Почему нас в России стало меньше, а мигрантов – больше?
Миграции в Россию. Угрожает ли нам новое переселение народов?
Взгляд с позиции пассионарной теории Льва Гумилёва.
Редактор канала: Мы вновь встретились с нашим другом историком и этнологом Е. А. Евтушенко чтобы поговорить о важнейшей проблеме сегодняшнего дня – миграциях в Россию.
Вопрос: В чем причины нарастающей миграции в Россию с точки зрения этнологии? И каковы перспективы решения этих проблем?
Ответ: Срезу замечу, что сегодня мы будем говорить о глубинных причинах этого явления. Такие вопросы, как проводимая правительством РФ миграционная политика «открытых дверей», заинтересованность бизнеса, влияние гибридной войны на демографию, и другие известные факторы рассматриваться не будут.
Среди причин легальной и нелегальной миграции в РФ чаще всего называют низкий уровень жизни и безработицу в бывших южных республиках СССР, а так же слабую заселённость России, особенно её азиатской части. Трудно с этим не согласиться, но если посмотреть на эти вещи с позиции теории этногенеза Льва Гумилёва, то есть посмотреть в корень, то всё сводится к простому выводу: миграции, как и демографический спад, есть следствие слабости нашего национального организма, что является результатом, недавно пережитой, фазы надлома (сер. 19-20 вв.).
Напомним, что суть надлома заключается: 1) в расколе единогоэтноса (суперэтноса) на 2-3 враждебные группы (красные, белые и др.); 2) в резком снижении пассионарности, с максимальной до средней, что приводит к увеличению числа субпассионариев (социальных паразитов) и активизации антисистем (внутренних врагов). (Подробнее см. в моей кн. «Пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилёва: осмысление и попытка применения», гл. «Фаза надлома».)
Здесь мы должны чуть подробнее объяснить, в чём суть теории этногенеза Л. Н. Гумилёва.
Пасссионарность – это сила, избыток энергии этноса (нации). Она может быть высокая, средняя, нулевая, или отрицательная, ниже нуля.
Носители пассионарности – пассионарии – люди, сверхэнергичные, в пределе жертвенные. Их в составе этноса немного, но они составляют тот каркас, на котором всё держится. Чем их больше, тем сильнее народ, чем меньше – слабее. Наиболее яркие признаки высокой пассионарности этноса (суперэтноса) – это воинственность, стремление к экспансии, религиозность (идейность), строгость нравов и активное размножение. Признаки низкой – все то же самое, но со знаком минус. Разумеется, все это – с поправкой на традиционную культуру и религию данного этноса, а сегодня – еще и на глобализацию.
Пример низкой пассионарности – Древний Рим периода упадка (обскурации), где процветали все пороки и извращения, женщины перестали рожать, а люмпены-паразиты (субпассионарии) требующие «хлеба и зрелищ», стали диктовать свою волю всем остальным. И где к 4-5 вв. мигранты вытеснили почти всё коренное население! Этническая система сгнила и рухнула сама. Варвары лишь нанесли последний, несильный удар. (Подробнее см. в гл. «Пассионарность» и «Субпассионарии».)
Теперь легко ответить на вопрос – какой уровень пассионарности, например, в китайском суперэтносе, а какой в западноевропейском, и его продолжении – США (у белых). Европейцы уже вступили в последнюю фазу обскурации, за исключением восточных немцев и немногих других. Им приблизительно 1200 лет. Это почти предельный возраст. А Китай – в конце фазы подъёма. (Это 4-е по счету китайцы от древнейших.) Хотя ещё 200 — 300 лет назад он лежал в полупараличе, и его грабили все, кому не лень, в том числе и русские.
Наряду с Китаем набирает силу пассионарный индийский суперэтнос (3-й). На подъеме мусульманский (2-й) и латиноамериканский суперэтносы (складываются). Кроме того, в Большой Азии есть еще крупные пассионарные этносы. И согласно теории этногенеза, впереди у них большое будущее.
Вопрос: А что вы скажете о бывших республиках СССР
Ответ: Если посмотреть на постсоветское пространство, то мы увидим, что уровень пассионарности в большинстве среднеазиатских и ряде кавказских республик выше, чем в России. Не радикально выше, а сравнительно выше. Надо признать, что значительная часть этих народов активнее русских. Но главное – в 20 веке эти этносы не были расколоты на ментально конфликтные группы, как это было у русских до начала 21 века! Поэтому они сейчас быстро размножаются и, чтобы выжить, едут на заработки в Россию.
Это же касается и многих других мусульманских народов направляющихся сегодня в «развитые» низкопассионарные страны Запада. И это вполне закономерно – по Гумилёву последний пассионарный толчок был азиатским (18 век). Он прошел от Японии через Китай, Сев Индию, Иран и Сев. Африку – почти по широтному направлению, с последующим дрейфом пассионарности на север и юг от этой линии (у нас это Средняя Азия и Кавказ!). Именно поэтому через 150 — 200 лет (инкубационный п-д фазы подъема) в Большой Азии все забурлило! Сегодня многие азиатские народы находятся уже в акматической фазы этногенеза (это около 300 лет), где уровень пассионарности максимальный. (Подробнее см. раздел Фазы этногенеза.)
Это – первая причина повышенной пассионарности наших южных соседей. Вторая причина – внутренняя. Если взять этносы Средней Азии, то их этногенезы, в большинстве своем, начинаются позже русского (наш этногенез — с 13 в., Московская Русь). Например, узбеки складываются в современный этнос с 15 века, следовательно, они моложе русских на 200 – 250 лет. Отсюда вытекает, что сегодня они находятся в акматической фазе, и их надлом еще впереди.
Таким образом, на наших глазах срабатывает закон сохранения энергии: высокая пассионарность направляется в зону меньшего сопротивления. Как это было, например, у русских в акматическом 17 веке, когда они завоевали и освоили огромную территорию Сибири, населенную немногочисленными низко- и средне-пассионарными народами.
Серьезное сопротивление там оказали сибирские татары и, особенно, енисейские кыргызы, война с которыми продолжалась 75 лет(!), после чего, в 1703 г большая их часть убежала от сибирских казаков на территорию современной Киргизии.
Замечу, как коренной сибиряк, по матери, что у потомков сибирских казаков и первопроходцев (челдонов) уровень пассионарности до сих пор выше среднего, поскольку этот признак наследуемый и размывается медленно. Однако, общий уровень уже не тот.
Сегодня трудно поверить, но это про русских тогда говорили: «Понаехали тут!». Инерции этой русской пассионарной волны «от Волги до Енисея», и затем дальше – на восток, запад и юг (в 16 – 19 вв.) хватило до середины 20 века! К этому времени русские, вместе с украинцами и белорусами, расселились по всем «национальным окраинам». (Например, моя бабка по отцу, белоруска, родилась в 1917 г. в Грозном.)
А что теперь? – А теперь не только в Центральную Россию, но и к нам в Сибирь в большом количестве приезжают мигранты из Средней Азии. И морозы их нисколько не пугают. В том числе возвращаются киргизы. Они, в отличие от других, прекрасно помнят, что их предки прожили на Среднем Енисее около тысячи лет до прихода русских. А до них здесь почти тысячу лет жили динлины – высокие, голубоглазые европеоиды, похожие на великороссов (тагарцы). А до них – другие европеоиды (афанасьевцы). И так, по ступенькам этногенезов, – до верхнего палеолита. Это к вопросу: «кто же тут местный?». (Согласно теории пассионарности – кто сильный, тот и местный!)
Еще один пример – небольшой этнос – чеченцы. У них налицо все признаки высокой пассионарности: воинственность, религиозность, строгость нравов и высокая рождаемость. И это несмотря на две войны. Другой пример – эвенки, тихий, безобидный народ, как дети, – нулевая пассионарность (этнический реликт).
Вопрос: А можно чуть подробнее о русских?
Ответ: Русский этнос, ставший основой для формирования российского суперэтноса (Большой России), складывается в 13 — 15 вв., после распада Киевской Руси, которую населяли славянские этносы. То есть, мы моложе европейцев на 450 — 500 лет. Сегодня уровень пассионарности российского суперэтноса, приблизительно, средний. Это немало. Для того чтобы сохранить и защитить, то что было добыто нашими пассионарными предками, запаса энергии вполне хватит.
Первая фаза русского этногенеза (после предыдущего, славянского этногенеза с 1 по 13(15) вв.) занимает около 300 лет – от Александра Невского (сер. 13 в.) до Ивана Грозного, при котором завершается создание нового Московского царства. В 16-18 вв., этническая система достигает энергетического пика (вторая, акматическая фаза) – в этот период создается мощная Российская империя и складывается российский суперэтнос – русские, малороссы (без западных галичан), белорусы и коренные народы России. В 30 — 40-е годы 19 века Россия вступает в надлом – третью, самую тяжёлую фазу в жизни любого этноса, хуже только в последней фазе обскурации.
В надломе, напомним, резко снижается уровень сопротивляемости этнической системы, иммунитет падает, национальный организм болеет. Этнос (суперэтнос) раскалывается на две (в основном) части, которые начинают враждовать и воевать между собой, растрачивая пассионарность во внутренних конфликтах. В Европе это католики и протестанты (жуткие религиозные войны в 16 — 17 вв.); в Византии – иконоборцы и защитники икон (8 — 9 вв.); в России: почвенники и западники (19 в.), затем – красные, белые и зелёные (1917 — 21 гг.), далее – «демократы» и консерваторы (кон. 20 в.). (См. гл. «Фаза надлома».) Замечу в скобках, что сам Гумилёв, опасаясь аберрации близости, дальше 18 века не заходил.
Самое неприятное, что этнос в этой фазе теряет внутреннее единство и начинает пожирать сам себя, брат идет на брата. Это эпоха кризисов, гражданских войн, революций. Говоря по-простому, надлом – это когда свои бьют своих, а чужие им помогают. Устойчивость в такой полуразорванной этнической системе может поддерживаться только силой. В советское время такой силой становятся, сначала, большевики, затем, сталинская группа.
Вообще, между фазой надлома и фазой обскурации довольно много схожего. Поэтому, между негативными процессами, идущими в Западной Европе, которая вступила в обскурацию в конце 20 века, и процессами, идущими у нас, можно провести параллели. В том числе, по миграциям и снижению рождаемости. Но у них, несмотря на накопленные богатства, уже нет шансов. Они болеют от старости (ещё не дряхлости). А у нас есть шанс. Ибо наша болезнь связана с «кризисом среднего возраста». Рано или поздно это проходит. За исключением очень редких случаев.
Надлом – это постоянная внутренняя борьба, то вялотекущая, то обостряющаяся. Это непрекращающаяся гражданская война, которая принимает разные формы. Причем, наше положение осложняется еще и тем, что в последние 25 — 30 лет российский суперэтнос переживает фазовый переход от надлома к фазе инерции. Идет очень болезненная межфазовая ломка. А в такие периоды этнос становится совершенно беззащитным. «Как змея, когда она меняет кожу», – говорил Гумилёв. (Подробнее см. в статье «Теория пассионарности Гумилева о современном состоянии России», на Дзен-канале «Вход в будущее».)
Возвращаясь к причинам того духовного кризиса, который ударил по нашему народу в 90-е и последующие годы, мы должны констатировать, что он является следствием всё той же застарелой, более чем 150-летней этнической болезни. Помноженной на вмешательство (с 19 века) внешних врагов-глобалистов и их агентов внутри страны. А так же – на 30-летнюю гибридную войну против России после «революции» 1991г. (Эту тему мы затрагивать не будем, поскольку про внешних и внутренних врагов уже написаны горы литературы.)
Вопрос: А что сегодня?
Ответ: Сегодня российский суперэтнос переживает закономерный ментальный шторм при переходе к следующей, «буржуазной» фазе инерции. Затянувшийся (с 90-х) по причине козней все тех же глобалистов. Можно сказать – почти пережил. По всей видимости, мы сейчас находимся на входе в эту, самую комфортную для обывателя, – сытую и стабильную фазу, которая продолжается около 300 лет. (Европейский суперэтнос прожил в ней с 17-го по 20-й век.)
Показателями завершения фазового перехода является: 1) преодоление красно-белого раскола (в основном); 2) уменьшение числа субпассионариев; 3) ослабление «либеральной» антисистемы; 4) Заметное усиление патриотических настроений (по сравнению с 90-ми).
Теперь – главное. Если российский суперэтнос благополучно войдет в инерцию, то проблемы низкой рождаемости и нашествия мигрантов решатся естественным образом, «в рабочем порядке». Поскольку после выздоровления и обретения национальным организмом иммунитета это будет сделать не сложно. Ситуацию с нелегальными и избыточными мигрантами можно изменить за считанные недели (месяцы) с помощью административных мер. С рождаемостью – за считанные годы. Разумеется, в той мере, в какой это возможно при средней пассионарности и, естественном для фазы инерции, преобладании мелкобуржуазной ментальности.
Вывод: Не будем паниковать! Новое масштабное переселение соседних народов, которое бы привело к вытеснению русских, нам не грозит. Хотя, конечно, немного потесниться придется. Будем реалистами. Против законов природы, как говорится, не попрешь. (Этногенез – это природное явление.)
Здесь главное, чтобы численность мигрантов из других суперэтносов не превысила критический процентный порог, за которым начинается размывание русского и других коренных народов, составляющих российский суперэтнос. Думаю, до этого не дойдет. Правда, остается проблема столицы, уже напоминающей Вавилон. Но столицу можно перенести в другое место, или найти какое-нибудь иное решение.
Вопрос: А что говорил Гумилёв по поводу контактов представителей разных национальностей?
Ответ: Если коротко, то межэтнические контакты, по Гумилёву, бывают трех типов: положительные (симбиоз – русские и татары, и многие др.), нейтральные (ксения – русские и русские немцы) и отрицательные (химера – зап. украинцы, отчасти прибалты). Очевидно, что есть еще и промежуточные варианты контактов, которые со временем видоизменяются – кто-то притирается, кто-то ассимилируется, кто-то отторгается. Этногенез – процесс очень сложный и многообразный. Тут единых формул нет, есть общая закономерность, которую открыл нам Гумилёв.
В целом же, касаясь национальных проблем, ученый говорил следующее: «девиз жизни в полиэтническом (многонациональном) государстве – в мире, но порознь!». То есть, когда каждый этнос живет преимущественно на своей территории и не вмешивается в дела других этносов. Особенно это важно, при слабой этнической комплиментарности (совместимости этносов), а тем более, ее отсутствии.
А еще Гумилёв говорил, что внутри государства (СССР), должна быть своя международная политика.
Таким образом, можно констатировать, что наше сегодняшнее этническое положение (в том числе демографическое) неприятное, но отнюдь не безнадежное. Хоронить русских пока еще рано – запас прочности и способности к выживанию в неблагоприятных условиях в нашем народе – есть.
Остается добавить, что для полного выздоровления нам весьма поспособствовала бы серьезная геополитическая встряска, то есть – Большая война, за которой, думается, дело не станет. Да-да, я не оговорился, именно большая война, которая, как правило, помогала русским очиститься и объединиться. Да и врагам России, в том числе внутренним, такая война будет хорошим уроком. Похоже, они забыли русскую историю. Давно не учили.
И в завершение я хочу привести следующие слова Льва Николаевича Гумилёва: «Я давно знаю, что такое пассионарность, и что в исторических категориях возможно применять работающие пассионарные подходы. И что решаются исторические проблемы с помощью моей концепции с такой же легкостью, как человек, знающий алгебру, решает арифметические задачи».
В нашем сегодняшнем разговоре мы попытались обратиться к исторической алгебре. Что, впрочем, не умаляет значения исторической арифметики.
Евтушенко Е. А. Из сборника статей 2022 г.