Депутатские слушания по рыбе: остановят ли они передел ресурсов?

Рыбная тема продолжает оставаться в центре внимания федеральных органов власти, депутатов, сенаторов Федерального собрания, региональных органов власти приморских регионов и, естественно, союзов, ассоциаций, предприятий, организаций рыбной отрасли.

Она не сходит и со страниц СМИ, включая и сайт РУССО (https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/v-k-zilanov-ostanovit-unichtozhenie-rybnoj-otrasli-posredstvom-zakonopopravok).
Причиной такого внимание стало внесение правительством России в Госдуму  законопроекта № 173016-9  «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов». 

В случае его принятия, будет осуществлен посредством механизма «инвестквот 2 и аукционов» очередной передел среди пользователей долей квот на вылов рыбы и других водных биоресурсов в ИЭЗ и на континентальном шельфе России.

Напомню, что ранее в 2016 году  Госдума голосами одной фракции «Единой России» приняла поправку по проведению «Инвестквот 1 и аукционов», которые власть реализовала в 2018- 2022 годах. Однако, не добившись заявленных целей и их полной реализации, всё же удалось  осуществить передел рыбных ресурсов и краба в пользу крупных компаний и разорения малых и средних рыбодобывающих фирм и предприятий.

Против такого подхода, как ранее, так и сейчас выступают региональные органы власти приморских регионов при активной поддержке рыбаков. Только в последнее время ими было направлено Президенту России В.В. Путину и Председателям Госдумы В. В. Володину и Совета Федерации В.И. Матвеенко около 150 обращение, включая непосредственно от экипажей рыбопромысловых судов непосредственно с моря.

Всё это вынудило власти услышать рыбацкие протесты, о чём свидетельствуют высказывания В.В. Путина в ходе его посещения Камчатского и Приморского краёв, встреча с губернаторами Солодовым В.В. и Кожемяко О.Н., а также в ответах президента по  этой теме на пленарном заседании ВЭФ во Владивостоке.

В свою очередь Госдума провела,  с привлечением рыбацкой общественности, рабочее совещание по сложившейся ситуации в рыбной отрасли под председательством Председателя по аграрным вопросам д.с.х.н., академиком ВАСХНИЛ В.И. Кашиным специального рабочего совещания.

В ходе его было рекомендовано, прежде чем выносить правительственный законопроект на Пленарное заседание Госдумы, разослать его субъектам РФ для рассмотрения и замечаний и провести затем широкие Парламентские слушания.

Председатель Комитета по аграрным вопросам В.И. Кашин направил, в соответствии с этим, законопроект по «инвестквотам 2» всем 85 субъектам Российской Федерации для анализа и получения по нему заключений.

Одновременно  Госдума информировала, что Парламентские слушания на тему «Законодательное обеспечение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, а также законопроекта № 173016-9 «О внесении изменений в ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов» пройдут 19 октября 2022 года с участием всех заинтересованных, включая и представителей союзов, ассоциаций рыбаков.

Заявленная тема Парламентских слушаний выключает в себя два вопроса. Первый – «законодательное обеспечение стратегии развития рыбохозяйственного комплекса» и второй — «законопроекта № 173016-9».

Не совсем ясно, что же намерены депутаты обсуждать по первому вопросу, поскольку Правительство  утвердило 8 сентября 2022 года Стратегию развития сельскохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (далее Стратегия). Не обсуждать, а как реализовывать надо данный директивный документ.

Не исключено, что депутаты вновь, как это было не раз,  хотят внести какие- то законодательные инициативы с тем, чтобы эффективнее выполнять упомянутую Стратегию. И здесь могут появиться, неожиданные «сюрпризы» для рыбаков. К ним рыбакам, которые будут учувствовать в Парламентских слушаниях, надо быть готовыми.

О значимости проводимых Парламентских слушаний по рыбной тематике свидетельствуют те депутатские силы, которые руководство Государственной Думы «мобилизовало» для организации проведения этого мероприятия.

А это два заместителя Председателя Госдумы – д.э.н., академик РАН и ВАСХНИЛ А.В. Гордеев (фракция «Единой России») и И.В. Яровая (фракция «Единой России», депутат от Камчатского края). Авторитет их рыбакам известен.

Именно при Гордееве А.В., в бытность его Министром сельского хозяйства, был принят принцип наделения пользователей долями-квотами по историческому принципу, который имел и имеет большое положительное значение для развития рыбной отрасли. Какова позиция А.В. Гордеева будет на этих слушаниях? Рыбаки надеется на его поддержку.

В дополнении к ним «отмобилизованы»  Председатель Комитета по аграрным вопросам д.с.х.н., академик ВАСХНИЛ В.И. Кашин (фракция КПРФ) и Председатель Комитета по развитию Дальнего Востока и Арктики к.э.н. Н.М. Харитонов (фракция КПРФ). Их позиция, по крайне мере по «инвестквотам 2»  оптимистична для рыбаков.

Чем всё же вызвано такое внимание со стороны руководства Госдумы к данным слушания? И какого конечного результата будут добиваться руководство, депутаты и, прежде всего от фракции «Единой России», поскольку она по числу голосов в Госдуме правит бал. Пока от них не было официально заявлений по их позиции.

Тем не менее, исходя из ряда фактов (не буду читателя утруждать ими) можно предположить, что внимание к слушаниям вызвали протестные акции рыбаков против «инвестквот 2» о котором упоминалось выше. Это обеспокоила Кремль и депутатов от «Единой России». Решили «пар рыбацкий» выпустить на Парламентских слушаниях.

Решение же, которое будет продавливаться депутатами про властной фракцией – «Единой Россией», полагаю, это рекомендация по принятию законопроекта по «инвестквотам 2» в первом чтении. А уж потом, при 2 чтении, будут рассмотрены  рыбацкие замечания. Знакомый для рыбаков приём, который свидетельствует о том, что рыбацкие замечания вряд ли учтут.

И, тем не менее, во многом результаты Парламентских слушаний будет определяться той позицией, которую займут губернаторы, депутаты, сенаторы приморских регионов и союзы, ассоциации, объединений рыбаков.

В настоящее время эта позиция пока у них едина – отложить принятие «законопроект № 173016-9» по «инвестквотам 2» до практического завершения «инвестквот 1».

Её и намерены рыбаки, в ходе Парламентских слушаний обосновывать, насытив фактами, научными, практическими расчётами.

Позиция Правительства России и ведомств, ответственных за рыбную отрасль,- Минсельхоза, Росрыболовства известна.  Принять «законопроект по «инвестквотам 2»  в конце этого года с тем, что бы начать с 2023 года очередной процесс передела ресурсов и основных производственных фондов в отрасли.

Одновременно, занявшись «кипучей деятельностью» по реализации «инвестквот 2» отвлечь этим внимание общественности от провала «инвестквот 1» и избежать ответственности за это.

В настоящее время основные инициаторы «инвестквот 2 и аукционов», а это  Минсельхоз (Патрушев Д.Н.) и Росрыболовство (Шестаков И.В.) осуществляют массированную пропагандистскую работу в СМИ с тем, чтобы склонить общественность, убедить власти всех уровней о необходимости продолжить это направления. Они считают, что только такой подход выведет отрасль на путь развития и обеспечит население страны рыбой.

Однако факты свидетельствуют о другом. По вылову водных биоресурсов Россия вот уже почти пятилетие топчется на одном месте – около 4,8-5,1 млн тонн в год.

Потребление рыбопродукции населением страны по разным оценкам не превышает 15-17 кг/чел/год при рекомендации Минздрава 22-24 кг/чел/год, а розничная стоимость рыбы и рыбопродукции с каждым годом всё возрастает. Последнее ввиду низкой платёжеспособности населения делает её недоступной для большей части российского населения. С введением «инвестквот 2 и аукционов» эта тенденция ещё более ухудшит обеспечение населения рыбопродукцией.

Противостоять такому подходу может только взвешенный подход Председателя Правительств России М.В. Мишустина, который может, с учётом мнения приморских регионов и рыбаков, отозвать законопроект для дополнительного его анализа и поручить выяснить причины провала «инвестквот 1».

Пойдёт ли на такой единственно правильный шаг в сегодняшних санкционных условиях Председатель Правительств М.В. Мишутин покажет ближайшее время. Рыбаки ждут от него именно такого решения.

Между тем по предварительным оценкам ряда исследователей, в частности эксперта ТПП Агеева А.В., таковы, что, общая финансовая нагрузка на рыболовство России вследствие непродуманных законодательных инициатив с учетом результатов первого этапа «инвестквот и аукционов» и коммерческих контрактов превысит 1 трлн. рублей. Исходя из этого, задолженность рыболовных организаций по долгосрочным кредитам может достигнуть 800 млрд рублей.

Увеличение финансовой нагрузки в результате принятия решений по продолжению программы поддержки инвестиционными квотами вылова и проведению аукционов, неопределенность в отношении сроков сдачи судов, увеличение расходов на постройку судов приведет к банкротству рыбной отрасли России. Это в свою очередь приведёт к негативным социально-экономическим последствиям в отдалённых приморских регионах Дальнего Востока и Арктики, включая потерю десяти тысяч рабочих мест.

25 сентября 2022 года                                                    В. Зиланов