Дидактические принципы методики педагога-новатора Виктора Федоровича Шаталова

Плотников П.В.,

профессор кафедры педагогики
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,
доктор педагогических наук, профессор,
 академик МАНПО

Саенко А.С.,

студент исторического факультета
ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»,
учитель истории МОУ «Средняя школа № 29 г. Макеевка»

УДК 37.022

Дидактические принципы методики педагога-новатора
Виктора Федоровича Шаталова

Аннотация. В статье рассматриваются основные положения, выделяются и обобщаются дидактические принципы методики донецкого педагога-новатора В.Ф. Шаталова. Цель статьи – определив дидактические принципы методики В.Ф. Шаталова, раскрыть каждый из них. Опираясь на такие методологические подходы, как аксиологический (философский уровень методологии), системный, синергетический и акмеологический (общенаучный уровень методологии), личностно ориентированный, культурологический и деятельностный (конкретно-научный уровень методологии).

Ключевые слова: В.Ф. Шаталов, методика, педагогика, школа, урок, образование, обучение, опыт.

Annotation. The article examines the main provisions, highlights and generalizes the didactic principles of the methodology of the Donetsk educator-innovator V.F. Shatalov. The purpose of the article is to define the didactic principles of V.F. Shatalov, reveal each of them. Based on such methodological approaches as axiological (philosophical level of methodology), systemic, synergetic and acmeological (general scientific level of methodology), personality-oriented, culturological and activity-oriented (specific scientific level of methodology).

Keywords: V.F. Shatalov, methodology, pedagogy, school, lesson, education, training, experience

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными или практическими заданиями. Сегодня перед школой стоит трудная задача – хорошо учить и дать среднее образование всем детям. Всем, кто способен, и кто кажется неспособным, кто хочет учиться, и кто вроде бы и не хочет. Мы еще не привыкли к мысли, что это возможно.

При советской системе образования школа развивала умение мыслить. Именно поэтому советские специалисты были нарасхват по всему миру. Эта система давала очень широкий спектр знаний и умение мыслить самостоятельно, нешаблонно.

Имя советского педагога-новатора из Донецка Виктора Федоровича Шаталова гремело и продолжает греметь не только в Донбассе, но и далеко за его пределами. О нем пишут в газетах, продолжают спорить в учительских. Как только не называли научные разработки В.Ф. Шаталова в разные времена – оригинальной методикой, эффективной технологией обучения, фантастической или блестящей методической системой овладения учащимися содержанием образования и т.д.

За плечами Виктора Федоровича Шаталова 60 лет педагогического стажа, из которых 40 лет – исследования и эксперименты. Издано более 60 книг, большинство из которых переведены на 17 языков мира [2].

Учитель-ветеран, «навечно вызванный к доске», создал свою школу, свою систему быстрого и глубокого обучения. К сожалению, в декабре 2020 года Виктора Федоровича не стало.

Отдельные вопросы научно-методического опыта педагога-новатора В.Ф. Шаталова были освещены в работах исследователей Л. Бондарева, В. Носача, П. Плотникова, С. Виноградова, С. Соловейчика, А. Кучерявого, М. Скаткина, Д. Мальцевой, В. Рыжовой, Г. Селевка, В. Липы, А. Коломийца, А. Зимульдиновой и др.

Считается, что благодаря дидактико-методической системе В.Ф. Шаталова, дети лучше усваивают учебный материал, опережая программу обучения, таким образом высвобождая время для самостоятельной работы, развивают необходимые для этого личные качества, а у учителей формируется гуманистическая направленность личности учителя, и ребенкоцентричные приоритеты. Поэтому целью статьи является, определив дидактические принципы методики В.Ф. Шаталова, раскрыть каждый из них, а также раскрыть основные приемы и методы его дидактико-методической системы.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Система В.Ф. Шаталова характеризуется использованием многих оригинальных приемов обучения и воспитания школьников. Его опыт стал известен в начале 70-х годов прошлого века.

Те, кому посчастливилось наблюдать работу учителя В.Ф. Шаталова, с восторгом рассказывали, что их поражала насыщенность урока и легкость, с которой дети с ней справляются. Нет проверки домашнего задания, нет вызовов по журналу, когда учитель долго смотрит, кого он давно не вызывал. Кто быстрее решил, тот и ответил. Дисциплина блестящая – все работают, кому же шуметь. И в то же время нет ощущения напряженности, «выжимания» знаний. Дети раскрепощены, не робеют не только перед учителем, но и перед любыми поставленными задачами [4].

Оказывается, математическую формулу можно выводить, словно исполнять увертюру к знаменитой опере. На доске после каждого объяснения появляется чудесная картина, составленная из замысловатых парабол, иксов и игреков, которая называется волшебными словами «опорный сигнал», «опорный конспект» или «компакт». Все это завораживает и запечатлевается в памяти на всю жизнь.

На одном из учительских семинаров В. Шаталова спросили:

– Виктор Федорович, если бы была принята ваша методика, то школа могла бы перейти на нее в массовом порядке?

Шаталов:

– Я в этом уверен. Нам для этого понадобилось бы не более трех лет [1].

Это было два десятилетия назад. Как видим, не так-то много учителей работают сегодня по методу Шаталова.

Но, может быть, это и не столь важно. Ведь его успех окрылил многих российских учителей и вдохновил на творческое отношение к своей профессии. Идея опорного сигнала, такая точная и ясная в своей сути, оказалась одной из основополагающих идей педагогики сотрудничества.

Опыт В.Ф. Шаталова свидетельствует, что среднее образование доступно всем детям. Класс, с которым работал В.Ф. Шаталов в школе № 5 г. Донецка, сначала был слабым из всех трех начальных классов. Именно этот класс определили в 1982 г. экспериментальным. Класс было не узнать: все ученики усвоили программу и легко справлялись со всеми контрольными работами. Успех В.Ф. Шаталова увидишь сразу, с первой минуты урока, а проявляется он в особом состоянии детей. Лица учащихся сосредоточены… Работа приносит им удовольствие… Они держатся на уроке свободно, но ни при каких обстоятельствах ни один из учащихся не выкрикивает, не начинает отвечать, прежде чем, поднимет руку и получит разрешение, то есть все приучены к порядку. И после звонка дети в таком же спокойном состоянии, готовы продолжать работать [5].

Методика проведения уроков Виктора Федоровича объявляет борьбу равнодушию, этической слепоте, пробуждает в каждом ребенке желание творить, работать, радоваться жизни. И от каждого ребенка, он требует постоянного творческого подъема. Методика великого учителя привлекает внимание все большего и большего количества педагогов. Ее используют многие учителя страны и достигают хороших результатов.

Примером служит средняя школа № 29 г. Макеевка и Донецкая республиканская специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей, где с 2019 года уроки учителя истории А.С. Саенко в 7-х классах проходят с применением опорно-сигнальных конспектов. Этот элемент настолько понравился детям, что они уже самостоятельно предлагают свои варианты составления конспектов. Кроме того, за год обучения по данной методике стала улучшаться общая успеваемость в классе. Те дети, которые раньше не проявляли особого интереса к истории, да и в общем к процессу обучения, кропотливо выводят каждую линию, каждую букву, рисунок опорного сигнала, проявляют старание, инициативу, помогают одноклассникам разобрать трудные моменты и получают положительные отметки за работу на уроке.

Детям нравится в новой дидактической системе то, что всегда можно исправить отметку, с каждого урока начать хорошо учиться. В его методике реализуется гармоничное развитие репродуктивного и продуктивного мышления.

Но, методика В.Ф. Шаталова может дать положительный результат только тогда и только у тех учителей, которые любят, понимают своих воспитанников, сотрудничают с ними в повседневной преподавательской и воспитательной работе [3].

Принцип обучения на высоком уровне сложности предусматривает трудности, побуждающие учащихся к посильному напряженному уму. Материал подается на научном уровне, но доступно.

Рассчитывается он таким образом, чтобы и менее слабые имели возможность овладеть им. Преодоление трудностей известного уровня вызывает душевный подъем, укрепляет волю и веру в свои силы, формирует самостоятельность. Учитель постоянно доказывает всем ученикам (как сильным, так и слабым), уверенность в собственных силах, в том, что все могут успешно учиться. Ведь это соответствует основным принципам педагогики – всели веру и помоги.

Изучая опыт В.Ф. Шаталова, можно выделить и обобщить основные принципы его педагогического новаторства, которые заключаются в следующем.

Ведущая роль теоретических знаний. Методическое мастерство В.Ф. Шаталова связано, прежде всего, со структурированием содержания учебного материала путем объединения его в крупные блоки. Смысловая переработка текста наглядно фиксируется в графических, знаковых и текстовых схемах, опорных сигналах, которые используются как основное средство организации мыслительной деятельности учащихся [1].

Теоретический материал подается большим объемом (3-4 параграфа учебника за один урок). Опорные сигналы помогают усвоению фактов, основных понятий, определений и т.д. Они ориентируют на выделение главного – закрепление течения мыслей и доказательств. Изложение материала большими блоками (по темам и разделами) позволяет учащимся лучше осмыслить, осознать логические взаимосвязи, сформировать в сознании четкую, стройную картину изучаемого предмета.

Принцип ведущей роли теоретических знаний рассматривается в тесной связи с практическими навыками. Усвоения суммы знаний и формирование на их основе практических навыков требуют затрат времени. Во время обычных методов обучения задачи решаются последовательно, то есть сначала учащиеся усваивают знания, а затем вырабатываются умения и навыки. Методика В.Ф. Шаталова позволяет в 1,5-2 раза сократить затраты времени на достижение тех же целей, ибо усвоение знаний, овладение приемами практической работы и выработка навыков осуществляются одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или изложения нового материала [6].

Быстрое движение вперед. Методика В.Ф. Шаталова, на базе начальной школы, позволяет быстро продвигать вперед всех учащихся. Принцип продвижение более быстрыми темпами способствует постоянному движению вперед к получению знаний. Такое движение стимулирует мыслительную деятельность учащихся. Получаемые знания переплетаются с повторениями на новом уроке, при этом открываются новые связи, углубляются знания, осуществляется проникновение в глубины явлений. Опора на практическое закрепление делается позже, после изучения теоретического раздела (темы).

Основой этого принципа является блоковое изучение материала, а затем многократное повторение на каждом уроке. Результатом такого подхода было то, что ученики 4-го класса математику, например, проходили за полугодие, на уроке приводилась не одна или две теоремы, а сразу пять-восемь.

Гласность. Методика В.Ф. Шаталова исключает дневник ученика, домашние задания записываются на листах с опорными сигналами. Согласно этой методике, используются листы открытого учета знаний (каждая отметка, полученная учащимся, заносится на большой лист – лист «Открытого учета знаний»). Эти листы вывешиваются в классе и доступны всем. У каждого учащегося есть личный оценочный лист, сложенный вдвое, в виде обычной тетради. Внутри в столбик перечислены учебные предметы, отведены строки ячеек для отметок, которые выписываются из ведомости открытого учета знаний. Учащиеся заполняют их самостоятельно. Они являются действенной и оперативной формой связи между семьей и школой. Вот, что пишет о принципе гласности Виктор Федорович Шаталов:

«Одним из важнейших принципов новой системы обучения является принцип гласности, выдвинутый более 20 лет назад… Пусть не всегда и пусть даже не очень часто, но класс должен знать, за какие такие заслуги в ведомости появляются пятерки в графе «Устные ответы». Для сомнений здесь не может быть места. Адаптация ребят, к новым видам устных ответов продолжается относительно недолго, но у самых косноязычных она может затягиваться и на целый год. В последующем эти сроки резко сократятся – сущность дела будет понимать все большее и большее число родителей.

Но период втягивания в работу по-новому всегда будет, и потому нужно предоставить ребенку возможность избавиться от страха устного публичного ответа, а уж потом только опираться на принцип гласности. Развитие способностей детей должно быть надежно защищено от неблагоприятных воздействий «окружающей среды» [8].

Открытые перспективы. Отметки учащихся являются перспективой. Любой учащийся, даже самый слабый, может выучить урок, хорошо написать конспект и получить наивысшую оценку. В обычном классе он может быть не замечен учителем, поскольку за урок отвечают не более 5-7 учащихся. По методике В.Ф. Шаталова каждый учащийся ежедневно получает оценку на каждом уроке.

Отсутствие отметки в ведомости открытого учета знаний – перспектива, возможность получить хорошую отметку. Но это и сигнал для учителя и товарищей, призывающий к оказанию помощи.

Многократность изложенного материала. Принцип многократного изложения и повторения материала В.Ф. Шаталов считает главным во всей методике. К изложению материала, подчеркивал он, необходимо готовиться два-три дня [2]. Аналогично должны готовиться и учащиеся.

Учителю очень помогает конспект. По опорным сигналами он может рассказать без ошибок, без пропусков, указкой показывая на каждый символ, чертежи, рисунок. Внимательно ученики слушают повторный рассказ учителя. После объяснения материала учитель дает каждому учащемуся конспекты изложенного.

Кроме этого, конспекты вывешиваются в классе, учащиеся имеют возможность проверить себя. Наличие опорных сигналов позволяет внимательно следить за объяснением учителя, не отвлекаясь от записи в тетрадях.

Осознание процесса обучения. Основой принципа осознания процесса обучения есть понимание учащимися материала, осознание и анализ шагов собственного познания. На каждом уроке В.Ф. Шаталова присутствует мотивация, то есть устойчивый интерес учащихся к предмету, то, что делает труд учителя разумным и вдохновенным, воспитывает у детей трудолюбие, привычку к регулярной и добросовестной работе.

Чтобы улучшить качество обучения и воспитания, прежде всего, Виктор Федорович ликвидирует пробелы в знаниях учащихся. Многие учителя общеобразовательных школ и особенно преподаватели профтехучилищ небезуспешно используют для этого дополнительные, внеурочные формы обучения: консультации, собеседования, практические занятия и тому подобное. Но учащиеся приходят на такие занятия уже утомленными. Эффективнее было бы ликвидировать пропуски, используя шаталовские методы, в том числе игровые виды учебной деятельности: обзор знаний, недели и декады по предметам, наглядные бои; КВН, дидактические игры, различные интересные задачи, в результате которых учащиеся осознают еще и практическую ценность знаний, необходимость сознательно относиться к процессу познания.

Внешнее управление учебной деятельностью школьников по дидактическим системам Виктора Федоровича достаточно гибкое, оно предоставляет большую свободу и не связано с администрированием. Учащийся сам определяет объем домашней работы, материал для уроков «Открытых «мнений».

«Постоянный контроль и отражение результатов учебного процесса в виде отметок в открытых листах контроля, вывешенных в классе, являются мощным фактором, побуждающим школьников к регулярной работе над учебным материалом, осознанному его усвоению» [10].

В.Ф. Шаталов работает, открывает методы, соответствующие законам «психологии детской природы». Эти методы развивают в детях образное и логическое мышление, мобилизуют чувства и ум, вводят в строй скрытые резервы психики. Эффективность таких методов в 2-3 раза выше прежних. Это значит, что сегодняшний объем знаний можно освоить не за десять лет, а значительно быстрее. Таким образом, высвобождается время, требующееся для труда, физкультуры, искусства, общественной работы и т.п.

Бесконфликтность. В.Ф. Шаталов на уроках и в своей деятельности использует максимум требовательности и пощады, максимум самостоятельности и контроля, максимальную загрузку учителя и максимальное облегчение его труда. «В классе полное равенство, дети и учитель – единомышленники. В классе нет никаких соревнований: ведь если победитель испытывает душевный подъем, то побежденный – унижение, оскорбление. Отсутствуют наказания. В классе нет криков, понуканий, нравоучений. Есть радостный учебный труд» [2].

Каждый учащийся знает, что будет делать каждый день. Исключаются неожиданность, страх за получение неудовлетворительной отметки. Отсутствуют конфликты с родителями.

Развитие успеха. Полностью внедряется щадящая педагогика, никаких унижений и оскорблений учащихся. После уроков на дополнительные занятия остаются по желанию.

Во время дополнения докладов учащихся не останавливают и не прерывают, чтобы не отбить этим желание дополнять. Не акцентируется внимание на ложных мыслях, учитель с помощью учащихся находит правильный ответ, поддерживая, выражая добрые слова одобрение в адрес тех, кто участвует в дискуссии. Для большей психологической разгрузки докладчика и активизации учащихся класса действует следующее правило – дополнение, которое не снижает оценки того, кто отвечает. В.Ф. Шаталов ввел специальные уроки «открытых мыслей», на которых каждый учащийся имеет возможность поделиться своими идеями с одноклассниками. Основой таких уроков является систематическое чтение отдельных глав из книг, разнообразной научно-популярной литературы, журнальных статей, газетных сообщений и тому подобное. Большое внимание уделяется разговорной речи. В.Ф. Шаталов готовит на урок много скороговорок. На уроках используется множество головоломок. Методика В.Ф. Шаталова, по его словам, позволяет учить всех, учить победно. При ее применении действует эффект «соленого огурца» [7]. Ученик в классе Виктора Федоровича попадает в ситуацию, подобную огурцу в банке с рассолом, – он вынужден «просолиться». Таким образом, каждый ученик усваивает предложенную программу [7].

Подводя итог, отметим, что реализовать названные дидактические принципы методики В.Ф. Шаталова возможно только в особой атмосфере доверия, установленной между учителем и детьми, а также между самими учащимися в классе. В своей методике В.Ф. Шаталов выделяет следующие шесть элементов: оценка, повторение, задачи, спорт, инспекция, конспект. «Таким образом, 5 основных методических элементов (опорные сигналы, контроль, спорт, решение задач, повторение) – пишет В.Ф. Шаталов, – являются подсистемами единой методической системы и, взаимно дополняя, подкрепляя друг друга, становятся источником и условием поступательного восхождения учеников по степеням познания, одновременно, включая детей в процесс саморазвития и самовоспитания. И ни одному элементу нельзя отдавать предпочтение, они действуют только все вместе… То же самое можно сказать и о шестом, еще НЕ названном существенном элементе методической системы, может быть самом главном – справедливой и содержательной оценке труда учеников…» [9].

Оценке в методике В.Ф. Шаталова уделяется огромное значение. Каждый ученик на каждом уроке получает оценку за каждую тему. Все ученики работают ежедневно, пропуски отрабатываются. Такая форма оценки труда школьников воспитывает в них трудолюбие, приучает к повседневному, радостному труду.

Выводы. Итак, целостное множество взаимосвязанных принципов шаталовской педагогики образует систему ее мировоззренческих ориентаций на организацию такого учебно-воспитательного процесса, ядром которого является гуманизм и ребенкоцентризм, а сам педагогический процесс выполняет роль источника развития личности учащегося. Наполненная идеями педагогики сотрудничества и сотворчества, уважения к личности учащегося, диалога и совместного действия педагогика В. Шаталова и сегодня несет в отечественную культуру потенциал созидания, принципы обогащения науки об обучении и воспитании философским камнем развития образовательного поля стран постсоветского пространства.

Список литературы:

  1. Бондарев Л.Я. Опыт и мастерства педагогов–новаторов / Л.Я. Бондарев, В.Е. Носач, П.В. Плотников. – Донецк: ДонНУ, 1990. – 232 с.
  2. Бондарев Л.Я. Педагогика новаторов / Л.Я. Бондарев, В.Е. Носач, П.В. Плотников. – Донецк: ДонНУ, 1988. – 120 с.
  3. Виноградов С.Н. Кому нужны уроки Шаталова? // Московский Комсомолец. – 2005. – 11 апреля.
  4. Виноградов С.Н. Учитель и карьера учеников / С.Н. Виноградов.// Обучение и карьера. – 2006. – 16–22 января.
  5. Педагогическая проза: Из опыта работы школ г. Донецка / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика,1980. – 267.
  6. Садовский Ф.Ф. Педагогический поэт / Ф.Ф. Садовский. // Вестник Донбасса. – 2002. – 9–12 мая.
  7. Шаталов В.Ф. Вопреки / В.Ф. Шаталов. – Донбасс: Донецк, 2010. – 308 с.
  8. Шаталов В.Ф. Есть упоение в бою / В.Ф. Шаталов // Донбасс.– Донецк, 2010.
  9. Шаталов В.Ф. Сужение сознания. Педагогические роздумья / В.Ф. Шаталов // Донбасс. – Донецк, 2010. – 190 с.
  10. Шаталов В.Ф. Точка опоры / В.Ф. Шаталов. – М.: Педагогика,1987. – 229 с.