«Сбер» незаметно для нас переключился на новую целевую аудиторию и теперь захватывает «детские души», активно используя приложение TikTok. Школьникам показывают, как круто иметь сберовскую карту — а потом мам и пап начинают преследовать за долги судебные приставы. Активист Николай Мишустин бьёт тревогу и призывает родителей дать отпор Грефу.
В 2020 году российские школы исподволь, незаметно подготовили к переходу на пластиковые карты от Сбера. Кредитная организация проводит в учебных заведениях уроки финансовой грамотности и рассказывает, какие замечательные возможности предоставляет их сервис.
Мало того, Сбер также постепенно захватывает «детские души» через соцсети, и этот процесс происходит без всякого родительского контроля и ведома.
Чего стоят, например, ролики в популярной у детей и подростков социальной сети Tik-Tok — их посмотрела ведущая Царьграда Мария Иваткина. Все они в игровой форме намекают: просить деньги у родителей — «зашкварно», то есть стыдно и не по-взрослому, нужно быть финансово независимым. В одном из клипов, например, школьница легко расплачивается банковской картой, и тут же ей в руки летят кроссовки. Юным интернет-пользователям настойчиво показывают — «пластик» в руках творит чудеса.
Однако последствия бывают вовсе не такими чудесными. Лидер движения «Родительский отпор» Николай Мишустин предупредил в эфире «Индекса Иваткиной» об опасности такого ноу-хау.
В России, рассказал он, уже появились прецеденты, когда школьники оспаривали кредитную задолженность перед Сбербанком. Так, например, Сбер прислал новосибирскому школьнику счёт на 100 тысяч рублей по утерянной дебетовой карте «Молодёжная», у которой, как оказалось, был подключен овердрафт. Категория карты такие операции не предполагает, но, как это часто бывает, что-то пошло не так, и школьник оказался должен банку кругленькую сумму. Затем Сбер заявил, что это был не овердрафт, а техническая ошибка.
Николай Мишустин рассказал, что такие «технические ошибки» не редкость. Например, в Чувашии был прецедент, когда детские банковские карты были подключены к овердрафту. Родители сначала не обратили на этот аспект внимания, а узнали, что их дети питались в долг, только когда уже коллекторы чуть ли не с дубинами стояли на пороге.
Мария Иваткина не смогла удержаться от логичного вопроса Грефу и его коллегам: куда смотрят банки, выдавая кредиты заведомо неплатёжеспособной категории граждан? Судя по всему, банкам всё равно, кому навязывать деньги в долг. Ребёнок не сможет расплатиться — родители смогут. Сами или после ласковых убеждений коллекторов.
Пример такой рекламы для детей: