Чем объясняется бытовой аскетизм Сталина?

Антимарксистские глупости выводить скромность и бытовой аскетизм из исключительной сталинской индивидуальности. Сталин был продуктом революционного движения в целом, и большевистской партии в частности. А этика социалистической революции настоятельно требовала от революционера таких личных качеств как альтруизма, примата общих революционных интересов над личными, сугубо конструктивистской бытовой практичности (см. например, диссертацию Чернышевского о практической пользе как основе материалистической этики — на этих идеях выросли народники, и они же транслировались в российский марксизм с поправкой на грубо-натуралистические трактовки Чернышевского).

Не было ничего удивительного, что нарком продовольствия Цурюпа падал в голодные обмороки- он голодал со всей страной, голодал председатель ВСНХ Дзержинский, который мог решить проблему собственного питания даже не росчерком пера — одним намеком. Целое поколение революционеров, воспитанных в духе революционно-демократических идей переносило страдания и лишения вместе с народом, это было для них естественно и необходимо, чтобы банально не потерять самоуважение, не обесценить свои идеи, не продать свое человеческое достоинство за кусок сала, за пафосную позолоту, за мягкое кресло.

Сталин был никак не большим аскетом, чем любой условный Павка Корчагин, сжегший всего себя в революции и хозяйственном строительстве первых пятилеток. Хвалить за это Сталина можно лишь в том случае, когда «мы говорим» Сталин», а подразумеваем -» партия».
Есть и еще один аспект личной скромности. Строительство коммунизма — это фактически научная работа, причем это огромный согласованный труд миллионов работников. Настоящий ученый всегда понимает, что в сложном научном труде очень важно не терять связь с рядовыми участниками проекта, важно знать, как протекают процессы из первых рук на всех уровнях. Из роскошного дворца это всегда делать затруднительно и неудобно, не видно неискаженной картины. В науке административный принцип неотгораживания от сотрудников, нивелирования формальной иерархии в пользу неформальных знаний и навыков виден ясней всего. Как носитель научного сознания Сталин воспринимал попытки окружения погрузить его в роскошь как попытки обмануть его позолоченным фуфлом. Кстати, сейчас на тех же принципах живет и работает множество ученых — непритязательно в бытовом плане, притязательно к научной работе.

Сейчас, в наше время, нет никакого смысла в исступленной рахметовщине, но среди массы революционеров есть очевидное следование материалистической этике, в которой роскошь бессмысленна и бесполезна, и как правило просто вредна. Тут можно сказать, что Сталин — всего лишь один из нас, а вовсе не исключение.

И. Шевцов.