Е.А. Евтушенко: Теория пассионарности Льва Гумилёва о законах истории

О РОЛИ НАРОДА В ИСТОРИИ     

                                                    Часть III

                                                             История… без историософии – это

                                                                   то же самое, что тело без души.        

                                                                                                         Г. Шиманов

                           1) Мало знать историю, ее надо понимать. 

               Теория пассионарности Льва Гумилёва о законах истории

                                (Предлагается в порядке дискуссии) 

                                                                                                                                     Редактор канала:  В прошлый раз мы с вами говорили о деградации элит и либерализме русской интеллигенции в начале XX века. А что происходило тогда с народом?

Ответ: Народ тоже нуждался в лечении. Меньше, конечно, чем интеллигенция, а, тем более, аристократия, но нуждался.  Главное — в его составе увеличилось число люмпенов-субпассионариев — паразитов на теле этноса. Которых, кстати, в своих ранних произведениях изображал М. Горький. Помните: «Человек — это звучит гордо!». — Кто гордо? Бомж и «алкаш»?!  

И здесь опять — этногенез. С середины XIX века происходит закономерный для фазы надлома деструктивный процесс — количество пассионариев, которые являются стержнем этноса, уменьшается, а количество субпассионариев, разлагающих этнос изнутри, увеличивается. Так всегда происходит в середине жизни этноса (суперэтноса), спустя приблизительно 600 — 700 лет от начала этногенеза (у нас – с Московской Руси, XIVв.).

Эту болезнь можно назвать кризисом среднего возраста. В этот период какая-то часть людей в прямом смысле ВЫПАДАЕТ ИЗ НАРОДА — т. е. из того национального большинства, которое является хранителем ЭТНИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ (ментальности, стереотипов поведения, религиозных установок и культурных кодов). В нашем случае — это либералы-западники из высших и средних классов, и субпассионарии из всех классов.

Дикий капитализм (с 1860-х) сильно ускоряет процесс люмпенизации. По дорогам страны в это время бродит множество субпассионарных «босяков». В крупных городах скапливаются целые колонии бродяг и уголовников. Например, Хитров рынок в Москве. Почитайте В. Гиляровского. Картина не для слабонервных. В деревне становится заметным явлением бытовое пьянство (раньше — это редкость). В городах растет уличная преступность, проституция, новое явление — хулиганство. Моральный уровень заметно снижается.

Или возьмите народное сектантство в начале XX века. Это же целый букет! Вдруг откуда-то повылезло множество доморощенных «гуру», которые стали, при закрытых ставнях, учить народ «истине». Тогда же оживляются старые антисистемные секты, особенно хлыстовство, с его психо-сексуальными оргиями. А скопцы? Это же ужас какой-то! Мужчины отрезали себе детородные органы, женщины — груди. И при этом руководители секты занимались ростовщичеством и ворочали большими деньгами.

Каких только «христиан» тогда не было — духоборы, молокане, прыгуны, бегуны (из старообрядцев)… Всего насчитывалось до 400 сект, не считая мелких групп и толков. Это сейчас у нас большинство сект импортного происхождения, а тогда преобладали «народные». Так, что наверху были свои оккультные кружи (спиритические, «философские» и пр.), а внизу — свои. Показательно, что количество психопатов и самоубийц в это время увеличивается, что так же характерно для СМЫСЛОВОГО кризиса фазы надлома.

У Гумилёва все эти деструктивные явления называются:

1) Антисистемностью и 2) Субпассионарностью.

Антисистемы тогда — это масоны (в основном либералы), космополиты-революционеры, декаденты в культуре, религиозные сектанты и обновленцы в РПЦ.

Субпассионарии делились на две группы: нижнюю — бомжи, «алкаши», мелкие уголовники – и верхнюю — дворяне обломовского типа, чеховские нытики и пр. «бывшие». (См. в моей кн. гл. «Пассионарность» и «Субпассионарии».) 

Все это вместе — деградация аристократии, беспочвенность интеллигенции, нарастание субпассионарности, снижение авторитета церкви, засилье иностранного капитала  — и было ГЛУБИННЫМ кризисом! Протекал он на фоне раскола этноса (раздвоения стереотипов поведения и ментальности) и разрастания антисистем. При этом внешне все выглядело благополучно — развивалась экономика, наука, образование и т. д. А внутри прогнило!

Повторю, для болезненной фазы надлома социальная шизофрения, т. е. раздвоение «коллективного бессознательного» — это такое же закономерное явление, как и размножение субпассионариев. Эта шизофрения не объяснима с точки зрения медицины или социологии, но хорошо объяснима с точки зрения теории этногенеза. Сам Гумилёв связывал его (гипотетически) с расколом коллективного «этнического поля» на две части – старых (традиционных) и новых (буржуазных) русских. По аналогии с биополем человека, когда этнические ритмы входят в диссонанс и вместо симфонии возникает внутриэтническая какофония. (См. гл. «Комплиментарность»)

Вопрос: А что у нас сегодня с «раздвоением»?

Ответ: Увы, эту коллективную шизофрению, которая развивалась в Российском суперэтносе с XIX века, с перерывом на товарища Сталина, мы до сих пор не изжили. Хотя, в целом, проходит, сейчас — остаточные явления. За исключением этнически «разбалансированной» Украины, где ниже пассионарность (у малороссов) и слишком много антисистем.

Вопрос: Вернемся к теме глубинного народа. Все-таки существует устойчивое мнение, что историю делают образованные классы, элитные группы, выдающиеся личности. Как с этим?

Ответ: Никто не отрицает роль элит и прочих ведущих групп в истории. Дело не в этом. Извините, но касаясь законов истории, я говорил о глубинных вещах. Видимо плохо объяснил. (Об этом в гл. «О мере влияния людей на историю»). Цари, «банкиры», лидеры партий, президенты и прочие личности — это верхушка айсберга. А самого-то айсберга – то есть состояние народа, и шире — состояние планетарной цивилизации – мы и не видим. Повторю, это распространенное заблуждение, в том числе и среди историков! Среди них есть стратеги и тактики. Большинство историков — тактики.

Именно поэтому Лев Гумилёв и учил смотреть на историю не с позиции мыши, а с высоты полета орла! Еще раз повторю, чтобы ПОНИМАТЬ ИСТОРИЮ надо:

1) Научиться смотреть далеко, наблюдая колебания истории в движении — десятилетий, столетий, тысячелетий! Именно — колебания (расцветы и закаты цивилизаций-суперэтносов). а не линейное «развитие» от низшего к высшему, на чем, например, настаивает классический либерализм (теория Прогресса, согласно которой, например, ЛГБТ и наступающий сегодня сатанизм — это «высшее»). 

2) Научиться копать глубоко, т. е. опираться не только на «экономику-политику»,  но, главным образом, на устойчивые природные факторы — уровень пассионарности (например, в Европейском суперэтносе он низкий, в Китайском высокий); ментальность,  в основе которых лежит генетическая память народа – архетипы; этническую комплиментарность – то есть совместимость-несовместимость этносов и суперэтносов (цивилизаций).

И, главное, — учитывать не только материальную, но и высшую, ИДЕЙНУЮ мотивацию человека, которая, заметим, может быть и антисистемной, т. е. направленной на разрушение. (Об антисистеме см. в конце гл. «Фаза надлома», Комментарий 1.)

Повторю, зависимость здесь простая — ЧТО В УМАХ, ТО И В ДЕЛАХ! Если у власти созидатели — это одни дела, если разрушители — другие. Иногда бывает, что в правящей элите это перемешивается в разных пропорциях, что сбивает людей с толку. За примерами далеко ходить не надо, достаточно оглянуться вокруг… 

Вот это все — глубинные причины! А наши привычные «экономики» и «политики» — есть следствия (индикаторы!), которые, разумеется, тоже надо учитывать на тактическом уровне, особенно в условиях глобализации.

Причинно-следственная цепочка  — что от чего зависит? — в деле понимания истории простая. Снизу вверх: экономика — политика (т. е. какая политика, такая и экономика, например, после 1917, и 1991 гг.); затем — идеология (какая идеология, такая и политика); далее — ментальность (какая ментальность (народа, отчасти элиты), такая и идеология (или ее отсутствие!); и, наконец, — важнейшие факторы: география (этноса), фаза этногенеза (возраст), культурная и религиозная традиция, от совокупности которых зависит ментальность («что в умах!»).

Добавим, что все это с учетом общепланетарного накопления в сфере производства и науки (от Др. Египта), а в последние 200 лет — еще и с поправкой на антинациональный фактор глобализации, которая искажает природный этногенез, но не отменяет его!

Выше уже промыслительный, религиозный уровень, где работают духовные законы, главный из которых гласит: КАКОВО ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ НАРОДА, ТАКОВА И РЕАЛЬНОСТЬ. Как говорится, что заслужили — то и получили. Все!

Это просто, как табуретка! Однако, по известным причинам, сегодня в головах людей совсем другие схемы понимания истории…

Вопрос: В прошлый раз вы сказали, что глубинный народ, это те люди, которых нельзя превратить в рабов и заставить жить на коленях. А что такое глубинный народ в православном понимании?

Ответ: Помните старинное выражение: «Не стоит город без святого, а село без праведника». Вот эти праведники и есть самый глубинный народ. Почему? Потому, что эти люди (не только монахи, но и миряне) отсекают свое «я», и живут уже не для себя, а для других. Главное — они выходят на прямую связь с Богом и молятся за всю Землю Русскую, за нас с вами.

Если обратиться к истории, то мы увидим, что эти русские праведники всегда составляли ядро глубинного народа —  народа Божия. Во времена Сергия Радонежского и  патриарха Гермогена их было больше. Сейчас —   меньше. Но они, по-прежнему, являются, как бы, ядром в ядре, если взять все наше население.

Один писатель очень точно назвал этих людей, живущих святой жизнью, — «потаенной Россией». Сегодня они незаметны, но это не значит, что их нет. Это просто другая реальность, которую не увидишь на экранах. И когда мы говорим о русском «Третьем Риме» — последнем бастионе христианства на пути мирового зла — мы имеем в виду именно этих праведников, которые, надо это подчеркнуть, будут в России до конца! Даже когда официальная церковь будет захвачена врагом.

Замечу, что в старину эти основополагающие вещи понимали все, сегодня люди имеют по два-три диплома и не знают самого главного. (Вот тебе и «прогресс»!..) 

Чтобы понять, что такое глубинный народ, представьте себе большой круг. Это все население. В нем круг поменьше — это национально-ориентированные обыватели; внутри этого круга — небольшой кружок — пассионарии-патриоты; в нем — точка — это русские святые. Все!   

Вопрос: Что вы можете сказать о современной ситуации в мире?

Ответ: Скажу главное. Мы с вами переживаем удивительные времена — в мире происходят невиданные, поистине тектонические изменения! Человечество находится  на глобальном переходе — старая эпоха «Бесконечного Прогресса» уже кончилась, а новая еще не началась. И какой она будет, никто толком не знает. (Хотя о «дивном новом мире» говорят многие.) В любом случае — нас ждут потрясения. И в этом, безусловно, есть «заслуга» глобальных финансистов. Ну и, конечно, НТР.

  Для нашей же темы важно, что все старые научные методологии («от низшего – к высшему») в современных условиях уже не работают, или почти не работают. Хотя к ним все еще продолжают обращаться, по привычке.

Вопрос: А какие методологии работают?

Ответ: Сейчас работает цивилизационная методология, вершиной которой является теория Гумилёва. Не на сто процентов, разумеется, — на сто процентов никакая научная методология не работает, — но на много.

С точки зрения цивилизационного подхода расклад в ближайшее время будет простой — с одной стороны глобалисты (условный Фининтерн), претендующие на мировое господство, с другой  суперэтносы (цивилизации), которые окажут (или не окажут) этим глобалистам сопротивление. Все будет зависеть, в первую очередь, от уровня пассионарности суперэтноса и его сплоченности.

Всего суперэтносов шесть: Китайский, Индийский, Арабо-исламский (складывается), Латино-американский, Западный (Европа, США и др.) и небольшой Российский. Из них первые четыре высокопассионарные, один слабопассионарный, и один среднепассионарный (Россия). Есть еще большие пассионарные этносы, например, японцы, персы, вьетнамцы. И, кроме того, имеются отдельные, влиятельные игроки, в том числе «сетевые», самые хитрые.

В ближайшем будущем все эти субъекты будут с большим напряжением, бороться за место под солнцем, пока не установится новая система отношений на планете Земля. Так, что впереди много интересного…

Вопрос: В негативном смысле?

Ответ: Скорее в позитивном, поскольку это будет не конец истории, а только очередной (восстановительный!) этап во всеобщем движении к концу. Этот новый порядок можно условно назвать «многополярным миром». Вообще это отдельная тема, в которую мы сейчас углубляться не будем. Может быть, позже. (См. гл. «Глобализация и этногенез».) 

Вопрос: Что же получается? Большинство историков и публицистов сегодня опираются на одни законы, а вы, вслед за Гумилёвым, на другие?..

Ответ: Ну, во-первых, не я один. А во-вторых, поймите меня правильно, я не отрицаю всех известных факторов и составляющих исторического процесса. Я лишь, опираясь на теорию Гумилёва, пытаюсь выстроить ИЕРАРХИЮ исторических СМЫСЛОВ и ПРИЧИН. То есть, — стараюсь выделить ГЛАВНОЕ, учитывая при этом и второстепенное, — будь это экономический уклад или роль личности в истории.

Никто, например, не спорит, что экономика и финансы в СОВРЕМЕННОМ мире являются мощным инструментом воздействия на страны и их элиты. (Но главный вопрос: ЧТО? и КТО? за этими финансами и экономикой стоит!) 

Так же, как никто не спорит, что отдельные личности и группы людей реально влияют на историю, создавая иногда «зигзаги» в ходе исторического процесса, как, например, это произошло у нас после революции 1917 года (мировые революционеры-космополиты до 30-х гг) и после переворота 1991 года («либеральные» преемники мировых революционеров).

Однако, как говорил Гумилёв, «мера влияния человека на историю не так велика, как принято думать, ибо на популяционном уровне история регулируется не социальными импульсами сознания, а биосферными импульсами пассионарности».

Гумилёв писал (в конце 1980-х): « мы можем, подобно резвящимся глупым детям, передвигать стрелки на часах истории, но возможности заводить эти часы мы лишены. У нас роль самонадеянных детей исполняют политики. Они по своему почину переводят стрелки часов с 3 часов дня на 12 ночи, а потом страшно удивляются: «Почему же ночь не наступила и отчего трудящиеся спать не ложатся?».

Остается добавить, что, в конце концов, все эти «зигзаги» выправляются ходом истории, оставляя после себя лишь шрамы и неприятные воспоминания. И главным действующим лицом в этом ходе истории является ГЛУБИННЫЙ НАРОД. Что же касается «политиков», то у них остается два варианта: или они идут за своим народом, и, следовательно, сохраняют свои позиции, или идут против народа и сметаются на обочину истории. Рано или поздно.

Лев Гумилёв говорил: «Гуманитарная наука даёт возможность многое узнать, но не позволяет многого понять. Гуманитарий ограничен научным уровнем изучаемых авторов древности, а он был ниже, чем в ХХ веке. Этнология ставит другие задачи. Она опирается не на тексты, а на факты и на их системные связи». Таким образом: «В науке существует только один критерий: мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, сколь бы привычны они не были».

Актуально, не правда ли?

Вопрос: Приведите, пожалуйста, пример решающей роли глубинного народа в исторических событиях.

Ответ: Возьмем катастрофичный XX век. Мировые банкиры и прочие враги хоронили Россию в XX веке трижды (!) — после 1917, 1941 и 1991-го. Каждый раз они радовались и потирали руки, ведь «экономически» и «политически» они все просчитали. Но! Но у них ничего не получилось! Почему? Потому, что включился «загадочный русский фактор», который невозможно просчитать в рамках либеральной методологии («прогрессистской», «мир-системной», «постиндустриальной» и пр.). Но который четко просматривается с позиций теории этногенеза Гумилёва. В 1941 — понятно. Но кто не позволил им нас убить (как нацию), после 1917 и 1991 г.? Элиты, «интеллигенция»? — Нет, народ, который еще НЕ ПОТЕРЯЛ СВОЕЙ ПАССИОНАРНОСТИ, СВОИХ КОЛЛЕКТИВИСТСКИХ АРХЕТИПОВ, СВОЕЙ ДУХОВНОСТИ, наконец! Каждый на своем месте! Разумеется, свой вклад в сопротивление внесла и та часть правящего слоя и национальной интеллигенции, которая осталась со своим народом. 

   Вообще, закономерность здесь простая — элиты и «заговорщики» начинают, а народ ставит точку! Так было в Смуту XVII века. Так было в Гражданскую войну (вспомните М. Булгакова: «Народ не с нами, народ против нас!..»). ТАК БУДЕТ И ДАЛЬШЕ, пока не иссякнет наша пассионарность. Как, например, она уже почти иссякла в Европейском суперэтносе, который старше Российского (не Славянского!) на 450 — 500 лет. 

   И еще, хочу повторить. Под народом я подразумеваю не то население, которое в смутные времена занимает выжидательную «позицию мыши», а небольшую группу ПАССИОНАРИЕВ-ПАТРИОТОВ, плюс более широкий слой активных обывателей, которые их сознательно поддерживают.

   В первую очередь, за счет этой пассионарной части и обновляется элита и образованные классы — в течение веков!  Посмотрите на сталинских наркомов, маршалов Победы, советских академиков. Большинство из них вышло из простых рабочих и крестьян! И это тоже один из результатов Октября 1917. Нравиться это кому-то, или не нравится.

А вообще-то, мы на том старом запасе и держимся до сих пор… Да-да! На том, что создал, а, затем, сохранил этот самый глубинный народ! 

                                                                                                  Евтушенко Е. А. .                                                                                                                                                                                                                   Из сборника статей 2021 г.