Федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» с первого сентября этого года стала обязательной для всех. Там есть электронный дневник, журнал, учебники, расписание уроков, материалы в помощь учителям. А еще автоматически, в зависимости от текущих оценок, выстраиваются рейтинги детей.
Что же это за зверь такой? Официально, рейтинг — это сумма баллов, набранная учеником в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка. Но рейтингов этих не один, не два, а великое множество: по каждому предмету, внутри класса, плюс общешкольный. Подсчет идет по среднему баллу, то есть каждая оценка двигает ребенка то вперед, то назад. Учитываются оценки, полученные в течение всего учебного года, а обновляются рейтинги ежедневно.
По задумке создателей, это дополнительный способ мотивации. Мол, дети любят соревноваться, вот и будут старательнее учиться, чтобы обогнать одноклассников. Например, прыгнуть с десятой строчки на пятую или даже первую. Как в компьютерной игре. Исправил «тройку» в лабораторной работе по биологии на 4 — поднялся выше на ступень. А где еще можно очков набрать? Может, доклад сделать из списка дополнительных заданий?
Родителям тоже польза, поскольку «рейтинг учащегося позволит систематизировать информацию об успехах ребенка и контролировать появление проблемных зон за определенный период и в динамике». Переведем на язык обывателя: для каждой мамы ее ребенок — самый умный и талантливый. Ну, цифры в топ-30 класса и покажут реалистичную картину, кто сколько «стоит». Раздел рейтингов так устроен, что родители могут посмотреть позицию ребенка за несколько дней, узнать, как изменилось его место и почему. И не только порадоваться за свое чадо, но еще и с чувством глубокого удовлетворения отметить неудачи его одноклассников.
На первый взгляд, намерения, вроде бы, благие, но мы знаем, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Справедливости ради, замечу, что далеко не все учителя и родители считают это новшество благом. Я с ними согласен. Попробую объяснить свою позицию. Я уверен, что это измерение рейтингов станет еще одним уверенным шагом на пути к кастовому обществу. Хотим мы этого или не хотим, но мы собираемся делить детей на плохих и хороших. И делать это будем с помощью «цифири», совершенно не принимая во внимание их человеческие качества. Более того, мы будем наших детей и внуков разобщать и развращать. Ведь рейтинг моего ребенка будет зависеть не только от его успехов, но и от неуспехов его соседа по парте. О какой дружбе и взаимовыручке после этого можно говорить? Мы начнем радоваться не только успехам своего чада, но и неудачам его одноклассников. Ведь чем хуже будут у них дела, тем выше будет рейтинг нашего. В чистом виде — человек человеку — волк. Со всеми вытекающими.
И кто сказал, что человек с высоким школьным рейтингом будет хватать звезды с неба всю оставшуюся жизнь? Наш Президент Владимир Путин в школе учился плохо. По крайней мере, в младших классах. И был мальчишкой хулиганистым. Его даже не хотели принимать в пионеры. Да и сам Президент, вспоминая школьные годы, как-то сказал, что он был больше хулиганом, чем пионером. Автора теории относительности Альберта Эйнштейна и вовсе исключали из школы за неуспеваемость. У Пушкина отличные отметки были только по литературе, а по всем остальным предметам будущее «Солнце русской поэзии» имел твердые тройки с минусами.
И при чем здесь рейтинг, скажите на милость? Что мы им намеряем? Не говоря уже о том, что для некоторых ребят это будет огромным стрессом. У Льва Шейнина в сборнике «Записки следователя» есть рассказ «Тройка по физике». Вот было бы здорово, если бы этот рассказ в обязательном порядке был прочитан всеми изобретателями рейтингов. Лев Романович знал, о чем писал. Он в свое время был следователем по особо важным делам Прокуратуры СССР. А рассказ этот о том, как тринадцатилетний мальчишка-шестиклассник покончил с собой. И выбрал для этого ремень, которым два часа раньше его выпорол отец. Выпорол за то, что ребенок получил тройку по физике. Любим мы проводить эксперименты над живыми людьми. А в нашем случае, над детьми.
А может быть, это еще отголосок, отрыжка всех этих ЕГЭ и «образовательных услуг»? Может быть, еще опомнятся? Хотя вовсе не уверен. Зато совершенно уверен, что девяносто девять процентов этих горе-реформаторов школы в школе ни дня не работали. Или все же действительно прошли те времена, когда ко всем этим рейтингам мы относились с изрядной долей юмора? На рубеже веков, целых двадцать лет главой администрации Снежногорска был Юрий Юрлин. Человеком он был своеобразным и вполне мог отпустить в своей речи этакую «черномырдинку». Он однажды сказал мне на камеру (я тогда работал на телевидении и брал у него коротенький комментарий на заседании областной Думы): «Я человек простой. У меня даже рейтинга нет. Мне его никто не мерял». Неужели теперь у каждого, начиная со второго класса, будет свой рейтинг? Какой ужас…