Что ждет рыбная отрасль от нового президента и правительства?

На ближайшую перспективу социально-экономическое развитие страны  будут определять вновь избранный на очередной шестилетний срок Президента Российской Федерации В.В. Путина и предложенный им для одобрения депутатами Государственной Думы Федерального собрания РФ прежний Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин.

О том, что это предложение В.В. Путина будет поддержано депутатским  корпусом Госдумы сомнений нет. Об этом свидетельствует и недавнее одобрение депутатами отчета правительства возглавляемого М.В. Мишутиным за прошлый год.

Безусловно ожидается определенное обновление состава Правительства Российской Федерации, включая и другие федеральные органы власти, по крайне мере, в рыбной отрасли. Почему именно в рыбной отрасли? Да потому, что именно в ней сконцентрирована, как не в одной другой отрасли экономики, «усталость» от непродуманных реформ, осуществленных за последнее десятилетие.  Это вселяет  надежду на выработку и принятие новой, более эффективной рыбохозяйственной политики России по сравнению с той, что осуществляется последние годы.

К этому призывают снижение экономических показателей отрасли и основных из них, таких как падение, потребление рыбы и рыбопродукции населением страны и рост ее розничной стоимости.

Все это, по мнению многих специалистов отрасли, обусловлено той рыбохозяйственной политикой, которая нашла образное выражение в таком словосочетании как «инвестквоты и аукционы на доли квоты в воде, включая платность ресурсов» и которая осуществлялась при активной поддержке прежнего правительства и Президента Российской Федерации В.В. Путина. Последнему она, эта рыбохозяйственная политика, более известна, как сленг – «квоты под киль», которое он неоднократно употреблял в своих публичных выступлениях, касающихся положением дел в рыбной отрасли.

Напомню, что подобного новшества не существовало и не существует ни в одной стране мира с рыночной, плановой экономикой и развитым морским рыболовством. А это такие страны признанные лидеры мирового рыболовства, да и в целом рыбного хозяйства своих государств, как Китай, Норвегия, Исландия, Вьетнам, Индонезия, Япония и ряд других,  у которых потребление рыбы и рыбопродукции их населением превышает таковые показатели россиян.

Справедливости ради упомяну, что в отрасли существует и такая точка зрения, что проводимая рыбохозяйственная политика «инвестквот и аукционов, платности ресурсов на доли квоты в воде»  осуществлена по воле  лоббистов – собственников, обладающих доступам к финансам, в целях их  укрупнению в отрасли и как следствие к повышению яко бы эффективности их деятельности.

Однако последнее не подтверждается фактами. Всем известно, что наибольшая закредитованность в настоящее время как раз и свойственна крупным рыбодобывающим компаниям. Именно они, большую часть своей высоколиквидной рыбы и рыбопродукции вынуждены для обслуживания банковских кредитов, взятые под «инвестквоты и аукционы», направлять на экспорт, что, в определенной степени, оголяет внутренний рынок.

Добавлю к этому, что многие собственники рыбодобывающих компаний, относящиеся к малым и средним фирмам и предприятиям  видя, что их мнения власти не слышат и слышать не хотят, смирились с существующим положением в отрасли. Все свои усилия они направляют на выживание в условиях «инвестквот и аукционов, платности ресурсов на доли квоты в воде». А там, глядишь, практика подправит в нужном направлении и власть предержащую, включая и новое Правительства и Президента России В.В. Путина.

Тем не менее, считаю, что инаугурационная речь вновь избранного Президента Российской Федерации В.В. Путина и в частности его слова о том, что «Наши решения по развитию страны и регионов должны быть эффективными и справедливыми, повышать благосостояние, качество жизни российских семей» относятся и к рыбной отрасли. Последнее  дает все же надежду на обновление национальной рыбохозяйственной политики новым президентом и правительством России.

При этом надо отказаться, прежде всего,  от фискальной рыбохозяйственной политики, от  «инвестквот и аукционов, платности ресурсов на доли квоты в воде».

Пора  принять законодательно  действительно таких мер, включая и те, что ранее предлагались и были  опубликованы как на нашем сайте (https://csruso.ru/nashi-universitety/publicistika/rybnye-nakazy-kandidatu-v-prezidenty-rossii-n-m-haritonovu/;  https://kprf.ru/ruso/225422.html)  и которые бы способствовали на практике улучшению «…качества жизни российских семей». Напомню  основные первоочередные меры это:

—  Принять положение о том, что основной целью рыбной отрасли — это насыщение внутреннего рынка страны отечественной рыбопродукцией по нормам, рекомендованным Минздравом РФ — не менее 28 кг/чел/год и по доступным ценам;

— Провести организационные меры с тем, что бы рыбной отраслью  руководили профессионалы-рыбники, а сама отрасль подчинялась непосредственно Правительству Российской Федерации;

— Преобразовать Федеральное агентство по рыболовству в Министерство рыбного хозяйства Российской Федерации;

— Отменить «инвестквоты-квоты под киль», «аукционы долей квот на краба и рыбу в воде» и платность ресурсов;

— Привлекать к решению вопросов развития рыбной отрасли и формирования законодательства в этой области союзы, ассоциации. объединения рыбаков и ветеранов отрасли.

Принятие этих решений новым президентом, правительством, по моему мнению, выведет рыбное хозяйство страны из системного кризиса на траекторию устойчивого роста и позволит обеспечить население страны рыбопродукцией по медицинским нормам и доступной цене.

Продолжение прежней рыбохозяйственной политики приведет к дальнейшему падению потребления рыбы и рыбопродукции населением страны, к снижению продовольственной безопасности России к ухудшению качества жизни российских семей.