Во вторник, 14 декабря, Государственная Дума приняла Закон «Об организации публичной власти в Российской Федерации». А в среду Совет Федерации одобрил этот Закон. Основные его положения вступят в силу в июне следующего года. Первые комментарии по этому поводу были диаметрально противоположными. Некоторые политологи говорили, что принятие этого закона стало последовательным продолжением тех изменений, которые были внесены в Конституцию России, другие, с не меньшей уверенностью говорили, что закон полностью убивает местное самоуправление в стране.
Я не политолог и не гигант мысли, поэтому, размышляя о принятом законе, могу опираться только на свой жизненный опыт. А он, какой-никакой, имеется. Первые 34 года своей жизни я прожил в СССР, а теперь вот уже 30 лет живу в России. Поэтому могу без розовых соплей вспоминать жизнь в Советском Союзе, равно как и трезво оценивать то, что происходит в моей стране сегодня.
Сначала о том, что сразу бросилось в глаза. Новый закон снимает ограничения для губернаторских полномочий. В старом было предусмотрено только два срока. Теперь можешь избираться столько раз, сколько душе будет угодно. Ну, и, конечно, если избиратели окажут доверие. Далее, закон расширяет основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. Глава государства сможет сделать руководителю региона предупреждение, выговор, отрешить от должности и временно отстранить. Спускаемся ниже, главы регионов и сами смогут потребовать отставки мэров за плохую работу. В том числе — если в муниципалитете систематически не удавалось достичь показателей, по которым оценивают эффективность местной власти. Странновато, что эффективность работы будут оценивать не избравшие его люди, а какие-то показатели. И вот еще — глава субъекта одновременно будет считаться и главным региональным чиновником, и федеральным чиновником в регионе.
Пожалуй, хватит. Теперь по пунктам. Губернатором мы теперь можем до посинения избирать одного и того же человека. Но! Президент России может снять с его с должности в любой момент и за любую провинность. Независимо от того, что мы его совершенно законно выбрали. Мы ему доверие выразили, но вот доверия Президента ему оправдать не удалось. Отсюда вопрос: а зачем такие выборы вообще нужны? Назначайте, отстраняйте, награждайте, наказывайте, отправляете на повышение, на пенсию, в места не столь отдаленные. Мы-то вам зачем сдались в этой игре?
А вот зачем. Помните, после Беслана у нас отменили всенародные выборы глав регионов? Потом, через десяток лет, вернули. То есть, сначала посчитали, что темный электорат не в состоянии выбрать достойного руководителя региона, а потом решили, что народ дозрел до того, чтобы совершить правильный выбор. Только вот статистика бесстрастно свидетельствует о том, что количество отстраненных, наказанных и даже посаженных губернаторов — всенародно избранных и назначенных Кремлем — было примерно одинаковым. Примерно означает, что изгнанных назначенцев было чуть больше, чем всенародных избранников. Так что, в создавшейся ситуации, выборы остаются тем самым инструментом, когда народ может показать свою незрелость, недалекость, а то и просто глупость, чтобы мудрое руководство из Кремля поправило незадачливый электорат. Ведь иначе получится, что кто назначил, тот и виноват.
Далее, губернаторы наделяются полномочиями снимать глав городов за плохую работу. Та же картина. Выбирает народ на прямых выборах, а снять может один человек. Причем, снять за что угодно. Я уже писал, что давно живу в своей стране, поэтому особых иллюзий не питаю. Уверен, что во главу угла будет ставиться не профессиональная пригодность, а личная преданность.
Вертикаль становится все вертикальней и вертикальней. Будет ли от этого толк? Пока особого толку нет. Хотя, если спуститься в самый низ вертикали, то толк еще возможен? Я о главной ячейке общества — семье. Ведь в ней уже давно по закону один из супругов, недовольный другим, может в законодательном порядке потребовать его отставки, надеясь, что последующий брак обеспечит необходимый результат.
Пока налицо в чистом виде движение ради движения. И ничего более. И очень печально еще от того, что политологи и депутаты во весь голос отмечают, что принятие этого закона последовательное движение вперед после принятия огромного количества изменений в Конституцию России. И печально от того, что День Конституции России — государственный праздник — мы отметили 12 декабря, и о нем практически никто не вспомнил. Не было ни торжеств, ни гуляний, ни громких поздравлений. И не надо все оправдывать пандемией! А всего через два дня после даты вдруг засуетились, завспоминали. Стыдно.
И напоследок, о муниципальной власти. Ни в Советском Союзе, ни в России сегодня, она еще толком не повернулась к народу, хотя должна быть к нему ближе любой другой власти. Боюсь, что если ее так часто реформировать, то она лицом к народу не повернется никогда. Или так и задумано?