Андрей Кураев о «благодатном огне»

На ютубе появилось интервью с протодиаконом Андреем Кураевым. Его спросили об основных проблемах православия, с которыми Кураев в свое время боролся. Среди них была проблема «чуда благодатного огня» в Иерусалиме.

Кураев:

«Следующая волна — это где-то 2007-2008 год. Это конфликт из-за вопроса о благодатном огне в Иерусалиме. Я не собирался эту тему поднимать, я благоговейно к этому относился, потому что всегда монахи рассказывали, как о великом чуде, когда я учился в семинарии, а я консервативный человек, чему меня учили, то я и передаю.

Но в 2008 году я оказался на Пасху в Иерусалиме, и при встрече с нашей московской делегацией патриарх Феофил… его спросили, что он думает об этом. Честно говоря, я подначивал журналистов задать этот вопрос, журналисты светские, из «Комсомольской правды», они особо не знали о чем с патриархом беседовать. Я говорю: «Спросите это».

Его ответ был шокирующим и для меня, и для всех. Он говорит: «Это обычный representation». Это не представление театральное, ну как мы говорим, что это какой-то обряд, представляет собой… диакон, идущий со свечой, представляет собой Иоанна Крестителя, который идет перед Христом. Диакон пред священником во время этого шествия представляет собой… Вот в этом контексте было сказано.

То есть это «representation» как и во все остальные службы великого поста. Шествие крестным ходом в первое воскресенье. Омовение ног, когда патриарх священникам ноги омывает. Это представляет как Христос омывал ноги апостолам.

Но при этом он слова «чудо» не сказал, никакого там самовозгорания ничего не было. Representation.

У меня это наложилось вот на что. Мы живем в эпоху появления новых технологий. Представьте себе, какой-нибудь турист, а может израильский местный житель, поставит мини-мини-миниатюрную видеокамеру в Кувуклии Гроба Господня на великую субботу, и заснимет на нее то, что там происходит. Потом выложит в интернет, в эфир и так далее.

Если выяснится, что патриарх, зайдя туда, зажигает лампаду сам каким-то образом. Зажигалка ли у него в кармане или еще как. А потом выяснилось, что у него там действительно в тени есть замурованная ниша, которая закрыта иконой божьей матери. И за этой нишей там может стоять и стоит лампада негаснущая, обычная масляная.

Ну много чего другого потом уже выяснилось через дискуссии, но у меня вот изначально появилось вот такое опасение: «А что будет, если…» Это будет страшный удар, потому что в православном мире неофициально… Понимаете, на официальном уровне нет учебника догматики, учебника даже закона божия, что вот есть такое чудо и это опора нашей веры. В массовом сознании это преподносится как главный аргумент, что именно православие, а не что-то другое верно.

Это будет такой удар страшный по православию, что я решил, что я лучше рискну своей репутацией, пусть сейчас меня ругают, но если через лет сколько-то появится другая доказанная версия, то у тогдашнего поколения апологетов будет возможность сказать: «А мы тут не при чем. Наша церковь всегда говорила, будьте осторожны, помните, еще в начале 21 века диакон Кураев утверждал…

Я привел слова патриарха. Понимаете, там штука такая. Два человека присутствуют в Кувуклии Гроба Господня, когда это происходит — это иерусалимский патриарх и епископ армянский из Иерусалима. Армянская церковь публично и официально говорит, что это мы зажигаем, никакого чуда самовозгорания нет. А православный патриарх отказывается это оспорить. Почему я должен быть более православным, чем иерусалимский патриарх?»