Е.А. Евтушенко: «О методологии истории»

Что из чего вытекает?

      У нас издавна принято все сводить к экономике и политике. Дескать, хорошо будет с экономикой и правящей элитой — хорошо будет со всем остальным. Вроде бы убедительно. Однако, если копнуть поглубже, то выясняется, что политика и экономика — является не причиной, а следствием! Следствием чего? В первую очередь – господствующих в обществе ценностей, т.е. человеческих желаний и целей.

      Наш тезис: в основе всего – человек (народ) с его мироощущением и мировоззрением (которые складываются веками и видоизменяются медленно), а затем уже все остальное — политика, экономика, социум, культура, церковь. Как говорится, «что в головах, то и в делах».     

      Чтобы разобраться в этом вопросе следует обратиться к «матчасти», т. е. методологии.

     Рассмотрим следующую, предельно упрощенную, схему:

  1.  Согласно ортодоксальной марксистской методологии — развитие экономики (капитализма) неизбежно должно привести к мировой коммунистической революции и дальнейшему объединению всех людей на планете в одно счастливое безнациональноеи безрелигиозное целое. И это будет – прогрессивное развитие.

Можно назвать этот подход – Глобалистским проектом-1. Его продолжение сегодня – так наз. «мир-системный анализ», который является вариантом левого глобализма троцкистского толка.

  • Согласно либеральной (классической) методологии — светлое будущее Всеобщего Изобилия наступит само — благодаря капитализму, научно-техническому прогрессу и демократии. Революции в этом случае не обязательны. Церковь предельно упрощается и становится поставщиком услуг (протестантизм). Нации сохраняются. Главное здесь — стремление к богатству и идея Бесконечного Прогресса, в основе которого лежит  НТР и экономика — индустриальная, постиндустриальная и пр. 
  • Следующий подход — Глобалистский проект-2 («Фининтерн», «Инклюзивный капитализм», «Великая перезагрузка» и пр.). Его суть: Капитализм — долой! Государства и нации — долой! Семью — долой! Половые различия долой! Традиционного человека – тоже долой! Наверху – сверхлюди, внизу – «служебные люди», в пределе – киборги. Религия заменяется оккультизмом, в пределе – сатанизмом. И да здравствует «трансгуманизм» и Новое Цифровое Рабство, совершенно безболезненное для вас!

      Попытку реализации этого проекта мы наблюдаем в последние годы.

      Насколько она успешна – судите сами (подсказка ниже).    

  • Цивилизационныйподход. Остановимся на нем подробнее. Согласно этому подходу, цивилизации (суперэтносы) – живые организмы, имеющие свой срок жизни – 1200 – 1400 лет. При этом, некоторые из них могут обновляться,  как, например, Китайская (4), Индийская (3(4)), Арабо-исламская (2) и др., оставаясь на плаву долгое время.

     Для нашей же темы (ценности!) важен тот факт, что во всех суперэтносах во вторую половину их жизни (по мере снижения пассионарности – в фазах надлома, инерции, обскурации), люди начинают отказываться от идеальных ценностей (мировоззрений) и стремиться к ценностям материальным. Вместо Бога поклоняться деньгам. Вследствие чего, в заключительный период существования суперэтноса значение «экономики» и «финансов» возрастает. При этом возрастает и роль соответствующих «элит».

     Например – протестантская этика и европейский  капитализм, когда после Реформации XVI – XVII вв. «Европа рыцарская превратилась в Европу торгашескую». А до этого были древние капитализмы – вавилонский, древнегреческий, карфагенский, римский, византийский, и пр. со своими элитами олигархического типа. (См. историю древних цивилизаций.)

      Разумеется, все это с поправкой на НТП, культуру и религию данной цивилизации, особенно древней. (Культурные коды!) Например, в Средиземноморье буржуазности было больше, на Востоке – меньше.

     Согласно цивилизационной методологии – экономика вторична. Она развивается и деградирует вместе с той или иной цивилизацией (суперэтносом). Происходит это на фоне общепланетарного накопления материальных и культурных ценностей, научных достижений и пр. – от первых цивилизаций Египта и Междуречья (IV тыс. до н. э.), до «передовой» Европейской цивилизации, которой «повезло» с географией, климатом, банковской системой (с XIII в.), и, особенно, НТР (с XIX в.)

       Цепочка зависимостей, в первом приближении, при цивилизационном подходе простая: 

       а) Какая политика – такая и экономика, т. е. новая власть определяет новый экономический курс. Как, например, это было в России после «реформ» 1860-х (начало капитализма и проникновение Фининтерна), после 1917 г. (Автаркия) и 1991 г. (Фининтерн-2);

б) Какая идеология – такая и политика;

в) Какая ментальность и стереотипы поведения (народа, отчасти элиты) – такая идеология (или ее отсутствие, как сегодня);

г) Самое главное. Каков уровень пассионарности этноса (фаза, межфаза) и его география (гл. обр. климатические особенности), а так же – культура и религия (коды) — такова ментальность и этнический стереотип поведения.

Все это – с учетом влияния нарастающей волнообразно финансовой глобализации – от древних банков Вавилона и Финикии (II тыс. до н. э.) до современного «Фининтерна».

       Яркий пример приведенной цепочки зависимостей и решающей роли ментальности – это советский период 1917 – 1991 гг., когда происходило, начавшееся еще в XIX веке, размножение  «буржуазного человека» (потребителя!), естественное для фазы этнического надлома (сер. XIX – кон. XX вв). (Подробнее см. в моей кн. главы «Почему мы никак не построим правильный капитализм» и «Фаза надлома»)

       Таким образом, в основе – человек с его мироощущением! На современном планетарном уровне – с антиглобалистским мироощущением, присущем большинству этносов на планете Земля. (См. «анти-съезды» ШОС, БРИКС и др.)

При этом, конечно, есть и обратная связь — от экономики к политике и дальше. Например, хозяйственные системы «суши» и «моря» (география!) чаще всего порождали разные политические системы – деспотию и олигархию. Существует и другая связь – от элитных групп к народу («какой поп такой и приход»)  . Но! Но, в первом случае это влияние осуществляется на уровне первоначального толчка. Во втором – на уровне следствия, а не причины, ибо какие в стране приходы, такие, в конечном счете, и попы. (Диалектика!)

        Методологически выше – уже религиозный, промыслительный  уровень, к которому ограниченная научная методология не применима. Здесь зависимость простая: каково духовное (религиозное) состояние народа, такова и реальность– культурная, нравственная, церковная, демографическая, социальная, всякая. Главный духовный закон известен  Дух творит форму!  Или что в умах, то и в делах. Эта зависимость становится видимой в длинном историческом времени, когда счет идет на века. Например, деградация христианства в Европе  с XV (XVI) по XX вв. и современные «формы» европейской жизни.

    Таким образом, на сегодняшний день мы имеем две «экономические» методологии (истории) — ортодоксальную марксистскую и классическую либеральную. И две не экономические — цивилизационную (природосообразную) и глобалистскую-2 (антиприродную).

     Первые две – исторически проиграли, что, впрочем, не исключает рецидивов «старого» либерализма и троцкизма («левого глобализма»).

     Глобалистская-2 на наших глазах начала проигрывать, предварительно напугав всех «пандемией». Причина проигрыша – в коллективном сопротивленииглобальным элитам пассионарных суперэтносов: Российского, Китайского, Арабо-исламского, Индийского, Латино-американского; и – отдельных крупных этносов, по нарастающей.

       Выигрывает цивилизационная методология, единственная, подчеркнем, в которой сформулировано понятие антисистемы – разрушительной силы, скрывающейся за тремя перечисленными выше подходами. (Об антисистеме см. Комментарий 1. В кон. гл. «Фаза надлома».)

      Таким образом, будущее – за цивилизационной и последней глобалистской методологией. Именно в такой последовательности: сначала — цивилизационная: многополярный мир, после большой войны;  потом, вероятно, глобалистская-3: разложение многополярного мира изнутри; и глобалистская-4: политическая, религиозная и культурная унификация человечества, и формирование реального мирового правительства.

       Возможно, в промежутках будет что-то еще, но последняя – религиозно-политическая.

       Кто-то спросит: А почему так? – Ответ дает христианская методология. Почитайте Апокалипсис Иоанна Богослова и Священное предание, и все станет на свои места. (Атеисты могут предложить свою картину будущего.) Когда человечество потеряет последнюю духовность, тогда «глобалисты» последних времен (антихрист, третий храм) возьмут власть в свои руки. Всю. На три с половиной года.

       А потом начнется совсем другая история.

    Итак, когда вам в очередной раз, кто-нибудь из аналитиков будет рассказывать о решающем значении «экономики»,  или решающей роли «глобальных элит» (например, о реализации тоталитарных «антиутопий» в ближайшее время), то вспомните об упомянутых  методологиях и начните соображать самостоятельно. Зная расклад, это не трудно.

      Что же касается дискуссионности затронутых вопросов (на научном уровне), то, как говорил Лев Гумилёв: «мнение не должно противоречить строго установленным фактам, но вправе противоречить любым концепциям, сколь бы привычны они не были!». Разумеется, это утверждение касается уже совершившихся событий.

                                                                                                                  Красноярск     2022 г.