Е.А. Тимофеев: От диктатуры пролетариата к диктатуре науки

Выбор у человечества нынче невелик: либо диктатура фундаментальной науки, либо фашистская диктатура в новой мировой колониальной системе, либо смертельный крах всей цивилизации. Рыночная культура привела человечество к тому, что товаром стали честь, совесть, справедливость, любовь и уважение к людям и даже наука. Утрачены практически все истинные ценности, характеризующие человека как разумное существо, миссия которого состоит в том, чтобы стать рачительным хозяином на Земле, а не расточительным её владельцем. Очень хочется верить, что внуки наши и правнуки смогут, наконец, перейти от рыночных отношений к человеческим!  Но какое наследство мы им оставляем?

               Общая культура это, прежде всего, способность осознавать смыслы явлений в Природе и обществе в их реальном взаимодействии, то есть основой общей культуры, как личности, так и социума в целом, является уровень научности мировоззрения. Принципиальное различие периодов социалистического строительства и судорожных конвульсий маразматического капитализма особенно чётко прослеживается на примере системы образования. В СССР уже обсуждались планы перехода на всеобщее высшее (разумеется, бесплатное) образование, а сегодня и нормальное среднее считается излишним для большинства людей, которых стремятся заменить роботами. Самым противоестественным способом естественный интеллект заменяется искусственным, с помощью новейших технологий усугубляется практика оболванивания народных масс. Этим и объясняется катастрофическое падение уровня общей мировой культуры человечества. Для нынешней «элиты» характерна свобода маразма за большие деньги.            Коммунизмом Маркс и Энгельс назвали высшую ступень цивилизации. Но эту цель они рассматривали как движение к абсолютной истине, предполагающей бесконечное стремление к совершенству. Это нынче построен потребительский рай, но только для тех, кто преступным путём присвоил столь несметные богатства, кто пресыщен развратом в роскоши. А коммунизм предполагает достижение всем человечеством уровня жизни, удовлетворяющего разумные потребности разумного человека. Вот поэтому само понятие коммунизма так не приемлют чубайсообразные. Два гения человечества — Маркс и Энгельс, осмыслив накопленный мировой историей опыт познания жизни, открыли объективные законы цивилизации и убедительно доказали, что путь к построению совершенного общества лежит через преодоление противоречий развития, прежде всего, классовых. Однако успеха на этом пути можно добиться лишь на базе высокого уровня сознания трудящихся масс, которые своим трудом строят это светлое будущее. И потому вместе со своим вкладом в фундаментальную науку Маркс и Энгельс вооружили пролетариат основанной на этом вкладе идеологической программой практического воплощения теории научного коммунизма в жизнь.

                Необходимо отметить, что это произошло в Западной Европе, которая к тому времени занимала лидирующие позиции в мировой общей культуре, в том числе и в развитии производства. И именно там зародились ростки коммунистического мировоззрения, такие как Парижская коммуна, «Интернационал», вскоре ставший гимном всего трудящегося мира. Но противники идеи коммунизма стараются об этом не вспоминать, а всю свою ненависть изливают на Россию. Потому что именно в России проявился гений Ленина, не просто воспринявшего научно — идеологическое наследие Маркса и Энгельса, а ставшего вдохновителем и организатором Великой Октябрьской социалистической революции в России, созидателем первого в мире государства, начавшего на практике строительство социализма – первой стадии будущего коммунистического общества. Потому что именно  в России продолжателем дела Ленина стал мудрый Сталин, что позволило «Большой России» — Советскому Союзу стать мировой державой, в которой после её великой Победы над фашизмом весь трудящийся мир увидел прообраз своего счастливого будущего. С чего начинался Советский Союз, как общенародное государство (а не империя)? «Мы требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными (выделено мной – Е.Т.) рабочими и солдатами, и чтобы начато было оно немедленно, то есть к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту». Это цитата из статьи В.И. Ленина под названием «Удержат ли большевики государственную власть?» в журнале «Просвещение» в 1917 году. Чуть позже он скажет, что «Идеологи – это сознательные (выделено мной – Е.Т.) руководители». Так Ленин обозначил принципиальную разницу между эрой стихийного капиталистического рынка и эпохой сознательного движения человечества к построению социалистических общественных отношений на базе общей теории цивилизации, сложившейся к началу 20- го века. Символом новой эпохи стало созданное Лениным первое в истории человечества общенародное государство – Союз Советских Социалистических Республик. Надо отдать должное мудрости Сталина в том, что ему удалось сделать это государство первопроходцем цивилизации в соответствии с законами её развития, открытыми мировой наукой.

 В царской России теорию научного коммунизма в системе образования не изучали. Поэтому коммунисты первого поколения занимались самообразованием. Тот же Ленин даже после университета формировал своё мировоззрение в лучших европейских библиотеках и жарких схватках с оппонентами. Сталин, как и многие другие, набирался мудрости по книгам, особенно во время ссылок. (Когда Сталин вместе с М.И.Калининым отбывал ссылку в Сольвычегодске Архангельской губернии, старшие братья моего отца были «волонтёрами» в книгообмене между ссыльными. Я бывал в сталинской библиотеке Кремля и видел множество пометок в мудрых книгах).

               В сложнейший для страны и мира в целом исторический период, когда страна, успевшая сделать первые шаги в строительстве социалистического общества, ценой многомиллионных жертв особенно первых советских поколений одержать великую победу в войне с главным врагом человечества — фашизмом и создать предпосылки для перехода к социализму во многих других странах, Сталин хорошо понимал, что роль общественного сознания в формировании нового бытия необходимо постоянно повышать. Одним введением обязательного среднего образования не обойтись. Нужна фундаментальная Наука.
               Инициировав подготовку новой программы партии в 1947-м году, Сталин убедился в том, что потенциал теоретической мысли не только в стране, но и в партии невелик. А ленинский план построения основ социализма заканчивается. Разработку программы отложили. Что делать дальше? Академии наук в сфере социологии он не очень доверял (и не без оснований), а потому в 1949 году Сталин создаёт Академию общественных наук при ЦК КПСС. Но только в 1964 году в ней формируется кафедра научного коммунизма, и чуть позже начинаются регулярные разработки проблем научного управления обществом.

 Однако было уже поздновато, ибо после смерти Сталина в 1953-ем году достойного преемника не оказалось. И уже Хрущёв «наворочал» в политике и на практике столько, что внёс огромный вклад в победу «холодной войны» американо-английского империализма против СССР. История доказала, что, будучи сыном сапожника и, не имея диплома о высшем образовании, можно набраться мудрости, чтобы стать «большим учёным, даже знать толк в языкознании» и успешно руководить государством, а можно получить диплом одного из лучших вузов страны, но развалить государство, предав свой народ, отдать его на растерзание врагам. Как  это сделал тот же Горбачёв.  Мудрый Фидель Кастро дважды предупреждал его, что нельзя в сложной для страны ситуации одновременно начинать политические и экономические реформы: можно остаться и без партии и без страны.  Так и получилось.  (Мне об этом рассказывал В.И. Воротников, лично передавший эти предупреждения Горбачёву.  Тот не среагировал, что и стало причиной заявления В. И. о выходе из Политбюро.

                Опытом Советского Союза Россия внесла в сокровищницу мирового знания свой огромный выстраданный, но не оценённый по достоинству вклад, на базе которого мировое сообщество честных учёных, представляющих фундаментальную науку, могло бы предложить человечеству разумный спасительный выход на дорогу к Храму будущего без войн и революций. Опыт Советского Союза доказал, что теория научного коммунизма в основном верна и гипотеза Маркса и Энгельса после её практического применения Лениным и Сталиным стала категорией фундаментальной науки, той самой надёжной вакцины, способной спасти мир от современного маразма, в котором Зло стремится к уничтожению Добра. Новым подтверждением того, что Маркс и Энгельс (а значит и Ленин, и Сталин) были правы в определении развития цивилизации, явился скачок Китая в передовую державу мира.

                То, что теория развития цивилизации верна, подтверждает и тот факт, что только в теснейшем союзе с мировой преступностью крупному капиталу, уже давно не знающему пределов разумной прибыли, удаётся удерживать власть над человечеством. Именно это сращение с мафией составляет специфику американской «демократии». Оно стало главным оружием «холодной войны» против Советского Союза, когда подлые предатели интересов народа сплотились с преступным миром и слились с ним воедино. Это и называлось шоковой терапией на вполне научной основе. Это продолжается и в нынешней политике американской «демократии». До сих пор главным итогом второй мировой войны считается полная победа над гитлеровским фашизмом как врагом человечества. Для Советского Союза это была именно победа над гитлеровским фашизмом во имя интересов всего человечества. Такой она была для Сталина и для Рузвельта. Но для Трумэна, подпавшего под полное и исторически подлое влияние Черчилля, она стала всего лишь войной за устранение своего главного соперника в борьбе за мировое господство в интересах мирового крупного капитала, который никогда добровольно не расстанется со своей фашистской и колониальной сущностью. Опасения врагов человечества, что мудрость и взаимопонимание Сталина и Рузвельта позволят заложить основы мирного существования человечества на длительный период, породили не только «холодную войну», но и большие сомнения в естественности преждевременных смертей и Рузвельта, и Сталина. Вот почему сегодня новые фашисты захватили власть в Киеве, а традиционные так усердно поддерживают их.

                За последние полвека жизнь человечества основательно изменилась, однако, не в лучшую сторону. Вспомните мир середины прошлого века, и не покажется ли вам, что именно своим, как всегда подлым, вмешательством во внутренние дела России наследники Гитлера, Трумэна и Черчилля не только её столкнули с верного пути к светлому будущему, но и всё человечество. Причём, надолго, если не навсегда. Под влиянием развития Советского Союза, а затем и стран социалистического содружества, вся цивилизация, хоть и медленно, но продвигалась вперед. После развала системы социализма, коалиция крупного капитала, почувствовав себя победителем, но, озверев в борьбе за мировое господство, сорвала с себя «намордник» мирового права и любыми средствами начала снова удовлетворять свою ненасытную жадность. Она продолжает строить цивилизацию по принципу «И ВОЛКИ СЫТЫ, И ОВЦЫ ЦЕЛЫ». Волки по природе не бывают сытыми, а люди уже не могут, не хотят и не должны быть овцами. На поддержание этого принципа в мире (вооружённые силы, конкуренция и коррупция, неразумно-торопливое внедрение новых технологий, производство предметов роскоши и удовлетворение других ненасытных эгоистических потребностей элиты) затрачивается гораздо больше труда и природных богатств, чем необходимо человечеству для планомерного развития.

               Главная опасность нынешнего этапа цивилизации в том, что науку покупают и заставляют служить не истине, а врагам человечества. Ярким свидетельством этого является множество достижений в отраслевых и предметных научных направлениях, чего нет в обществоведении в целом. Поэтому даже «технари» подобрались к искусственному интеллекту, а «социологи» разучились пользоваться естественным и развивать его. И это привело к развалу классической системы образования, достигшей своего наивысшего состояния в советское время, когда мировоззрение новых поколений формировалось на базе научного понимания общечеловеческих ценностей. Во многих странах мира эта система была оценена по достоинству, но лишь в некоторых остались её отдельные элементы.

               Что касается фундаментальной социологии, то ею продолжают жить немногие последователи Советского Союза. А в капиталистическом мире она давно уже обрела характер антинаучный и антигуманный, стремящийся остановить естественный ход цивилизации лживыми «теориями» типа «либеральной экономики», «шоковой терапии», методиками идеологических диверсий и вечно недоработанными «новыми технологиями», позволяющими получать огромные прибыли, но грозящими страшными непредвиденными последствиями.

               Между марксизмом и религией, как идеологиями, нет непримиримого противоречия. Просто в марксизме, основанном на фундаментальной науке, совершенное общество называется коммунизмом, построение которого и составляет объективную Цель Человечества, как сообщества людей, способных стать разумными существами. Просто в религии абсолютная истина отдана Богу. Однако его заповеди практически совпадают с заповедями коммунистического Манифеста, но полностью противоположны ценностям маразматического буржуазного общества, несправедливости и преступного характера самого «свободного» рынка. Ведь вовсе не божья кара является причиной глобальной катастрофы, переживаемой сегодня человечеством, поедаемым беспощадным вирусом. Бог бы не допустил несправедливости, наказал тех, кто в этом виноват, в ком ненасытная жадность пожрала и ум, и совесть.

               Между научным коммунизмом как общечеловеческой идеологией и идеологией крупного капитала, ставшего прямым наследником фашизма и международной мафии в борьбе за мировое господство, накал противоречий находится на грани смертельного не только для человечества в целом, но и для жизни на планете Земля. Человечество уже переживало подобный момент, когда впервые оказалось на пороге ядерной катастрофы. Тогда честные учёные всего мира смогли остановить это безумие. И сегодня это единственный шанс спасения жизни на Земле. Но сегодня положение намного сложнее, чем в то время. За тридцать лет после развала Советского Союза врагам человечества удалось разрушить не только мировую культуру, но и её основу, её коллективный Разум – мировую фундаментальную науку, потопив в её разрастающейся предметности социологию как отрасль, разрабатывающую стратегию и тактику развития цивилизации. Все многочисленные научные институты и даже академии буржуазного мира, купленные крупным бизнесом, сосредоточились на активизации роста эффективности экономики вне всякой связи с развитием комплекса общественных отношений. А цель осталась прежняя – достижение максимальной прибыли, невзирая на последствия. В основе процесса деградации цивилизации лежит умышленно искажённое понимание диалектики бытия и сознания.

                В этой ситуации обеспечить хоть какие-то гарантии стабильности существования человечества сегодня ещё сможет только мировая фундаментальная наука. Необходим постоянно действующий мировой социологический форум честных учёных, не продавших совесть и честь частному капиталу и имеющих фундаментальную подготовку и опыт исследования социальных систем. Инициатива создания Форума должна исходить от Совета безопасности ООН.

               Жизнь, особенно современная, уже давно должна была бы доказать людям известную истину, что она сама по себе есть ничто иное, как ожесточённая борьба противоположностей. Добро вечно борется со Злом, Хорошее — с Плохим. Некоторые государства борьбу ведут с бедностью, уже отлично понимая, что Зло отнюдь не в бедности, а в разделе мира на богатых и бедных. Вот, что нужно уничтожать, чтобы люди не уничтожали друг друга. Но чтобы жизнь строилась правильно, миру нужна единая Наука, вырванная из частной собственности, а потому свободная и самостоятельная, но встроенная в систему субъекта управления общественным развитием на всех уровнях вплоть до цивилизации в целом.            

               Регулярные экономические Форумы завели мир уже достаточно далеко от истины, и лишили человечество возможности выбора даже ближайших путей развития. Нужна диктатура целостной мировой фундаментальной науки, оперирующей всей совокупностью общественных отношений, в том числе отношений общества и Природы. А как её вывести на такой уровень, должны решить сами учёные на международном Форуме.

                В России, оказавшейся в особо сложном положении из-за катастрофических провалов в политике второй половины прошлого века, особенно необходима оперативная реорганизация Академии наук, которая должна способствовать тому, чтобы она, хотя бы к своему 300-летию, из объекта управления смогла подняться до того, чтобы занять достойное место в субъекте управления страной. В Государственной Думе и Совете Федерации большинство мест должно принадлежать учёным. Вот тогда и сама наука будет развиваться в соответствии с требованиями времени, и уровень сознательного управления ходом цивилизации возрастёт, и все социальные проекты окажутся более эффективными.

Тимофеев Е.А., Заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук, член Союза журналистов СССР, более 30 лет проработавший в известном советском издательстве «Мысль» Главным редактором редакций научной и учебной литературы  АОН и ВПШ при ЦК КПСС – заместителем Главного редактора издательства, с 1984 года Главным редактором, с 1998 и директором.