Результаты исследования сервиса «Авито услуги» и Data Insight показали, что репетиторы смогли заработать около 280 миллиардов рублей за год к марту 2022 года. За год выручка этого сегмента увеличилась в 1,5 раза, по итогам прошлого года она составляла 176 миллиардов рублей. То есть, каждый из них зарабатывал 18700 рублей в месяц. В этой сфере занято более 543 000 сотрудников (ничего себе оркестр!), для 83% из которых репетиторство является основным видом деятельности. Наиболее востребованными являются образовательные услуги по школьным предметам — на них специализируются 39% преподавателей.
Первоначально цифра в 280 миллиардов рублей должна сбивать с ног. Такую кучу денег простой человек даже представить себе не может. Но вот если поделить миллиарды на количество педагогов, занятых репетиторством, то 18700 рублей в месяц сразу возвращают нас на грешную землю. А если 83% репетиторов занимаются только им, то их заработок и вовсе представляется совсем невеликим. Можно предположить, что это школьные учителя, вышедшие на пенсию, и плюсуют они свои репетиторские деньги к пенсии. Ну а коли пенсия у нас невелика, то даже вместе с репетиторскими тысячами сумма дохода не производит впечатления.
Я далек от мысли о том, чтобы заняться подсчетом денег в чужих карманах. Равно, как и не собираюсь рассуждать о качестве репетиционных услуг. Ведь если у нас есть плохие врачи, инженеры, токари, губернаторы, то почему не должно быть плохих репетиторов? Я просто хочу рассказать о двоих своих близких знакомых, которые занимались репетиторством. Не знаю, как они искали учеников. Может быть, пользовались услугами интернета, а может быть и «сарафанного радио». Не знаю так же и того, официально они зарабатывали репетиционные деньги, или получали «черный нал». Это не донос в налоговую. Ребятам это не повредит, потому что обоих уже нет на свете…
Совсем недавно, в начале сентября умерла моя однокашница. Мы вместе учились в институте все пять лет. И не просто на одном курсе, и не просто в одной группе, а даже в одной маленькой подгруппе, на которые мы были поделены, чтобы изучать английский язык. То есть, виделись каждый день во время учебы. Нашему знакомству было 47 лет. Она много лет проработала в школе, учила ребят английскому. И хорошо учила. Это не мое мнение. Многие называли ее «Учителем от Бога». Несколько последних лет она боролась с тяжелой болезнью. Ушла на пенсию, но английский язык ее не отпускал. Она занималась репетиторством. Причем, со всеми, кому это было надо. И с первоклашками, и с совершенно взрослыми людьми, которым понадобилось знание английского языка. Пару раз и я «сосватал» ей учеников. Одного школьника и одного взрослого мужика, который собирался на ПМЖ в Канаду. Она была добрым человеком, и болезнь ее не озлобила, а скорее наоборот, сделала еще более доброй, еще более жизнелюбивой. Вот только победить она ее не смогла.
Второй репетитор был моим одноклассником. Он работал в одной из мурманских гимназий учителем русского языка и литературы. Думаю, что репетиторством он занимался все годы, что работал в школе. И всегда соблюдал в своем репетиторстве один принцип. Он никогда дополнительно не занимался с ребятами, которых учил в гимназии. Исключение, по-моему, сделал всего один раз. Это исключение вполне достойно отдельного рассказа, но это не мой секрет. Наверное, именно эта работа на износ привела к тому, что его сердце стало одной большой раной. К своим сорока семи годам, что он прожил на свете, он неоднократно побеждал на конкурсе «Учитель города», стал Заслуженным учителем России. Но это, так сказать, официальное признание…
Его хоронила вся гимназия. Уроки в этот день отменили. Было много знакомых лиц в актовом зале, где проходило прощание. Ко мне подошла коллега, журналист одной из мурманских газет, и спросила: «Что, твои детки тоже у него учились?». Я ответил, что нет, что мы с ним все десять школьных лет учились в одном классе. А она вдруг мне в ответ: «А у меня сын из-за него в школу ходил». Это уже не официальное признание, а безоговорочное доверие и любовь…
Зачем я об этом написал? Может быть, затем, что хочу, чтобы все наши репетиторы были такими, как мои ушедшие друзья. А может быть я написал об этом потому, что если даже лучшие из лучших вынуждены искать дополнительный заработок на стороне, чтобы обеспечить своей семье достойную жизнь, то значит, не все в порядке с нашей системой образования. А точнее, все не в порядке. И все это официальные сообщения о грандиозных успехах — блеф. Ведь школа начинается с учителя! Может быть, наша система среднего образования специально «заточена» на то, чтобы после окончания школы наши дети и внуки не смогли поступить в институт? Может быть, пора перестать говорить и начать делать? Срочно делать. Пока еще не поздно.