Андрей Жидков: «Что с нами происходит?»

Взяться за написание этого материала меня подвигли не только происходившие в последние годы события, но в особенности состоявшийся недавно в Швеции музыкальный конкурс песни «Евровидение», который окончательно переполнил чашу терпения. Уважающие себя страны на него уже давно не отправляют своих исполнителей. Ведь происходящее там сегодня действо совсем далеко от культуры и не походит на зрелищный некогда масштабный конкурс, когда на сцене блистали звёзды мировой величины, среди них группа ABBA, Хулио Иглесиас, Тото Кутуньо и другие. Из отечественных исполнителей на суд зрителей свои шлягеры представляли Филипп Киркоров, Сергей Лазарев, Дима Билан, Алла Пугачёва, Алсу, Полина Гагарина и ряд других солистов и дуэтов.

Со временем конкурс приобрёл политический оттенок, причём явно русофобский. Кроме того, он стал не чем иным, как продуктом агрессивной пропаганды контркультур, направленных на расчеловечивание населения, нормализацию псевдоэстетики, содомии, сатанизма, в целом окончательно превратившись в шабаш секс-меньшинств и прочих разных извращенцев. Последнее «Евровидение» это доказало в полной мере.

 Люди думающие задаются вопросом, что же происходит с человечеством? Куда катится наша цивилизация? Эти вопросы приобрели просто кричащее звучание. Увы, далеко не все понимают, что происходящее на наших глазах переустройство мира всё более уводит людей именно в сторону их расчеловечивания. А у тех, кто понимает, так называемый проектируемый мир вызывает уже не просто тревогу, но и страх. Страх за себя, своих детей и внуков, в целом за будущее планеты.

Как марксисты-ленинцы, опираясь на проверенную временем нашу идеологию, мы отмечаем, что наблюдаемые нами происходящие процессы в экономической и политической плоскостях характеризуются невероятной сложностью. Ясно, что эти процессы вызваны всеобщей агонией мировой капиталистической системы, всемирным кризисом эксплуататорской цивилизации, который был отложен во времени благодаря предательскому уничтожению СССР и победе Запада в холодной войне. Но спустя три десятка лет вновь существенно обострились все общемировые проблемы и противоречия, мир вновь стоит перед глобальной войной и полномасштабным территориальным переделом. Угроза вселенской катастрофы реальна как никогда. Локальные военные конфликты перманентно сменяют друг друга. Кровь вновь льётся рекой.

В советское время, опираясь на научную марксистско-ленинскую идеологию, советский народ под руководством Коммунистической партии смог аккумулировать в себе всю систему экономических, политических, правовых, философских, нравственных, моральных, эстетических взглядов, ориентированных на новую прогрессивную ступень исторического развития на пути к самому справедливому строю – социализму.

Советская идеология обоснованно критиковала капитализм за его антинародный подход к общественным явлениям жизни. И вот теперь, когда в России в результате контрреволюционного переворота к власти пришли убеждённые сторонники либерального рыночного крыла капитала, мы столкнулись с разрушительными последствиями антинаучной политики отказа от социалистического пути, который ранее обеспечивал прогресс во всех сферах жизнедеятельности человеческой цивилизации, заставляя равняться на себя в том числе и капиталистический лагерь.

Стратегия советской власти основывалась на использовании именно объективных законов исторического прогресса. Исходя из диалектико-материалистического подхода к исторической действительности, нам всегда казалось, что научно-техническая революция будет способствовать постепенно-поступательному развитию человечества, предъявляя совершенно новые требования к его социальной зрелости и умственной развитости.

СССР стремился к тому, чтобы научно-техническая революция способствовала небывалому росту материальных и духовных возможностей мирового сообщества, достижению невиданного ранее качественного скачка в развитии производительных сил. А это в свою очередь дало бы толчок коренным преобразованиям всех сфер общественного жизнеустройства всех народов, а не только «золотого миллиарда», к чему сегодня направлены усилия международного капитала.

В результате ухода с магистрального социалистического пути мы устремились к сползанию в ретроградное прошлое, где нас ждёт не прогресс, а деградация общества. Глядя на этот откат, нужно делать правильные выводы, а не скулить и постоянно причитать: «Ну что я могу сделать?»

Что делать? Вникать в происходящее, анализировать и бороться. Чтобы научиться анализировать, необходимо постоянно учиться, самообразовываться. А чтобы научиться бороться, необходимо каждому на своём рабочем или житейском месте утверждать справедливость.

Месяц назад я прочитал удивительную книгу чилийского философа Д.С. Соммэра «Мораль XXI века». Если отбросить всю метафизику его воззрений, в целом он даёт реальную оценку окружающего нас удушливого мира и предлагает пути устранения причин этой удушливости через возрождение подлинных нравственных принципов.

Живя ныне в буржуазном обществе, думаю, нам будет небезынтересно узнать мнение о нём именно буржуазного философа. Меня удивили его точные формулировки состояния нынешнего этапа нашей цивилизации, и звучат они как приговор ей. Давая характеристику современному человеку, Соммэр пишет: «У него нет прочных моральных устоев, его поведение подчинено эгоистическим интересам и сиюминутному иллюзорному благу. В поисках счастья и добра он принимает кажущееся за реальность и слишком часто сбивается с пути, впадая в разложение». Так ведут себя в жизни лишь те, кто не ставит перед собой конкретной цели и не прилагает усилий для её достижения.

Перед каждым советским человеком цель была. Причём она была одновременно и общей – учиться и трудиться для достижения лучшей и справедливой жизни. У нынешних поколений другие цели – мелкие, сиюминутные, меркантильные. В отличие от советских людей с высокими помыслами, устремлёнными в светлое будущее, нынешнее поколение выглядит блекло. Вот что отмечает автор книги: «Одной из основных причин всеобщей посредственности является слишком быстрый отказ людей от развития собственной индивидуальности. Им гораздо легче и приятнее слиться с толпой в однородную массу, искусственно раздувая своё «Я» вплоть до полного его растворения в коллективной душе. Нужно помнить, что одна из главных причин, бессознательно влекущих человека к толпе, возможность освободиться от ответственности, и поскольку толпа анонимна, в ней исчезает личная ответственность».

Нынешний рядовой человек сегодня превращён в потребителя, он задавлен гнётом необходимости обеспечивать уровень потребления себе и близким и потому очень боится ответственности, даже за сказанное им слово. Он боится, что его могут лишить работы, ограничить доступ к кредитам, могут надавить на родных и близких. Поэтому для него спокойнее и комфортнее быть как все. Соммэр говорит: «Нужно помнить, что в современном мире всё словно специально задумано так, чтобы превратить людей в толпу, т.е. деморализовать или уничтожить их мораль через слияние с толпой. При этом деморализация напрямую ведёт к потере смысла существования и, как следствие, к нравственной деградации. Каков бы ни был интеллектуальный уровень человека, один лишь фактор принадлежности к «психологической толпе» отключает его способность к высшему мышлению. Он может восстановить эту способность, только выйдя из толпы. Этот вывод частично объясняет бесконечную глупость людей и позволяет нам понять причины их грубых ошибок».

Здесь надо отметить, что мы, марксисты, отличаем понятие «толпа» от понятия «народ», «массы». Марксизм считает народ (массы) творцом истории. В массах мы видим готовность к созиданию. Массы зарождаются в борьбе. Толпа же способна только к разрушению или в лучшем случае к слепому повиновению. В.И. Ленин писал: «Буржуазия только тогда признаёт государство сильным, когда оно может всей мощью правительственного аппарата бросить массы туда, куда хотят буржуазные правители. Наше понятие о силе иное. По нашему представлению, государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы всё знают, обо всём могут судить и идут на всё сознательно».

Этому – сознательности – советская власть и учила массы. Она не держала их в неведении относительно своих планов.

Так ли обстоят дела сегодня? Нет, не так. Вот что по этому поводу написано в книге «Мораль XXI века»: «Сегодня, к сожалению, наше общество поражено лицемерием и ханжеством, которые глубоко внедрились в умы людей и не позволяют им замечать очевидные истины, поскольку те противоречат всеобщему социальному маскараду.

Лицемерие – источник всех предрассудков. Оно мешает воспринимать новые знания. Из-за лицемерия аморальные выглядят пуританами, безбожники – святыми. Недостойные люди, лишённые всякой морали, чернят тех, кто их обличает, и поэтому кажутся благочестивыми и милосердными. Преступники в белых перчатках и галстуках сидят в респектабельных учреждениях, сексуальные извращенцы скрываются под маской чистоты и непорочности».

И ведь в точку. Благодаря лицемерию и технологиям сегодня очень легко чёрное превратить в белое и наоборот. И здесь на помощь лицемерной власти и нечистоплотным политиканам приходит такой монстр пропаганды, как телевидение. Соммэр пишет: «Телевидение – огромная сила, которая объединяет людей в толпу. Все люди (телезрители) образуют некую субкультуру, создаваемую телесериалами, выпусками новостей, развлекательными программами и кинофильмами. И хотя люди, зависимые от телевидения, находятся на расстоянии друг от друга, из-за того, что они получают одинаковую информацию, у них возникает некая форма ментального единства и снижается способность сознательного мышления».

А вот слова русского советского поэта, переводчика и публициста Егора Исаева: «Культ физического насилия, культ оголтелого бесстыдства, порнография, секс – всё это благодаря усилению средств распространения стало чуть ли не обычной нормой. И в этом, надо сказать, нет ничего самопроизвольного. Тут всё загодя рассчитано, всё до деталей взвешено. Заглушить восприимчивость к нравственному – это значит притупить восприимчивость к социальному, классовому. А человек, лишённый нравственного, – это всё равно что полуавтомат в управлении. А это как раз и есть первоцель буржуазных идеологов».

С такими выводами не поспоришь. Всё это подтверждается моментально, стоит лишь включить телевизор. На любом канале мы увидим убийства, жестокость, трагедии, низкокачественные сериалы, низкопробный юмор, опошление истории, клевету на советский период, подрывающие ментальность населения. Наше телевидение регулярно все годы после контрреволюционного переворота 1991-го и по сей день выпускает антисоветские и антикоммунистические программы и сериалы. Это не просто дань действующему политическому режиму, задача куда важнее – уничтожить историческую память, веру в идеалы, стремление к справедливой жизни. Об этом мы не раз писали на страницах «Нашего голоса». К сожалению, телевидение и сегодня, когда настали грозные для страны времена, продолжает разрушающе действовать на человека. Негативная, причём агрессивная, информация постепенно преследует человека, и в конце концов он оказывается не в состоянии избежать её воздействия. Наше подсознание постоянно забивается информационным мусором, меняя и само сознание. В итоге всё чаще мы задаёмся вопросами: «А что же с нами происходит? Почему многие не могут адекватно воспринимать очевидное?»

Соммэр с горечью констатирует: «В СМИ печатных и электронных редко сообщают о хороших новостях, зато в избытке присутствует информация о различных драмах, трагедиях и болезнях. Пресса, радио и телевидение создают зрительные и слуховые стимулы, которые развлекают, но лишают собственного «Я». При этом «Я» как бы раздваивается на два «Я» (высшую – истинную сущность и низшую – ложную сущность). Низшая – поражена безумием современной культуры. Человечество всё больше деградирует ментально, хотя на первый взгляд и незаметно».

А посмотрите на навязчивую рекламу, которая одновременно и через определённое время идёт по всем каналам. Переключать каналы бесполезно, от рекламы, от производимого ею шума не скрыться. Уже учёные доказали, что реклама с её повышенными децибелами наносит огромный вред психическому здоровью человека. Учитывая, что мир сегодня действительно просто помешан на потребительстве, реклама падает на благодатную почву. Оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что большинство людей отождествляют своё счастье только с обладанием определённым имуществом. Например, не просто иметь телефон для связи, а самый новый, самый крутой, самый дорогой – только тогда личное «Я» будет удовлетворено и потешено на какое-то время. Не секрет, что некоторые получают наслаждение от самого акта покупки той или иной вещи, а потом часто разочаровываются в приобретении, бросают за ненадобностью. Сейчас многие готовы залезть в долги и кредиты, лишь бы приобрести очередную желаемую штуковину, без которой вполне можно обойтись в жизни. Разве это не безумие?

Вдумайтесь в слова Соммэра: «Высшим достижением потребительского рынка является создание международного сообщества одинаковых потребителей, лишённых воли и способности мыслить, которые, подобно наркоманам, нуждаются в очередной дозе для продолжения иллюзии счастья, готовы извратить и подогнать под себя моральные нормы, лишь бы достичь своей цели. Замечено, что нехватка средств для удовлетворения своих маниакальных потребностей ведёт многих к депрессиям и другим психическим заболевания. Чем богаче становится мировая витрина предлагаемых товаров, тем более тоскливо и подавленно чувствует себя человек. В определённые моменты приходится констатировать помешательства людей с признаками пандемии как определённого вида коллективного безумия. Посмотрите на моду, на заразность этого явления».

Регулярно Соммэр использует слово «безумие». Читая его и других авторов, волей-неволей задумаешься: «А можно ли нас, нынешние поколения, достигшие технологических высот, но при этом погрязшие в потребительстве, зависти, агрессии и пошлости, называть цивилизованными? Можно ли считать мир свободным и справедливым?»

Каждый из нас постоянно требует справедливости по отношению к себе, но большинство из нас сами поступают несправедливо. Будем откровенны, современная цивилизация людей не соответствует высоким моральным принципам. Были бы мы по-настоящему цивилизованными, вряд ли в мире имели бы место войны и ежедневно от холода и голода умирали тысячи людей. Можно с горечью констатировать, что между нашими представлениями о цивилизованном человечестве и нынешней реальностью лежит огромная пропасть.

Соммэр говорит ещё жёстче: «Можно сказать с уверенностью, что мы просто «цивилизованные дикари» или дети, которые носятся по жизни, играя космическими станциями и ядерными боеголовками. Достижения науки и технологии дают нам обманчивое ощущение могущества».

КПРФ постоянно обращает внимание на то, что многие беды сегодняшнего дня исходят от современной системы образования и воспитания, сложившейся в капиталистическом обществе. Эта система в полном смысле воспитывает не человека, а т.н. «электронного человека», поведением которого управляют технологии. Разве по-настоящему образованный человек, человек труда, человек-созидатель будет во главу угла ставить культ денег или заниматься политиканством, стремиться к роскоши, жаждать неуёмной власти? Нет и ещё раз нет. Именно такого, высокоморального человека стремилась воспитать советская система образования.

Очень точно ущербность нынешнего образования подмечает Соммэр: «Увы! Современное образование превращает людей в обыкновенные хранилища информации, а это на глубинном уровне влечёт за собой опасность помешательства. Помешательство постепенно ведёт индивида к потере человеческого, всё более превращая его в машину. Человека не покидает чувство одиночества, которое свойственно тем, кто теряет истинный путь в жизни… Наша абсурдная система образования и воспитания учит оценивать людей по тому, чем они обладают, а не по тому, что они на самом деле собой представляют».

Здесь, кстати, автор начинает рассуждать о том, что подобная практика неоправданно завышенной оценки людей, облечённых большой общественной властью, таких, например, как президент, министр, судья, парламентарий, может иметь очень тяжёлые последствия. А ведь действительно, у нас принято встречать человека, как в пословице, «по одёжке». Кадровые органы с прилежностью фиксируют образование, учебное заведение, послужной список. Но в жизни часто бывает так, что за регалиями стоит вовсе не специалист и профессионал, а бездарь, негодяй, мошенник, но с большими связями и амбициями. И когда среди людей, облечённых властью, оказываются именно такие никчемные и гнилые люди, тогда действительно жди беды.

Попадая на высокие посты, эти приспособленцы и карьеристы нередко теряют ориентиры, как говорят в народе, «слетают с катушек», начинают путать личное со служебным. Хотя на самом деле у нас даже президент, хоть и всенародно избранный, не является главным гражданином страны, а всего лишь чиновником, который исполняет работу, порученную ему обществом. Он существует не сам по себе, а выполняет определённую функцию, закреплённую в Конституции и законодательных актах. Но часто даже клерки средней руки в своей деятельности заносятся так высоко, заботясь лишь о личном благополучии и тщеславии, что вместо пользы обществу приносят лишь вред. Что уж говорить о высокопоставленных чинах. Многие из нас имеют богатый жизненный опыт и такое наверняка встречали. Чего стоят последние коррупционные скандалы в Министерстве обороны, и это во время проведения СВО!

Рассуждая о власти, о выборных должностях, можно отметить следующее. Мы в принципе хорошо знаем людей, которые выдвигаются кандидатами на местных, муниципальных выборах. А вот на других уровнях, вплоть до президентской кампании, мы имеем дело с образом, созданным политической рекламой. Она может быть разной, в том числе и «чёрной». Не желая вникать в личность кандидата, в его жизненный путь, в представляемую им программу действий, в его убеждения, всегда можно сделать неправильный выбор, ибо кандидат может вообще быть противоположностью того имиджа, который выработан для него политтехнологами. Но кто ответит за то, что в избирательной гонке на любую должность победил образ, а не личность? Ответим мы, избиратели, – своей дальнейшей жизнью и кошельком. А те, кто допустил серьёзное нарушение человеческой этики и морали, просто заработают на победителе.

Возьмите современного парламентария. Среди этой категории нередко можно встретить тех, кто, попав в думское кресло, с лёгкостью забыл об интересах народа, которому на выборах было обещано благ, как говорится, с «короб и маленькую тележку». Видел я и таких, кто только и занимается самолюбованием и кичится своей властью, забыв, что она лишь делегирована ему людьми на определённый срок.

Подобные факты говорят о серьёзных изъянах в воспитании и образовании таких лиц, в недостаточной производственной практике и низком уровне морали. Соммэр заключает: «Ни школа, ни университет не являются ныне храмом, где улучшались бы свойства человеческого вида. И только школа жизни даёт возможность самостоятельно отыскать истинный путь». Даёт возможность, но не гарантию быть человеком в полном смысле слова, быть полезным обществу, оставить свой добрый след на земле.

Не многие способны познать себя и принять собственные недостатки. Многие идеализируют, переоценивают свою личность и свои способности. По этому поводу я люблю повторять: «Нужно почаще смотреться в зеркало». Нужно научиться оценивать свои поступки, выслушивать мнение других, порой неприятное, не бояться познать глубину своего невежества и несовершенства. Только так при решении важных задач можно увидеть золотое зерно и сделать правильный шаг. Конечно, человек не может знать всё. Поэтому важно послушать знающих. Но и здесь нужно не допустить того, чтобы тобой манипулировали, особенно авантюристы или проходимцы.

Тысячи лет существует человек разумный на Земле, но присущие ему аморальные качества, неподобающие нормы поведения продолжают его сопровождать. Повсюду мы слышим о злоупотреблениях властью, проявлениях зависти и эгоизма, коррупции, безответственности, отсутствии самоконтроля, нечестности и т.д. и т.п. Эти изъяны можно перечислять до бесконечности.

Есть ли выход? Соммэр предлагает следовать десяти разработанным им правилам морали. Созвучно с десятью известными заповедями. У Соммэра они и просты, и сложны. Требуют вдумчивого изучения. С ними можно соглашаться или нет. Но заслуживает внимания уже то, что и буржуазные философы видят тупик, в который загнал цивилизацию капитализм, и предлагают своё видение преодоления кризиса. При этом он смело бичует пороки капитализма, правительств буржуазных стран. Он ищет путь к сердцу человека, взывает к его разуму, предостерегает. Соммэр призывает каждого быть преданным добру, установить приоритеты личных целей, жить в гармонии с природой, научиться понимать других и быть терпимым.

Можно считать его идеалистом, и это отчасти верно. В то же время его оценочные суждения не витание в облаках, а анализ сегодняшнего дня здесь, на Земле. Причём отмечаю его смелость и последовательность в критике буржуазных властей.

А анализ буржуазной действительности в целом приводит к очень неутешительному выводу о современных людях, живущих по законам толпы. Об участи сопротивляющихся единомыслию толпы он с горечью пишет: «Мало кто сохранил ясность ума и способен видеть истинную реальность. Таких людей не понимают, с их мнением не считаются, толпа даже презирает их. Если кто-то хочет примкнуть к этому меньшинству, то общество отвергает его, ощущая в таком поступке угрозу всеобщему единообразию».

Признаться, к подобным мыслям невольно приходишь, когда речь идёт о продвижении нашей партийной программы. Казалось бы, всё просто и ясно. Коммунистическая партия отстаивает интересы простых людей. КПРФ вне зависимости от выборов всегда на связи с обществом, поднимает на щит общественно значимые вопросы, борется за  улучшение ситуации во всех сферах нашей жизни, раскладывает по полочкам, доступно разъясняет свою позицию по социально значимым законам, призывает к объединению, к борьбе за справедливость. Но, увы! Нас мало кто слышит. Из тех, кто слышит, многие машут обречённо рукой – мол, ничего не исправить. Рядовой обыватель продолжает верить обещаниям властей, раз за разом обманываться, сталкиваться с ухудшением жизни и опять верить новым обещаниям. Ему так удобнее, здесь от него не требуется личных усилий, долгих размышлений, глубоких выводов.

Мы живём в сложном и противоречивом мире, где не утихают идеологические бои. Только идеология у каждой стороны своя. Кому-то важно благополучие всего человечества, кому-то – своего кармана. Между последними тоже идёт схватка за пространство и ресурсы для обогащения. Схватка принимает разные формы, исходя из изменений, происходящих в экономическом базисе. В начале XXI века всемирный рынок был превращён транснациональной финансовой олигархией в поистине планетарное пространство обмана и грабежа, мошенничества и жульничества, дискриминации и спекуляции. Глобалисты, видя, что капитализм затрещал по швам, начали провоцировать глобальные потрясения, которые из общего кризиса капитализма перешли в стадию глобального хаоса. Будем откровенны, именно реакционные силы транснациональных монополий в конце ХХ века пошли на развязывание ряда войн, которые принимают сегодня всё более угрожающий характер.

Думал ли мировой финансовый олигархат о нуждах и запросах простых людей? Конечно же, нет. Пандемии, войны, голод и нищета – это звенья одной цепи, это следствия чьих-то решений, в т.ч. принятых ради личного обогащения. Можно ли этому противостоять? Можно. Но вместо объединённых усилий человечества мы видим, что его снова и снова пытаются разъединить. Вот где по-настоящему должен быть востребован опыт СССР по продвижению мирных инициатив и созидательного строительства, но, увы.

Здесь пригодились бы и выводы Соммэра по преобразованию мира на основе морали.

Рано или поздно идеи гуманизма будут востребованы. Но путь к ним будет сложным и тернистым, и более того – через революционные преобразования. Законы диалектики неумолимы. Мы, марксисты-ленинцы, знаем, что исторический процесс немыслим без различных, даже подчас катастрофических столкновений, социальных потрясений. Всем уже ясно: буржуазное общество требует коренного преобразования жизни. Межимпериалистические столкновения неизбежны. Но какими бы страшными они ни были, нам нельзя будет потерять человеческий облик. Только ради этого я призываю вас, уважаемые товарищи, прочитать книгу Дарио Саласа Соммэра «Мораль XXI века». Эта книга для тех, кто хочет уметь думать.

А.И. ЖИДКОВ,
первый секретарь Тамбовского ОК КПРФ