрыва, как правило, превращается в бесформенные скрученные обломки. Неконтактные взрывы торпед и мин на небольшом удалении от днища судна могут быть опасны, так как охватывают большую площадь подводной части корпуса. При подобных взрывах затопление судовых помещений происходит на большой длине и бороться с водой затруднено. Корабль или судно быстро уходит под воду. Это подтвердили повреждения, полученные нашими и союзными кораблями и судами в ходе следования конвоев с грузами по ленд-лизу.
Недавно президент В. Путин подписал Указ от 31.07.2023 № 568 «О подготовке и проведении празднования 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов«» … Вопрос важный и необходим ибо ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше и меньше. На их место массово приходят ветераны других войн и военных конфликтов. Этих героических людей многие из которых немало инвалидов не мало, однако отношение к ним желает лучшего. Так, среди наших ветеранов подразделений особого риска есть инвалид 1-й (первой группы), ветеран ПОР. Участвуя в спецоперациях был трижды ранен, награждён правительственными и ведомственными наградами. Ввиду того, что много лет квартиру не дают, он прописан в столице временно, денег на покупку жилья нет. Более 10 лет ему как инвалиду, получившему заболевание (инвалидность) выполняя служебный долг предоставляли путёвку по линии ДТ И СЗН г. Москвы, а в этом году отказали. В письме Заместителя руководителя Департамента Л.В. Митрюк от 15.08. 2023г. №01-71-196/23 сказано: «Право на получение бесплатного санаторно—курортного лечения у граждан льготных категорий не имеющих регистрации по месту жительства в городе Москве по линии органов социальной защиты населения города Москвы отсутствует». Вот такая забота о тех, кто верой и правдой служил Родине, стал инвалидом, а теперь никому не нужен. Квартиру не дают, прописывать постоянно не желают (нет своего жилья), путёвку не дают потому, что прописан временно, хотя раньше предоставляли. (замкнутый круг). Сергей Семёнович наведите порядок в своих социальных службах. Неужели ранение полученное в ходе СВО дает право на льготы, а в других местах нет. Это абсурд, и только….Я не исключаю, так будет и с теми кто ныне воюет на Украине – СВО. Это же бесчеловечно, тем более, что С. Иванов федеральный льготник.
Хочется верить, что в связи с принятием Указа работа будет вестись не компанейски, и затронет каждую семью ветерана войн и подразделений особого риска. Им будет оказана вся необходимая материальная и медицинская помощь Пока, вопросы госпитализации решаются с большим трудом даже в лечебных учреждениях Министерства обороны России. Хочется спросить должностных лиц Министерства Обороны — почему? Сваливать всё трудности на СВО мало убедительно.
Продолжение следует
Член Президиума ЦС РУСО, профессор и журналист В.А. Попович